Добавлен: 25.10.2018
Просмотров: 7002
Скачиваний: 27
величины могут выбираться и фиксироваться в техническом задании или
спецификации требований, и сопровождаться методикой объективных,
численных
измерений
при
квалификационных
испытаниях
для
сопоставления с требованиями.
Атрибуты временной эффективности тесно связаны между собой и
также значительно влияют на функциональную пригодность ПС.
Длительность решения основных задач, пропускная способность по числу их
решений за некоторый интервал времени, длительность ожидания
результатов (отклика), и некоторые другие характеристики динамики
функционирования ПС, могут быть выбраны и установлены количественно в
спецификациях требований заказчиком. Эта субхарактеристика не всегда
может быть выбрана и достаточно точно зафиксирована в требованиях на
начальных этапах разработки, но она может количественно измеряться и
последовательно уточняться в жизненном цикле ПС.
Третий уровень стандартизированных показателей качества ПС трудно
полностью описать измеряемыми количественными значениями и их
некоторые
субхарактеристики
и
атрибуты
имеют
описательный,
качественный вид. В зависимости от функционального назначения ПС по
согласованию с заказчиком можно определять экспертно степень
необходимости (приоритет) этих свойств и бальные значения уровня
реализации их атрибутов в жизненном цикле конкретного ПС. Например, не
всегда может требоваться мобильность программ на иные операционные и
аппаратные платформы. В других случаях мобильность можно оценивать
категориями:
отличная,
хорошая,
удовлетворительная
или
неудовлетворительная. Такие оценки могут проводиться экспертно на основе
анализа возможной трудоемкости и длительности, реализации процессов
переноса комплекса программ на новую платформу.
Практичность тесно связана с функциональной пригодностью.
Обобщенно
этот
показатель
можно
отразить
трудоемкостью
и
длительностью, которые необходимы для изучения и полного освоения
функций и технологии применения соответствующего ПС. Каждая из
субхарактеристик практичности имеет ряд качественных атрибутов, которые
могут выбираться и оцениваться экспертно с учетом функционального
назначения ПС, а также надежности и ресурсной эффективности комплекса
программ. Некоторые из этих атрибутов можно квалифицировать
количественно.
Сопровождаемость может иметь ограниченный характер полной замены
программ на вновь разработанные версии и тем самым сливаться с
процессами разработки или осуществляться как непрерывная поддержка
множества пользователей консультациями, адаптациями и корректировками
программ. В зависимости от этого различаются функции и трудоемкость
процессов сопровождения, которая может использоваться как обобщенная
качественная характеристика при выборе требований к этому показателю
качества. Соответственно при проектировании качественно могут быть
установлены субхарактеристики сопровождаемости и описаны требуемые их
свойства.
При любом виде деятельности людям свойственно непредумышленно
ошибаться, результаты чего проявляются в процессе создания или приме-
нения изделий или систем. В общем случае под ошибкой подразумевается
дефект, погрешность или неумышленное искажение объекта или процесса.
При этом предполагается, что известно его правильное, эталонное состояние,
по отношению, к которому может быть определено наличие отклонения -
дефекта или ошибки. Для систематической, координированной борьбы с
ними необходимы исследования факторов, влияющих на качество ПС со
стороны различных, существующих и потенциально возможных дефектов в
конкретных программах. Это позволит целенаправленно разрабатывать
комплексы методов и средств обеспечения качества сложных ПС различного
назначения при реально достижимом снижении уровня дефектов
проектирования и разработки.
Различия
между
ожидаемыми
и
полученными
результатами
функционирования программ могут быть следствием ошибок не только в
созданных программах и данных, но и системных ошибок в первичных
требованиях спецификаций, явившихся исходной базой при создании ПС.
Тем самым проявляется объективная реальность, заключающаяся в
невозможности абсолютной корректности исходных спецификаций сложных
ПС после проектирования. На практике в процессе разработки ПС исходные
требования уточняются и детализируются по согласованию между
заказчиком и разработчиком. Базой таких уточнений являются
неформализованные представления и знания специалистов, а также
результаты промежуточных этапов жизненного цикла. Однако установить
ошибочность исходных данных и спецификаций еще труднее, чем
обнаружить ошибки в созданных программах, так как принципиально
отсутствуют формализованные данные, которые можно использовать как
эталонные, и их заменяют неформализованные представления заказчиков и
разработчиков.
Дефекты функционирования программных средств, не имеющие
злоумышленных источников или последствий физических разрушений
аппаратных компонентов, проявляются внешне как случайные, имеют
разную природу и последствия. В частности, они могут приводить к
нарушениям функциональной работоспособности, и к отказам при
использовании ПС. В жизненном цикле, на ПС воздействуют различные
негативные, дестабилизирующие факторы, которые можно разделить на
внутренние, присущие самим объектам уязвимости, и внешние,
обусловленные средой, в которой эти объекты функционируют.
Введение строгих количественных метрик в программирование должно было
способствовать решению ряда практических задач:
предсказывать вероятное число ошибок в системе с самого начала
проектирования; - на основе анализа фазы проектирования системы предсказывать
уровень сложности последующего сопровождения;
на основе анализа исходного кода программ прогнозировать уровень
сложности процессов тестирования и процент остающихся ошибок; - по оценкам
сложности фазы проектирования системы определять конечный размер кода;
определять корреляцию отдельных характеристик программного кода с
качеством готовой системы;
контролировать стадии развития проекта;
анализировать явные и скрытые дефекты;
на основе экспериментального сравнения выявлять лучшие методы и
технологии.
По мере роста актуальности программных метрик на рынке стали появляться
различные "измерительные" программы. Одни из них исследовали характеристики
проектов и ПО комплексно, другие ориентировались на вполне конкретные цели:
анализ исходного кода, размеров и структуры отдельных модулей.
ХАРАКТЕРИСТИКИ КАЧЕСТВА БАЗ ДАННЫХ
Функциональные и конструктивные характеристики качества.
Современные базы данных (БД) являются одними из массовых
специфических объектов в сфере информатизации, для которых в ряде
областей необходимо особенно высокое качество и его квалифицированное
системное проектирование. Естественно возникают вопросы, что означает
качество таких объектов, какие требования следует предъявлять к их
качеству, какими характеристиками нужно описывать качество, как их
задавать и оценивать. Для этого полезны, как прототипы, методы и
стандарты, разработанные для анализа качества сложных программных
средств.
Базу данных можно рассматривать как два компонента: систему
программ управления данными и совокупность данных, упорядоченных по
некоторым правилам. Поэтому при анализе качества базу данных
целесообразно делить на два компонента:
программные средства системы управления базой данных (СУБД),
независимые от сферы их применения, структуры и смыслового содержания
накапливаемых и обрабатываемых данных;
информацию базы данных (ИБД), доступную для накопления,
упорядочивания, обработки и использования в конкретной проблемно-
ориентированной сфере применения.
При комплексном анализе качества баз данных, не всегда удается четко
разделить требования и значения характеристик качества для каждого из этих
объектов. При этом одна и та же система управления базой данных (СУБД)
может обрабатывать различные по структуре, составу и содержанию данные,
а одни и те же данные могут управляться программными средствами
различных СУБД. Хотя эти компоненты тесно взаимодействуют при
реализации конкретной прикладной БД, первоначально при проектировании
они создаются или выбираются практически независимо и могут
рассматриваться в их жизненном цикле (ЖЦ) как два объекта, которые
различаются:
номенклатурой и содержанием показателей качества, определяющих
их назначение, функции и потребительские свойства;
технологией и средствами автоматизации разработки и обеспечения
всего ЖЦ каждого объекта;
категориями специалистов, обеспечивающих: создание, эксплуатацию
или применение компонентов БД;
комплектами эксплуатационной и технологической документации,
поддерживающими жизненный цикл объектов.
Первым компонентом для системного анализа и требований к качеству
является комплекс программ СУБД. Практически весь набор характеристик и
атрибутов качества ПС, изложенный в стандарте ISO- 9126, в той или иной
степени, может использоваться при формировании требований к качеству
СУБД. Особенности состоят в адаптации и изменении акцентов при выборе и
упорядочении этих показателей. Во всех случаях важнейшими
характеристиками качества СУБД являются требования функциональной
пригодности для процессов формирования и изменения информационного
наполнения БД администраторами, а также доступа к данным и
представления результатов пользователям БД. Качество интерфейса
специалистов с БД, обеспечиваемого средствами СУБД, определяется, в
значительной степени, субъективно, однако имеется ряд характеристик,
которые можно оценивать достаточно корректно.
Различия требований к характеристикам качества привели к созданию
весьма широкого спектра локальных, специализированных и распределенных
СУБД. Значения ряда показателей качества ПС, составляющих СУБД,
существенно зависят от характеристик и организации информации в БД.
Специализированные СУБД характеризуются относительно узкой сферой
применения и более четким выделением группы требований к приоритетным
показателям качества. В универсальных СУБД спектр характеристик
качества шире, что позволяет соответственно расширять сферу применения
конкретного типа СУБД. Однако и для них существуют области
приоритетного, наиболее эффективного использования.
За основу принята номенклатура и содержание стандартизированных
характеристик сложных комплексов программ, которые адаптируются
применительно к понятиям и особенностям компонентов баз данных. В
зависимости
от
конкретной
проблемно-ориентированной
области
применения СУБД, приоритет при системном анализе требований качеству
может отдаваться различным, конструктивным характеристикам: либо
надежности и защищенности применения (финансовая сфера), либо удобству
использования малоквалифицированными пользователями (социальная
сфера), либо эффективности использования ресурсов (сфера материально-
технического снабжения). Однако, практически во всех случаях сохраняется
некоторая роль ряда других конструктивных показателей качества. Для
каждого из них необходимо анализировать и определять его приоритет для
конкретной сферы применения, меры и шкалы необходимых и допустимых
характеристик качества.
Вторым компонентом БД является собственно накапливаемая и
обрабатываемая информация. В системах баз данных доминирующее
значение приобретают сами данные, их хранение и обработка. Ниже сделан
акцент на системный анализ требований и составляющих характеристик
качества этого объекта - на информацию баз данных с предположением, что
средства СУБД способны их обеспечить. Для оценивания качества
информации БД может сохраняться общий, методический подход к
выделению адекватной номенклатуры стандартизированных в ISO 9126
базовых характеристик и субхарактеристик качества ПС. Однако их
содержание для применения к качеству ИБД при проектировании требуется
уточнить и пояснить. Выделяемые показатели качества должны иметь
практический интерес для пользователей БД и быть упорядочены в
соответствии с приоритетами практического применения. Кроме того,
каждый выделяемый показатель качества ИБД должен быть пригоден для
достаточно достоверного оценивания или измерения, а также для сравнения с
требуемым значением
при испытаниях.
При проектировании каждой БД в контракте, техническом задании и в
спецификации
должны
селектироваться
и
формализоваться
представительный набор функциональных требований к качеству ИБД,
адекватный ее назначению и области применения, а также требованиям
заказчика и потенциальных пользователей. Так же как для ПС,
характеристики качества ИБД можно разделить на функциональные и
конструктивные. Их номенклатура, содержание и субхарактеристики ниже
базируются на описаниях, рекомендуемых стандартом ISO 9126. Они
представляются достаточно универсальными и применимыми для
систематизации характеристик качества информации баз данных. Тем
самым может быть заложена основа для стандартизированного
формирования требований к качеству баз данных. Однако номенклатура
показателей
качества
не
всегда
может
ограничиваться
только
характеристиками информации в БД, а должна включать ряд уточнений,
отражающих комплексную эффективность и функциональную пригодность
совместного применения СУБД и ИБД пользователями в реальных условиях.
Функциональная пригодности ИБД при системном проектировании
может представлять сложную проблему для определения соответствия
требований реальным значениям необходимых атрибутов качества особенно,
для больших распределенных БД при циркулировании разнообразной и
сложной информации об анализируемых объектах. Мерой качества
функциональной пригодности может быть степень покрытия целей,
назначения и функций БД доступной пользователям информацией. Так же
как для ПС, для баз данных в составе функциональной пригодности