Файл: Государственная служба в России: опыт, современное состояние и направления совершенствования (Понятие государственной гражданской службы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Статус федерального госслужащего и государственного гражданского служащего субъекта Федерации или муниципального образования, неодинаковы и их следует отличать, хотя и включают общие ограничения, обязательства, правила поведения, права, обязанности и ответственность, они регулируются соответствующим федеральным законом о виде государственной службы[15] или законодательством субъекта РФ, муниципального образования.

Посредством госслужащих реализуются полномочия конкретных органов системы власти во всех сферах государства. Между тем состав и структура каждого органа различна, разделяет их и функциональное назначение во взаимосвязи с отведенными полномочиями в зависимости от наименования (прокуратура, полиция, и другие).

Например, Государственная Дума РФ выполняет законодательную функцию в пределах, установленных Конституцией РФ. Министерства и ведомства осуществляют исполнительную и организационно-распорядительную деятельность. Судебная власть, согласно ст. 118 Конституции РФ, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Госслужащие имеют классификацию по объему полномочий и подразделяются на должностных лиц и служащих (понятие должностного лица приводится в ст. 2.4 КоАП РФ[16]), объем их полномочий, как правило, определяется положениями, регламентами, уставами определенных государственных органов и их структурных подразделений, но по каждой должности в отдельности или по типовым должностям государственной службы. Уровнем классификации госслужащих являются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания, присвоение которых осуществляется с учетом его личных качеств и достоинств, по результатам квалификационного экзамена или аттестации, по сроку службы (у военных).

В зависимости от срока службы выделяются госслужащие, назначаемые на должности госслужбы на определенный и неопределенный срок, и на срок обучения в образовательном учреждении профобразования и на определенный срок госслужбы (по контракту).

Исследованием проанализировано, что госслужба делиться на федеральную и государственную гражданскую службу, но классификация условна и может производиться и по иным критериям. Например, из специфики построения государственно-служебных отношений выделяются: гражданская, военная, правоохранительная служба, и служба в иных организациях и учреждениях, государственных органах, выполняющих функции по обеспечению безопасности государства, соблюдению законности и правопорядка, в борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина (где присваиваются специальные звания и классные чины).


Названные государственные должности в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ» подразделяются на: 1) должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для реализации деятельности федеральных госорганов; 2) должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов РФ, для работы в госорганах субъектов РФ.

Должности государственной гражданской службы подразделяются на четыре категории: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты. При этом они относятся к разным группам и для их занятия установлены различные квалификационные требования.

К руководящим должностям согласно закона относятся должности, как руководителей, так и их заместителей в государственных органах, их территориальных структурных подразделениях и представительствах. Следует сказать, что руководителем государственного органа может быть и лицо, замещающее государственную должность РФ или государственную должность субъекта Федерации. Например, относятся к ним должности федеральных министров, Генерального прокурора РФ, Председателя Центрального банка РФ, так как названные лица не относятся к категории «руководители» государственной гражданской службы, и к ним законодательство о государственной гражданской службе не относится, о чем говориться в ч. 2 ст. 1 закона «О системе государственной службы РФ».

Должности помощников (советников) используются для содействия лицам, замещающим государственные должности, и замещающим должности руководителей, их особенностью является то, что срок их замещения всегда ограничен сроком полномочий должностных лиц.

Должность специалиста необходима в целях выполнения задач и функций государственных органов, они выполняют работу, ради которой и создан государственный орган. К должностям специалистов относят те, которые учреждаются для профессионального выполнения госорганами установленных задач и функций и замещаемые ими без ограничения срока полномочий.

Функции госорганов не исполняют лица, занимающие должности обеспечивающих специалистов, но способствуют их реализации вышестоящими специалистами. Закон конкретизирует, что к должностям специалистов обеспечения относятся тех, кто призван для документационного, организационного, информационного, финансово-экономического, хозяйственного обеспечения деятельности госорганов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Кроме того, должности государственной гражданской службы подразделяются на группы, из них выделяют: высшие должности государственной гражданской службы; главные должности, ведущие должности, старшие и младшие должности.


При замещении должности государственной гражданской службы необходимы квалификационные требования: к уровню профобразования, к стажу и опыту работы по специальности, к профессиональным знаниям и навыкам.

Указом Президента РФ от 27 сентября 2005 г. № 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих»[17] установлены следующие условия:

- высших должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее 6 лет стажа или не менее 7 лет работы по специальности;

- главных должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее 4 лет стажа или не менее 5 лет стажа работы по специальности;

- ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее 2 лет стажа или не менее 4 лет стажа работы по специальности;

- старших и младших должностей федеральной государственной гражданской службы - без предъявления требований к стажу.

Следовательно, в отличие от требований к образованию и стажу госслужащих, более высокие требования предъявляются к профзнаниям и навыкам, необходимы для исполнения должностных обязанностей, закрепленные нормативным актом госоргана (в уставе, регламенте, положении о службе), в котором оговорена должность, так как работа в различных сферах государственного управления требует специфических профессиональных знаний и навыков, поэтому установлены единые требования для всех должностей для гражданской службы.

3. Конституционно-правовые принципы гражданской службы

Выполнение функций и полномочий государственными гражданскими служащими базируется на основополагающих принципах, которые отражены в Федеральном законе «О системе государственной службы РФ». Принципы являются по своему содержанию базисом для регулирования всех правовых отношений так или иначе связанных с государственно-служебными отношениями, в том числе на их основе строятся все законы и подзаконные акты, как федеральном, так и на уровне субъектов Федерации.

Вместе с тем, во многих странах мира принципы в административном праве являются доктринальными, а в их основе лежат основные принципы, которые были сформулированы Европейским судом справедливости[18]. К ним отнесены: законность, пропорциональность, правовая определенность, защита законных ожиданий, не дискриминация, заслушивание при применении процедур принятия административных решений, справедливые условия доступа к административным судам, внедоговорная ответственность публичной администрации[19].


А.М. Волков так же отмечает, что с учетом проведенной систематизации административных принципов, используемых в западноевропейских странах следует выделять четыре группы основных признаков:

  • надежность и предсказуемость (правовая определенность);
  • открытость и прозрачность;
  • ответственность;
  • продуктивность и эффективность публичной администрации[20].

В административном праве действуют общие – конституционные правовые принципы и специальные. Проанализируем первый основной вид принципов, с точки зрения взаимосвязи с конституционными нормами, гарантиями прохождения государственной службы.

1. Принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении госслужащими должностных обязанностей, обеспечение их прав.

В Федеральном законе «О системе госслужбы РФ» основной принцип именуется законность. А именно, госслужащий обязан выполнять все свои функциональные обязанности только в рамках компетенции государственного органа, в котором он занимает свою должность, и на основе законодательства РФ, он вправе осуществлять полномочия в пределах предоставленных ему прав согласно должностным обязанностям, закрепленных в инструкциях и иных документах. Госслужащий должен выполнять установленные для него законодательством обязанности, и использовать предоставленные ему права, соблюсти ограничения и запреты, он вправе принимать и реализовывать в обязательном порядке только конкретные правовые акты управления, обеспечивая тем самым неукоснительность требований законности, целесообразности и эффективности. Управленческие акты должны соответствовать всем требованиям, предъявляемым к нормативным правовым документам (актам) и не могут противоречить положениям Конституции РФ и федеральным законам.

2. Конституция РФ провозглашает высшей ценностью права и свободы человека и гражданина, из чего исходит принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное и прямое действие на всей территории России, обязательность их признания, соблюдения и защиты.

Деятельность института госслужбы определяют смысл права и свободы человека и гражданина, все содержание и применение законов. Любая дискриминация граждан со стороны госслужащих и их самих по признакам пола, социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности - недопустима. Госслужащие органов власти, руководствуются, прежде всего, необходимостью признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина на основе Конституции РФ при осуществлении и правоприменении законов на основании своих полномочий.


3. Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Федерацией и субъектами РФ, отслеживается в законе «О системе госслужбы РФ», где он обеспечивает единство системы госслужбы, предметов ведения и полномочий между Федеральными и органами государственной власти субъектов РФ при соблюдении конституционного разграничения. Россия является федеративным государством, где государственная власть осуществляется не только федеральными, но и органами власти субъектов РФ[21].

4. Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, предусматривает создание госслужбы во всех ветвях органов российской государственной власти. Иными словами, должности госслужбы учреждаются в органах законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, так как государственная власть в России имеет деление.

5. Граждане России имеют равный доступ к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой, этот принцип обозначен в ч. 4 ст. 32 Конституции РФ и определяет государственную службу как наиболее важный институт непосредственного участия и равного доступа граждан в управление делами государства. Равный доступ к госслужбе предполагает право граждан на занятие любым из видов государственной деятельности в соответствии со своими способностями и профподготовкой, без какой-либо дискриминации, но осуществляется с учетом квалификации, установленными требованиями к соответствующим должностям. Например, право поступления на госслужбу имеют граждане РФ, не моложе 18 лет, но владеющие государственным языком, имеющие профобразование и отвечающие требованиям, установленным специальными федеральными законами, законодательством субъектов РФ.

6. Принцип внепартийности государственной службы, подчеркивает например, раздельность религиозных объединений от государства. В соответствии с Конституцией РФ действовавшим до недавнего времени Федеральным законом «Об основах государственной службы РФ»[22] такой принцип был назван, но после его упразднения принцип внепартийности государственной службы формально не закреплен в российском законодательстве, и не определяется в действующих федеральных законах «О системе госслужбы РФ» или «О государственной гражданской службе РФ», но в них содержатся очень важные положения, которые, и составляют раскрывают содержание принципа[23].