Добавлен: 25.10.2018
Просмотров: 7003
Скачиваний: 27
СРЕДСТВ
Стандарт ISO 9126:1991 - Оценка программного продукта. Основные
факторы, определяющие качество сложных программных средств. Внутренние
метрики. Внешние метрики. Метрики качества в использовании.
Стандарт ISO 9126:1991 - Оценка программного продукта.
Характеристики качества и руководство по их применению - является
основой формального регламентирования характеристик качества ПС.
Развитие этого международного стандарта проводится в направлении
уточнения, детализации и расширения, описаний характеристик качества
комплексов программ. Для замены редакции 1991 года завершается
разработка и формализован проект стандарта, состоящего из четырех частей
ISO 9126:1-4. Стандарт ISO 9126:1991 предполагается заменить, на две
взаимосвязанные серии стандартов: ISO 9126:1-4 (проект) - Качество
программных средств - и утвержденный стандарт ISO 14598:1-6:1998-2000 -
Оценивание программного продукта. Проект нового стандарта ISO 9126
состоит из следующих частей под общим заголовком - Информационная
технология - Качество программных средств:
Часть 1: Модель качества.
Часть 2: Внешние метрики качества.
Часть 3: Внутренние метрики качества.
Часть 4: Метрики качества в использовании.
Часть первая стандарта ISO 9126-1 - (пересмотренная и расширенная
редакция ISO 9126:1991), сохранила практически ту же номенклатуру
нормативных характеристик качества программных средств. В ней
приводится схема взаимосвязи частей стандарта ISO 9126 и частей стандарта
ISO 14598, а также область применения, нормативные ссылки, термины и
определения. Модель характеристик качества ПС состоит из шести групп
базовых показателей, каждая из которых детализирована несколькими
нормативными субхарактеристиками:
Функциональная пригодность детализируется:
- пригодностью для применения;
- корректностью (правильностью, точностью);
- способностью к взаимодействию;
- защищенностью.
Надежность характеризуется:
- уровнем завершенности (отсутствия ошибок);
- устойчивостью к дефектам;
- восстанавливаемостью;
-доступностью-готовностью.
Эффективность рекомендуется отражать:
- временной эффективностью;
- используемостью ресурсов.
Применимость (практичность) предлагается описывать:
-понятностью;
- простотой использования;
- изучаемостью;
- привлекательностью.
Сопровождаемость представляется:
- удобством для анализа;
- изменяемостью;
- стабильностью;
- тестируемостью.
Переносимость (мобильность) предлагается отражать:
- адаптируемостью;
- простотой установки - инсталляции;
- сосуществованием - соответствием;
- замещаемостью.
Дополнительно
каждая
характеристика
сопровождается
субхарактеристикой согласованность, которая должна отражать отсутствие
противоречий с иными стандартами и нормативными документами, а также с
другими
показателями
в
данном
стандарте.
Характеристики
и
субхарактеристики в этой части стандарта определены очень кратко (2-3
строки), без комментариев и подробных рекомендаций по их применению к
конкретным системам и проектам. Материалы имеют концептуальный
характер и не содержат рекомендаций по выбору и упорядочению
приоритетов необходимого минимума критериев в зависимости от
особенностей объекта среды разработки и применения. Кроме того,
отсутствуют методики измерения характеристик и сопоставления с
требованиями спецификаций, а также рекомендации, на каких этапах ЖЦ ПС
их целесообразно применять.
Описания
показателей
качества
ориентированы
на
высококвалифицированных системных аналитиков и заказчиков ПС,
которым предоставляет возможность выбирать необходимую номенклатуру и
способ оценивая характеристик в соответствии с назначением, областью
применения и конкретными особенностями создаваемых объектов.
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КАЧЕСТВО СЛОЖНЫХ
ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ
Общее представление о качестве ПС международным стандартом ISO
9126
рекомендуется
отражать
тремя
взаимодействующими
и
взаимозависимыми метриками характеристик качества, отражающими:
внутреннее качество, проявляющееся в процессе разработки и других
промежуточных этапов жизненного цикла ПС;
внешнее качество, заданное требованиями заказчика в спецификациях
и отражающееся характеристиками конечного продукта;
качество при использовании в процессе нормальной эксплуатации и
результативностью достижения потребностей пользователей с учетом затрат
ресурсов.
Эти типы метрик применимы при определении целей проекта и
требований к качеству ПС, включая промежуточные компоненты и
продукты. Подходящие внутренние атрибуты качества ПС являются
предпосылкой достижения в жизненном цикле требуемого внешнего
поведения, а приемлемое внешнее поведение - предпосылка достижения
качества в использовании.
Внутренние метрики в соответствии со стандартами могут
применяться в ходе проектирования и программирования к неисполняемым
компонентам ПС таким, как спецификация или исходный программный
текст. При разработке ПС промежуточные компоненты следует оценивать с
использованием внутренних метрик, которые отражают некоторые
функциональные и конструктивные свойства программ. Основная цель
применения внутренних метрик – обеспечение требуемого внешнего
качества. Рекомендуется использовать внутренние метрики, которые имеют
наиболее сильные связи с приоритетными внешними метриками, чтобы они
могли помогать при прогнозировании их достижимых значений.
Внутренние метрики дают возможность разработчикам, испытателям и
заказчикам, начиная с системного проектирования, прогнозировать качество
жизненного цикла программ и заниматься вопросами технологического
обеспечения качества до того, как ПС становится готовым к использованию
продуктом. Измерения внутренних метрик используют свойства, категории,
числа или характеристики элементов из состава ПС, которые, например,
имеются в процедурах исходного программного текста, в графе потока
управления, в потоке данных и в описаниях изменения состояний памяти.
Качество документации также может оцениваться с использованием
внутренних метрик.
Внешние метрики используют меры ПС, выведенные из поведения
системы, частью которых они являются, путем испытаний, эксплуатации и
наблюдения
исполняемых
программ
или
функционирования
информационной системы. Перед приобретением или использованием ПС
его следует оценить с использованием метрик, основанных на реализации
деловых и профессиональных целей, связанных с применением
программного продукта в определенной организационной и технической
среде. Внешние метрики обеспечивают заказчикам, пользователям и
разработчикам возможность прослеживать и анализировать качество ПС в
ходе испытаний или опытной эксплуатации. Подходящие внешние метрики
специфицируются для получения числовых значений или категорий и
свойств внутренних характеристик качества, чтобы их можно было
использовать для проверки того, что промежуточные продукты в процессе
разработки удовлетворяют внутренним спецификациям качества.
Метрики качества в использовании отражают, в какой степени
продукт удовлетворяет потребности конкретных пользователей в достижения
заданных целей. Эта метрика не отражена в числе шести базовых
характеристик ПС, регламентируемых стандартом ISO 9126-1 вследствие ее
общности, однако рекомендуется для интегральной оценки результатов
функционирования и применения комплексов программ в стандарте ISO
9126-4.
Качество в использовании - это объединенный эффект
функциональных и конструктивных характеристик качества ПС для
пользователей. Связь качества в использовании с другими характеристиками
ПС зависит от задач и функций их потребителей:
для заказчика требуется полное соответствие характеристик
программного продукта условиям контракта, технического задания и
спецификаций требований;
для конечного оперативного пользователя ПС по основному
назначению, качество в использовании обусловливают, в основном,
характеристики функциональных возможностей, надежности, практичности
и эффективности;
для персонала сопровождения ПС качество в использовании
определяется преимущественно сопровождаемостью;
для персонала, выполняющего перенос ПС на иные платформы, а
также инсталляцию и адаптацию к среде применения, качество в
использовании определяется, прежде всего, мобильностью.
Практически невозможно измерить все внутренние или внешние
субхарактеристики и их атрибуты для всех компонентов крупномасштабных
ПС.
Аналогично, обычно не практикуется формализовать требования и
оценивать качество в использовании для всех возможных сценариев задач
пользователей. Поэтому их необходимо ранжировать и выделять
приоритетные процессы и объекты для оценивания характеристик с
различной достоверностью.
Для выбора характеристик качества ПС и достоверного сравнения их с
требованиями, а также для сопоставления их значений между различными
программными продуктами необходимы оценки, измерения и использование
определенных мер и шкал. Стандартами рекомендуется, чтобы было
предусмотрено
измерение
каждой
характеристики
качества
ПС
(субхарактеристики или ее атрибута) с точностью и определенностью,
достаточной для сравнений с требованиями технических заданий и
спецификаций, и чтобы измерения были объективны и воспроизводимы.
Следует предусматривать нормы допустимых ошибок измерения, вызванных
инструментами и/или ошибками человека-эксперта. Чтобы измерения были
объективными, должна быть документирована и согласована процедура для
присвоения числового значения, свойства или категории каждому атрибуту
программного продукта. Процедуры измерений должны давать в результате
одинаковые меры с приемлемой устойчивостью, получаемые различными
субъектами при выполнении одних и тех же измерений характеристик ПС в
различных случаях.
Характеристики, субхарактеристики и атрибуты качества ПС с позиции
возможности и точности их измерения можно разделить на три уровня
детализации показателей, особенности которых следует уточнять при их
выборе:
категорийные-описательные, отражающие набор свойств и общие
характеристики объекта - его функции, категории ответственности,
защищенности и важности, которые могут быть представлены номинальной
шкалой категорий-свойств;
количественные,
представляемые
множеством
упорядоченных
числовых точек, отражающих непрерывные или дискретные закономерности
и описываемые интервальной или относительной шкалой, которые можно
объективно измерить и численно сопоставить с требованиями;
качественные - содержащие несколько упорядоченных или отдельных
свойств - категорий, которые характеризуются порядковой или точечной
шкалой набора категорий (есть - нет, хорошо - плохо), устанавливаются,
выбираются и оцениваются в значительной степени субъективно и
экспертно.
К первому уровню относятся показатели качества, которые
характеризуются наибольшим разнообразием значений - свойств программ и
наборов данных и охватывают весь спектр классов, назначений и функций
современных ПС. Эти свойства можно сравнивать только в пределах
однотипных ПС и трудно упорядочивать по принципу предпочтительности.
Среди стандартизированных показателей качества к этой группе, прежде
всего, относится Функциональная пригодность, являющаяся самой важной
и доминирующей характеристикой любых ПС. Номенклатура и значения
всех остальных показателей качества непосредственно определяются
требуемыми функциями программного средства и, в той или иной степени,
влияют на выполнение этих функций. Поэтому выбор функциональной
пригодности ПС, подробное и корректное описание ее свойств являются
основными исходными данными для установления при системном
проектировании требуемых значений всех остальных стандартизированных
показателей качества.
Ко второму уровню показателей качества относятся достаточно
достоверно и объективно измеряемые численные характеристики ПС.
Значения этих характеристик обычно в наибольшей степени влияют на
функциональную пригодность и метрики в использовании ПС. Поэтому
выбор и обоснование их требуемых значений должно проводиться наиболее
аккуратно и достоверно уже при проектировании ПС. Их субхарактеристики
могут быть описаны упорядоченными шкалами объективно измеряемых
значений, требуемые численные величины которых могут быть установлены
и выбраны заказчиками или пользователями ПС. Такими характеристиками
являются надежность и эффективность комплексов программ. Надежность
может отражаться временем наработки на отказ, средним временем
восстановления, а также коэффициентом готовности – вероятностью застать
ПС в работоспособном состоянии при нормальной эксплуатации. Эти