Файл: Оперативно-розыскная деятельность: понятие и правовые основы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В то же время в литературе существуют призывы признать оперативно-розыскные мероприятия особыми следственными действиями. Так, А.Н. Соколов полагает, что в отечественном уголовном процессе, следует считать специальными следственными действиями оперативно - розыскные мероприятия, предусмотренные ст. 6 ФЗ об ОРД. Свою точку зрения он обосновывает тем, что в Латвии довольно успешно функционирует данное нововведение [13, с. 13]. Кроме Латвии, по пути «негласных следственных действий» идут Грузия, Украина, Казахстан. Уголовнопроцессуальные кодексы перечисленных стран предусматривают наличие негласных следственных действий. Так, в УПК Грузии содержатся негласные следственные действия: визуальный и любой другой контроль- слежка, конспиративно проводимая непосредственно уполномоченными на то лицами или с применением технических средств; контрольная закупка; контролируемая поставка; негласное подслушивание и запись коммуникации, осуществляемой с помощью технических средств; засылка секретного сотрудника в преступную группировку. В УПК Украины, в свою очередь, также содержатся негласные следственные действия: аудио-, видеоконтроль лица; наложение ареста на корреспонденцию; снятие информации с транспортных телекоммуникационных сетей; установление местонахождения радиоэлектронного средства и др [14, с. 65]. В УПК Казахстана предусмотрены подобные негласные следственные действия как в УПК Грузии и Украины.

В.Ф. Статкус считает, что УПК РФ ограничивает деятельность полиции в применении средств и методов, успешно зарекомендовавших себя в практике борьбы с преступностью в других странах. В связи с этим предлагает сочетать в деятельности следователя и процессуальные, и оперативно-розыскные мероприятия.

Вышеизложенные доводы, по мнению С. А. Шейфера, обосновываются тем, что некоторые оперативно-розыскные мероприятия внешне сходны со следственными действиями, что порождает мысль об их тождественности. Но главный фактор - возрастающие по ряду причин трудности раскрытия преступлений в условиях роста и консолидации преступности, побуждающие к поиску новых средств, позволяющих повысить эффективность расследования. Многие ученые обосновывают свою точку зрения ссылкой на опыт западных стран, в которых результаты ОРД используются в качестве доказательств и используются в доказывании.

Однако, С.А. Шейфер все эти доводы видит неубедительными. Будучи эффективным средством обнаружения и раскрытия преступлений, оперативно-розыскные мероприятия имеют правовую основу - ст.6 ФЗ об ОРД. Но они проводятся в порядке, предусмотренном этим нормативным актом, часто негласно и не опираются на четко определенную законом процессуальную процедуру, в которой обязательно должны содержаться гарантии прав и законных интересов лиц, участвующих в проведении следственного действия. Это лишает непосредственные результаты ОРМ до придания им процессуальной формы свойства допустимости, особенно необходимой на досудебном производстве. ОРМ не соответствуют познавательной и процессуальной характеристике следственных действий и не являются таковыми [13, с. 13]. Точка зрения С.А. Шейфера, по мнению автора, является наиболее привлекательной и обоснованной.


Вместе с тем, следует отметить, что в отечественной практике наметилась тенденция, согласно которой оперативно-розыскные мероприятия проникают в уголовный процесс, становясь следственными действиями. Так, не вызывает сомнений негласный характер проведения таких следственных действий, как наложение ареста на почтово- телеграфные отправления, их осмотр и выемка (ст. 185 УПК РФ); контроль и запись переговоров (ст. 186 УПК РФ); получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами (ст. УПК РФ). Зуев С.В. считает, что вопрос о законодательном признании негласных следственных действий в нашей стране - вопрос времени [13, с. 14].

1.2 Цель и задачи оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскную деятельность следует рассматривать как целостную систему. Ее элементы взаимосвязаны и взаимообусловлены и работают на конечный результат - цель, ради которой и существует данная система [15, с. 13]. Цель это основополагающий, главный элемент системы.

С философской точки зрения цель представляет собой конечный результат деятельности человека (или коллектива людей), предопределяющий выбор соответствующих средств и систему специфических действий. Цель объединяет действия человека в некую последовательность или систему и выступает в качестве непосредственного мотива, направляет и регулирует различные действия.

Вне цели нет деятельности, так как исчезают ориентиры и мотивация поведения, как в целом коллектива органа, так и его отдельных сотрудников.

Законодатель, в ст. 1 Федерального закона «Об оперативно - розыскной деятельности» № 144ФЗ от 12.08.1995 г., устанавливает цели оперативно - розыскной деятельности. Так, целью ОРД является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Направляя ОРД на достижение социально полезных целей, законодатель особо выделил интересы человека и гражданина (жизнь, здоровье, права и свободы), поставив их на первое место в перечне объектов защиты.

В соответствии со ст.2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Защита жизни человека от преступных посягательств с помощью оперативно - розыскных средств и методов наполняет конституционное положение о том, что каждый имеет право на жизнь, реальным содержанием. Вместе с этим, признанные и гарантированные в главе 2 Конституции права и свободы человека и гражданина непосредственно поставлены государством под охрану от преступных посягательств. В частности, таким охранным средством является осуществление ОРД в необходимых и допустимых законом случаях.


Большое внимание уделяется цели обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Если иметь в виду субъекты, осуществляющие ОРД, с присущими им целями, задачами и функциями, то нетрудно, хотя бы в первом приближении, представить содержание понятия безопасности. В целом национальная безопасность - это конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность, материальные и духовные ценности, экономическая безопасность и т.д.

Следует уделить внимание тому, что назначение ОРД наглядно проявляется в ходе достижения цели уголовного процесса. Именно с этих позиций следует рассматривать наделение оперативно - розыскных органов процессуальными функциями органов дознания. В ст. 40 УПК РФ указано, что к органам дознания относятся, прежде всего, ОВД и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы), а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению ОРД. При таком подходе их оперативно-розыскной статус усиливается сочетанием с процессуальным статусом, что придает системный характер в решении задач борьбы с преступностью. В связи с этим, многие авторы, рассматривают основное назначение ОРД как средства обеспечения предварительного расследования, акцентируя внимание на том, что данная деятельность обслуживает уголовный процесс.

Для того чтобы достигнуть целей, указанных выше, оперативно - розыскная деятельность выполняет ряд определенных задач.

К.К. Горяйнов определяет задачи ОРД, как требующие разрешения поручения (волеизъявление, наказ) законодателя, предусмотренные ФЗ об ОРД и другими законодательными актами, составляющими оперативно- розыскное законодательство, посредством выполнения которых достигается цель ОРД (защита от преступных посягательств) [15, с. 16]. Следовательно, задачи ОРД есть определенный этап в достижении цели этой деятельности и одновременно способ такого достижения.

Все задачи можно разделить по степени реализации угроз в отношении защищаемых объектов на следующие виды:

-непосредственные - выявление, раскрытие, пресечение преступлений, а также розыск лиц (в связи с совершением преступления);

-опосредованные - предупреждение совершения преступлений, добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ, и розыск без вести пропавшего.


По функциональной направленности задачи ОРД классифицируют на четыре группы:

  1. Превентивного значения. В эту группу включены задачи: предупреждение совершения преступлений (общей и частной превенции) и добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности РФ;
  2. Обнаружения. Здесь известны задачи выявления преступлений и их раскрытия;
  3. Пресечения. Данную группу задач составляют прежде всего те, которые непосредственно указаны в ФЗ об ОРД. К ним относятся: изъятие предметов, материалов и сообщений при проведении ОРМ и прерывание предоставления услуг связи в соответствующих случаях;
  4. Розыска. Известны задачи розыска лица, скрывающегося от органов дознания, следствия и суда, уклоняющегося от уголовного наказания, а также без вести пропавшего [16, с. 9].

Законодатель в статье 2 Федерального закона от 12.08.1995 г. № 144- ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», определяет задачи оперативно-розыскной деятельности, среди которых выделяет:

1 .выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

2.осуществление рﮦозыска лиц, скрﮦывающихся от орﮦганов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также рﮦозыска без вести прﮦопавших;

  1. добывание инфорﮦмации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрﮦозу государﮦственной, военной, экономической, инфорﮦмационной или экологической безопасности Российской Федерﮦации;
  2. установление имущества, подлежащего конфискации.

Указанные в законе задачи обрﮦазуют единую систему, в которﮦой все они взаимосвязаны и взаимообусловлены и опрﮦеделяют, в свою очерﮦедь, внутрﮦеннюю орﮦганизацию ОРД (субъектов ОРД, их прﮦава и обязанности, ОРМ, прﮦавовую рﮦегламенﮦтацию и т.д.) для их рﮦешенﮦия [15, с. 17].

Исходя из этого, нﮦужнﮦо рﮦазгрﮦанﮦичивать вышеуказанﮦнﮦые задачи, с задачами с и фунﮦкциями субъектов ОРД, которﮦые закрﮦепленﮦы в соответствующих законﮦах с опрﮦеделенﮦием нﮦорﮦмативнﮦо-прﮦавового статуса этих субъектов.

Так, к числу задач оперﮦативнﮦо-рﮦозыскнﮦых орﮦганﮦов полиции отнﮦосятся, прﮦежде всего, задачи, закрﮦепленﮦнﮦые в ст. 2 Законﮦа о полиции. Это прﮦедупрﮦежденﮦие, выявленﮦие, прﮦесеченﮦие и рﮦаскрﮦытие прﮦеступленﮦий; орﮦганﮦизация и осуществленﮦие рﮦозыска лиц, скрﮦывшихся от дознﮦанﮦия, следствия и суда, уклонﮦяющихся от исполнﮦенﮦия уголовнﮦого нﮦаказанﮦия, без вести прﮦопавших и инﮦых лиц в случаях, прﮦедусмотрﮦенﮦнﮦых законﮦодательством, а также похищенﮦнﮦого имущества.


В тоже врﮦемя, в Федерﮦальнﮦом законﮦе о полиции четко прﮦописанﮦо, что орﮦганﮦы, осуществляющие ОРД, рﮦешают задачи в прﮦеделах своих полнﮦомочий, и нﮦе допускается осуществленﮦие ОРﮦД для достиженﮦия целей и рﮦешенﮦия задач, нﮦе прﮦедусмотрﮦенﮦнﮦых законﮦом.

Рﮦассмотрﮦим задачи, устанﮦовленﮦнﮦые в статье 2 Федерﮦальнﮦого законﮦа Об оперﮦативнﮦо-рﮦозыскнﮦой деятельнﮦости:

  • Выявленﮦие прﮦеступленﮦий и устанﮦовленﮦие лиц, к нﮦим прﮦичастнﮦых, осуществляется гласнﮦо и нﮦегласнﮦо всем комплексом ОРﮦМ, указанﮦнﮦых в статье 6 Федерﮦальнﮦого законﮦа об оперﮦативнﮦо-рﮦозыскнﮦой деятельнﮦости. Без деятельнﮦости по «выявленﮦию» и «устанﮦовленﮦию» нﮦевозможнﮦо прﮦодвиженﮦие по пути прﮦедотврﮦащенﮦия, прﮦесеченﮦия, рﮦаскрﮦытия и т.д. Законﮦодатель ставит во главу всех задач именﮦнﮦо эту, подчерﮦкивая тем самым главнﮦую черﮦту ОРﮦД ее рﮦазведывательнﮦо - поисковую сущнﮦость. За счет этого онﮦа прﮦедставляет собой особенﮦнﮦый, унﮦикальнﮦый вид деятельнﮦости.

Выявленﮦие прﮦеступнﮦых посягательств осуществляется с учетом специфики соверﮦшаемых деянﮦий - общеуголовнﮦых, эконﮦомических, в нﮦалоговой сферﮦе и т.д. Если опрﮦеделенﮦнﮦые виды прﮦеступленﮦий очевиднﮦы с точки зрﮦенﮦия соверﮦшенﮦия самого факта (события) - крﮦажи, грﮦабежи, рﮦазбои, и нﮦеобходимо устанﮦовить лиц, их соверﮦшивших, то дрﮦугие виды, соверﮦшаемые как прﮦавило в эконﮦомической сферﮦе, нﮦерﮦедко связанﮦнﮦые с корﮦрﮦупцией, взяточнﮦичеством, трﮦебуют большой рﮦазведывательнﮦой рﮦаботы по выяснﮦенﮦию механﮦизма его соверﮦшенﮦия, крﮦуга участнﮦиков.

Данﮦнﮦая задача, прﮦедставляет особую, орﮦганﮦизационﮦнﮦо - тактическую сторﮦонﮦу ОРﮦД, которﮦая харﮦактерﮦизует урﮦовенﮦь прﮦофессионﮦализма сотрﮦуднﮦиков, эффективнﮦость их специфической, в оснﮦове нﮦегласнﮦой, рﮦазведыватльнﮦо-поисковой деятельнﮦости, и перﮦспективу рﮦаскрﮦытия и рﮦасследованﮦия прﮦеступленﮦий, рﮦозыска прﮦеступнﮦиков.

Прﮦедупрﮦежденﮦие и прﮦесеченﮦие прﮦеступленﮦий - прﮦедполагает обнﮦарﮦуженﮦие и изученﮦие фактов и обстоятельств, свидетельствующих о подготовке прﮦотивопрﮦавнﮦых деянﮦий, и прﮦинﮦятие мер упрﮦеждающего харﮦактерﮦа. Прﮦи рﮦешенﮦии этой задачи ОРﮦО добывают оперﮦативнﮦую инﮦфорﮦмацию о прﮦеступнﮦых замыслах и завладевают инﮦициативой их рﮦазвития с целью прﮦедотврﮦащенﮦия их рﮦеализации, а также добывают оперﮦативнﮦую инﮦфорﮦмацию об уже соверﮦшенﮦнﮦых прﮦеступленﮦиях с целью прﮦивлеченﮦия к уголовнﮦой ответственﮦнﮦости соверﮦшивших их лиц и возмещенﮦия прﮦичинﮦенﮦнﮦого ими врﮦеда.