Файл: Организационные структуры (Понятие и сущность проектирования).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие организационного проектирования и требования к построению организационных структур
1.1. Понятие и сущность проектирования
1.2 Подходы и методы проектирования организационных структур
1.3 Этапы и принципы построения организационных структур
2. Виды организационных структур
2.1 Критерии выбора структуры управления
Организационная структура находится в непосредственный зависимости от финансового состояния компании. Можно привести очень много случаев, когда планы создания хорошей организационной структуры не были реализованы на предприятиях конкретно по фактору неимения ли
В зависимости от стадии становления фирмы (становление, развитие, стабилизация, кризис) потребуются различные подходы к построению организационной структуры. В особенности принципиально контролировать ситуацию на шаге перехода от одной стадии к иной и на шаге функционального подъема и становления фирмы.
Хорошо построенная организационная структура дает возможность улучшить численность персонала и количество подразделений, адаптировать взаимодействие подразделений, равномерно распределять нагрузку на персонал, избежать дублирования функций и их, устранить двойное и тройное подчинение, разделить сферу деятельности руководителей, определить их полномочия и зону ответственности, повысить производительность труда. Организационная структура считается основой возведения действенной системы управления.
Важными принципами формирования организационной текстуры компании считаются:
-принцип целевой совместимости и сосредоточения, кой содержится в разработке целенаправленной системы управления, направленной на заключение единой задачи - организации изготовления той продукции, в которой в это время нуждается покупатель;
-принцип непрерывности и надежности, кой означает создание таковых условий производства, при каких достигается устойчивость и беспрерывность данного режима производственного процесса;
-принцип планомерности, пропорциональности и динамизма, кой нацеливает систему управления на решение не только текущих, но и долговременных задач становления компании с помощью долгосрочного, текущего и оперативного планирования;
-демократический принцип распределения функций управления, базирующийся на способах и правилах общественного деления труда, сообразно коим за любым функциональным подразделением компании закрепляется определенная часть управленческой работы. При этом обязательно соблюдение последующих требований: подготовка управленческого решения и ответственность за его реализацию возлагается на ту службу, коия лучше всего осведомлена о состоянии дел на соответственном объекте и больше всего заинтересована в реализации и высокой эффективности принятого решения;
-принцип научной обоснованности управления, исходящий из того, что средства и способы управления должны быть научно аргументированы и выверены на практике. Его соблюдение может быть только на базе постоянного сбора, переработки и анализа разной информации, с внедрением новой техники и математических методов;
-принцип эффективности управления, допускющий разумное и действенное внедрение ресурсов производства, выпуск конкурентоспособной продукции;
-принцип сопоставимости собственных, коллективных и государственных интересов, кой определяется общественным характером производства;
-принцип контролирования и испытания выполнения принятых решений, допускающий исследование определенных мероприятий сообразно вскрытию недостатков, препятствующих исполнению производственных заданий.
В организационной структуре реализуются разные требования к совершенствованию систем управления, выражающиеся в тех либо других принципах
Выбор типа и вида структуры управления исполняется в зависимости от определенных условий, в каких находится организация, поэтому исполняется с учетом ситуационных факторов. К ним относятся: стратегия становления организации, ее габариты, технологии, характеристика окружающейсреды.
Стратегия предопределяет структуру управления, коия должна подходить намеченным ею изменениям. Ежели стратегия намечена на наибольшее ограничение издержек, организации подойдет иерархическая структура, ежели же приняла план инновационного пути становления, ей нужно будет ввести гибкую структуру управления. Изучения показывают, что стратегия предопределяет характер структуры в первую очередность для организации в целом.
На отбор структуры управления огромное воздействие оказывают габариты организации. Чем больше людей действуют на предприятии, тем наиболее возможно использование иерархической структуры, при которой при поддержки соответственных механизмов поддерживаются координация и контроль их деятельности.
На многих передовых предприятиях структуры управления построены в согласовании с принципами управления, сформулированными еще в истоке ХХ века. Более совершенную формулировку данных основ отдал немецкий социолог Макс Вебер (концепция рациональной бюрократии):
-принцип иерархичности уровней управления, при котором любой нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;
-следующий из него принцип соотношения возможностей и ответственности работников управления месту в иерархии;
-принцип разделения труда на отдельные функции и специализации работников сообразно исполняемым функциям; принцип формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающий равномерность исполнения тружениками собственных обязанностей и скоординированность разных задач;
-следующий из него принцип обезличенности исполнения работниками собственных функций;
-принцип квалификационного отбора, в соответствии с которым найм и увольнение с работы производится в строгом соответствии с квалификационными требованиями.
Организационная структура, построенная в соответствии с этими принципами, получила название иерархической или бюрократической структуры.
Для различных организаций характерны различные виды структур управления. Однако обычно выделяют несколько универсальных видов организационных структур управления, таких, как линейная, линейно-штабная, функциональная, линейно-функциональная, матричная и другие.
2.2 Типы организационных структур
Одним из простейших типов организационных структур управления считается линейная структура. Она отражает двухуровневое разделение труда, состоящее из руководителя и исполнителя (рисунок 1).
Рисунок 1. Линейная организационная структура управления
На сегодняшний день линейные структуры используются весьма редко и зачастую лишь в пределах задач малого и среднего бизнеса.
Линейные организационные структуры управления представляются как частные случаи более общего типа организационных структур – линейно-функционального.
При функциональной организационной структуре управления (рисунок 2) руководители функциональных подразделений специализируются в определенной области деятельности и несут ответственность за выполнение соответствующих функций. Они также непосредственно отдают распоряжения производственным подразделениям по различным вопросам, но только тем, которые находятся в их компетенции.
Рисунок 2– Функциональная организационная структура управления
Линейно-функциональная организационная структура строится за счет сочетания в себе линейных и функциональных принципов организации взаимосвязи между управленческими и производственными системными элементами (рисунок 3).
При этом группировка звеньев возможна не только по управленческим функциям, но и по цепочке создания ценностей с различной степенью самостоятельности как в текущей, так и в оперативной и стратегической деятельности.
Рисунок 3 – Линейно-функциональная структура управления
Необходимо отметить, что возможно выделение временных проектно-стратегических групп для реализации сложных программ стратегического развития. Например, линейно-штабная организационная структура управления предприятием, которая основана на принципах линейно-функциональной структуры управления.
Дивизиональная организационная структура управления является разновидностью иерархического типа организационных структур. В 1920-е годы – период создания и активной разработки данного вида структур, а пик признания и использования на практике произошел в 1960-70-е гг.
Дивизиональная организационная структура получила в крупных предприятиях. В них наблюдаются относительно обособленные структурные подразделения, которые наделяются достаточно большими правами для осуществления деятельности даже до юридической самостоятельности (рисунок 4).
Рисунок 4. Дивизиональная структура управления
К существенным основаниям для выделения структурных подразделений можно отнести следующие:
- производство различных товаров и услуг в диверсифицированных организациях;
- ведение деятельности на географически изолированных территориях;
- работа с различным уровнем покупателей.
В данном случае централизованными являются общие штабные функции; часть стандартной операционной деятельности; функции разработок и исследований, берущие в учет особенности проведения таких работ в компании [4, с.126].
Специфика дивизиональной организационной структуры управления заключается в сочетании децентрализованного управления с централизованной координацией.
Дивизиональная структура управления, в свою очередь, делится на 3 следующих типа:
– региональная;
– продуктовая;
– потребительская.
Проектными организационными структурами управления (рисунок 5) называются временные структуры, которые создаются для решения конкретных задач. Концепция проекта является основным принципом построения данной структуры. Под проектом, в данном случае, принято подразумевать любо изменение целенаправленного характера в системе [2, с.99]. Это может быть, например, и производство нового изделия, и внедрение новейших технологий, и процесс модернизации производства и т.д.
Рисунок 5. Проектная организационная структура управления
Матричные (также известны как проектно-матричные) организационные структуры управления основываются на принципах закрепления двойного подчинения (приложение 1).
Данная организационная структура считается наиболее сложной из всех, использующихся в практической деятельности.
Эти организационные структуры по вертикали иллюстрируют управление структурными подразделениями предприятия, а по горизонтали – процесс управления отдельными программами и проектами, для реализации которых на определенный временной промежуток привлекаются ресурсы и специалисты из различных подразделений предприятия.
Формальное наличие у сотрудника одновременно двух начальников, с равными относительно друг друга правами. Данная система двойного подчинения основывается на комбинации двух начал – проектного и функционального.
Для полного понимания сущности видов организационных структур управления считаем недостаточным только рассмотрения их характеристик. Также необходимо проанализировать преимущества и недостатки, организационных структур, которые наиболее часто встречаются в практике.
В связи с тем, что “линейность” представлена в каждом виде структур, этот вид не рассматривается как объект детального рассмотрения. Наряду с этим, такой вид организационной структуры как проектный – по своей сути содержится в матричном принципе построения организационных структур, поэтому эти подходы описаны как “матричная структура”.
Рассмотрим следующие принципы построения организационных структур: функциональный, дивизиональный и матричный.
Среди преимуществ функциональной структуры управления можно выделить следующие:
Централизация. В ситуации, когда функциональный руководитель несет ответственность лишь за одну производственную функцию, за выполнение производственного процесса в целом отвечает генеральный директор предприятия. Также распределяются и в принятии решений полномочия.
Функциональная организационная структура – в большей степени по отношению к другим организационным структурам управления централизованная. И в то же время она является наиболее легкой в построении – за счет однозначности цепочки звеньев команд и формальных линий коммуникации.
Профессионализм. Функциональная организационная структура управления, стимулируя профессиональную специализацию сотрудников, обеспечивает их квалификационный рост, облегчает задачу координации деятельности специалистов внутри отдела, а в итоге обеспечивает четкость и быстроту решения поставленных задач. Часто, работники данных структур получают моральное удовлетворение от возможности профессионального и карьерного роста в выбранной профессии и реалистичной оценки экспертами их профессиональных достижений.