Файл: Процедуры несостоятельности (Понятие и механизм возникновения несостоятельности (банкротства) организации).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ несостоятельности (банкротства) организации
1.1. Понятие и механизм возникновения несостоятельности (банкротства) организации
ГЛАВА 2. Практика применения процедур банкроства в России
2.1. Восстановительные процедуры банкротства
Главным субъектом системы банкротства, как и рынка, является предприятие той или иной формы собственности. Взаимодействие с рынком - внешней средой своего жизнедеятельности – предприятие реализует посредством своего товара.
Итак, обобщая рассмотренный вопрос, следует отметить, что банкротство это механизм, позволяющий трансформировать предприятие в другую, новую по своему экономическому содержанию хозяйственную единицу. Это подтверждается тем, что на этапе банкротства могут быть успешно реализованы функции реорганизации хозяйствующих субъектов.
Преимущества банкротства очевидны, вместе с тем необходимо отметить его недостатки. Неблагоприятный исход событий, обусловленный негативным воздействием факторов внешней и внутренней среды предприятия, свидетельствует о ликвидации хозяйственной единицы и прекращении какой-либо предпринимательской деятельности. Предотвращение подобных событий во избежание вероятности наступления банкротства в известной мере зависит от возможностей предприятия управлять рисковой деятельностью.
1.2. Нормативно-правовое регулирование несостоятельности (банкротства) организации в Российской Федерации
Банкротство является следствием разбалансированности экономического механизма воспроизводства капитала предприятия, результатом его неэффективной операционной, инвестиционной и финансовой политики. Массовое банкротство предприятий может вызвать серьезные негативные социальные последствия, поэтому в странах с рыночной экономикой выработан определенный механизм упреждения и защиты предприятий от полного краха.
К числу основных элементов этого механизма, кроме мер государственной финансовой поддержки неплатежеспособных предприятий, финансирования реорганизационных и ликвидационных мероприятий, экономической защиты интересов всех участников процедуры банкротства, относится правовое регулирование банкротств, а также нормативно-методическое обеспечение принятия решений о несостоятельности (банкротстве) предприятий.
В основе правового регулирования несостоятельности (банкротстве) лежит, прежде всего, Конституция РФ [1]. Конечно, в Конституции РФ отсутствуют правовые нормы, непосредственно регулирующие институт несостоятельности (банкротства), вместе с тем, в ней содержаться нормы права, положенные в основу принципов банкротства.
Кроме того, следует обратить внимание на положения Гражданского кодекса РФ [3] № 51-ФЗ, которые содержат нормы не только напрямую регулирующие процедурные моменты несостоятельности (банкротства), но и нормы опосредованно, касающиеся банкротства отдельных субъектов юридического процесса, в том числе граждан, некоммерческих организаций.
Регулирование вопросов о несостоятельности происходит не только посредством основных законов ГК РФ, но и при помощи дополнительных нормативных актов (табл.1).
Таблица 2ъ1
Дополнительные нормативно-правовые акты о несостоятельности (банкротстве)
Постановление Правительства РФ «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих» [6] |
Данные нормы призваны регулировать выбор лиц на должность управляющего. Одним из главных требований является независимость выбранных сторон для объективного оценивания несостоятельности. |
Закон «Об исполнительном производстве» [7] |
Закон содержит в себе основные требования к исполнительному производству, перечень необходимых документов, а также последствия, которые ожидают участников процесса в случае нарушения норм. Кроме того, нормы регулируют отложение исполнительных действий. |
Постановление «Об обеспечении интересов РФ как кредитора при банкротстве» [8] |
Акт гласит о правах, которыми обладает Министерство Финансов РФ в отношении кредитора а также предприятия – заемщика. |
Центральное место в системе правового регулирования банкротства занимает Федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [5], задачами которого являются, с одной стороны, исключение из гражданского оборота неплатежеспособных субъектов, а с другой – предоставление возможности добросовестным предпринимателям улучшить свои дела под контролем арбитражного суда и кредиторов и вновь достичь финансовой стабильности.
В этом смысле институт банкротства служит гарантией социальной справедливости в условиях рынка, одним из основных элементов которого является конкуренция.
Правовые нормы, содержащие в Законе о банкротстве, можно разделить на материальные и процессуальные (рис.2). Так, Закон о банкротстве содержит процессуальные особенности рассмотрения дела о банкротстве, которые проявляются и в судебных актах, принимаемых в рамках дела о банкротстве, и в сроках рассмотрения дела, и в порядке подготовки дела к судебному разбирательству, и в особенностях применения примирительных процедур, и т.д.
Виды отношений
Материальные
Процессуальные
Главной целью является восстановление платежеспособности заемщика. В основном, такой тип отношений состоит из мер, которые призваны предотвратить несостоятельность. Некоторые материальные отношения возникают в процессе применения процедур, постановленных судебными органами.
Направленные на признание заемщика банкротом. Такой тип отношений предполагает возбуждение судебного дела, реализацию требований кредиторов, признание заемщика несостоятельным, ликвидацию предприятия и прочее.
Рис.2. Виды отношений, в законодательстве о несостоятельности (банкротстве) организаций
Исходя из ст. 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации [2] и ст. 32 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», дела о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными Законом о несостоятельности.
Специальные нормы порядка судопроизводства в арбитражных судах по делам о несостоятельности (банкротстве), включенные в АПК РФ, являются правилами судопроизводства особого характера. Они действуют независимо от процессуальной специфики такого судопроизводства, определяемой двумя рассматриваемыми ниже факторами, а именно категорией должника и судебной процедурой банкротства.
К правоотношениям по несостоятельности (банкротству) применяются: ст. 195-197 Уголовного кодекса РФ [4], устанавливающие уголовную ответственность за неправомерные действия при банкротстве; преднамеренное банкротство; фиктивное банкротство; арбитражно-процессуальный кодекс РФ, ст. 28 которого закрепляет, что дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан рассматриваются по месту нахождения должника.
Отдельно стоит отметить ведомственные нормативные акты, в частности инструкции, разъяснения и письма Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству и Центрального банка России.
Кроме того, помимо нормативных правовых актов в систему правового регулирования института несостоятельности (банкротстве) следует включить постановления Пленума ВАС РФ, которые не утратили силу, а также постановления Пленума ВС РФ. [18, С.49]
Зачастую организация подвергается банкротству из-за того, что не может погасить свой долг, который возник в процессе заключения правовых гражданских договоров, ведения хозяйственной деятельности, неуплаты в бюджетный и внебюджетный фонд.
Когда возникает такая ситуация, субъект рыночной деятельности принимает решение о прекращении своей деятельности. Но такого не произойдет, пока не будут удовлетворены требования кредиторов. Именно с такой целью действующим законодательством (Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ) и предусмотрена процедура банкротства.
Суть процедуры банкротства состоит в том, что когда организация не может закрыть свои обязательства перед кредиторами, она отдаёт им своё имущество или по отношению к ней вводят специальные процедуры, которые способствуют улучшению финансового положения и восстановлению платёжеспособности организации для погашения задолженности.
Процедура банкротства начинается с подачи заявления о признании компании-должника банкротом, причем, как уже было сказано, такое заявление могут подать как кредиторы, так и само предприятие, которое таким образом в добровольном порядке объявляет себя банкротом. После принятия заявления о признании должника банкротом арбитражный суд рассматривает обоснованность такого заявления – то есть исключает признаки фиктивного и умышленного банкротства.
Если требования кредиторов на момент судебного заседания до сих пор не удовлетворены, суд проводит четыре основные процедуры банкротства: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство.
Следует отметить, что существует 5 стадий процедур банкротства предприятия. В зависимости от стадии и выполняемых функций арбитражный суд назначает арбитражного управляющего в каждом конкретном деле о банкротстве. [34, С.24]
Таблица 2
Стадии процедуры банкротства
Стадия банкротства |
Арбитражный управляющий |
Полномочия единоличного исполнительного органа |
Наблюдение |
Временный управляющий |
ограничиваются |
Финансовое оздоровление |
Административный управляющий |
ограничиваются, но по ходатайству могут быть прекращены |
Внешнее управление |
Внешний управляющий |
прекращаются |
Конкурсное производство |
Конкурсный управляющий |
прекращаются |
После того как арбитражный суд начинает процедуру банкротства и назначает управляющего имуществом (ликвидатора), последний начинает проводить финансовый анализ банкрота, то есть осуществляет наблюдение.
Процедура наблюдения вводится в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения их первого собрания.
На данном этапе проводятся следующие мероприятия: комплексная оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия; обеспечение сохранности имущества предприятия; меры по взысканию дебиторской задолженности; собрание акционеров; собрание кредиторов.
Итогом является принятие решения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности предприятия. С момента ведения процедуры наблюдения вводятся следующие мероприятия: приостанавливается производство по взысканию с должника денежных средств; по взысканию имущественных обязательств; запрещается удовлетворение требований учредителей; запрещается выплата дивидендов или иных платежей.
Переход предприятия от периода стабильности к улучшению или ухудшению представляет собой кризисную ситуацию, требующую адекватного реагирования со стороны высшего менеджмента предприятия, и именно проведение процедур финансового оздоровления. [36, С.79]
Финансовое оздоровление на различных кризисных предприятиях может осуществляться разными темпами и включать комплекс различных мероприятий в зависимости от степени разрушения их финансовой системы, обусловленной проявившими себя признаками кризисного состояния предприятия (табл.3).
Таблица 3
Признаки, причины и последствия кризисного состояни предприятий в зависимости от степени разрушени их системного качества [26, С.7]
Степень разрушения финансовой системы |
Локальное повреждение предприятия |
Частичное разрушение |
Органическое разрушение |
Признаки кризисного состояния |
Невыполнение текущих задач |
Ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности. Утрата одной из функций финансово-хозяйственной деятельности. |
Утрата предприятием всех функций финансовой системы |
Причины кризисного состояния |
Отсутствие эффективной стратегии финансового оздоровления |
||
Негативное влияние внешних факторов |
Воздействие внутренних факторов и неспособность преодолевать негативные последствия внешних |
Совокупное влияние негативных внешних и внутренних факторов |