Файл: Налоговый учет по налогу на добавленную стоимость (Сущность и функции НДС).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена тем, что налог на добавленную стоимость признан основным федеральным налогом.
Налогу на добавленную стоимость отводят важную роль в косвенном налогообложении. Доходная часть бюджета нашего государства формируется из значительных поступлений налога на добавленную стоимость. Его относят к важному регулятору перераспределения общественных благ.
Благодаря его применению осуществляется перераспределение налогового бремени, что позволяет соблюдать экономическое и юридическое равенство налогоплательщиков в современных кризисных условиях.
Объект исследования: налог на добавленную стоимость.
Предмет исследования: налоговый учет по налогу на добавленную стоимость.
Цель работы: изучить методологию налогового учета по налогу на добавленную стоимость.
Исходя из поставленной цели перед нами встают следующие задачи:
- Изучить сущность и функции НДС;
- Рассмотреть взаимодействие субъектов налоговых отношений;
- Раскрыть процесс освобождения налогоплательщиков от уплаты НДС;
- Изучить порядок исчисления НДС;
- Раскрыть порядок и сроки уплаты НДС;
- Рассмотреть методологию налогового учета НДС.
Степень изученности темы. Данная тема освещена и проработана в достаточно большом количестве источников и литературы. Однако при этом мало трудов, обобщающих и систематизирующих предмет исследования в полном объеме - в основном авторы предпочитают раскрывать в своих работах более узкие аспекты проблемы. Так, например, необходимо выделить публикации, посвященные системе косвенных налогов в России и перспективам их развития О. Т. Козаевой, И. В. Сугаровой. Кроме этого, большое значение для настоящего исследования имеет работы, посвященные вопросам о незаконном возмещении налога на добавленную стоимость А.О. Пластун, Н.В. Миллер и направлениям бухгалтерского учета и налогообложения Г. А. Чистяковой , А.В. Глущенко и А.А. Дулеповой.
Методы исследования. В основе методологической базы исследования лежит системный подход, в рамках которого налог на добавленную стоимость рассматривается как самоорганизованная система. Также используются такие общелогические методы, как анализ литературы по данной проблематике и синтез полученной информации по теме исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы при написании обобщающих работ, поскольку в исследовании дается систематизированный и обоснованный анализ методики налогового учета налога на добавленную стоимость.
Работа состоит из введения, двух глав, раскрывающих основное содержание работы, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА I НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
1.1 Сущность и функции НДС
Распространение в конце ХХ века налога на добавленную стоимость, приносящего в государственный бюджет довольно значительные доходы, стало одним из важнейших событий в мировой практике системы налогообложения, а также одних из самых эффективных нововведений в финансовой политике.
Этот факт был доказан опытом многих зарубежных стран, включая Францию, Тунис, Великобританию и Южную Корею. В перечисленных государствах посредством НДС обеспечивается около 12-30% стабильного дохода государственного бюджета[1].
Впервые схема обложения НДС разработал французский экономит М. Лоре в 154 году. Благодаря ему данный налог в 1958 году был введен во Франции[2].
В дальнейшем НДС получил распространение в других странах после подписания Договора о создании Европейского экономического сообщества в 1957 году в Риме. В соответствии с данным Договором странам, которые его подписали, необходимо трансформировать налоговые системы с целью создания общего рынка[3].
Второй директивой Совета ЕЭС, датированной 1967 годом, было провозглашено, что НДС выступает одним из главных косвенных налогов европейских стран. Кроме этого, было принято решение, согласно которому до 1972 года всем странам - членам Совета ЕЭС необходимо ввести НДС.
В 1967 году НДС ввели в Дании, а в 1968 - в ФРГ.
В 1977 году шестой директивой Совета ЕЭС была окончательно утверждена база современной европейской системы обложения НДС.
Таким образом данный процесс окончательно унифицировал систему взимания НДС в европейских странах[4].
По своей сути НДС можно отнести к группе косвенных налогов, характерной чертой которых является фискальная функция. Появлению такого рода налогов способствует активная потребность государства в дополнительных доходах в следствии роста расходов[5].
Одной из первых форм косвенного налога являлись акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров. НДС в отличии от акцизов устанавливается на все категории товаров.
На сегодняшний день НДС распространен более чем в 40 странах, включая практически все страны Европы, а также Латинскую Америку, Турцию, Индонезию и т.д[6].
Такая обширная география распространения данного налога говорит о том, что он жизнеспособен и вполне соответствует тем требованиям, которые предъявляет современная рыночная экономика.
Помимо этого, необходимо выделить те факторы, которые также способствовали эффективному внедрению и распространению НДС:
- Недостатки, которые имеются у прямых налогов. Например: чрезмерная тяжесть налогообложения, а также обширные возможности уклонения от их уплаты;
- Дефицит бюджета, имеющий постоянный характер во многих странах, и, как следствие, все более возрастающая потребность в расширении налогооблагаемой базы;
- Необходимость совершенствования налоговых систем, существующих на сегодняшний день, и приведения их в соответствие уровню экономического развития.
Таким образом, на сегодняшний день во многих странах развился идентичный механизм взимания НДС.
Что касается Российской Федерации, то здесь НДС был введен в 1992 году и законодательно закреплен в Законе РСФСР № 19921 "О налоге на добавленную стоимость" от 06.12.1991 г.[7] На сегодняшний день этот закон отменен.
Налогообложение добавленной стоимости – одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения. Введение косвенных налогов в налоговые системы государств с рыночной экономикой обычно связывают с возрастанием потребности государства в доходах бюджета. Современные национальные налоговые системы, как известно, сочетают прямые и косвенные налоги[8]. Одни государства отдают предпочтение прямым налогам, а другие – косвенным. Характер предпочтения зависит в значительной степени от экономического развития государства: чем ниже уровень развития, тем большую долю доходов государство получает от взимания косвенных налогов. И наоборот, чем выше этот уровень, тем значительнее роль прямых налогов в налоговой системе страны[9].
Важнейшим свойством косвенного налога является включение его в цену облагаемых товаров (работ, услуг) путем надбавок к цене или включения в издержки производства. В нормальных экономических условиях уплата косвенных налогов производится конечными потребителями, хотя вносят эти налоги в бюджет непосредственно продавцы и производители облагаемых товаров (работ, услуг).
Еще одна особенность косвенных налогов заключается в том, что применяется дозированный порядок их уплаты для реального плательщика.
Русский ученый М.Н. Соболев отмечал другие преимущества косвенных налогов:
- Эти налоги, поскольку они попадают на предметы широкого потребления, всегда весьма доходны для государства;
- Косвенные налоги, включаемые в цену товара, платятся незаметно для потребителя. Здесь утрачивается непосредственная связь между платежом налога и осознанием этого платежа;
- Косвенные налоги не могут сопровождаться недоимками, как это происходит с прямыми налогами, поскольку они входят в цену товаров, которые и покупаются потребителями тогда, когда у них имеются деньги[10].
Взимание НДС как косвенного налога направлено прежде всего на решение фискальных задач государства[11]. Во многих зарубежных странах он использовался для покрытия бюджетных дефицитов, так как увеличение налоговых ставок по прямым налогам, как правило, приводит к замедлению процесса накопления капитала и к снижению деловой активности. Но НДС отводится и определенная роль в регулировании экономических и социальных процессов в стране. Так, например, в европейских странах от налога освобождаются средства, инвестируемые в основной капитал, не платят налоги банки, учебные заведения, имеются льготы у общественных организаций инвалидов[12].
В теории налогообложения в систему косвенного обложения обычно включают две группы налогов:
- Налоги на потребление, сумма которых включается в состав платежей, получаемых от покупателя при реализации товаров (работ, услуг), т.е. они взимаются через цену в виде своеобразных надбавок (налог с оборота, налог с продаж, акциз);
- Налоги, относимые на затраты, которые увеличивают издержки производства, а следовательно, и цену товаров (работ, услуг). К ним, в частности, относятся налог на имущество, таможенная пошлина, налог на рекламу[13].
НДС входит в группу налогов на потребление. Особенностью НДС, отличающей его от других и не только косвенных налогов, является возмещение государством суммы налога, уплаченной при приобретении товаров (работ, услуг). Эта особенность определяет механизм формирования налоговых доходов бюджета в части НДС[14].
НДС как наиболее значительный косвенный налог выполняет две взаимодополняющие функции: фискальную и регулирующую. Фискальная функция, в частности, заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. В свою очередь, регулирующая функция проявляется в стимулировании производственного накопления и усилении контроля над сроками продвижения товаров и их качеством[15].
Налог на добавленную стоимость играет ведущую роль в косвенном налогообложении. Поступления от него занимают значительное место в доходной части бюджета нашего государства. Причем доля поступлений от налога на добавленную стоимость в общих налоговых доходах государства неуклонно возрастает. Этот налог прочно занимает первое место среди всех налоговых доходов государства.
1.2 Взаимодействие субъектов налоговых отношений
Налог на добавленную стоимость относят к основному косвенному налогу и главному налогу, который формирует доходную часть бюджета. Сумма платежей по налогу на добавленную стоимость в бюджет превышает поступления по другим налогам, даже по налогу на прибыль.
При осуществлении производственной или торговой деятельности, между предприятием или организацией и государством возникают гражданско-правовые отношения. Эти отношения регулируются законодательством РФ. Законодательство о налогах и сборах контролирует отношения, связанные с установлением, ведением и взиманием налогов и сборов в Российской Федерации, согласно ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации.
С помощью взимания налогов, обеспечивается формирование доходов государства. Одновременно осуществляется регулирование экономики страны[16].
Налоговая система – это инструмент государственного управления обществом.
Законодательство по налогам и сборам определяет участников налоговых отношений, согласно ст.9 НК РФ[17]:
- Субъекты налога;
- Налоговые агенты;
- Государственные органы.
К субъектам налоговых отношений относят[18]:
- Федеральную налоговую службу Российской Федерации, ее территориальные подразделения.
- Государственный таможенный комитет Российской Федерации, его территориальные подразделения.
- Государственные внебюджетные органы (Счетная палата РФ, Федеральное казначейство).
- Органы внутренних дел.
- Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов федерации.
- Государственные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие взимание налогов и сборов;
- Организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами (на них возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов);
- Налогоплательщики: организации, физические лица-граждане, физические лица и индивидуальные предприниматели, налоговые агенты[19].