Файл: Субъекты предпринимательского права( Виды субъектов предпринимательского права ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сочетание в производственном кооперативе имущественного вклада и непосредственного трудового участия работников обусловливает и особенности организации труда в нем. Рабочая сила в кооперативе не выступает как наемная рабочая сила, поэтому речь может идти только о само найме – главном социально-экономическом свойстве организации кооператива. Исходя из категорий самостоятельного и несамостоятельного труда, рассматриваемых в двух аспектах: экономическом – отчуждение работника от средств производства и организационно-правовом – наличие между сторонами отношений власти и подчинения, в юридической литературе высказывается мнение, согласно которому труд в кооперативе и в акционерном предприятии относится к категории несамостоятельного труда на основе существования здесь управленческих структур, с которыми рядовые члены находятся в отношениях власти и подчинения.

Однако нельзя ставить в один ряд члена кооператива и работника акционерного предприятия, которого вряд ли можно назвать реальным собственником средств производства. Фактически он является таким же "несамостоятельным" работником, как и работник государственного предприятия, наемный работник в кооперативе.

Кооператив строит свою деятельность на демократических принципах организации управления, самоуправления, и это – одна из характерных особенностей кооператива. Производственная, демократия уровня рабочего места до реализации предпринимательских функций на уровне предприятия в целом – один из факторов высокой устойчивости производственных кооперативов.

Производственная демократия выражается в участии членов кооператива в прибылях, в собственности и в принятии решений.

Действующим законодательством определено, что производственные кооперативы могут быть созданы в самых различных сферах производства, социальной деятельности и т.д. (п. 1 ст. 2 Федерального закона "О производственных кооперативах"). Следует признать, что кооператив – в основе хозяйствующий субъект, преследующий, в первую очередь, хозяйственные цели, следовательно, кооператив как юридическое лицо принадлежит к числу корпораций.

Важнейшее правовое значение имеет принцип правомерности любой деятельности (как производственно-хозяйственной, так и социальной), если она не запрещена законодательством РФ. При анализе правового статуса производственного кооператива следует отметить его уникальность как организационно-правовой формы предпринимательской деятельности; она состоит в том, что кооператив соединяет в себе органически такой объем возможностей реализации прав, свобод и интересов граждан, какой не свойствен ни одной организационно-правовой форме предпринимательства. Он одновременно является формой реализации гражданином:


права на свободное использование своего имущества для предпринимательской деятельности (ст. 34 Конституции РФ);

права владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом не единолично, а совместно с другими лицами (ст. 35 Конституции);

права на свободное использование своих способностей для занятия предпринимательской деятельностью (ст. 34 Конституции);

права на труд, свободы выбора деятельности и профессии (ст. 37 Конституции).

Отсюда и специфическая особенность статуса производственного кооператива, который как предпринимательская структура одновременно является формой соединения собственности (капитала) и труда на базе членства собственника и работника в этой структуре, в сочетании с принципом самоуправления (демократического).

Подобного нет ни в одной из других организационно-правовых форм предпринимательства, где в любом случае какой-либо из указанных выше элементов отсутствует.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Несмотря на развивающийся в Российской Федерации процесс приватизации государственных и муниципальных предприятий, их роль в экономике страны еще долгое время будет достаточно значительной. На сентябрь 1999 г. в Российской Федерации насчитывалось 13 786 унитарных предприятий 1: Необходимо учитывать, что приватизация государственной собственности, особенно крупных предприятий, – процесс длительный. Кроме того, в некоторых сферах деятельности государство сохранит за собой ключевые позиции.

Унитарные предприятия представляют собой организационно-правовую форму, в которой осуществляют деятельность коммерческие организации – юридические лица, являющиеся субъектами предпринимательского права.

Отличие унитарных предприятий от иных коммерческих организаций заключается в том, что они не наделяются правом собственности на закрепляемое за ними имущество.

Сущность унитарного предприятия в том, что его имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам (доля, паям), в том числе между работниками предприятия.

Существуют несколько видов унитарных предприятий. Среди них прежде всего выделяют предприятия, имущество которых относится к государственной собственности, и предприятия, имущество которых относится к муниципальной собственности. Таким образом, выделяют государственные и муниципальные унитарные предприятия.

В зависимости оттого, на каком вещном праве предприятия владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, выделяют унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и государственные предприятия, основанные на праве оперативного управления (федеральные казенные предприятия).


Правоспособность унитарных предприятий в отличие от иных коммерческих организаций не общая, а специальная, т.е. они могут осуществлять только, те виды предпринимательской деятельности, которые закреплены в уставе.

2. Правовые основы приватизации государственного и муниципального имущества

Понятие приватизации

Приватизация государственного и муниципального имущества – это возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. При приватизации происходит преобразование государственной или муниципальной собственности в частную.

Правовое регулирование приватизации

Правовые основы приватизации государственного и муниципального имущества в РФ в настоящее время определяются Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее – Закон о приватизации). Данный закон введен в действие с 27 апреля 2002 г. До этого момента вопросы приватизации регулировались Федеральным законом от 21 июля 1997 г. "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ".

Закон о приватизации имеет ограниченную сферу действия и не распространяется на приватизацию объектов, перечисленных в его ст. 3 Закона. К таким объектам относится, например, земля (за исключением земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы), природные ресурсы, государственный резерв, государственный и муниципальный жилищный фонд и др.

Помимо Закона о приватизации правовое регулирование приватизации может осуществляться принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и подзаконными актами. В качестве примера можно назвать утвержденные Постановлением Правительства РФ Положения о продаже государственного и муниципального имущества на конкурсе, аукционе.

Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества

Закон о приватизации предусматривает, что прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества ежегодно утверждается Правительством РФ. Этот акт содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ и иного федерального имущества, которые планируется приватизировать в соответствующем году. В нем должны приводиться характеристика данного имущества и предполагаемые сроки приватизации.


Акции стратегических акционерных обществ и стратегические предприятия включаются в прогнозный план по решению Президента РФ. Акции ОАО "Газпром", РАО "ЕЭС России", субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок включаются в прогнозный план на основании федерального закона.

Порядок разработки прогнозного плана утверждается Правительством РФ. Предложения о включении в него находящихся в федеральной собственности предприятий и акций акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, иного имущества направляют федеральные органы исполнительной власти. Такие предложения могут быть направлены также органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.

Утвержденный прогнозный план направляется в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в составе прилагаемых к нему документов. Отчет о выполнении прогнозного плана ежегодно, до 1 мая, представляется в Государственную Думу Правительством РФ.

Субъекты приватизации

Под субъектами приватизации следует понимать продавцов, покупателей государственного и муниципального имущества, а также специально созданные государственные органы. Федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики в области приватизации, является Минимущество РФ. В субъектах РФ создаются территориальные органы по управлению государственным имуществом.

Функциями Минимущества РФ в данной сфере являются:

- разработка и издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих процесс приватизации, а также контроль за их выполнением;

- разработка проекта прогнозного плана (программы) приватизации, контроль за его реализацией;

- принятие решений о приватизации федерального имущества в пределах своей компетенции;

- преобразование государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, выполнение функций учредителя таких обществ от имени РФ;

- осуществление от имени РФ прав акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в федеральной собственности.

В соответствии со ст. 6 Закона о приватизации, по специальному поручению Правительства РФ от его имени функции по продаже приватизируемого федерального имущества может осуществлять специализированное государственное учреждение. В настоящее время таким специализированным учреждением является Российский фонд федерального имущества.


Покупателями государственного имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также кроме иных юридических лиц, в уставном капитале которых доля государственного и муниципального имущества превышает 25 процентов.

В целях защиты публичных интересов федеральными законами могут быть установлены ограничения на участие в приватизации отдельных категорий физических и юридических лиц. Открытые акционерные общества не могут являться покупателями размещенных ими акций, подлежащих приватизации.

Объекты приватизации

Объекты приватизации – это то государственное или муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Законом о приватизации. Объекты приватизации классифицируются по различным критериям.

1. По своему содержанию объекты делятся на: государственные и муниципальные предприятия и их структурные подразделения; материальные и нематериальные активы; принадлежащие государственным и муниципальным образованиям акции акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.

2. В зависимости от формы собственности выделяют объекты государственной и муниципальной собственности. При этом объекты государственной собственности могут принадлежать РФ или субъектам РФ.

3. В зависимости от возможности и порядка осуществления приватизации можно выделить объекты:

- приватизируемые в общем порядке;

- приватизация которых осуществляется с особенностями, предусмотренными Законом о приватизации (объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, имущественные комплексы унитарных

предприятий и др.).

- приватизируемые в особом порядке (стратегические предприятия);

- закрепляемые в государственной собственности до принятия решения

о прекращении закрепления;

- приватизация которых запрещена (например, в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 17 июля 1999 г. "О почтовой связи" имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, приватизации не подлежат).

Способы приватизации

Исчерпывающий перечень способов приватизации содержится в ст. 13 Закона о приватизации. К ним относятся:

1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;