Файл: Проектные структуры управления (Проектное управление и организационные решения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации одной из важнейших задач в области обороны и безопасности страны определен переход к новому облику Вооруженных сил Российской Федерации, которому должен соответствовать новый конкурентоспособный облик оборон­но-промышленного комплекса (ОПК) [1]. В этой связи основной за­дачей развития оборонно-промышленного комплекса является обес­печение его эффективного функционирования как высокотехноло­гичного многопрофильного сектора экономики страны, способного удовлетворить потребности Вооруженных сил и других войск в со­временном вооружении, военной и специальной технике (ВВСТ) и обеспечить стратегическое присутствие Российской Федерации на мировых рынках высокотехнологичной продукции и услуг.

Инновационно-инвестиционная деятельность предприятий ОПК является решающим фактором его стабильного развития. Несмотря на значительные объемы выделяемых ассиг­нований (в 2012 г. 90 млрд руб. было направлено на инновации предприятиям ОПК в рамках финансирования федеральных целевых программ), инновационная активность в оборонно­промышленном комплексе остается на низком уровне [2]. Это обусловлено, в частности, не­совершенством финансового обеспечения инновационно-инвестиционной деятельности, ус­таревшей материально-технической и производственной базой предприятий ОПК, несовер­шенством системы подготовки научных кадров, низкой эффективностью деятельности по за­щите объектов интеллектуальной собственности. Эти обстоятельства являются основными причинами того, что главной проблемой ОПК является снижение возможности обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны, технического уровня, качества и конкурентоспособности военной и гражданской продукции.

В этой связи вопросы инновационно-инвестиционного развития ОПК находятся под пристальным вниманием высшего руководства государства. В утвержденных Президентом РФ 1 марта 2010 г. «Основах государственной политики в области развития оборонно­промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» одним из приоритетных финансово-экономических механизмов в области раз­вития ОПК объявлено «привлечение средств государственных инвестиционных корпораций, банковских структур и частных инвесторов к осуществлению важнейших проектов организа­ций ОПК».

В то же время привлечение внебюджетных инвестиций для финансирования программ создания новых образцов ВВСТ остается одной из нерешенных проблем. Так, по данным Министерства экономического развития РФ, доля средств предпринимательского сектора в финансировании науки составляет сегодня в России менее 30%, тогда как аналогичный пока­затель в США - 63,7%, в Германии - 66,8%, в Японии - почти 75% [9]. Для решения этой за­дачи должны быть разработаны инструменты, стимулирующие и регламентирующие привле­чение внебюджетных средств для финансирования разработки и создания перспективных об­разцов ВВСТ, в том числе средств потенциальных отечественных и зарубежных инвесторов.


Действенным инструментом развития инновационно-инвестиционной деятельности предприятий ОПК является проектное управление, которое способствует более эффектив­ному осуществлению инновационно-инвестиционной стратегии предприятий ОПК, повы­шает уровень управляемости инновационно-инвестиционным развитием, что сказывается на росте эффективности внедрения инноваций.

Современная концепция управления проектами базируется на понятии «проект», рас­сматривая его не только как объект управления, обладающий некоторыми специфическими свойствами, но и как общую характеристику сути, базовое свойство управления проектами.

Термин «проект» происходит от латинского слова «projectus», что в буквальном пере­воде означает «брошенный вперед». Сегодня существует множество определений дефини­ции «проект».

Словарь по экономике трактует «проект» как замысел, идею, образ, воплощенные в форму описания, обоснования расчетов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и воз­можность его практической реализации [8].

Большой энциклопедический словарь определяет «проект» как уникальную деятель­ность, имеющую начало и конец во времени, направленную на достижение заранее опреде­ленного результата, создание определенного, уникального продукта или услуги, при задан­ных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска [3].

Авторы современных публикаций рассматривают «проект» как мероприятие, направ­ленное на достижение уникальной цели.

В стандартах Института управления проектами США (PM BoK, PMI) под проектом понимается временное усилие (действие), предпринятое для издания уникального продук­та или услуги.

В соответствии с российским ГОСТ Р 54869-2011 «Требования к управлению проек­том» под проектом понимается комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального продукта или услуги в условиях временных и ресурсных ограниче­ний.

Рассмотренные выше определения базируются на трех основных характеристиках проекта: наличии уникальной цели, ограниченности во времени и наличии ограничений по ресурсам, но имеют два существенных недостатка: отсутствие связи между проектом как предварительно разработанным планом и проектом как процессом реализации этого плана, а также отсутствие связи между проектом и проектным управлением.

Учитывая вышесказанное, по мнению автора, под проектом следует понимать систем­ный комплекс плановых (финансовых, технологических, организационных и прочих) доку­ментов, содержащих комплексно-системную модель взаимоувязанных действий, направ­ленных на достижение определенной цели. При этом необходимо учитывать, что цели зави­сят от внешних и внутренних факторов реализации проекта. Однако в любом случае фор­мулировка цели должна удовлетворять трем основным требованиям:


  • должна быть реалистичной;
  • должна устанавливаться с учетом места данного проекта в иерархической структуре про­грамм более высокого уровня;
  • должна характеризоваться некоторыми количественно-качественными показателями, на ос­нове которых можно выносить суждение о достижении установленных целей.

Основу концепции проектного управления составляет взгляд на проект как на измене­ние исходного состояния любой системы, связанное с затратами времени и средств. Про­цесс этих изменений, осуществляемый по заранее разработанным правилам в рамках бюд­жета и временных ограничений, - это управление проектом.

Управление проектом можно трактовать более широко - как конечную последова­тельность действий с учетом накладываемых на нее ограничений, связанных со временем, качеством исполнения, финансовыми ресурсами и приемлемой степенью риска, направлен­ных на организацию достижения цели в виде создания нового продукта или получения дру­гого определенного результата.

По данным Международной ассоциации управления проектами, использование со­временной методологии и инструментария проектного управления позволяет сэкономить до 20-30% времени и около 15-20% средств, затрачиваемых на осуществление проектов и программ. Это дает возможность утверждать, что управление проектами является эффек­тивным механизмом подготовки и реализации инновационно-инвестиционной деятельно­сти.

В качестве преимуществ проектного управления инновационно-инвестиционной дея­тельностью предприятий ОПК следует отметить следующее:

  • уменьшение числа сбоев в работе, связанных с несогласованностью используемых ресурсов, с сокращением продолжительности выполнения всего комплекса работ;
  • снижение суммарной потребности в ресурсах и уменьшение общей стоимости проекта, что приводит к получению экономического эффекта;
  • возможность регламентирования процедур управления проектами;
  • определение и анализ эффективности инвестиций;
  • использование математических методов расчета временных, ресурсных, стоимостных пара­метров проектов;
  • централизованное хранение информации по графику работ, ресурсам и стоимостям;
  • возможность быстрого анализа влияния изменений в графике, ресурсном обеспечении и фи­нансировании проекта;
  • обеспечение структуры контроля выполнения работ проектов;
  • учет и управление рисками проектов;
  • обеспечение контроля качества работ;
  • управление и контроль поставок и контрактов при обеспечении проектной деятельности.

Проектное управление как область практической деятельности успешно применяет­ся на протяжении многих лет. Как самостоятельное направление теория проектного управления стала складываться в тридцатых годах прошлого века. В то время необходи­мость ее использования была связана с увеличением масштабов проектов, которые долж­ны были вписываться в определенные сроки и бюджет, то есть в выделенные на проект ассигнования.

Совокупное воздействие радикальных процессных и крупных организационно­-управленческих инноваций коренным образом изменило производственный аппарат и его организацию, что не могло не отразиться на росте эффективности производства и повыше­нии конкурентоспособности компаний. Был заложен прочный базис для повышения эффек­тивности инновационно-инвестиционной деятельности - затраты на исследования и разра­ботки составили в первой половине текущего десятилетия примерно 1,7 млрд долл. (64% - затраты на исследования и разработки в области гражданской авиации и 36% - в области военных, космических и авиационных систем).

Управление проектом выглядит как целенаправленное действие, обеспечивающее последовательное представление цели в виде модели, а затем перенос модели на фактиче­скую предметную область. Другими словами, управление проектом - это последователь­ное проецирование цели на поверхность моделирования, а затем проецирование модели на поверхность реальной практической деятельности.

Модель проектного управления инновационно-инвестиционной деятельностью предприятий ОПК содержит четыре основных блока, представленных структурными де­композициями уровней управления, субъектов управления, объектов управления и про­цесса управления.

С точки зрения уровней управления инновационно-инвестиционной деятельностью можно выделить управление инновационно-инвестиционным развитием, управление ин­новационно-инвестиционным процессом и управление инновационно-инвестиционным проектом.

Субъектами управления являются активные участники проекта, взаимодействующие при выработке и принятии управленческих решений в процессе его осуществления. К ним относятся: заказчик, инвестор, куратор проекта, руководитель проекта, команда проекта.

Объектами управления инновационно-инвестиционной деятельностью предприятий ОПК могут быть: портфель инновационно-инвестиционных программ и проектов, инно­вационно-инвестиционные программы, инновационно-инвестиционные проекты, а также фазы жизненного цикла объекта управления: концепция, разработка, реализация, завер­шение.


Процесс управления инновационно-инвестиционной деятельностью предприятий ОПК реализуется посредством прямой и обратной связей между субъектами и объектами управления. Эта связь характеризуется временными параметрами управления инноваци­онно-инвестиционной деятельностью, сопоставляемыми с соответствующими субъектами управления.

Представленная модель проектного управления инновационно-инвестиционной дея­тельностью предприятий ОПК может быть использована:

  • как методологический инструментарий для генерации и системного проектирования целост­ной интегрированной системы управления осуществлением инновационно-инвестиционных про­ектов;
  • как механизм для определения функциональной структуры задач, формулирования постано­вок задач управления проектами в различных системах управления проектно-ориентированной деятельностью;
  • как основа для разработки моделей, методов и средств решения задач управления проекта­ми;
  • для разработки программных средств по управлению инновационно-инвестиционными про­ектами;
  • для разработки корпоративных систем управления на предприятиях ОПК.

Условия развития современной российской экономики и необходимость совершен­ствования инновационно-инвестиционной деятельности отечественных предприятий ОПК требуют ориентации на современные методы организации и управления предприятием, перехода к более эффективным моделям хозяйствования, оптимизации использования ин­вестиционных ресурсов и повышения инновационной активности предприятия.

Вектором развития управления инновационно-инвестиционной деятельностью пред­приятий ОПК должен стать проектный подход, в результате которого осуществляется пе­реход производственной системы в более конкурентоспособное состояние.

На сегодняшний день в ОПК методы проектного управления используются недоста­точно широко. В то же время в России существует ряд успешных примеров внедрения проектного управления в частных компаниях и на предприятиях со значительной долей государственной собственности. Особенно эффективно его применение в высокотехноло­гичных производствах, нефтегазовой промышленности, строительстве, проектах, связан­ных с применением информационных технологий, а также социально-экономических про­ектах.

Внедрение проектного управления в рамках технологической модернизации страны в условиях, когда «технологическим хребтом» отечественной экономики остается оборон­но-промышленный комплекс, приобретает особую актуальность в оборонной сфере. На первом этапе стоит задача определения пилотных проектов, связанных с созданием кон­кретных систем вооружения, реструктуризации космической промышленности и др.