Файл: Понятие и источники правового регулирования производственного кооператива.pdf
Добавлен: 15.05.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и источники правового регулирования производственного кооператива
1.1. Понятие производственного кооператива в российском праве
1.2. Законодательство, регулирующее деятельность производственного кооператива
Глава 2. Особенности гражданско-правового регулирования деятельности производственного кооператива
2.1. Имущество производственного кооператива
2.2. Компетенция общего собрания членов производственного кооператива
2.3. Наблюдательный совет производственного кооператива
2.4. Компетенция исполнительных органов производственного кооператива
Введение
Актуальность. Производственные кооперативы – одна из организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц. В их числе – хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственный кооператив, унитарные предприятия.
Правовое положение производственных кооперативов регулируется соответствующими нормативными правовыми актами, большинство норм которых имеют диспозитивных характер, что дает возможность урегулировать вопросы деятельности кооператива в его уставе, в соответствии со спецификой конкретной организации. Отсутствие жесткого государственного регулирования в этой сфере является положительным, с одной стороны. С другой стороны, это является основанием взвешенно подходить к созданию данного вида организации, четкому урегулированию вопросов ее деятельности в уставе.
Многочисленные дискуссии вызывает особое положение производственного кооператива в системе юридических лиц, поскольку законодательством предусмотрена аналогичная форма организации в некоммерческой сфере – потребительский кооператив. Именно поэтому учеными предлагается не разделять кооперативы на производственные и потребительские, и не относить кооперативы ни к коммерческим, ни к некоммерческим организациям, поскольку их деятельность носит смешанный характер[1].
Все это обуславливает актуальность и важность выбранной темы курсовой работы.
Цель курсовой работы – рассмотреть особенности гражданско-правового регулирования деятельности производственного кооператива.
Вопросы, выносимые при рассмотрении курсовой работы:
- изучить понятие производственного кооператива в российском праве;
- исследовать законодательство, регулирующее деятельность производственного кооператива;
- рассмотреть имущество производственного кооператива;
- отразить компетенцию общего собрания членов производственного кооператива;
- проанализировать роль наблюдательного совета производственного кооператива;
- исследовать компетенцию исполнительных органов производственного кооператива.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с гражданско-правовым регулированием деятельности производственного кооператива.
Предметом исследования являются нормы гражданского законодательства и иных правовых актов, судебная практика, регулирующие деятельность производственного кооператива.
Информационную базу исследования составили законодательные акты РФ, материалы российской печати, а также иные документы, опубликованные в различных изданиях сети «Интернет», в справочно-правовых системах «Гарант», «Консультант плюс».
В процессе проведения данного исследования были использованы различные методы, широко применяющиеся для изучения общественно-правовых явлений: всеобщий диалектико-материалистический метод, методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, социально-философский, логический, исторический и другие методы научного познания.
Структура данного исследования включает в себя введение, две главы, объединяющих шесть параграфов, заключение и список использованных источников.
Глава 1. Понятие и источники правового регулирования производственного кооператива
1.1. Понятие производственного кооператива в российском праве
С 1 сентября 2014 года вступили в силу изменения, касающиеся положений о юридических лицах. Такие нововведения в Гражданский кодекс РФ внес Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 99-ФЗ)[2].
Изменения коснулись, в частности, производственных кооперативов. Поправки связаны, прежде всего, с тем, что в отношении этих юридических лиц начали действовать положения о корпорациях.
С 1 сентября 2014 года производственные кооперативы относятся к корпоративным юридическим лицам.
Параграф 3 главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ)[3], посвященный производственным кооперативам, утратил силу, а взамен его приняли подпараграф 8, который включили в параграф 2 главы 4 Гражданского кодекса РФ, регулирующий коммерческие корпоративные организации.
А именно в отношении производственных кооперативов новая редакция Гражданского кодекса РФ: конкретизировала их понятие; уточнила порядок управления; предусмотрела новые права и обязанности членов кооператива; затронула вопросы прекращения членства в кооперативе.
Положения Федерального закона от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» (далее – Закон о кооперативах) и Федерального закона от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (далее – далее – ФЗ «О сельхозкооперации») теперь применяются постольку, поскольку они не противоречат новым правилам Гражданского кодекса РФ (ч. 4 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).
В статье 1 Федерального закона от 8 мая 1996г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» законодателем дано определение производственного кооператива, где под которым следует понимать добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Учредительным документом кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц.
Кооператив является юридическим лицом корпоративной коммерческой организацией. Ранее в ст. 107 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая на сегодняшний день утратила силу, говорилось о том, что участие в деятельности кооператива юридических лиц может быть предусмотрено законом и учредительными документами кооператива, в настоящее время в § 2 «Коммерческие корпоративные организации» главы 4 ГК РФ данное положение не получило своего отражения, а в ст. 1 ФЗ РФ «О производственных кооперативах» об упоминается. Таким образом, законодатель не стал загромождать ГК РФ повторяющимися положениями[4].
Производственным кооперативам в обновленной редакции гл. 4 ГК РФ посвящены все те же шесть статей, которые за все время их действия до сих пор не претерпевали каких-либо изменений. Следует признать, что и в 2014 г. такие изменения не стали революционными.
В Концепции развития гражданского законодательства ставился вопрос о совершенствовании кооперативного законодательства, хотя в целом эти проблемы касались не столько правового статуса кооперативов, сколько системы законодательства в этой сфере. В п. 5.1 разд. III Концепции констатировалось, что правовой статус кооперативов урегулирован большим количеством отдельных федеральных законов, содержание которых отличает несогласованность ряда исходных положений, «сохраняется законодательная путаница в отнесении кооперативов к производственным или к потребительским», «имеет место дублирование законодательных норм» в ГК и специальных законах.
В связи с этим принципиальным изменением в правовом регулировании статуса производственного кооператива стало отнесение этой организационно-правовой формы юридического лица к корпорациям. В п. 5.3 разд. III Концепции развития гражданского законодательства поднимался вопрос о том, что законодательные нормы о статусе кооперативов, содержащиеся в настоящее время в многочисленных законах, могут быть объединены в два основных Федеральных закона: о производственных кооперативах и о потребительских кооперативах. По мнению разработчиков документа, это позволило бы упростить и унифицировать законодательное регулирование в этой сфере. Однако, очевидно, дублирование и несоответствие норм внутри специального законодательства только предстоит убрать, хотя позиция законодателя не вполне четко видна в этом отношении. Насколько можно судить, на фоне модернизации Кодекса совершенствование законодательства о кооперации пока не является приоритетной задачей законодателя, поэтому сложно оценить, в какой мере изменения ГК повлияют на обновление или изменение правоприменения в этой сфере[5].
В отношении отдельных положений ГК о кооперативах были поданы обращения в Конституционный Суд РФ. Однако ни одно из положений не было подвергнуто сомнению в его соответствии Конституции РФ[6].
2. Правовой статус производственных кооперативов регулируют несколько законодательных актов равной юридической силы. Наиболее общие положения о производственных кооперативах сосредоточены в ГК (ст. ст. 106.1 - 106.6). Более детальное регулирование содержится в принятых на основании и в развитие Кодекса законах - Законе о производственных кооперативах и Законе о сельхозкооперации. Нормы Закона о сельхозкооперации посвящены как производственным, так и потребительским кооперативам, а также затрагивают иные вопросы деятельности и объединения кооперативов в сфере сельского хозяйства. Закон о производственных кооперативах, принятый в более поздний период времени, не затрагивает отношений по созданию и деятельности производственных кооперативов в сельском хозяйстве. Таким образом, положения законов не могут противоречить нормам ГК, однако посвящены разным видам производственных кооперативов. Следует отметить, что правовое положение сельскохозяйственного производственного кооператива урегулировано более детально, чем это сделано в отношении остальных производственных кооперативов в лаконичном Законе о производственных кооперативах.
Согласно статистическим данным на август 2014 г. насчитывается 29739 производственных кооперативов, поэтому нельзя сказать, что кооперативная форма хозяйствования сегодня популярна в России, однако сферы ее применения зачастую требуют применения именно таких методов работы, как кооперация[7].
Кодекс предоставляет кооперативу возможность осуществлять любые виды деятельности, приводя в п. 1 статьи 106.1 ГК РФ их открытый перечень. В частности, кооперативы вправе осуществлять свою деятельность в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, бытовом обслуживании, оказывать иные услуги, осуществлять добычу полезных ископаемых, других природных ресурсов, сбор и переработку вторичного сырья, проведение научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ.
Как видим, сфера деятельности производственного кооператива необязательно должна быть связана с производством, законодатель довольно широко определяет незамкнутый перечень ее возможных направлений. Следует отметить, что ГК называет производственный кооператив также артелью, рассматривая эти понятия как синонимы.
3. Воспроизведенное в статье 106.1 определение производственного кооператива в целом соответствует заявлению Международного кооперативного альянса, в соответствии с которым кооператив - это автономная ассоциация людей, добровольно объединившихся для удовлетворения своих общественно-экономических, социальных и культурных потребностей посредством совместного владения и демократического управления предприятием[8].
Принципами кооперативного движения (строительства) являются: добровольность членства в кооперативе; сотрудничество, взаимная помощь, обеспечение экономической выгоды для всех членов кооператива; распределение прибыли и убытков кооператива между его членами с учетом их личного трудового участия или участия в хозяйственной деятельности кооператива; демократизм управления кооперативом, один член кооператива - один голос; доступность информации о деятельности кооператива для всех членов; государственная поддержка.
Уникальность организационно-правовой формы производственного кооператива состоит в том, что он как предпринимательская структура одновременно является формой соединения капитала, лиц и их труда на основе членства, представляет собой форму хозяйствования с активной социальной направленностью. Нацеленность деятельности кооператива на извлечение прибыли сочетается (и ограничивается) с потребностями его членов. Главное, на что следовало бы обращать внимание, по мнению В.И. Иванова, - это то, что в этом случае «цель объединения людей носит неимущественный характер даже тогда, когда соединяется и какое-то имущество»[9]. Подобного нет ни в одной из других организационно-правовых форм предпринимательства, где в любом случае какой-либо из указанных выше элементов отсутствует.