Файл: Организационные структуры (Понятие и сущность проектирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Понятие организационного проектирования и требования к построению организационных структур

1.1. Понятие и сущность проектирования

Проектирование рассматривается как процесс составления описания, нужного для создания еще не существующего объекта, алгоритма его функционирования либо алгоритма процесса. Но надлежит иметь в виду, что проектирование не сводится лишь к созданию идеи построения объекта, оно подразумевает еще надобность предвидеть последствия, к коим приведет появление объекта, и найти меры сообразно реализации проекта [2, с.25].

Проектирование связано с инженерной деятельностью, коия нацелена на создание новых объектов, методов, теорий, которые совершенствуют среду, окружающую человека. Предметом проектирования могут быть модели машин и приборов, шахты, корабли, новые материалы, системы управления, организационные системы.

Этот процесс охватывает деятельность не лишь конструкторов, архитекторов и остальных работников проектного профиля, однако и тех специалистов, кто стремится внести изменения в работу производственных систем, в экономическую деятельность[2, с.38].

Целью проектирования считается постановка начала изменениям в окружающей человека искусственной среде. Результатом же проектирования считается описание будущего объекта и тех конфигураций, которые возникнут после его появления.

Принципиальной особенностью современной науки считается стремление представить проблему формирования и улучшения производственных систем как научную задачу организационного проектирования.

Как процесс, организационное проектирование представляет собой упорядочение организационно-структурных характеристик системы для достижения, либо усовершенствования их эффективности, адаптивности и результативности.

Предметом организационного проектирования в низовом звене народного хозяйства - на предприятии, в учреждении - выступает система организации производства, труда и управления в организации в целом, в ее подразделениях или отдельных видах деятельности.

В этих условиях целью организационного проектирования становится разработка новых организационных систем или предложений по изменению существующих систем, а результатом - комплект технической, организационной и планово-экономической документации, необходимой для создания и осуществления на практике организационной, производственной систем.


1.2 Подходы и методы проектирования организационных структур

Проектирование организационных систем выступает как социалное действие. Высокий динамизм конфигураций, происходящих в сфере общественных взаимоотношений, привел к возрастанию роли организационного фактора в современном индустриализованном мире при иных одинаковых критериях повышающего эффективность функционирования создаваемых систем. Это придает необыкновенную значимость проектированию организационных систем, либо способу формальной организации целостных систем. На современном этапе становления общества ни одно из целостных образований, будь то экономика, политика, образование, наука, культура и т. п., не в состоянии встроиться в имеющиеся структуры в отсутствии проектирования его организационной системы. Иначе говоря, всевозможные нововведения структурного и процессного характера настоятельно просят подготовительного проектирования их организации.

Можно отметить 4 подхода к решению задачи проектирования организационных структур: нормативно-функциональный, организационного прогнозирования, функционально-технологический и системно-целевой.

Нормативно-функциональный подход (способ аналогий) базируется на обобщении опыта управления передовыми ПХС (производственно-домашними системами), использовании организационных форм и устройств управления, которые оправдали себя в похожих критериях (цели, характер продукции, вид технологии и т. п.). Другими словами, данный подход базируется на способе аналогии и прототипов, на допущении, что высоким результатам деятельности обязательно подходит разумная организационная структура, однако это никак не всегда так.

Нормативно-функциональный подход, ориентирующийся на положительный опыт организации управления, не содержит фактически способа проектирования рациональной структуры управления. Он оправдан в силу общности принципов и способов управления. Использование стандартных структур явилось главным шагом на пути введения основ научно аргументированного построения организационных структур и способствовало унификации организационных структур управления в конкретных отраслях экономики.

По последнего времени нормативно-функциональный подход имел наибольшее распространение и был положен в базу методических рекомендаций сообразно построению организационных структур ПХС. Но в настоящее время смысл данного подхода снижается. Причина содержится в том, что он нацелен на типовую номенклатуру функций управления и структурных управленческих подразделений. В критериях значительного разнообразия видов организаций и определенных условий их деятельности возможности этого подхода ограничены.


Функционально-технологический подход к построению организационных структур базируется на рационализации потоков инфы и технологии ее обработки. Для определения характеристик организационной структуры: численности управленческого персонала, количества уровней управления, степени централизации, структуризации и спектра управления и др. — предполагается определить корреляционные зависимости данных характеристик от внутренних и наружных причин и рационализировать функции сообразно вертикали и горизонтали. Но рассчитанные на базе данных зависимостей характеристики направляют на некоторый сложившийся уровень организации управления в отрасли. При данном подходе можно достаточно полно учесть особенности определенной организации. Он универсален, однако вместе с тем сложен, ориентируется на устойчивую номенклатуру сформировавшихся функций правления, подчинение организационной структуры схеме документооборота в ПХС. Это ограничивает возможности применения предоставленного способа.

В критериях действующего предприятия пробы совершенствовать организационную структуру будут наталкиваться на стремление управленческих работников сберечь сформировавшуюся, обычную для них схему документооборота, коия не всегда разумна. В критериях проектирования нового объекта внедрение функционально-технологического подхода вызовет серьезные проблемы из-за отсутствия инфы, нужной для его реализации.

Способ организационного моделирования представляет собой исследование формализованных математических, графических, других отображений распределения возможностей и ответственности в субъекте управления, что считается основанием для построения, анализа и оценки разных разновидностей организационных структур сообразно связи их переменных. В управленческой практике обширно используются последующие разновидности организационных моделей[12, с.76]:

-математико-кибернетические модели иерархических управленческих структур, обрисовывающие организационные взаимосвязи и отношения в виде систем математических уравнений либо же с помощью машинных имитационных языков;

-графоаналитические модели организационных систем, представляющие собой сетевые, матричные и иные графические и табличные отображения распределения функций, полномочий, ответственности, организационных связей. Они дают возможность анализировать их направленность, характер, причины возникновения, оценивать различные варианты группировки взаимосвязанных видов деятельности в однородные подразделения.


До последнего времени способы построения управления, характеризовались чрезвычайно нормативным характером, недостаточным разнообразием, что приводило к механическому переносу применявшихся в прошлом организационных форм в новые условия[12, с.115].

С точки зрения общества главное предназначение большинства производственных организаций определяется целями удовлетворения рыночной потребности в производимой продукции и услугах. Совместно с тем соотношение меж системой целей и организационной структурой управления не может быть однозначным. В единой системе обязаны рассматриваться и разные способы формирования организационных структур управления. Данные способы имеют разную природу, любой из их в отдельности не позволяет решить все фактически принципиальные проблемы и должен использоваться в органическом сочетании с другими.

Процесс организационного проектирования состоит в очередности приближения к модели разумной структуры управления, в котором способы проектирования играют дополнительную роль при рассмотрении, оценки и принятия к фактической реализации более действенных вариантов организационных решений.

Можно назвать несколько главных типов организационных моделей: математико-кибернетические модели иерархических управленческих структур, обрисовывающие организационные взаимосвязи и отношения в виде систем математических уравнений и неравенств; графоаналитические модели организационных систем, представляющие собой сетевые, матричные и другие табличные и графические отображения распределения функций, полномочий, ответственности, организационных взаимосвязей; натурные модели организационных структур и процессов, содержащиеся в оценке их функционирования в реальных организационных условиях; математико-статистические модели зависимостей меж исходными факторами организационных систем и характеристиками организационных структур.

Существуют взаимодополняющие методы:

Способ аналогий состоит в использовании организационных форм и устройств управления, сообразно отношению к проектируемой организации. К способу аналогий относится выработка стандартных структур управления производственно-хозяйственных организаций и определение границ и условий их применения.

Экспертно-аналитический способ состоит в обследовании и аналитическом исследовании организации силами квалифицированных специалистов с привлечением ее руководителей и остальных работников. Сюда относится проведение экспертных опросов руководителей и членов организации для раскрытия и анализа отдельных характеристик построения и функционирования аппарата управления, переработка полученных экспертных оценок статистико-математическими способами.


Способ структуризации целей предугадывает выработку системы целей организации, подключая их количественную и качественную формулировки. При его применении чаще всего выполняются следующие этапы:

-исследование системы (дерева) целей, представляющей собой структурную базу для увязки всех видов организационной деятельности, исходя из окончательных итогов;

-экспертный анализ предлагаемых разновидностей организационной структуры с точки зрения организационной обеспеченности достижения каждой из целей, соблюдения принципа однородности целей, устанавливаемых любому подразделению, определения взаимоотношений руководства, подчинения, кооперации подразделений исходя из связей их целей и т.п.;

-составление карт прав и ответственности за достижение целей для отдельных подразделений, так и по комплексным межфункциональным видам деятельности, где регламентируется сфера ответственности (продукция, ресурсы, рабочая сила, информация, производственные и управленческие ресурсы); конкретные итоги, за достижения которых устанавливается ответственность[1].

Способ организационного моделирования представляет собой исследование формализованных математических, графических, машинных и остальных отображений распределения полномочий и ответственности в организации, являющихся основанием для построения, анализа и оценки разных разновидностей организационных текстур сообразно связи их переменных.

Процесс проектирования организационной структуры управления обязан быть основан на совместном применении охарактеризованных выше методов[1, с.58].

1.3 Этапы и принципы построения организационных структур

Организация предстает собой социальную группу, структура которой базирована на разделении труда и характерной для каждой отдельной организации. Объединение действий отдельных членов в организации считается сознательной и прогнозируемой. Структура взаимосвязей меж ее членами и меж отдельными частями может целенаправленно формироваться и преобразовываться. Потому важная проблема организации - выбор рациональной организационной структуры управления[8, с.36].

Удачное развитие и функционирование каждой системы управления часто находится в зависимости от научной аргументированности ее организационной структуры. Рассматривая компанию как систему, нужно учесть все ее подсистемы, их взаимодействие меж собой и отнощения с внешним окружением[8, с.89].