Файл: Государственная служба в России: опыт, современное состояние и направления совершенствования (Понятие государственной гражданской службы).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
Введение
В соответствии с Конституцией Российской Федерации[1] в Федеральном законе от 27 мая 2003 года «О системе государственной службы в Российской Федерации»[2] выработаны законодателем организационные и единообразные основы системы госслужбы, управления ею, закреплены основные права и обязанности, правила поведения и иные установки госслужбы РФ, которые применяются в нормативном единстве для всех видов и уровней государственной службы.
Эффективность работы государственной власти находится в прямой зависимости от многих факторов, основным является сложенная работа государственных служащих, входящих в систему механизма государства. Реформирование законодательства в направлении госслужащих требует первостепенного внимания, так как скорейшее устранение недостатков и пробелов будет способствовать обеспечению относительно гарантированного баланса для этой категории граждан, являющихся важным общественно-политическим стабилизатором в системе механизма отлаженной работы государственной власти России.
Вместе с тем система механизма государственной службы базируется на основополагающей основе – принципах, которые являются по своему содержанию базисом для регулирования всех правовых отношений так или иначе связанных с государственно-служебными отношениями. Принципы имеют различную классификацию и их можно рассматривать с точки зрения взаимосвязи с конституционно-правовыми основами, то есть исходящими из Конституции РФ с гарантиями прохождения государственной службы, а также существует и специальная (организационно-функциональная) классификация принципов госслужбы, основанная на федеральном законодательстве.
Цель курсовой работы заключается в исследовании содержания принципов гражданской службы.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть понятие и систему государственной службы;
- раскрыть виды принципов государственной службы;
- в заключении привести основные выводы.
Объект курсовой работы - основополагающие конституционно-правовые и специальные (организационно-функциональные) принципы, лежащие в основе государственной гражданской службы в РФ.
Предметом курсовой работы являются нормативно-правовые акты, содержащие в своей основе принципы, регулирующие государственную гражданскую службу в РФ.
Задачи предопределили содержание работы, состоящее из введения, двух глав с параграфами, заключения, списка использованной литературы.
1. Понятие государственной гражданской службы
Правовую основу государственной службы в России составляют Конституция РФ, Федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[3], «О воинской обязанности и военной службе»[4], «О муниципальной службе в Российской Федерации»[5], «О службе в таможенных органах Российской Федерации»[6], иные федеральные законы и подзаконные акты, исходящие от федеральных органов государственной власти, а также законодательства субъектов Российской Федерации.
Теоретическое понятие гражданской службы включает в себя практическое и профессиональное участие граждан России в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения полномочий (прав и обязанностей) на государственной должности, в конкретном государственном органе, в соответствии с федеральными законами[7]. Исходя из законодательной трактовки следует отметить, что понятие гражданской службы неразрывно связано с понятием государственной или муниципальной службы. Поэтому дальнейшее исследование будет проводиться с использованием логически верной трактовки понятия как государственная гражданская служба.
Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2004 г. № 58-ФЗ (далее – закон «О системе госслужбы в РФ») приводит определение понятия государственная гражданская служба в России, которая заключается в профессиональной деятельности граждан РФ в исполнении их полномочий на службе России, федеральных органов власти и иных федеральных госорганов, органов государственной власти субъектов Федерации, а так же лиц замещающих аналогичные должности, установленные в Конституции РФ, в федеральных законах в целях непосредственного исполнения полномочий федеральных госорганов и лиц, замещающих должности, определенные конституциями, уставами, законами субъектов России для исполнения полномочий[8].
Как следует из приведенного определения, законодатель выделяет достаточно широкий круг субъектов, относящихся к органам власти различных уровней (федеральной и субъектов РФ) всей системы государственного аппарата власти в России.
Государственные гражданские служащие в России, являясь гражданами РФ, как и иные субъекты права, имеют права, свободы и обязанности человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ и другими нормативными правовыми актами, между тем, с момента замещения должностей государственной службы они автоматически становятся субъектами государственно-служебных правоотношений.
Правовой статус государственных гражданских служащих заключается в содержании их прав, обязанностей и ответственности, именно поэтому для этой категории служащих установлены специальные ограничения и запреты, о чем говориться в ст.ст. 16, 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ».
Возникновение, реализация и прекращение правоотношений, связанных с государственной гражданской службой следует рассмотреть в контексте с некоторыми условиями. А именно, гражданский служащий не может быть принят на государственную службу и не может находиться на гражданской службе в случае:
- недееспособности или ограниченной дееспособности, принятые решением суда и вступившим в законную силу;
- осуждения, по приговору суда, вступившего в законную силу, в случае наличия судимости;
- отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с доступом к такой информации или сведениям;
- заболевания, подтвержденного заключением медицинского учреждения;
- родства с гражданским служащим, связанных с подчинением одного из них;
- выхода из гражданства РФ и гражданство иного государства;
- представления заведомо подложных документов или ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
- непредставления установленных или подача лживых сведений о доходах, об имуществе и обязательствах материального характера (долгов, кредитов).
С учетом избранной темы исследования, связанной с контролем исследуемой категории лиц, необходимо оговорить запреты, связанные с прохождением службы, а именно, им запрещается:
- параллельно с прохождением службы заниматься коммерческой деятельностью;
- продолжать исполнение обязанностей госслужбы в случае избрания или назначения на государственную должность или в органе местного самоуправления (например, избрания депутатом), либо в органе профсоюза как в первичной, так и созданной в ином госоргане, так как это может препятствовать эффективности его служебной деятельности.
- запрещается приобретать акции, от которых может быть получен доход;
- запрещено быть представителем или поверенным в чьих-либо делах[9];
- брать при исполнении должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (дорогостоящие сувениры, премии и награды);
- получать почетные и специальные звания от иных лиц, за исключением научных;
- запрещено госслужащим ездить в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы России за счет ресурсов физических и юридических лиц, использовать средства технического оснащения в личных целях;
- запрещено госслужащим разглашать информацию, связанную с трудовыми обязанностями и отнесенную к служебной и государственной тайне;
- вступать в трудовые споры, и связанными с ними забастовки, собрания, митинги;
- запрещено участие в партиях, религиозных учреждениях, вступление в иные организации и учреждения, не связанные со служебной деятельностью;
- запрещено использовать свое служебное положение в иных интересах, не отвечающих служебным обязанностям.
Но перечисленные в законе запреты не означает, что госслужащие не могут вступать в политические партии и руководить ими, так как вправе иметь различные политические взгляды. Важно соблюдать главное условие и не использовать служебное положение в интересах политических партий и иных объединений, так как запрещено их образование в госорганах, таких как общественные объединения, религиозные, за исключением профессиональных союзов и общественной самодеятельности (хоров)[10]. Изложенное позволяет сделать следующие выводы о том, что законом установлены названные запреты препятствующие, по мнению законодателя, эффективности работе госслужащего, для полнейшей самоотдачи, требующейся при прохождении службы, так как эти лица обязаны полностью посвятить себя службе государству, обществу, России. Государственный служащий предупреждается при поступлении на службу о названных ограничениях и принимает, обязательства по их исполнению на добровольной основе.
В теоретической и научно-практической литературе и науке административного права[11] среди способов организации контроля за законностью деятельности госслужащих выделяются:
- во-первых, те, которые являются внутри- аппаратными, например, контроль начальника за действиями госслужащего (отчеты);
- во-вторых, требующие структурного закрепления, к ним относятся вся система правоохранительных и правообеспечивающих органов: следствие, суды, прокуратура.
Недавно введенной и на наш взгляд особенно актуальной является ежегодная обязанность госслужащих по представлению, в установленном законе порядке, сведений о доходах, о себе и членах своей семьи в декларации, настоящие положения предусматриваются ст. 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ».
Граждане РФ при поступлении на госслужбу, а также госслужащие в соответствии с этими положениями обращаются в органы государственной налоговой службы и представляют сведения о полученных ими доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности, являющихся объектами налогообложения[12], эти сведения ранее считались тайной, но теперь для служащих занимающих государственные должности предусмотрен порядок опубликования их в центральных СМИ (например, к таким лицам относятся - мэры городов, губернаторы).
Полагаю, что представление сведений в налоговые органы о доходах госслужащего фактически и есть актуальный способ борьбы с коррупцией. А это означает, что сомнительные сделки, случаи фальсификации сведений искореняются и изживаются, публикации в СМИ вызывают интерес, как у налогоплательщиков, так и у общественности.
Помимо названных административное право выделяет основные организационные способы и вспомогательные, входящие в контроль режима законности в работе госорганов и их должностных лиц. Ответственность накладывается в порядке дисциплинарных проступков, судебной процедуры в административных процессах, гражданских или в уголовном порядке[13].
Изложенное позволяет сказать о том, что главными моментами госслужбы являются: деятельность на профессиональной основе; признание ее служебной (построенной на основе подчинения); в содержание государственной служебной деятельности входят функции и полномочия (права и обязанности) соответствующие должности, замещаемой или занимаемой госслужащим. В целом государственная гражданская служба способствует повышению эффективности функционирования на различных уровнях всех ветвей государственной власти, отвечает интересам общества и государства, является достаточно престижной, строиться только на добровольной основе. Государственные гражданские служащие обязаны соблюдать все обозначенные в законах запреты. Актуальной является обязанность госслужащих по представлению, в установленном законе порядке, сведений о доходах, о себе и членах своей семьи в декларации.
2. Система государственной гражданской службы
Под общей системой понимают - целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимосвязи объектов и частей[14]. Система государственной гражданской службы в РФ представляется сложной структурой и состоит из звеньев цепи подсистемы органов государственной исполнительной, законодательной и судебной власти Федерации и субъектов РФ. Она построена на принципе федерализма с учетом национально-государственного и административно-территориального устройства.
Исходя из текста Федерального закона «О системе госслужбы РФ», как уже отмечалось, государственным гражданским служащим является гражданин РФ. Исходя из основных положений изложенного законодательства, на основании конституционных принципов разделения властей происходит деление их на государственных гражданских служащих в органах законодательной, исполнительной и судебной власти Федерации и субъектов РФ. Прочно в законе о государственной гражданской службе определено, что нанимателем является – государство, Российская Федерация, а нанимателем госслужащего - субъект Федерации.