Файл: Проектные структуры управления (Проектное управление и организационные решения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Рыночная интеграция России в мировое экономическое пространство обуславливает необходимость освоения принципиально новых для отечественных предприятий «правил» взаимодействия с внешним окружением. А это требует, прежде всего, применение современных подходов, принципов, эффективных методов, инструментов в управлении предприятием для обеспечения его успешного функционирования в конкурентной рыночной среде.

Главной особенностью управления предприятием в современных условиях является то, что эффективная система управления - это, прежде всего, система, которая способна обеспечить быструю адаптацию предприятия к изменениям его бизнес-среды в условиях максимально возможного учета запросов и удовлетворения потребностей потенциальных потребителей. Получение прибыли должно рассматриваться исключительно как результат эффективного функционирования такой управленческой системы.

Руководители предприятий, вместе с трудовыми коллективами получают право избирать предусмотренную законом форму собственности, вводить адекватную систему оплаты труда и материального стимулирования, по своему усмотрению распоряжаться чистой прибылью, создавать без предварительных согласований новые структуры управления.

Характерной особенностью современной системы управления промышленным предприятием должен стать безусловно полезный и актуальный для отечественных предприятий опыт совершенствования системы управления в ведущих компаниях, основанный на осуществлении реорганизации предприятия, как планового постоянного процесса управления развитием предприятия в современных рыночных условиях.

Итак, главная проблема, которая встала перед всеми отечественными предприятиями в условиях адаптации к рыночным условиям заключается в том, чтобы четко определить профиль своей деятельности, свое место в конкурентной среде и свой стиль поведения.

Такой процесс реформирования должен охватывать все аспекты хозяйственной деятельности предприятия без исключения, начиная с реформирования производственно-кадрового потенциала, организационно-управленческой структуры, правовой формы, завершая реформированием механизма хозяйствования предприятия в целом.

Адекватная перестройка внутренней среды предприятий наряду с обновлением производственной базы, должна предусматривать повышение их общего управленческого потенциала. Как показывает практика, именно состояние организационно - управленческих факторов является наиболее слабым звеном в хозяйственном механизме многих отечественных предприятий.


Одним из существенных организационно-управленческих факторов, обусловливающих состояние внутренней среды предприятия, является организационная структура управления (далее ОСУ). Многие отечественные предприятия осознали необходимость совершенствования ОСУ как одного из определяющих факторов выхода из кризиса.

Существующая методология совершенствования ОСУ крупных предприятий, сформировалась в 70-80-е гг. прошлого столетия и с тех пор не претерпела существенных изменений. Возможность использования методических работ этого периода на современном этапе функционирования отечественных предприятий является очень ограниченной, что связано прежде всего с трансформацией управленческой деятельности предприятий, содержание и структура которой в условиях рыночной экономики существенно изменились. В работах современного периода вопрос усовершенствования построения ОСУ промышленных предприятий и их адаптации к современным условиям хозяйствования носят, как правило, декларативный, рекомендательный и несистемный характер. Без внимания остается задача поиска критерия оптимизации ОСУ, что соответствует современной структуре управленческой деятельности предприятий. Это обусловливает актуальность исследований, направленных на решение научно-практической задачи по совершенствованию организационной структуры управления предприятия.

Целью работы является разработка теоретических, методических и практических вопросов совершенствования организационной структуры управления предприятия на основе структуризации управленческой деятельности. В соответствии с целью, можно выделить следующие задачи:

1. Изучить типовые организационные структуры.                 

2. Дать краткую характеристику предприятия

3. Изучить и проанализировать организационную структуру исследуемого предприятия.                 

4. Предложить меры по совершенствованию организационной структуры.

Объектом исследования выступает построение организационной структуры управления предприятия.

Предметом исследования является теоретические вопросы, принципы, логика, методы и практические аспекты совершенствования организационной структуры управления предприятия.

Методологической основой работы является совокупность познавательных средств, методов, приёмов, использовавшихся в процессе исследования. Теоретической базой стали труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по вопросам исследования организационной структуры управления предприятия и его совершенствования. В процессе исследования использовались следующие методы: системный подход; функциональный подход; методы структурно-логического анализа и статистический метод.


ГЛАВА 1. Проектное управление и организационные решения

1.1. Проектная система как рычаг управления

Обострение конкуренции на рынке, общее ухудшение экономической ситуации усложняют условия, в которых приходится работать современным предприятиям. Это приводит к повышению требований к построению и организации работы системы управления предприятием в целом.

Административная система управления является одной из основных подсистем управления предприятием, которая отвечает за реализацию поставленных целей, задач, принятых управленческих решений. Это определяет целостность использования целевого подхода по проектированию организационных структур управления, как всего предприятия, так и его системы административного управления.

Гибкость, адаптивность, устойчивость функционирования системы управления, а также поведения всех ее элементов во многом определяет конкурентоспособность предприятия на рынке. При этом необходимо обеспечить сочетание на рациональном уровне централизации и децентрализации управления, инициативность и исполнительность, регламентацию поведения и скорость реакции на меняющуюся ситуацию. Все эти вопросы зависят от организационной структуры управления предприятием, на каких принципах она сформирована, насколько она соответствует ситуации, в которой находится предприятие. Поэтому, разработка методов проектирования организационных структур управления предприятием, которые позволяют учесть все требования, предъявляемые к ним, задача достаточно важная и актуальная.

Проектирование (от лат. Projectus - брошенный вперед) - процесс создания проекта, прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Дж . Гэлбрейт определил проектирование организации как постоянный поиск наиболее эффективного сочетания организационных переменных [4]. Факторы, влияющие на этот процесс, по многочисленным исследованиям, являются ситуационными. К их числу относят размер фирмы, цель, стратегию, организационную культуру и многое другое. Вопросу, какие именно факторы в наибольшей степени влияют на формирование структуры организации, посвящено много исследований.


Впервые вопрос о формировании структуры управления предприятием была поставлена представителями школы научного управления и, впоследствии, четко, - административной школы ( А. Файоль, Г. Эмерсон, Л. Урвик , М. Вебер). Шесть из четырнадцати знаменитых принципов управления А. Файоля связанные с построением структуры организации (централизация, распределение полномочий, иерархия и др.). В работах того времени создан функциональный подход к проектированию организации. Представители этого направления разработали критерии рациональной структуры предприятия, выделили требования по подбору, оценке и распределению кадров по подразделениям, определили оптимальное соотношение человеческого и технического элементов в организации.

Сначала влияние количественного подхода в теории организации было значительно меньше. Основные направления в развитии этого подхода - построение математических моделей, часто задач управления (управление запасами, распределение ресурсов и др.), встречающихся в исследовании операций (в дальнейшем оформилось в теорию принятия решений). Однако и сегодня многие авторы сходятся во мнении, что возможности моделирования организационных моделей весьма ограничены, поскольку эти модели во многом опираются на социологию и психологию.

Одной из важнейших концепций того времени стала теория информации Н. Винера и К. Шенона , что рассматривала организацию как информационную систему. Подразделения фирмы являются субъектами, которые принимают, обрабатывают и передают информацию. Проектирование структуры этой системы предполагает оптимизацию информационных связей .

В рамках концепции управления по целям, впервые введенной П. Друкером в 1954 г.. В книге " The Practice of Management " организация рассматривается как целенаправленная система. Организационное проектирование осуществляется на основе построения дерева целей. Однородные цели группируются и передаются в сферу ответственности одного подразделения. Таким образом, в отличие от ранних концепций, предлагающих функциональную структуру как единственный "оптимальный" тип организационной структуры управления, эта концепция предлагает методику проектирования различных типов организационных структур управления на основе декомпозиции целей организации.

Значительный вклад в развитие теории организационного проектирования внес Герберт Саймон, в трудах которого организация рассматривается как система длительных взаимодействий между сотрудниками. Структура в некотором роде является продуктом этих взаимодействий. Проектирование организации предлагается осуществлять с учетом неформальных последствий внутригрупповых отношений. Также на структуру влияет комплекс внутренних и внешних переменных: спрос, конкуренты, цели деятельности, система планирования и контроля, интересы руководства и персонала предприятия. 


С усложнением бизнес-среды и ростом неопределенности понадобился переход к принципиально новым видам структур, которые могли бы быстро меняться, реагируя на изменения рынка. На смену традиционным пришли органические адаптивные формы организации, а не забюрократизированные и характеризующиеся способностью к саморазвитию, адаптации. Поэтому начиная с 1980-х гг. усиливается тенденция к созданию временных органов управления, а также централизации важнейших функций на высшем уровне управления организациями, что проявилось в формировании органических адаптивных типов организационных структур и прежде всего таких, как проектная и матричная.

1.2. Сетевая организация управления

Следующим шагом было появление и теоретическое обоснование сетевых структур. Под сетевым предприятием, как правило, понимается совокупность взаимодействующих фирм, объединяющих различные ресурсы и виды деятельности для предоставления разнообразных продуктов (товаров или услуг) определенному сегменту рынка [3 с. 25]. Структура сетевой организации, как правило, является плоской. Это соответствует также мнению П. Друкера о том, что структура организации должна содержать минимально возможное количество уровней управления [3 с. 35]. Для сетевой организации характерно наличие общей цели организаций, входящих в нее. При этом состав участников сети может меняться. Главная особенность сетевых объединений - отсутствие установленных регламентов, правил и процедур. Управление осуществляется через контракты, определяющие взаимодействие участников сети. Таким образом, корпорация трансформируется в паутину множественных сетей и институционального окружения. Такая организация является адаптивной, поскольку состоит из отдельных кирпичей, которая может вводить, удалять и перегруппировывать в зависимости от конкретных проблем, которые нужно решить, и проектов, которые нужно реализовать. За счет мгновенно создаваемых партнерств и альянсов компания может уже не просто отреагировать на изменения рынка, а предусмотреть или даже создать новые потребности, выбрасывая на рынок сотни модификаций новых продуктов. Поэтому на высоко динамичных рынках структура сначала должна быть сетевой, состоящий из легко заменяемых модулей.

Выделяют разновидности сетевых организаций: внутренние, стабильные и динамические сети. Внутренние сети является результатом внутреннего предпринимательства, когда взаимодействие между подразделениями осуществляется на основе рыночных механизмов. Стабильные сети образуются в традиционных отраслях за счет передачи части работ субподрядчикам. Динамические сети, что основываются на принципе гибкости, когда изменения становятся практически постоянными, а сеть при необходимости мгновенно перестраивается в ответ на изменения рынка. Такая структура делает организацию более адаптивной и устойчивой в эпоху, когда крупные корпорации переживают кризис.