Файл: Налоговый учет по налогу на добавленную стоимость (Сущность и функции НДС).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Документами, подтверждающими право на освобождение (продление срока освобождения), являются[48]:

  1. Выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
  2. Выписка из книги продаж;
  3. Выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
  4. Копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Указанные уведомления и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.

Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет ими утрачено[49].

По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы[50]:

  1. Документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 2 млн. руб.;
  2. Уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования, данного права.

Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца превысила 2 млн. руб. либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики, начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение.[51] Сумма НДС за месяц, в котором имело место, указанное превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке[52].

Сумма НДС подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней[53]:


  1. В случае если налогоплательщик не представил уведомление и документы, подтверждающие право на освобождение (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения);
  2. В случае если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает установленные ограничения.

Налогоплательщик вправе направить в налоговый орган уведомление и вышеуказанные документы по почте заказным письмом. Днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма[54].

Суммы НДС, принятые налогоплательщиком к вычету до использования им права на освобождение, по товарам (работам, услугам)[55], в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании права на освобождение путем уменьшения налоговых вычетов[56].

Суммы НДС, уплаченные по товарам (работам услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения НДС, принимаются к вычету.

ГЛАВА II ПОРЯДОК РАСЧЕТА И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

2.1 Порядок исчисления НДС

По НДС не предусмотрено единой налоговой ставки, то есть согласно ст. 164 НК РФ действует система налоговых ставок[57], которая представлена в виде таблицы 1.

Ставка

Область применения

0 %

Продажа товаров, предназначенных для экспорта, проходящих через таможенное оформление.

Международные перевозки.

Операции, осуществляемые организациями по транспортировке нефти и продуктов ее переработки.

10 %

Реализация продуктов питания

Реализация товаров детского назначения.

Реализация лекарственных препаратов и медицинских изделий.

Реализация печатных и периодических изданий, относящихся к сфере обучения и культуры.

20 %

Все прочие операции, которые не попали в две предыдущие категории


Таблица 1 - Ставки НДС[58]

В соответствии с п.1 ст.166 НК РФ сумма НДС исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете (в случае наличия операций, облагаемых по различным ставкам)[59] – как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. При этом общая сумма НДС получается сложением всех исчисленных сумм НДС за конкретный налоговый период.

Важной практической особенностью является факт, что согласно п 7 ст.166 НК РФ в случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения налоговые органы имеют право исчислять суммы НДС, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам. На практике данной нормой налоговые органы пользуются достаточно часто, поэтому в случае возникновения проблем лучше признать неправильность исчисления НДС, но стараться сделать все возможное, чтобы не было доказано отсутствие ведения бухгалтерского или налогового учета по НДС[60].

В соответствии со ст. 167 НК РФ моментом определения Налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат[61]:

  1. День отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг);
  2. День оплаты, частичной оплаты в счёт предстоящих поставок товаров (работ, услуг).

Сумма НДС, исчисленная как процентная доля налоговой базы за конкретный налоговый период, и сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, не всегда тождественны. Это обусловлено тем, что налогоплательщики имеют право вычесть из исчисленной суммы НДС суммы налоговых вычетом, рассчитанных на основании положений ст.171 НК РФ. Учитывая вышесказанное и в соответствии с требованиями ст. 173 НК РФ определить НДС, подлежащий уплате в бюджет можно по формуле 1[62].

(1) НДС б = НБ*Ставка - НВ,

где НДС б – Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет;

Ставка – Соответствующая ставка по налогу;

НВ – Налоговые вычеты по налогу.

Согласно ст.171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС на суммы налоговых вычетов. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в отношении[63]:


  1. Товаров (работ, услуг), приобретенных для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с НК РФ;
  2. Товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи[64].

На основании ст.172 НК РФ система налоговых вычетов по НДС может быть представлены в виде рисунка 1.

Рисунок 1 - Налоговые вычеты по НДС[65]

Следует обратить внимание на то, что согласно п.2 ст.173 НК РФ, если сумма налогового вычета окажется больше суммы НДС к уплате, исчисленного по операциям, признаваемым объектом налогообложения НДС, то разница между суммой налогового вычета и суммой НДС к уплате подлежит возмещению налогоплательщику

2.2 Порядок и сроки уплаты НДС

В соответствии со ст. 174 НК РФ НДС уплачивается по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации за истекший период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом[66].

При ввозе товаров в Россию уплачивается в соответствии с таможенным законодательством.

НДС, подлежащий уплате в бюджет, по операциям реализации на территории РФ уплачивается по месту налогового учета плательщика[67].

Налоговые агенты уплачивают НДС по итогам налогового периода, в котором произошла соответствующая реализация, по месту своего нахождения[68].

Плательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Плательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации без учета НДС, не превышающими 2 млн. руб., вправе уплачивать НДС исходя из фактической реализации за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Плательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

2.3 Налоговый учет НДС

Под налоговым производством понимается многообразие приемов, способов, методик, которые определяют порядок выполнения обязанностей налогоплательщиков по исчислению и уплате налогов в государственный бюджет. Если говорить своими словами, то налоговое производство это порядок выполнения налогового обязательства, который устанавливает налоговое законодательство[69].


Данный порядок, общие правила выполнения налогового обязательства, налоговое законодательство определяет в ст. 38-79 НК РФ части первой. Предметом регулирования выступает налоговая отчетность, сведения о которой содержатся в статьях 80-81 НК РФ части первой[70].

Основой для исчисления налогов являются данные бухгалтерского и налогового учета. Согласно с Федеральным законом N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», под бухгалтерским учетом понимается упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций[71].

Под налоговым учетом понимают систему обобщения информации, благодаря которой определяется налоговая база. Налоговая база определяется на основе данных первичных документов.

Налоговый учет обеспечивает информацией внутренних и внешних пользователей, в которой раскрывается информация о правильности, полноте и своевременности исчисления и уплате налога в бюджет. Необходимым условием правильной организации налогового учета является наличие учетной политики организации для целей налогообложения[72].

Учетная политика организации должна отражать порядок ведения налогового учета. Ее утверждает приказом руководитель организации. Под учетной политикой организации для целей налогообложения понимают выбранную совокупность способов и методов по определению доходов и расходов, их признания, оценки и распределения.

Начальной стадией налогового производства является документирование и сопровождение налогового производства. Документирование налогового производства способствует формированию источников налоговой информации, которую используют при исчислении сумм налоговых платежей[73].

Информация, которая необходима для исчисления налогов, содержится в[74]:

  1. Отчетно-расчетной документации, которая включает в себя налоговую декларацию, налоговые расчеты, расчетные ведомости по налогам;
  2. Сопутствующей налоговой документации, которая включает в себя расчеты стоимости имущества, справки об авансовых взносах и т.д.;
  3. Учетно-налоговых регистрах, которые включают в себя книгу учета доходов и расходов (для ИП ), налоговую карточку физического лица и т.д.;
  4. Извещениях;
  5. В требованиях об уплате налогов и сборах[75].