Файл: Организационные структуры (Понятие и сущность проектирования).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие организационного проектирования и требования к построению организационных структур
1.1. Понятие и сущность проектирования
1.2 Подходы и методы проектирования организационных структур
1.3 Этапы и принципы построения организационных структур
2. Виды организационных структур
2.1 Критерии выбора структуры управления
Таковым образом, организация представляет собой совокупность элементов, соединенных для достижения целей и исполнения миссии, обладающая конкретной степенью замкнутости и взаимодействия с наружным окружением и внутренней средой. Выработка программы начинается с постановки глобальной цели и выработки дерева целей (5-7 уровней). Последующим шагом определяются нужные и имеющиеся ресурсы путем суммирования ресурсов нижестоящих уровней. И в заключении организовывается работа предприятия путем согласовывания всех элементов в единую систему.
Такая структура действует до тех времен, покуда есть программа, пока не достигнута цель. А потом данная конструкция преобразовывается для исполнения новейших задач.
Внутренняя среда всякой организации создается под действием переменных, которые оказывают конкретное воздействие на исполняемые здесь процессы. Именно они предопределяют структуру предприятия, нужные ресурсы и культуру, которые отображают положение и основные черты внутренней среды.
Внутренняя среда организации связана с наружной, представляя собой ее органическую составляющую, получая из нее все нужное для того, чтоб осуществлять свое предназначение - и предлагая ей результаты собственных усилий сообразно преобразованию ресурсов в продукцию и услуги.
Структура управления гарантирует выполнение единых и определенных функций управления, бережёт подходящие вертикальные и горизонтальные взаимосвязи и разделение элементов управления[7, с.25].
Организационная структура управления - это внутреннее строение любой производственно-хозяйственной системы, то есть метод организации элементов в систему, совокупность стабильных взаимосвязей и взаимоотношений меж ними. Она представляет собой ориентированность задач, ролей, возможностей и ответственности, создает условия для воплощения предприятием собственной деятельности и достижения поставленных целей.
Организационная структура управления - одно из главных понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением меж ними полномочий.
Весь управленческий процесс проходит в рамках данной структуры. В ней участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной квалификации.
Организационная структура управления выступает не только основой существования количественно конкретной системы управления, однако и формой, в рамках которой протекают изменения, зреют предпосылки для перехода системы в целом в новое качество. Вместе с тем, организационная структура управления считается более консервативным элементом системы управления, т.е. изменения организационной структуры управления затрагивают интересы целых коллективов, а также объективными требованиями хранения стойкости системы.
Для действенного управления организацией необходимо, чтоб ее структура подходила целям и задачам деятельности предприятия и была приспособлена к ним. Организационная структура создает некоторый каркас, кой считается основой для формирования отдельных административных функций. Структура выявляет и устанавливает взаимоотношения сотрудников внутри организации.
Организационная структура - это схема, состоящая из подразделений и отдельных должностных лиц компании, находящихся сообразно уровням значимости и ответственности, содержащая связи меж ними и порядок подчиненности.
2. Виды организационных структур
2.1 Критерии выбора структуры управления
Отбор способа решения той либо другой организационной проблемы находится в зависимости от ее характера, а еще от возможностей для проведения соответствующего исследования.
В построении любой организации есть 3 основных этапа. К ним относятся: а) определение характера исполняемой работы; б) распределение работы меж отдельными позициями менеджмента; в) классифицирование позиций менеджмента, возведение на данной базе закономерных групп управления.
На этапе определения характера исполняемой работы надлежит эту стадию разбить на конкретные этапы и виды работ. К примеру, постановка задач, расчет нужного для их решения объема работ, устранение бесполезной работы и дублирования, разработка самого процесса, проверка.
На этапе возведения организации нужно провести анализ:
- деятельности, определение той работы, коия должна осуществляться, и способов координации взаимодействия;
- решений: какого вида решения будут приниматься, и какое участие в данном будет принимать тот либо другой менеджер;
- отношений, т.е. определение того взноса в общее дело, кой должен внести менеджер;
- лиц, с коими менеджер должен взаимодействовать;
- влияния, оказываемого на менеджера иными лицами, принимающими решения.
Этап распределения дел меж отдельными позициями менеджмента включает в себя:
- определение норм, стереотипов. К примеру, расчет возможного объема должностных обязанностей для каждого руководителя любого уровня; тех. приемы в рамках научных способов управления (к примеру, анализ рабочего времени, исследование способов и организации труда и т.п.); введение полного сотрудничества всех лиц, которые действуют в рамках организации.
Классифицирование позиций менеджмента, возведение на данной базе логических групп. Тут принципиально, чтоб составляющие управления были сгруппированы сообразно виду исполняемой работы, а не по иным аспектам. Этот метод популярен как «принцип ориентации» (по А. Файолю)[1, с.91].
Распределение производственных обязанностей и создание логических групп должны неизбежно привести к созданию отделов (подразделений), т.е. обществ людей, исполняющих некую аналогичную работу, перед единым руководством начальника отдела (подразделения).
Ниже рассмотрим принципы, которые были сформулированы А. Файолем:
Единство управления. Оно значит, что, независимо от структуры организации, степени децентрализации и делегирования полномочий полную и безусловную ответственность за деятельность всего предприятия должен нести 1 человек.
Скалярный способ передачи полномочий. Полная и безусловная ответственность значит право не только управлять, однако и передавать, делегировать часть полномочий иным лицам сообразно линии руководства.
Единство подчинения. У любого работника может быть лишь один руководитель.
Принцип соответствия. Делегированные полномочия должны подходить уровню ответственности. Если на лицо возлагаются конкретные обязанности, то его нужно наделить и надлежащими возможностями для исполнения данных обязанностей[1, с.47].
Масштабы управления. Число лиц, находящихся в эффективном управлении, лимитировано. Это зависит от ряда событий и характера исполняемой работы.
Коммуникации, система связи. Как формальные, этак и неформальные линии взаимосвязи должны быть установлены и постоянно поддерживаться.
Принцип ориентирования. Организации должны строиться в согласовании с характером возложенных на них задач и не находиться в зависимости от субъективных факторов.
Принцип избирательности. Управление обязано получать только ту информацию, коия выходит за рамки плана и считается исключительной, т.е. подходящей, либо же - неблагоприятной для ведения бизнеса. Таковым образом, можно удалить излишнюю, негодную к использованию информацию.
Дифференциация работы. Разные виды работ имеют различные характеристики, что нужно учитывать при создании организации. К примеру, высококвалифицированный индивидуальный труд требует иных условий, нежели полуквалифицированные повторяющиеся операции.
Разбивка сложного элемента на простые составляющие, специализация и стандартизация. Эти методы должны найти свое применение в организации, так как позволяют снизить издержки.
Контроль над осуществлением операций. Предоставленная функция должна быть поручена четко обозначенному для данной цели аппарату. Определенная часть администрации обязана следить за каждодневным ходом исполнения операций. Творческий подход к делу должен поощряться.
Планирование должно постоянно предшествовать исполнению работы.
Гибкость. Структура организации должна быть гибкой, чтоб суметь вносить в нее коррективы в взаимосвязи с изменением методов, задач, целей, масштаба коммерческой деятельности; появлением новейших технологий и ресурсов. Внесение существенных изменений, естественно, требует подготовительного многостороннего исследования.
Доступность всех уровней организации. Любой работник организации должен иметь право и возможность подать жалобу, высказать замечания либо предъявить рекламации соответствующему руководителю.
Место и роль подразделений в организационной структуре. Создание отделов (подразделений) путем группирования подобных производственных функций и служащих дозволяет достигнуть наиболее действенного управления, нужной гибкости управления фирмой в период расширения ее хозяйственной деятельности.
Способы распределения обязанностей сообразно отделам. Они находятся в зависимости от положенных в их базу признаков.
- сообразно принципу деления на равные сообразно объему группы. Данный способ используется, когда профессиональные работники одинаковы, а для достижения какой-либо цели нужно определенное число людей.
- сообразно функциональному признаку. Это более известный способ создания отделов по производству, менеджменту, кадрам, финансовым вопросам и т.д. Их число находится в зависимости от потребностей самой организации.
- сообразно территориальному (региональному) признаку. Данный метод наиболее распространен в тех случаях, когда предприятие, являясь юридическим лицом, самостоятельным хозяйственным субъектом, созданным в установленном законодательством распорядке, исполняет свою деятельность на территории различных районов. Все виды операций компаний на данной территории могут быть поручены региональному управляющему сообразно сбыту.
- на основе выпускаемой продукции. Данный метод в настоящее время приобретает все наибольшее распространение на крупных предприятиях, расширяющих ассортимент производимой продукции, где иной способ привел бы только к усложнению структуры организации.
- на базе интересов покупателя. В особенности принципиально в тех секторах экономики, где покупатель считается ключевым фактором, его интересы оказывают главное воздействие на структуру организации, что в особенности типично для службы сервиса.
В крупных сообразно масштабам деятельности фирмах употребляются все или некоторые из вышеприведенных методик. В качестве примера можно привести организацию производства сообразно цехам одного предприятия: при выпуске относительно простой в научно-техническом отношении продукции может быть ее производство в одном цехе, т.е. любой цех выпускает свою продукцию (деление сообразно продуктовому показателю); технологически сложная продукция выпускается в нескольких цехах, составляющих этак именуемую “технологическую цепочку” с последовательно-параллельной передачей полуфабрикатов и комплектующих изделий из цеха в цех до цеха сборки (технологический принцип).
В предоставленном случае функция сбыта исполняется сообразно географическому признаку, однако может быть организована и сообразно признаку выпускаемой продукции или в согласовании с запросами потребителей. Это находится в зависимости от того, какому фактору отдается предпочтение.
Функции управления деятельностью компании реализуются подразделениями аппарата управления и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, общественные, психологические и остальные отношения друг с другом. Организационные отношения, складывающиеся меж подразделениями и работниками аппарата управления компании, характеризуют его организационную структуру.
При формировании структур управления во внимание принимаются последующие вопросы:
- стратификация, т.е. конструкция организации и отдельных ее слоев, система показателей дифференциации; другими словами, количество необходимых уровней управления;
- формализация, т.е. как формальным должно быть взаимодействие (чем более бюрократичен стиль, тем наиболее формальной и системной должна быть внутренняя структура);
- централизация, т.е. иерархия доведения принятых решений, круг вопросов, которые должно решать высшее руководство;
- сложность организационной структуры, т.е. как сложным обязано быть управление с организационной точки зрения; простая иерархия, с точным распределением прав и обязанностей проще для осмысливания, чем структуры управления матричного вида.
Таковым образом, создание организационной структуры проистекает как итог взаимовлияния стратегического замысла собственника и внешних условий. Главным делом нужно выяснить, чем руководствуется предприятие, принимая решение о выпуске конкретной продукции.
Непременно, организационная структура любого предприятия находится в зависимости от манеры управления его руководителя. Впрочем, данный фактор считается полностью индивидуальным, а кроме того, любой руководитель способен создать такую структуру управления, коия бы отвечала цели создания более благоприятного режима для осуществления руководства.