Файл: Рынок финансовых услуг (1).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.11.2019

Просмотров: 349

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Сущность понятия «услуги»

В развитом обществе финансовые услуги имеют не меньшее значение, чем производство. Наиболее динамично развивающаяся часть сферы услуг, которая связана с удовлетворением потребностей общественного производства: финансово-кредитное обслуживание, страховые услуги, информационное и бухгалтерское обслуживание.

По исследованиям английских экономистов У. Очела и М. Вегнера сделан вывод - интернационализация экономики на микро-, мезо-и макроуровне является причиной и следствием перехода к новому услуги-интенсивного типа экономики.

«Услуга» - богатая гамма различных видов деятельности. Понятие «услуга» включает в себя комплекс разнообразных видов экономической деятельности человека. В западной научной литературе существует много его определений, иногда взаемозаперечуючих, отражающий его сложность и маловивченисть.

Некоторые специалисты считают, что к услугам можно отнести все, что не связано с добычей полезных ископаемых, промышленным и сельскохозяйственным производством. Именно так определяют услуги в западной статистике национальных счетов. В ней услуги подразделяются на потребительские (рестораны, гостиницы), социальные (образование, медицинская помощь), производственные (инжиниринг, консультации, финансовые и кредитные услуги), распределительные (торговля, транспортные).

Такой подход сужает роль финансовых услуг в развитии рынка. В 1997 году в Украине введена новая статистическую классификацию видов экономической деятельности. В этой классификации выделена финансовая деятельность (код 65), включающий финансовое посредничество, денежное посредничество, финансовый лизинг, страхование (код 66), вспомогательная деятельность в сфере финансов и страхования (код 67), которая представлена ​​значительным количеством финансовых услуг.

В разных источниках на современном этапе по-разному трактуется понятие услуги, например:

«Услуги - предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений».

«Услуга - такой вид полезного труда, при которой производство полезного эффекта совпадает со временем ее потребления».

Изучение функциональных особенностей услуги позволило Т. Хиллу сформулировать следующее: «Услуга может быть определена как изменение состояния человека или предмета, принадлежащего любому участнику экономических отношений, который достигается в результате сознательных действий другого участника данных отношений. При этом воздействие происходит на основе их предварительной договоренности ».

В экономическом смысле под услугами понимают функции или операции, на которые есть спрос и, соответственно, цена, которая устанавливается на соответствующем рынке. Иногда услуги определяют как нематериальные блага, одной из характерных черт которых является потребление на месте ее предоставления.


Считается, что производство услуг и их потребления совпадают во времени и пространстве, и в момент оказания услуги ее производитель и потребитель вступает в непосредственный контакт. Руководитель предприятия заключает договор с банковским учреждением на банковское и финансовое обслуживание. Поэтому услуги, как правило, не могут передаваться другим лицам, то есть система перепродажи является достаточно сложной и требует определенных затрат на юридическое и иное обслуживание.

В рыночной экономике услуги приобретаются на основе свободного выбора, они становятся объектом купли-продажи и является товаром, хотя и весьма специфическим:

· Их производство и потребление чаще совпадают по месту и времени;

· Как часть сферы нематериального производства участвуют наравне с продукцией материальной сферы в совокупном процессе общественного производства.

Кроме того, некоторые авторы считают, что факт создания услуги можно отделить во времени от факта ее продажи и факта использования, это позволит продавать услуги рыночными методами.


2. Финансовые услуги в системе рыночных отношений

Анализируя приведенные подходы к определению сущности понятия услуг, можно согласиться с утверждением А. Ланге, что услуги - это любые функции, связанные непосредственно или косвенно с удовлетворением человеческих потребностей, но непосредственно не направлены на производство каких-либо предметов.

Используя последнее определение относительно финансовых услуг, можно сказать, что они выполняют финансовые функции, связанные с удовлетворением потребностей субъектов рынка в производстве и реализации предмета их деятельности.

Платность финансовых услуг обусловлена ​​самим характером услуги, которая является свободной и вроде скрытой в товаре. Украинские ученые, исследуя сферу услуг США, кроме отраслей неимущественного накопления (образование и здравоохранение), указывают, что к ней относятся и услуги в сфере общественного производства и обращения (финансы страхование, операции с недвижимостью, деловые услуги).

В мировом экспорте услуг эксперты ООН выделяют три их основные группы:

· Наиболее «видимые» (перевозки, иностранный туризм и др..)

· Поступления от «роялти»;

· Другие услуги (брокерские, финансовые, управленческие, бухгалтерские, архитектурные, лизинг, профессиональные и др.)..

Финансовые услуги имеют комплексный характер, поэтому они включены в третью группу.

Изучение особенностей развития сферы услуг и роли различных экономических субъектов в этом процессе приобрело в последние годы важное теоретического и практического значения.

Развитие страны приводит к изменению в структуре продукции. Следующим этапом этой эволюции, как правило, становится рост удельного веса сектора услуг.

По расчетам, за последние 30 лет среднегодовые темпы роста занятости в сфере услуг составляли около 3% в США и Японии, 2% - во Франции, более 1% - в Германии. При этом на долю сферы услуг приходится более 50% занятости США и Японии, около 40% - Германии и Франции.


На долю услуг приходится от 15 до 20% совокупного объема операций с товарами и услугами на мировом рынке.

Наиболее общие сведения о роли услуг в национальной экономике дает изучение двух основных показателей: доли этого сектора в общем объеме занятых и доли объема оказанных услуг в ВВП. Такой показатель, как занятость населения свидетельствует об увеличении доли услуг на рынке. Для достижения наибольшего эффекта в общем движении экономики по пути рыночных преобразований необходимо существенное инвестирование средств в развитие институтов инфраструктуры сферы услуг. Об этом свидетельствует и рост международного обмена услугами, отражающий постепенный переход индустриально развитых стран к новому состоянию, связанному с формированием информационной экономики. Международная торговля услугами развивается опережающими темпами по сравнению с товарной торговлей. Ожидается опережающий рост зарубежного инвестирования в сферу именно финансовых услуг по сравнению с другими секторами экономики.

В международном обмене услугами выделяют три группы услуг, организация которых происходит преимущественно путем прямых иностранных инвестиций, а не контрактных взаимоотношений партнеров. Финансовые услуги входят в первую, наиболее весомую группу.

За десять последних лет корпорации сферы услуг увеличили в области страхования количество филиалов почти в три раза, вторичного страхования (перестрахования) - в 2,5 раза, в области финансовых услуг с ценными бумагами создали филиальную сеть почти из 500 филиалами.

Украина также включилась в международный обмен услугами.

Основными партнерами Украины в торговле услугами является Россия, Молдова, Казахстан, Узбекистан, а также Швейцария, Германия, США, Италия, Великобритания.

Для сферы услуг характерны разнообразные и нетрадиционные формы организации компаний и совместной деятельности различных хозяйственных единиц. В сфере услуг активно взаимодействуют промышленные, торговые, финансовые, страховые и другие сервисные компании, банки и т.п..

Важным стимулирующим фактором все более широкого внедрения производственных компаний в сферу финансовых услуг является создание вертикально интегрированной структуры компаний, что позволяет снизить расходы и усилить ориентацию на потребителя. Также повышается значение некапитолоемних видов услуг, связанных с использованием высококвалифицированного труда, к которым относятся финансовые услуги.


3. Финансовый рынок как сфера оказания финансовых услуг

Рассматривают финансовые учреждения на современном этапе в свете двух ключевых концепций: сфера предоставления финансовых услуг и фирма, предоставляющая финансовые услуги - это бизнес, поставляющий финансовую продукцию и услуги. Общие категории этой продукции и услуг включают операционные счета (например, текущие счета), портфельные услуги (например, ссуды и депозиты), страхование, банковская деятельность инвестиции (например, подписание ценных бумаг и соглашения брокера, дилера), услуги доверенного лица, финансовое планирование , обработка информации, данных.


Сфера оказания финансовых услуг может рассматриваться как совокупность всех фирм, оказывающих финансовые услуги. Или сфера предоставления финансовых услуг - объединение таких традиционных и сегментированных отраслей промышленности, как банковская деятельность, ценные бумаги, страхование, недвижимость, кредит, финансы. Кроме того, в США сфера оказания финансовых услуг включает нефинансовые корпорации типа «Дженерал Моторс», «Ford Motor Company», «Sears», «AT and T», «JC Penney », занятых в производство и предоставлении финансовых услуг.


Для финансового рынка, чтобы быть полностью совершенным, нужно, во-первых, всем участникам иметь доступ на рынок и кому-либо из участников не иметь контроля над ценами, во-вторых, информация относительно финансовых активов должна быть легко доступной для всех участников; по -третьих, не должно быть препятствий для свободной торговли финансовыми активами, и, в-четвертых, не должно быть искажения, искажения во взыскании налогов, сборов. Если эти условия существуют, то цены на финансовые активы точно и быстро отражают информацию о финансовых активах, финансовые рынки можно считать эффективными.

Так как финансовые рынки в США хорошо развиты, то они ближе к совершенству, чем к несовершенству. Но все же некоторые отклонения существуют. Например, существование финансовых посредников указывает, что финансовые рынки несовершенны.

В конкурентоспособном мире банки - попросту обычные посредники, которые отвечают потребностям и возможностям заемщиков кредиторов. Роль конкурентоспособности банковской системы в общей структуре равновесия пассивная. В 1984 году Мартин Мейер написал о революции в сфере банковской деятельности: «Банк мертв ... жить учреждении финансовых услуг ». Сфера оказания услуг, в которой работают коммерческие банки, находится в состоянии изменений. Изменения в этой сфере связаны с такими ключевыми факторами: технология, перерегулирования (включая реформу по страхованию депозитов), риск, соревнования за клиентов и адекватность капитала.

Согласно Веберу, одно из определений технологии - это «технический метод достижения практической цели». Вообще технология - это любое средство преобразования исходных материалов (люди, информация или физические материалы) для получения желаемой продукции или услуг.

Слово «перерегулирования» далеко от регулирования, вообще, оно предполагает отсутствие регулирования. Так как полностью нерегулируемая сфера предоставления услуг вряд ли возникнет, предлагается «перерегулирования» как термин, который описывает устранения или ослабления барьеров в соревновании в банковской деятельности.

Существует пять первичных барьеров в соревновании в банковской деятельности - цена или средство управления в пределах интереса; ограничение производства; организационные ограничения; географические ограничения и налоги.



С тех пор как фирмы, предоставляющие финансовые услуги, держат портфели финансовых активов и задолженности, их чистая стоимость (т.е. чистая стоимость (NW) = активы (А) - долги (L)) чувствительна к непредвиденным изменениям. Так как фактические изменения уровне ожидаемым изменениям плюс непредвиденные изменения, то предполагаемые изменения должны быть включены в рациональные портфельные решения. Соответственно, только непредвиденные изменения влияют на стоимость. Управление риска - одна из главных задач финансового управления банков (или фирм, предоставляющих финансовые услуги).

В современной области предоставления финансовых услуг соревнования за клиентов стали жесткими. Когда банки имели монополистическую власть, то не было потребности в развитии маркетинговой деятельности, но в условиях конкурентной борьбы производственное развитие и маркетинг - критические факторы успеха для фирм, оказывающих финансовые услуги. Так как стандартная экономическая модель рыночной структуры предполагает выживание продукции с наиболее низкой стоимостью, то клиенты должны иметь выгоду от более низких цен и более широкого выбора финансовой продукции и услуг как роста соревнования.

Адекватность капитала - это способность компенсировать неожиданные убытки, возникающие через разнообразные риски банковской деятельности. Кредитный риск, процентный риск и риск ликвидности - три основные риски внутренней деятельности банков. Кредитный риск - это риск непогашения ссуды или невыполнение обязательств. Процентный риск - это вероятная потеря дохода банка в результате изменения уровня процентной ставки. Риск ликвидности - это способность (неспособность) банка отвечать по обязательствам.

Все пять компонентов - технология, перерегулирования, риск, клиенты и адекватность капитала - не должны рассматриваться изолированно, поскольку они взаимосвязаны друг с другом. Например, технологические и регулирующие изменения влияют на соревнования за клиентов; соревнования действует на технологические достижения, перерегулирования и адекватность капитала; перерегулирования и риск касаются адекватности капитала и т. д.


4. Общее понятие финансового посредничества

Финансовые посредники, как правило, - это крупные структуры. К ним относятся: ​​банковская система, небанковские кредитные институты, контрактные финансовые институты. Финансовые посредники практически создают новые финансовые активы. Они имеют возможность получать прибыль за счет экономии, обусловленной ростом масштаба операций, осуществляя анализ кредитоспособности потенциальных кредиторов, разработку порядка предоставления займов и расчетов за них, равномерно распределяя риски. Они таким образом помогают частным лицам, имеющим сбережения, диверсифицировать их (вложить капитал в различные предприятия), то есть «не складывать все яйца в одну корзину». Кроме того, система специализированных финансовых посредников может предоставить тем, кто имеет сбережения, большие выгоды, чем просто возможность получать проценты.