Добавлен: 14.05.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 2
Если вы почувствовали себя праздной, если вам кажется, что у вас много свободного времени, постарайтесь в точности выяснить, что происходит у вас на душе и понять свои реакции. Именно это станет первым шагом на пути к преодолению этой стадии.
Мы часто жалуемся на то, что тратим время понапрасну, что нам его не хватает. Человек должен уметь два-три часа ждать поезда в полном одиночестве, ничего не делая и даже ничего не читая, и при этом совершенно не скучать. Жизнь становится намного приятнее после того, как научишься теряться в собственных мыслях, этом драгоценном даре, который приносит невероятную радость. Между тем мы столько времени проводим, сожалея о прошлом, неподвижно застыв в настоящем, беспокоясь о будущем. Мы столько времени тратим впустую!
Один из самых эффективных способов пользоваться каждым мгновением заключается в том, чтобы нести ответственность за себя. Постарайтесь как можно больше вещей делать самостоятельно. Часто люди впадают в депрессию или грустят, потому что им нечем заняться. Не забывайте каждое утро благодарить начинающийся день. Неважно – хорошая за окном погода или нет. Важно то, что вы в этот день будете делать». [12]
Самоорганизация по принципу "изнутри наружу"
«…Если ваши вещи разбросаны, посмотрите, не относится ли то, что заполняет ваши ящики и шкафы, к более ранней, больше не существующей части вашей жизни — бумаги из колледжа, прошлая карьера, одежда разного размера из разных периодов вашей жизни.
Помните, ваше ощущение себя приходит изнутри, а не извне. Вещи могут напоминать нам, кто мы или кем хотим быть, но настоящая истина — внутри, и она никуда не денется. Для меня самым большим испытанием в жизни была необходимость выбросить все старые бумаги, относящиеся к театральной карьере, которую я оставила десять лет назад, чтобы начать свой бизнес. Я чувствовала, что эти бумаги — единственная связь с тем периодом моего прошлого, и боялась, что, избавившись от них, уничтожу и часть себя. Но все это занимало слишком много места, чего я не могла себе позволить. В конце концов я «отпустила» их, когда поняла, что тот человек, который решил оставить театральную карьеру, все еще внутри меня, и, чтобы помнить о нем, эти бумаги не нужны. Я счастлива сообщить вам, что совершенно о них не жалею». [13]
Эссенциализм
Эссенциализм - от слова essence, что означает "самое важное", "главное". По сути эссенциализм - это некая смесь тайм-менеджмента и минимализма. Если человек хочет продуктивно тратить время, уделять время на то, что действительно важно ему нужно научиться говорить нет, когда действительно не хочешь. Многие люди испытывают неловкость из-за того что не умеют отказывать. Это поможет ставить цели и достигать их.
Г.Маккеон предлагает 4 фазы от постановки цели до успеха.
«Оказывается, многие умные и амбициозные люди не способны ответить на этот вопрос, и на то существует ряд причин. Например, наше общество устроено так, что неправильное поведение (согласие) в нем поощряется, а правильное (несогласие) осуждается. Мы часто стесняемся сказать «нет», а за ответ «да» нас обычно хвалят. В итоге возникает так называемый парадокс успеха.
ФАЗА 1.-Точно поставленная цель помогает вам добиться успеха.
ФАЗА 2.-Успех делает вас специалистом в своем деле, «старым добрым [имярек]», к которому всегда можно обратиться. Так у вас появляется больше задач и возможностей.
ФАЗА 3.-Чем больше задач и возможностей требуют вашего внимания, тем больше усилий и времени приходится распределять между ними. Вы начинаете распыляться.
ФАЗА 4.-Вы отвлекаетесь от того, чему должны были уделять всё свое внимание. В итоге у вас больше нет четко поставленной цели, которая привела вас к успеху в первый раз.
Сущность эссенциализма
«В этой части книги рассказывается о трех характеристиках, без которых человек не способен мыслить как эссенциалист...
1.-Личный выбор. Первая характеристика – это способность любого индивида самостоятельно решать, как тратить свое время и энергию. Если человек не имеет выбора, нет смысла говорить о компромиссах.
2.-Наличие шума. Вторая характеристика – это осознание того, что почти всё вокруг нас представляет собой шум и только некоторые вещи имеют настоящее значение. Вот почему мы тратим время на то, чтобы их определить. Некоторые оказываются настолько важнее прочих, что усилия, которые мы тратим на их поиски, окупаются.
3.-Важность компромиссов. Никому не дано успеть всё, к чему он стремится, и получить всё, чего он хочет. Если бы это было не так, у нас не было бы необходимости оценивать доступные варианты выбора и отбрасывать какие-то из них. Признав важность компромиссов, мы перестаем задаваться вопросом: «Как мне это сделать?» – и спрашива- ем себя: «А что именно я хочу делать?» [14]
Иметь и быть
Если я — то, что я имею, и если то, что я имею потеряно, — кто же тогда я? [15]
Автор предисловия к книге Э.Фромм Иметь и быть профессор Павел Гуревич [16] писал «В психоанализе Э. Фромма проводится различие между принципом "быть" и принципом "обладать". Модус бытия имеет в качестве своих предпосылок независимость, свободу и критический ум. Его основная характерная черта активность человека, но не в смысле внешней занятости, а в смысле внутреннего подвижничества, продуктивного использования им своих человеческих потенций. Быть активным - значит дать проявиться своим способностям, таланту, всему богатству человеческих дарований, которыми, хотя и в разной степени, наделён, по мнению Э. Фромма, человек.
Быть - это значит обновляться, расти, изливаться, вырываться из стен своего изолированного "я", испытывать глубокий интерес, страстно стремиться к чему-то, отдавать. Э. Фромм подчеркивал, что обладание и бытие не есть некие отдельные качества человека. Они - два основных способа
существования, два разных вида самоориентации и ориентации в мире, две
[15] Э. Фромм - немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик. Из книги иметь или быть
[16] Гуревич П. А - советский и российский философ, культуролог и социолог, кандидат исторических наук
различных структуры характера, преобладание одной из которых определяет всё что человек думает, чувствует и делает. Те культуры, которые поощряют жажду наживы, а значит модус обладания, опираются на одни потенции человека; те же, которые благоприятствуют бытию и единению, опираются на другие. Позиция Фромма имеет немало сторонников, которых привлекают в ней романтичность и некоторая льстящая самолюбию надмирность. Однако в большинстве своем прагматично ориентированное человечество выверяет свое бытие ироничным вопросом: "Если вы такие умные, то почему вы такие бедные?" В современном обществе принято считать, что обладание как способ существования присуще природе человека, позволяет ему реализовать себя и, следовательно, практически неискоренимо. Истина состоит в том, что оба способа существования - и обладание, и бытие - суть потенциальные возможности человеческой природы, а может быть, и две стороны одной медали - человеческой жизни».
«…все большее число людей начинают осознавать, что:
- Неограниченное удовлетворение всех желаний не способствует благоденствию, оно не может быть путем к счастью или даже получению максимума удовольствия.
- Мечте о том, чтобы быть независимыми хозяевами собственных жизней, пришел конец, когда мы начали сознавать, что стали винтиками бюрократической машины и нашими мыслями, чувствами и вкусами манипулируют правительство, индустрия и находящиеся под их контролем средства массовой информации.
- Экономический прогресс коснулся лишь ограниченного числа богатых наций, пропасть между богатыми и бедными нациями все более и более увеличивается.
- Сам технический прогресс создал опасность для окружающей среды и угрозу ядерной войны, каждая из которых в отдельности - или обе вместе способны уничтожить всю цивилизацию и, возможно, вообще жизнь на Земле.
Приехав в Осло для получения Нобелевской премии мира за 1952 год, Альберт Швейцер призвал мир "отважиться взглянуть в лицо сложившемуся положению...
Человек превратился в сверхчеловека... Но сверхчеловек, наделенный сверхчеловеческой силой, еще не поднялся до уровня сверхчеловеческого разума.
Чем больше растет его мощь, тем беднее он становится... Наша совесть должна пробудиться от сознания того, что чем больше мы превращаемся в сверхлюдей, тем бесчеловечнее мы становимся". [17]
4. Примеры из мировой и современной литературы
4.1 Положительный опыт минимализма
Людское суетное мненье
Во имя благ земных
Небесной радостью пренебрегает [18]
Идейный вдохновитель Генри Дэвид Торо – американский писатель, мыслитель. Книга Уолден, или Жизнь в лесу Г. Д. Торо, написанная в 1854 году до сих пор не утратила своей актуальности. Она интересна тем, что автор не пускается в пустые разговоры, а на собственном примере показывает, что есть другой путь. Прожив более двух лет в лесу и поняв для себя место человека в этом мире, очищающее действие природы от грязи меркантильного мира Торо возвращается в общество. По сути, он не был отшельником, его двери в прямом смысле всегда были открыты для гостей. Это было необходимое одиночество и опыт для ищущего пытливого ума. Не ожидая одобрения и похвалы окружающих, двадцатисемилетний парень самостоятельно обеспечивает себя всем необходимым. Изучив не только окрестности леса, но и тайники своей души Торо пытается найти своё призвание. Подчиняясь высшим законам, занимаясь трудом и совершенствованием, будущий общественный деятель, писатель и натуралист понял, что готов к новой главе в своей жизни. Под влиянием одного из виднейших философов С.Ш.А 19 века, наставника и друга Р. У. Эмерсона Г.Н. Торо загорелся идеями единения с природой и критическим взглядом на общество потребления.
[18] Из трагедии английского драматурга Джорджа Чапмена (1559-1634)
«У дикарей каждая семья имеет кров, не хуже чем у других, удовлетворяющий простейшим потребностям. У птиц есть гнезда, у лисиц — норы, у дикарей — вигвамы, а современное цивилизованное общество, скажу не преувеличивая, обеспечивает кровом не более половины семей. В крупных городах, где цивилизация победила окончательно, число имеющих кров составляет очень малую долю. Остальные ежегодно платят за эту внешнюю оболочку, ставшую необходимой и зимой, и летом, такие деньги, на которые можно приобрести целый поселок индейских вигвамов, и из-за этого живут в нужде всю свою жизнь. Я не намерен особо доказывать невыгоды наемного жилья по сравнению с собственным, но очевидно, что дикарь имеет собственное жилище потому, что это дешево, а цивилизованный человек снимает квартиру обычно потому, что не может позволить себе собственной, да и наемная в конце концов оказывается ему не по карману. Да, могут ответить мне, зато за эту плату бедняк в цивилизованной стране получает жилище, которое по сравнению с хижиной дикаря может считаться дворцом. За ежегодную плату в размере от 25 до 100 долларов — таковы цены в сельских местностях — он пользуется всеми усовершенствованиями, достигнутыми в течение столетий: просторными комнатами, чисто окрашенными и оклеенными, румфордовскими печами, штукатуркой, жалюзи, медным насосом, пружинным замком, удобным погребом и многим другим. Но отчего же получается, что тот, кто якобы пользуется всеми этими благами, оказывается бедняком, а лишенный их дикарь, по своим понятиям — богат? Если утверждать, что цивилизация действительно улучшает условия жизни, — а я думаю, что это так, хотя истинными ее выгодами пользуются только мудрецы, — тогда надо доказать, что она улучшила и жилища, не повысив их стоимости; а стоимость вещи я измеряю количеством жизненных сил, которое надо отдать за нее — единовременно или постепенно. В наших местах дом стоит в среднем около восьмисот долларов, и, чтобы отложить такую сумму, рабочий должен затратить 10–15 лет жизни, даже если он не обременен семьей. За средний заработок я беру доллар в день, потому что, если некоторые получают больше, то другие получают меньше, — вот и выходит, что он тратит большую часть жизни, пока заработает себе на вигвам. А если он снимает его, то я не знаю, какое из зол меньше. Мудро ли поступит дикарь, если он на этих условиях сменит свой вигвам на дворец?
Можно догадаться, что я свожу почти всю выгоду от приобретенной впрок ненужной собственности к тому, что таким образом можно отложить деньги на похороны. Но, может быть, человек не обязан сам себя хоронить? Тем не менее это указывает на существенное отличие цивилизованного человека от дикаря; не сомневаюсь, что имелось в виду наше благо, когда жизнь цивилизованного народа стала системой, при которой жизнь отдельного человека в значительной степени растворена в общей цели: сохранении и совершенствовании всей расы. Я хочу только показать, какой ценой достигается сейчас это преимущество, и предложить устроить нашу жизнь так, чтобы сохранить все преимущества и устранить недостатки».
«Глядя на своих соседей — конкордских фермеров, живущих во всяком случае не хуже других слоев населения, — я вижу, что им приходится работать 20, 30 и 40 лет, чтобы действительно стать владельцами своих ферм, которые они или наследуют вместе с закладными, или покупают на деньги, взятые взаймы. Треть их труда идет на оплату дома, но обычно они так и не выплачивают всей суммы. Правда, долги иногда превышают стоимость самой фермы, так что она становится величайшим бременем, и все-таки на нее находится наследник, хотя он и говорит, что знает ей цену. Расспросив податных инспекторов, я с изумлением узнал, что они затрудняются назвать в городе дюжину людей, у которых ферма не была бы обременена долгами. Историю этих усадеб лучше всего узнавать в банке, где они заложены. Человек, сполна расплатившийся за ферму только собственным трудом на ней, — это такая редкость, что вам его сразу укажут. Таких едва ли наберется трое во всем Конкорде. Если о торговцах говорят, что огромное большинство их — 97 из 100 — наверняка разоряется, то это относится и к фермерам. Правда, банкротство торговца, как правильно заметил один из них, большей частью не является настоящим денежным крахом, а лишь попыткой уклониться от выполнения затруднительных обязательств, т. е. крахом моральным. Но ведь это только бесконечно ухудшает картину и к тому же наводит на мысль, что и остальные трое едва ли спасают свои души и что они терпят крах в худшем смысле, чем честные банкроты. Банкротство и отказ от обязательств — вот та доска, с которой наша цивилизация совершает большую часть своих прыжков, тогда как дикарь стоит на другой доске, совсем не упругой: это — голод». [19]