Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ(Понятие и функция косвенных налогов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Главную часть косвенных налогов составляют налоги с потребления разных предметов. [8, стр. 17]

Потребление является необходимым моментом в каждом частном хозяйстве; при этом потребление одних предметов служит для удовлетворения простых физических потребностей человека, другие предметы служат для удовольствия, наслаждения и удовлетворения стремления к роскоши. По-видимому, очень просто разграничить насущные потребности от потребностей роскоши и предметы необходимые от необходимых; между тем оказывается, что точной границы между ними провести нельзя, так как круг человеческих потребностей постоянно меняется и расширяется, а равно, под влиянием обстоятельств места и времени, меняется взгляд на необходимость тех или иных предметов. Тем ни менее, всегда можно различать в массе предметов, предназначенных для удовлетворение разных потребностей человека, такие, которые при данном строе народной жизни в известном государстве являются предметами общего потребления, и такие, на которые в обществе смотрят как на предметы роскоши, и которые имеют ограниченный круг потребления. [9, стр. 14]

В последнем случае потребителями являются лица более или менее состоятельные. Обложение предметов первой категории должно происходить на других началах, чем обложение предметов второй категории. При обложении предметов насущных надо действовать крайне осторожно, так как высокие налоги на таковые могут отразиться на благосостоянии и даже на здоровье народа. А если возможно по финансовым обстоятельствам, то лучше всего отказаться совершенно от обложения предметов первой необходимости. Что же касается налогов на предметы роскоши, то эти налоги могут быть повышаемы без вреда для народного хозяйства до тех пор, пока оно совместимо с финансовыми интересами государства, т. е. до такой степени, чтобы от этого не происходило сокращение казенных доходов. Соблюдение последнего правила необходимо ввиду того, что повышение косвенных налогов не всегда увеличивает их доходность. [3, стр. 177]

Иногда, вследствие увеличение налога, настолько сокращается потребление обложенного предмета, что казна при повышенном налоге получает меньше прежнего. Взимание налогов на предметы потребление представляет несколько видов:

1) Оно может практиковаться в виде акцизов, т. е. налогов на предметы внутреннего производства. При этом может быть облагаемо производство известных предметов, или торговля ими, или, наконец, самое их потребление.

2) В виде таможенных пошлин, т. е. налога на товары, перевозимые через границу государства.


3) Государство может облагать предметы потребление посредством удержание за собою права монопольного производства, монополия торговли или ввоза известных предметов из-за границы.

Наибольшим разнообразием отличаются акцизы. Эти налоги взимаются либо с потребителей обложенных предметов, либо с их производителей, либо, наконец, с посредников между теми и другими. [14, стр. 75]

Казалось бы, что непосредственное обложение потребителей более всего соответствует истинному назначению налогов потребления. Но такая форма взимания сопряжена с массой неудобств и затруднений и мало распространена в финансовой практике. Она применяется при обложении потребления предметов собственного производства, а главным образом при взимании налогов с предметов роскоши, причем принимает характер обложения пользования этими предметами. [5, стр. 107]

Гораздо чаще практикуется взимание налогов с потребления при производстве, передвижении и продаже обложенных предметов. Обложение производства последних, являющееся самым распространенным способом взимания акцизов, принимает разные формы: либо происходит обложение готовых продуктов по их действительному количеству, либо налог взимается сообразно с предполагаемым количеством облагаемых продуктов, о котором заключают на основании разных внешних признаков и по отдельным моментам производства, напр., по количеству перерабатываемых сырых материалов, по силе употребляемых при производстве снарядов, по продолжительности производства и т. п. [6, стр. 74]

Налог с готового продукта представляет самую правильную форму взимания налогов с потребления; при этом облагается действительное количество произведенных предметов в точно определенном разрезе. Но эта форма обложения требует тщательного надзора над производством, и часто бывает стеснительна для последнего. Она трудно выполнима также при разбросанности производства по всей стране и при участии в нем массы мелких промышленников. [3, стр. 57]

Вследствие трудности осуществления этой формы обложения, часто отказываются от нее и облагают предметы потребление по отдельным моментам их производства, по которым заключают о вероятных количествах вырабатываемых продуктов. Одним словом, отказавшиеся от точного обложения, довольствуются приблизительным. При этом равномерность обложение недостижима. Разница в качестве сырых материалов и в технике производства представляет столько оттенков, что трудно и не всегда возможно предусмотреть зависящие от них результаты производства. И получается не одинаково полное обложение изготовляемых продуктов, что особенно тяжело при высоком обложении последних, так как конкуренция между не одинаково обложенными производителями их становится весьма неравною. [2, стр. 55]


Приблизительное обложение предметов потребления представляет еще то неудобство, что оно затрудняет расчеты при практикующемся в известных случаях возврате налогов с потребления. Эти налоги по идее должны быть обложением потребления определенных предметов, по которому судят о наличности известных, платежных средств у потребителей. Между тем такие предметы не всегда полностью поступают в потребление внутри страны; они иногда вывозятся за границу или служат для иных целей, помимо потребления, напр., применятся в качестве материалов в разных производствах. Но общему правилу в обоих случаях налог с них не взимается, а если был взят, - возвращается. [9, стр. 14]

Освобождение от налога предметов, потребление которых обложено, при предназначении их для промышленных целей, объясняется крайне просто: если не предполагается облагать продукты производств употребляющих такие предметы, то нет основание облагать и эти последние.

Более сложным представляется вопрос о возврате налога с вывозимых за границу предметов. [7, стр. 18]

На первый взгляд кажется, что подобный возврат не справедлив по отношению к туземным потребителям: в то время, как последним приходится оплачивать налогами потребление известных предметов, эти самые предметы при направлении их за границу к иностранным потребителям освобождаются от налога. Ни не всегда во власти государства облагать иностранных потребителей. При вывозе за границу каких-либо произведений, последним обыкновенно приходится конкурировать с такими же предметами, привозимыми из других стран. И обложение их наравне с предметами, потребляемыми внутри страны, равносильно взиманию с них вывозной пошлины и суживают рынок для их сбыта. Таким образом, если государство производит какие-либо продукты в избытке и нуждается в сбыте таковых, то наиболее рациональным представляется освобождение их при вывозе за границу от всякого налога, иначе обстоит дело, если государство обладает естественною монополиею какого-либо продукта или поставлено в исключительно выгодные условие для снабжение своими произведениями определенных рынков. Тогда открывается возможность облагать иностранных потребителей. [11, стр. 91]

При отсутствии же таких благоприятных обстоятельств общим правилом является возврат акцизов при вывозе за границу обложенных ими произведений. А некоторые государства идут еще дальше в поддержке отдельных отраслей своей промышленности и не только возвращают акцизы, но выдают сверх того премии за вывоз известных предметов за границу. Подобные премии сводятся к подарку, делаемому нескольким промышленникам на счет всех плательщиком податей.


Возврат акцизов должен состоять в сложении с вывозимых предметов взятых с них налогов. При приблизительном же обложении предметов потребления, эта величина неизвестна, так что и возвращать приходится не то, что взято в действительности, а только предполагаемую сумму уплаченных налогов. Возврат акциза или не достигает полного размера налога или превышает таковой; в последнем случае получаются скрытые вывозные премии. [14, стр. 57]

Устройство и взимание косвенных налогов гораздо труднее, нежели устройство прямых налогов. Податной объект здесь легко ускользает от обложения. Нужен большой персонал податной администрации. Все это повышает издержки взимание косвенных налогов.

Наиболее дорогой формой взимание налогов с потребление являются казенные монополии. Напр., во Франции расходы по эксплуатации табачной монополии поглощают около 1/5 ее валового дохода, а в Италии и Австро-Венгрии - более 1/4. [7, стр. 21]

Вообще же при взимании налогов с потребления наиболее дорого обходится организации податного контроля. Последний особенно дорог и труден при многочисленных и высоких налогах с потребления и при сложном их устройстве.

Чем выше налоги, тем более соблазн к уклонениям от них и тем вреднее их влияние на общественную нравственность.

При устройстве косвенного обложения очень важен выбор облагаемых предметов. Таковой следует производить с расчетом, чтобы по возможности соблюсти интересы и финансового и народного хозяйства. Это достижимо через обложение таких предметов, которые не относятся к числу предметов первой необходимости, но потребление которых имеет широкое распространение, и которые нелегко могут быть заменены какими-нибудь суррогатами, с другой стороны, - чрез умеренность в обложении предметов общего потребления. [14, стр. 105]

Если обратиться к рассмотрению предметов, которые служили и служат объектами косвенных налогов в разных государствах, то оказывается, что их можно разбить на 2 категории: 1) предметы насущного питания, истребление которых происходит почти в каждом частном хозяйстве, напр., хлеб, соль и др.; здесь плательщиками налога является вся масса население государства, которое может получить большие суммы и при низких окладах налога на эти предметы. 2) Предметы утонченного питание и предметы роскоши, напр., напитки, сахар, табак, биллиарды и др.; здесь плательщиками является сравнительно ограниченный круг лиц. [7, стр. 17]

Косвенные налоги во всех странах имеют в первую очередь фискальное значение. Но при этом не все государства ровно относятся к взиманию на своей территории косвенных налогов. В США и Канаде не взимается НДС, распространенный в Европе. Акцизы являются доходными источниками бюджетов всех развитых и развивающихся государств. Косвенными налогами в зарубежных странах также считаются таможенные пошлины, налоги с продаж, налоги с оборота. Все эти налоги объединяет одно - они влияют на расходы потребителей товаров, так как увеличивают цену последних. [7, стр. 12]


Глава 2. Анализ роли и значения косвенных налогов в РФ

2.1 Анализ акцизов

В главу 22 «Акцизы» Налогового кодекса РФ внесены существенные поправки. Отметим, что ряд из них уже действует, однако некоторые вступят в силу только во втором полугодии 2011 года.

Так, с 1 января 2011 года внесены изменения Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. № 306-ФЗ.

Перечень подакцизных товаров претерпел изменения. Теперь подакцизным признается и спирт коньячный (ст. 181 Налогового кодекса РФ дополнена пунктом 1.1). А вот парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно, разлитая в емкости до 3 мл включительно, в качестве подакцизных товаров не рассматривается (подп. 2 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ). [7, стр. 15]

Кроме того, уточнены понятия «спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9 %» и «алкогольная продукция» (подп. 2 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ). К алкогольной продукции отнесены не только спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, но также пиво и напитки, изготавливаемые на его основе (подп. 3 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ). [3, стр. 22]

Законодатели уточнили, что только лекарственные средства, прошедшие регистрацию и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств, а также лекарственные средства, изготавливаемые аптечными организациями, не относятся к подакцизным товарам. Ранее в данный список были включены еще и лечебно-профилактические и диагностические средства (подп. 2 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ).

Увеличены налоговые ставки

Повышены ставки на такие подакцизные товары, как: сигареты с фильтром, без фильтра, папиросы, автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин (п. 1 ст. 193 Налогового кодекса РФ). [12, стр. 77]

А ставка акциза на автомобильный бензин и дизельное топливо с 2011 года зависит от их класса. Основание – пункт 1 статьи 193 НК РФ.

Установлены правила взимания акцизов

Пунктом 1 статьи 186 Налогового кодекса РФ, в частности, уточнено, что акцизы по подакцизным товарам Таможенного союза, ввозимым в РФ из государства – члена Таможенного союза, взимают налоговые органы.