Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях. Понятие и сущность..pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА : ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ
1.1 Сущность и функции организационной культуры
1.4 Модели развития организационной культуры организации
1.5 Управление организационной культурой
2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ АО "ФЕРРУМ"
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия
2.2 Организационная культура предприятия
3 Совершенствование развития организационной культуры АО "Феррум"
3.1 Предложения по совершенствованию организационной культуры
2. Разработка обоснованной нормативной базы развития организационной культуры Компании в следующей структуре:
- Политика компании в сфере организационной культуры, структура этой политики,
- Описание оргструктуры компании, обеспечивающей эффективную реализацию этой политики,
- Программа развития организационной культуры Компании,
- Стратегия внедрения, реализации этой программы Компании.
Разработка политики развития организационной культуры включает следующие работы:
- Фиксация системы взаимодействий, в которые включена корпоративная культура
- Выявление функциональных требований, которые предъявляют другие направления развития компании к корпоративной культуре (бытие "для иного")
- Выявление функциональных требований, которые предъявляет корпоративная культура к другим направлениям развития (бытие "для-себя")
- Описание идеальной модели корпоративной культуры, которая может реализовать систему функциональных требований, приоритетов и принципов ее функционирования
- Описание пути преобразования текущего состояния корпоративной культуры в состояние, соответствующее идеальной модели (развитие)
- Описание приоритетов преобразования
- Описание принципов движения Компании по приоритетным направлениям
- Описание принципов реагирования системы корпоративной культуры на отвлекающие от развития факторы .
1.5 Управление организационной культурой
Отношение менеджмента к организационной культуре определяется тем, сколь сильно ее влияние на подчиненных и насколько она сама управляема. Управляемость же культуры во многом зависит от ее источника. Если таковым является деятельность администрации, культура полностью управляема и обновляется в результате смены лидеров или стратегии руководства. Причем изменения более вероятны в молодой культуре при малом количестве субкультур.
Если культура формируется как результат взаимодействия индивидуальных культур членов организации, их установок, форм поведения и спонтанно приспосабливается к изменениям внутри и вне организации, непосредственно управлять ею нельзя. На нее можно влиять лишь опосредованно, изменяя самих людей (а измененная культура, в свою очередь, влияет на них).
Каждый из этих подходов сам по себе является ограниченным, поэтому управление организационной культурой должно учитывать положения и того и другого. Осуществляя процесс управления, менеджеры могут[12]:
• во-первых, действовать строго в рамках культуры. В этих условиях ее прогрессивность обеспечит успех, но отсталость приведет к падению эффективности работы, ибо необходимые изменения будут игнорированы или заблокированы;
• во-вторых, идти "напролом", игнорируя сложившуюся культуру. Даже если эти действия будут осуществляться в правильном направлении, они вызовут сопротивление персонала и вряд ли будут особо успешными;
• в-третьих, принимать решения частично в рамках культуры, но в необходимых случаях и наперекор ей. Здесь нужно учитывать совместимость проводимых изменений и культуры и по возможности не перегибать палку;
• в-четвертых, предпринимать при необходимости шаги, полностью не совместимые с культурой. Это требует преобразования самой культуры с учетом препятствий и трудностей на этом пути.
Возможны следующие варианты действий в этом направлении: изменение содержания культуры без изменения ее внешних форм; изменение внешних форм без изменения содержания культуры; одновременные изменения того и другого.
Управление организационной культурой осуществляется с помощью таких мер, как контроль ее состояния менеджерами; пропаганда и обучение персонала необходимым навыкам; подбор кадров, соответствующих данной культуре, и избавление от тех, кто в нее не вписывается; широкое использование символики, обрядов, ритуалов, изменение социальных ролей членов организации, системы стимулирования.
К неудачным действиям в этом направлении относят: подмену реальных процессов изменения рекламной кампанией; поверхностные, "косметические", преобразования, когда по существу все остается прежним, особенно в высшем руководстве; попытки изменить всю культуру за один присест; действия ради самих действий, не приводящие к определенному результату.
Системное изменение культуры влечет за собой изменение поведения людей и может вывести организацию на новую качественную ступень.
2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ АО "ФЕРРУМ"
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия
1. Сведения об обществе. Полное фирменное наименование: Акционерное общество "Феррум".
Место нахождения и почтовый адрес : 347047, Россия, Ростовская область, г. Белая Калитва, пос. Атаева.
История: В 1971 году в Белой Калитве началось строительство завода Калитвасельмаш – структурного подразделения производственного объединения "Ростсельмаш". Первая продукция на заводе была выпущена в 1976 году. В 1985 году состоялся запуск кузнечного цеха. В 90-е годы Кузнечный цех был выделен из состава завода Калитвасельмаш как самостоятельное производство - ЗАО "Феррум".
В 2004 году ЗАО вошёл в состав холдинга "Новое Содружество" наряду с такими предприятиями как ООО "КЗ "Ростсельмаш", ООО "Ростовский литейный завод" и другие. В 2014г. переименовано в АО "Феррум".
Основной целью АО "Феррум" является выпуск качественной и конкурентоспособной продукции, отвечающей требованиям потребителей, и рассматривается достижение этой цели как основа устойчивого экономического положения и развития предприятия.
Основные виды деятельности: Основной продукцией предприятия являются поковки и горячие штамповки от 0,1 до 10 кг на запасные части для комбайнов, тракторов, грузовых и легковых автомобилей, ж/дорожной техники, фланцы трубопроводов, а также прочие поковки для машиностроительных предприятий, предприятий энергетической и добывающей промышленности. Это заготовки для таких деталей машин как крестовины, вилки, рычаги подвески, тяги, различные фланцы, ступицы, валы, штоки амортизаторов, проушины, щеки гусениц, петли, головки ножей, шкворни, разжимные кулаки и прочее. АО "Феррум" производит заготовки для деталей узлов зерно и кормоуборочных комбайнов для группы компаний "Ростсельмаш" , "Klever", "Аксайкардандеталь" и других потребителей сельскохозяйственной отрасли. Это такие поковки как: фланцы, ступицы, штоки, цапфы, упоры, стяжки, гайки, вилки и прочая продукция изготавливаемая методом горячей ковки и штамповки.
Предприятие производит поковки для изготовления деталей тракторов, грузовых и легковых автомобилей, автобусов, а также прочие поковки для автомобилестроительных предприятий. Это заготовки для таких узлов машин как карданные валы (крестовины, вилки), рычаги подвески, различные фланцы, ступицы, валы, штоки. Номенклатура освоенных предприятием изделий постоянно расширяется и на сегодняшний день превышает 400 наименований. Производственные мощности позволяют изготавливать до 600 тонн штампованных изделий в месяц из углеродистых, легированных, инструментальных и нержавеющих сталей с содержанием углерода от 0,1 до 0,55%. Ассортимент производимых деталей постоянно расширяется и в данный момент превышает 300 изделий различных типоразмеров.
АО "Феррум" является основным производителем поковок на юге России. Основные заказчики являются: "Ростсельмаш", "АвтоВАЗ". Детали завода используются в сельхозмашиностроении, легковом автомобилестроении, тяжёлом машиностроении. На сегодняшний день АО "Феррум" выпускает в месяц 400 тонн поковок.
Миссия АО "Феррум" – сокращение затрат машиностроительных, автомобилестроительных, предприятий железнодорожной и сельскохозяйственной отрасли, а также других предприятий путем производства и поставки качественных изделий точно в срок!
Для выполнения миссии на предприятии существует эффективная команда, квалифицированный персонал, строгое соблюдение трудовой дисциплины.
Предприятие изготавливает любые горячештампованные изделия по чертежам и эскизам заказчика в соответствии с ГОСТ 7505-89 на горячую штамповку. АО "Феррум" имеет собственный технический отдел. Высококвалифицированные инженеры-конструкторы с помощью современных программных CAD/CAM систем разрабатывают пакеты инженерной документации, включающей в себя чертежи поковок, ковочного и обрезного инструмента, технического процесса и всего необходимого для производства. Это позволяет осваивать новые изделия на высоком технологическом уровне в кратчайшие сроки с минимальным уровнем затрат.
В случае освоения новых изделий имеется возможность выбора различных вариантов оплаты технологической подготовки производства (далее ТПП).
1. Самостоятельное изготовление оснастки, как по чертежу клиента, так и по чертежам разработанным АО "Феррум".
2. Оплата ТПП с правом собственности владения инструментом.
3. Включение стоимости ТПП в стоимость продукции.
Минимальная партия заказа 1000 шт. Срок освоения новых поковок 30 дней. Наличие собственного обрабатывающего производства позволяет изготавливать готовые (механически обработанные и упакованные) изделия.
Наличие собственного инструментального производства и конструкторско-технологического отдела позволяет осваивать новую продукцию "с ноля" и в сжатые сроки, а также оперативно корректировать параметры изделий. Также производятся работы на оснастке и инструменте Заказчика. Сроки освоения нового изделия от 4 недель.
На АО "Феррум" существует линейно-функциональная система управления, наиболее удобная при существующей численности предприятия и организации работ. При линейно-функциональном управлении линейные звенья принимают решения, а функциональные подразделения информируют и помогают линейному руководителю вырабатывать и принимать конкретные решения. Данная система управления имеет централизованное управление, четкое планирование и строгий контроль над производственной деятельностью, несмотря на свою громоздкость довольно прозрачна и функциональна.
Функционирование предприятий независимо от видов деятельности и организационно-правового статуса в условиях рыночной экономики определяет их способность приносить прибыль. Данные об основных экономических показателях предприятия АО "Феррум" представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Основные экономические показатели АО "Феррум"
Показатель |
Единица измерения |
Абсолютная величина |
Изменения (в %) |
|
2015 г |
2016 г |
|||
1. Выручка от продаж |
т. руб. |
516870 |
1021210 |
+97,6 |
2. Себестоимость продаж |
т. руб. |
438890 |
919750 |
+109,6 |
3. Прибыль (убыток) |
т. руб. |
7764 |
12539 |
+61,5 |
4. Рентабельность продукции |
% |
17,7 |
17,6 |
-0,6 |
5. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов |
т. руб. |
5279 |
13390 |
+153,6 |
6. Среднесписочная численность работников |
чел. |
3664 |
2866 |
-21,7 |
Наличие у предприятия чистой прибыли свидетельствует об имеющемся источнике пополнения оборотных средств.
Руководителям финансовых служб предприятия следует принять меры к увеличению рентабельности, поскольку в конце анализируемого периода этот показатель находится на уровне ниже нормативного. Недостаток собственного капитала повышает риск неплатежеспособности компании.
2.2 Организационная культура предприятия
Проблемы оценки корпоративной культуры вытекают, в первую очередь, из неопределенности сущности самого понятия и ее составляющих. Особенность корпоративной культуры заключается в том, что она рождается во взаимодействии духовной и материальной культур. Предприятие объединяет своих сотрудников, одновременно производящих материальные (артефакты, собственная продукция для реализации) и духовные ценности (корпоративный дух, моральные принципы, верность, преданность корпорации, лояльность, бренды, церемонии и т.д.). Развитие корпоративной культуры происходит через взаимодействие людей, объединенных самой социальной общностью для выполнения ее миссии, достижения поставленных целей, осуществления предметной деятельности. Сотрудники находятся в непрерывной коммуникации, которая регламентируется ценностями, нормами, правилами, языком, традициями, обычаями и т.д