Файл: Государственная служба в России: опыт, современное состояние и направления совершенствования (Понятие государственной гражданской службы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В ходе исследования приходим к выводу, что система механизма государственной службы базируется на основополагающей основе – принципах, которые являются по своему содержанию базисом для регулирования всех правовых отношений так или иначе связанных с государственно-служебными отношениями. Принципы классифицируются во взаимосвязи с конституционно-правовыми основами, то есть исходящими из Конституции РФ с гарантиями прохождения государственной службы, а также существует и специальная (организационно-функциональная) классификация принципов госслужбы основанная на федеральном законодательстве. Конституционные принципы являются по своему содержанию базисом для регулирования всех правовых отношений так или иначе связанных с государственно-служебными отношениями, в том числе на их основе строятся законы и подзаконные акты, как федеральном, так и на уровне субъектов Федерации и муниципальной власти.

4. Специальные (организационно-функциональные) принципы гражданской службы

Анализ специальных или организационно-функциональных принципов государственной гражданской службы, позволит показать взаимосвязь с конституционными принципами и выделить характерные для исследуемого института особенности механизма в регулировании служебной деятельности.

По мнению А.В. Кирилина изложенные в ст. 4 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» «принципы (нормы-принципы), необходимо рассматривать как исходные положения, которые прямо или опосредованно имеют распространение на государственных гражданских служащих, а также являются основополагающими для всех актов, относящихся к предмету регулирования гражданской службы»[24].

Рассмотрим специальные (организационно-функциональные) принципы следующие из названного федерального закона.

1. Принцип обязательности решений для госслужащих, принимаемых вышестоящими государственными органами и их руководителями в пределах полномочий и в соответствии с законодательством РФ, по иному именуется как принцип подконтрольности и подотчетности госорганов и госслужащих.

В системе госслужбы предусмотрены механизмы контроля за деятельностью чиновников, здесь контроль - одна из основных функций государственного управления. Надзирающие за контролем органы то же обеспечивают законность в деятельности госслужащих. Выделим основные правила, исходящие из этого принципа: во-первых, нижестоящие (подотчетные лица) госслужащие обязаны исполнять решения принятые вышестоящими госорганами и руководителями; во-вторых, эти решения должны быть законными (не должны противоречить законам), и принятыми специальными субъектами в пределах их компетенции и полномочий.


Госслужащий отвечает за правомерность своих действий. Он исполняет поручения своих руководителей, в пределах полномочий, установленных законодательством РФ. Госслужащим запрещено исполнять неправомерные поручения, влекущие дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.

2. Принцип единства основных требований, предъявляемых к госслужбе (единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы).

Основные требования, предъявляемые к госслужбе и госслужащим должны быть едины, что обеспечивает им равные права и возможности для исполнения должностных обязанностей, способствует укреплению справедливости и хорошего морального климата в коллективах, а также качественному исполнению служебных функций[25].

3. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих[26], предполагает: профессионализм, проявляется в исполнении ими своей должности в качестве основного занятия; компетентность, включает знание и опыт в работе; квалифицированность, соответствие уровню образования, стажу, знаниям и навыкам работы; эффективное и добросовестное исполнение должности, надлежащее исполнение служебных обязанностей; ответственность за подготавливаемые и принимаемые решения.

Анализируя принцип надо сказать, что, во-первых, в том, что государственный служащий при исполнении должностных обязанностей на профессиональной основе, выполняет работу, за которую он получает материальное вознаграждение. Профессионализм государственного служащего призван обеспечить стабильность госслужбы, качественное выполнение функций, постоянство его готовности к исполнению сложных заданий, возможность улучшения своих профессиональных качеств. Во-вторых, именно компетентность в вопросах служебной деятельности поможет ему качественно осуществлять свои полномочия. В этом случае обязанность госслужащего заключается в достижении и поддержании высокого уровня необходимой квалификации, для качественного исполнения должностных обязанностей. Гражданский служащий имеет право на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, стажировку, в том числе по исполнению обязанностей руководителя.

4. Принцип гласности в осуществлении государственной службы, означает открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих.


Деятельность государственных служащих должна находиться под государственным и общественным контролем. Демократичность, гласность в системе публичного управления способствует укреплению принципа законности, открытости и доступности информации об используемых госслужащими административных процедурах, формах и методах управления, защите прав и свобод граждан; здесь же гласность позволяет увидеть результаты эффективности управленческого труда.

Открытость, как и свободный доступ к госслужбе предполагает обеспечение участия граждан в государственном управлении через создание возможностей и свободного доступа о деятельности госорганов и госслужащих, осуществления общественного контроля за организацией и функционированием госслужбы. Без гарантий защиты граждан, критикующих деятельность госслужащих, и обеспечения доступа СМИ к информации иных путей нет, для освещения вопросов организации и функционирования госслужбы.

5. Принцип ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, сводится к установлению законодателем ответственности (дисциплинарной, административной, материальной, уголовной) за неправомерные действия или бездействие (деяния) госслужащих, и направлен на обеспечение законного, целесообразного и обоснованного публичного управления; он способствует практическому принятию законных, обоснованных и эффективных управленческих решений, обеспечению прав, свобод, законных интересов граждан и юридических лиц, обоснованному применению административных и юрисдикционных мер.

6. Принцип стабильности государственной службы, определен в Федеральном законе «О государственной гражданской службе РФ», и проявляется в поддержании управления госслужбы на высоком качественном уровне по реализации функции государства, структурные изменения в системе государственной власти не должны влечь за собой изменения и нововведения в госслужбе, которая является по правовой природе политически нейтральной и должна оставаться стабильной.

7. Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы, показывает, что государственная и муниципальная служба являются видами единой публичной службы, имеют общие черты, схожее правовое регулирование, практическую значимость для общества и их развитие происходит во взаимосвязи. Законодатель, показывая взаимосвязь определяет средства ее обеспечения: 1) единство основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы; 2) единство ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы; 3) единство требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих; 4) учет стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы; 5) обеспечение условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских и муниципальных служащих; 6) соотносительность основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую и муниципальную службу, и их семей, в случае потери кормильца.


8. Принцип защиты госслужащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц, подчеркивает установленные законами государственные гарантии служащих. Госслужащим гарантируется право на защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая возможность обжалования в суд их нарушений; он имеет право на проведение по его заявлению служебной проверки. Например, им и членам семьи гарантируется защита от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей. Принцип социально-правовой защиты государственных служащих означает: создание необходимых условий для нормальной деятельности управленческого персонала, ускоряющих производительность, повышающих результативность управленческого труда; повышение престижа труда госслужащих и самой госслужбы; установление достаточно высокой заработной платы, использование системы премиальных выплат, мед. обслуживания, страхования, пенсионного обеспечения.

О военной службе действующее законодательство позволяет сформулировать следующие особенные принципы военной службы: централизованное управление военной службой, военная дисциплина, субординация взаимоотношений между военнослужащими, непрерывность. Правоохранительная и военная служба обеспечивают баланс федеральных интересов, осуществление государственно-служебной деятельности в масштабе России, в сочетании гласности и служебной конфиденциальности.

Изложенные специальные (организационно-функциональные) принципы обобщены, но следует сказать, что продолжается реформирование всей системы государственной службы. Так, на наш взгляд, в этом направлении следует законодательно закрепить принцип добросовестности или запрет злоупотребления правом государственных органов (их должностных лиц) в любой сфере деятельности, и при осуществлении любого вида контроля в борьбе с коррупцией. Таким образом, предлагается дополнить п. 1 ст. 4 ФЗ «О системе государственной гражданской службы РФ» принципом добросовестности или принцип запрета злоупотребления правом государственных органов (их должностных лиц) в любой сфере деятельности.

Заключение

Входе проведенного исследования на основе поставленной цели и задач были сформулированы следующие выводы.


В целом государственная гражданская служба способствует повышению эффективности функционирования на различных уровнях всех ветвей государственной власти, отвечает интересам общества и государства, является достаточно престижной, строиться только на добровольной основе. Главными моментами государственной гражданской службы являются: деятельность на профессиональной основе; признание ее служебной (построенной на основе подчинения); в содержание государственной служебной деятельности входят функции и полномочия (права и обязанности) соответствующие должности, замещаемой или занимаемой госслужащим. Государственные гражданские служащие обязаны соблюдать все обозначенные в законах запреты. Актуальной является обязанность госслужащих по представлению, в установленном законе порядке, сведений о доходах, о себе и членах своей семьи в декларации.

Исходя из текста Федерального закона «О системе госслужбы РФ», как уже отмечалось, государственным гражданским служащим является гражданин РФ. Исходя из основных положений изложенного законодательства, на основании конституционных принципов разделения властей происходит деление их на государственных гражданских служащих в органах законодательной, исполнительной и судебной власти Федерации и субъектов РФ. Прочно в законе о государственной гражданской службе определено, что нанимателем является – государство, Российская Федерация, а нанимателем госслужащего - субъект Федерации.

Статус федерального госслужащего и государственного гражданского служащего субъекта Федерации или муниципального образования, неодинаковы и их следует отличать, хотя и включают общие ограничения, обязательства, правила поведения, права, обязанности и ответственность, они регулируются соответствующим федеральным законом о виде государственной службы[27] или законодательством субъекта РФ, муниципального образования.

Изложенные специальные (организационно-функциональные) принципы обобщены, но следует сказать, что продолжается реформирование всей системы государственной службы. Так, на наш взгляд, в этом направлении следует законодательно закрепить принцип добросовестности или запрет злоупотребления правом государственных органов (их должностных лиц) в любой сфере деятельности, и при осуществлении любого вида контроля в борьбе с коррупцией. Таким образом, предлагается дополнить п. 1 ст. 4 ФЗ «О системе государственной гражданской службы РФ» принципом добросовестности или принцип запрета злоупотребления правом государственных органов (их должностных лиц) в любой сфере деятельности.