Файл: Коммерческая деятельность как категория рыночной экономики: содержание, цели, формирование («Сабвей»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Коммерческая деятельность является одной из важнейших областей человеческой деятельности, возникших в результате разделения труда в обществе. Она заключается в выполнении обширного комплекса взаимосвязанных торгово-организационных операций, направленных на совершение процес­са купли-продажи товаров и оказание торговых услуг с целью получения прибыли и максимального удовлетворения жизненных потребностей покупателей.

Переход к рыночной экономике, появление большого разнообразия организационно-правовых форм предприятий, вовлечение в сферу торговой деятельности значительной части населения, развитие конкуренции, необходимость широкого внедрения современного оборудования и прогрессивных технологий обусловили потребность в дополнительном изучении проблем коммерческой деятельности.

В последнее время в экономике России продолжается активизация коммерческой деятельности ее субъектов, что объективно обусловлено развитием конкурентной среды и появлением новых управленческих технологий, ориентированных на удовлетворение потребностей рынка.

Коммерческая деятельность претерпевает серьезные изменения, сказывающиеся в том, что ее участники действуют на основе принципов полного равноправия партнеров, хозяйственной самостоятельности, строгой материальной и финансовой ответственности за выполнение принятых обязательств.

Исследование проблем коммерческой деятельности нашло свое отражение в работах Ю.А. Аванесова, В.Г. Бурмистрова, В.К. Задорожного, А.В. Зырянова, В.И. Иваницкого В.И., Н.Р. Ковалева, Ф. А. Крутикова, В.А. Лазарева, А.Г. Новицкого, Т.И. Николаевой, Ф.Г. Панкратова, Г.Х. Попова, Проценко, Т.К. Серегиной, П.В. Смирнова и др.

Коммерческая деятельность, по данным этих исследований, выступает как совокупность процессов, связанных с управлением ею и её поддержкой, а также её основных процессов. Коммерческая деятельность имеет место всегда, когда происходит процесс купли-продажи, что способствует развитию товарно- денежных отношений. Эта деятельность представляет собой один из важнейших элементов механизма управления экономическими отношениями. Они возникают между хозяйствующими субъектами во всех сферах экономики в процессе обмена товарами, услугами, сырьем техникой и т.д.

Целью коммерческой деятельности является продажа наибольшего количества товаров и услуг с максимальными доходами одновременным обеспечением высокой репутации организации, достижения устойчивого сбыта в будущем.


К основным видам коммерческой деятельности авторы исследований относят: организационно-коммерческую, товароведно-экспертную, маркетинговую; торгово-экономическую; аналитическую; торгово-закупочную; внешнеторговую. Выделяют также разновидности коммерческой деятельности. Во-первых, закупка товаров с целью их дальнейшей перепродажи. Во-вторых, продажа товаров или услуг. В-третьих, торгово-посредническая деятельность на потребительском рынке, то есть оптовая и розничная торговля. Участие посредников в товародвижении является необходимым условием, так как обеспечивает более широкий доступ потребителей к товару. Таким образом, коммерческая деятельность является необходимым условием обеспечения конечных потребителей товарами и услугами в сфере товарного обращения.

Целью работы является анализ коммерческой деятельности на предприятии и разработка рекомендаций по ее совершенствованию в современных условиях рыночной экономики.

Для достижения поставленной цели нами решался комплекс следующих задач: 

- на основе изучения научной литературы определить сущность коммерческой деятельности, изучить исторический аспект развития коммерции в России, а также выявить особенности организации коммерческой деятельности на современных предприятиях.

- провести анализ коммерческой деятельности предприятия общественного питания; 

- предложить мероприятия, которые позволят   совершенствовать   процесс оказания услуг.

В первой главе «Теоретические основы организации коммерческой деятельности предприятий» описана коммерческая деятельность как категория рыночной экономики и охарактеризован ее предмет, особенности. Кроме всего, нами описан исторический аспект развития коммерческой деятельности в России.

Во второй главе «Анализ коммерческой деятельности предприятия общественного питания на примере ресторанов быстрого питания «SUBWAY» в городе Сочи» дана организационно-экономическая характеристика предприятия, его ассортимента, особенностей работы, проведен анализ закупочной деятельности, организации процесса продаж и обслуживания покупателей.

В третьей главе «Методические рекомендации по организации коммерческой деятельности предприятия франчайзингового типа» приведен ряд рекомендаций по изучению, открытию и ведению ресторана быстрого питания, открываемого по франшизе.

Объектом исследования является предприятие - ресторан быстрого питания «Сабвей» в городе Сочи.


Предмет исследования: коммерческая деятельность, осуществляемая данным предприятием общественного питания. 

1.Теоретические основы коммерческой деятельности

1.1.Коммерческая деятельность как категория рыночной экономики, ее предмет и цели

Реализация рыночных отношений возможна только при условии товарно-денежных отношений, которым сопутствуют коммерческие процессы, выполняемые субъектами рынка.

Термин «коммерция» (от лат. commercium - торговля) имеет двоякое значение: с одной стороны, он определяет сущность торговой отрасли (по мнению В.И. Даля, коммерция - это «торг, торговые обороты, купеческие промыслы»), с другой стороны - содержание торговых процессов, направленных на активизацию и осуществление купли-продажи товаров (а также на выполнение работ, оказание услуг) в разных отраслях экономики [10]. Характеризуя сущность коммерции, следует основываться на том, что коммерция представляет собой «вид торгового предпринимательства или бизнеса, но бизнеса благородного, того бизнеса, который является основой любого по-настоящему цивилизованного государства рыночной экономики».

Широкое толкование сущности коммерческой деятельности дал Б.А. Райберг: «Сейчас термин «коммерческая деятельность» стал толковаться расширительно и означает не только непосредственно торговую, но и другие виды предпринимательской деятельности» [13]. Далее автор конкретизирует, что при простой формуле торговой сделки: «товар - деньги» при продаже и «деньги- товар» при покупке - реальная картина коммерческого бизнеса более сложная. Коммерческое предпринимательство включает поиск, закупку конкретного товара, обеспечение его сохранности, транспортировку к месту продажи, продажу и послепродажное обслуживание. Процесс торговли предполагает, по мнению Б.А. Райберга, и документальное оформление сделок. Таким образом, коммерческая деятельность охватывает торговую деятельность и разнообразные виды предпринимательства, связанные со сбытом, пере продажей товаров и предоставлением услуг.


В зарубежных источниках подчеркивается стратегический подход к решению задач коммерции. Понятие коммерческой деятельности сформулировано представителями Гарвардской школы бизнеса в 1958 г.: «Коммерческая деятельность существует для того, чтобы с прибылью удовлетворить потребительские требования».

Как отмечает И.Ф. Шерр, «выражением коммерческой деятельности служит торговое предприятие, т. е. организация труда и средств, необходимая для обращения торгового капитала» [16].

По мнению Ю.В. Гунякова – «обмен не сводится только к труду по осуществлению товародвижения, а представляет собой общественный процесс, формирования отношений, связанных с производством, распределением, потреблением и обеспечивающий их единство и динамику, т.е функционирование экономики в целом [8]. Коммерческая деятельность практически охватывает весь воспроизводственный процесс. Закупка сырья для производства, заем или использование собственных финансов, страхование рисков, вхождение в другие организации или приобретение акций других предприятий или государственных заемных обязательств, продажа или закупка на определенном этапе собственных акций или облигаций, наем (закуп) рабочей силы, использование своего или стороннего оборудования для производства продукта, сервисное обслуживание оборудования (компьютеры, программы, холодильники, подъемные механизмы и др.), продвижение товаров и услуг, проведение (закупка) рекламных акций, формирование позитивного имиджа и др. Все эти действия в совокупности составляют коммерческую деятельность предприятия. Она через взаимовыгодные отношения пронизывает всю экономическую деятельность и формирует целостность». Любая деятельность, в том числе и коммерческая, имеет определенную направленность и организуется для достижения поставленных целей, которые можно назвать целями функционирования. Цель коммерческой деятельности – достижение взаимной выгоды (дохода, прибыли). Являясь атрибутом рынка, коммерция формируется на его принципах, которые служат непременным условием ее развития. Гарантией реализации этих целей, является содержание коммерческой деятельности. Коммерческая деятельность – состоит в формирования рынка товаров и услуг; б) обосновании направлений и масштабов развития их производства; в) в соответствии с потребностями общества и отдельных потребителей; г) доведении товаров до потребителей; д) организации самого процесса потребления; ж) коммерческом посредничестве; з) установлении договорных связей на рынке товаров и услуг. Выделяют три компонента коммерческой деятельности: производство продукции; коммерция (торговля); коммерческое посредничество.


Как считает В.В. Куимов коммерческая деятельность любой организации происходит в сложном и взаимозависимом пространстве [13]. Прежде всего, она работает в конкретной внешней среде, в среде взаимодействия и конкурентной среде, и внутренней среде предприятия.

По мнению Л.П. Дашкова и В.К. Памбухчиянца, коммерцией является деятельность юридических, а также физических лиц по осуществлению операций купли-продажи товаров и оказанию услуг с целью удовлетворения спроса и получения прибыли [11].

По определению С.А. Каплиной, «коммерция - это деятельность в сфере распределения и обмена товарно-материальных ценностей, которые создают условия для качественного осуществления процессов производства и потребления» [16].

Ю.А. Аванесов и Е.В. Васькин целью коммерческой деятельности считают максимизацию выгоды (дохода, прибыли) [13]. Достижение этой цели должно постоянно сопровождать весь процесс коммерческой деятельности с каждым контрагентом по каждому конкретному поводу в конкретных условиях. Гарантией реализации этих целей является содержание коммерческой деятельности, состоящее в изучении процесса формирования рынка товаров и услуг, обосновании направлений и масштабов развития их производства в соответствии с потребностями общества и отдельных потребителей, доведении товаров до потребителей и организации самого процесса потребления, коммерческом посредничестве и установлении договорных связей на рынке товаров и услуг. Авторы выделяют три компонента коммерческой деятельности: производство продукции; коммерция (торговля); коммерческое посредничество. В переходный период к рынку, когда возрастает роль коммерческой деятельности торговых предприятий, требуется более полное раскрытие ее сущности и содержания.

Ф.Г. Панкратов рассматривает коммерческую работу в торговле как обширную сферу оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленную на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли [16].

Ф.П. Половцева характеризует коммерческую деятельность как неотъемлемое условие потребительского рынка, сферы коммерческого предпринимательства, где происходит обмен денег на товары и товаров на деньги, процессы, связанные с куплей и продажей товаров, удовлетворением спроса покупателей, развитием целевых рынков товаров, минимизацией издержек обращения и получением прибыли [18].

Коммерческая деятельность, по мнению Т.Л. Коротковой, представляет собой специфический технологический процесс, под которым понимается совокупность операций, связанных с движением товара по товаропроводящей сети и его реализацией (транспортирование, хранение, упаковка, фасовка, купля-продажа и т.д.) [14].