Файл: Понятие и источники правового регулирования производственного кооператива.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.05.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В целом, как справедливо отмечается Г. Е. Быстровым, кодификация законодательства о кооперации должна быть направлена на решение таких задач, как уменьшение числа принимаемых законодательных актов посредством их укрупнения, обеспечение правового регулирования всех отношений в сфере кооперации, унификация правового режима при регулировании однородных отношений, сознательная нейтрализация возможных неблагоприятных случайностей в правовом обеспечении деятельности кооперативов, достижение задачи систематического конструирования кооперативного законодательства, вытеснение правового усмотрения в деятельности кооперативов[20].

Глава 2. Особенности гражданско-правового регулирования деятельности производственного кооператива

2.1. Имущество производственного кооператива

1. Большое значение для производственного кооператива, как и для всякой коммерческой организации, имеет формирование имущественной основы его деятельности. Как и другие корпорации, производственный кооператив является собственником принадлежащего ему имущества. Члены кооператива в отношении кооператива имеют также обязательственные права (п. 3 ст. 48 ГК). По сути имущественный фонд сельскохозяйственного производственного кооператива представляет собой обособленную часть имущества кооператива, имеющую особое целевое назначение, в соответствии с которым это имущество используется в процессе деятельности кооператива.

По смыслу ст. 9 Закона о производственных кооперативах имущество кооператива может быть образовано за счет членов кооператива (путем внесения взносов), за счет прибыли от собственной деятельности, а также за счет привлеченных средств (кредитов и иных допускаемых законодательством источников).

Кооперативу на праве собственности может принадлежать любое имущество, доступное в гражданском обороте. Объекты, ограниченно оборотоспособные, могут принадлежать кооперативу при условии соблюдения специальных правил, определяющих правовой режим соответствующих объектов.


Природа кооперативной собственности до сих пор вызывает дискуссии. Согласно ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Аналогичная норма содержится и в п. 1 ст. 212 ГК. Таким образом, Конституция РФ и ГК признают и «иные» формы собственности, допуская плюрализм форм собственности. Сторонники признания «иных» форм собственности выделяют коллективную форму собственности[21]. В качестве вида коллективной формы собственности может рассматриваться кооперативная собственность.

Коллективной форме собственности отвечают следующие признаки производственного кооператива: 1) объединение не по имущественному, а по духовно-добровольному признаку; 2) неделимость имущества - неделимого фонда; 3) наличие воли коллектива (двух или более лиц).

Особенности формирования имущества производственного кооператива, права членов кооператива на получение приращения пая, на получение пая при выходе из кооператива, например, позволяют сделать вывод о том, что по своей природе и правовому режиму кооперативная собственность отличается от собственности иных корпораций.

2. Паевой фонд является первичной и обязательной составляющей имущества производственного кооператива, формируемой уже на этапе создания кооператива, определение размера которой с отражением его в уставе является обязательным условием государственной регистрации организации данной правовой формы.

Следует обратить внимание, что согласно ст. 9 Закона о производственных кооперативах пай состоит не только из паевого взноса члена кооператива, в него включается и соответствующая часть чистых активов кооператива (за исключением неделимого фонда), которая называется приращенным паем.

Согласно ст. 1 Закона о сельхозкооперации пай - это часть имущества кооператива, отражающая размер участия члена кооператива или ассоциированного члена кооператива в образовании имущества кооператива и учитываемая в стоимостном выражении.

Поэтому неверно было бы представлять паевой фонд как только условную величину, выражающую стоимость (только денежную оценку) вкладов участников кооператива. Представляется, что паевой фонд составляет имущество (часть имущества) сельскохозяйственного кооператива. При этом паевой фонд производственного кооператива определяет минимальный размер его имущества, гарантирующий интересы его кредиторов. Кроме того, паевой фонд создается путем внесения в него реально существующего имущества, и в момент образования кооператива этот фонд является реальным, обособленным имуществом, без наличия которого не может идти речь о юридическом лице, признаки которого закреплены в ст. 48 ГК.


Исходя из определения кооператива как организации, фактически основанной на личном участии членов кооператива в его деятельности, пай ассоциированного члена кооператива, который является только финансовым участником организации, признается равным только его паевому взносу.

Паевым взносом могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество, имущественные права, а также иные объекты гражданских прав при условии, что они могут иметь денежную оценку и могут служить обеспечением требований кредиторов. Поскольку размер паевого взноса устанавливается в уставе в виде денежной суммы, то при внесении взноса в форме иного имущества осуществляется оценка паевого взноса, которая в соответствии с п. 2 ст. 10 Закона о производственных кооперативах проводится при образовании кооператива. Решение принимается по взаимной договоренности членов кооператива на основании сложившихся на рынке цен. Если же новые члены вступают в уже созданный кооператив, оценка вклада проводится комиссией, назначаемой правлением кооператива. Если размер паевого взноса превышает 250 минимальных размеров оплаты труда, то его оценка должна быть осуществлена независимым оценщиком.

В отличие от приведенного правила ст. 35 Закона о сельхозкооперации предусматривает, что в случае внесения в счет паевого взноса лицом, вступившим в кооператив, земельных и имущественных долей и иного имущества (за исключением земельных участков) или имущественных прав денежная оценка паевого взноса проводится правлением кооператива и утверждается общим собранием членов кооператива. Общее собрание членов кооператива может утвердить методику денежной оценки передаваемого имущества и поручить правлению кооператива на основе этой методики организовать работу по денежной оценке передаваемого имущества. Результаты данной оценки подлежат утверждению наблюдательным советом кооператива. В этом случае на общее собрание членов кооператива выносятся только спорные вопросы по денежной оценке передаваемого имущества. Общее собрание членов производственного кооператива может потребовать проведения оценки паевого взноса с участием независимого оценщика. При этом оценщик привлекается всегда, когда в счет паевого взноса вносится земельный участок. Денежная оценка такого имущества проводится в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Состав и порядок определения размера пая члена кооператива утверждаются уставом кооператива.

Как указывается в судебных решениях, презумпция оценки рыночной стоимости действует в том случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта (ст. 7 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).


Так, при рассмотрении одного из споров суд решил, что выплата стоимости паевого взноса, исходя из балансовой стоимости недвижимого имущества, нарушает право ассоциированного члена кооператива на получение стоимости его паевого взноса в экономически обоснованном размере. В этой связи апелляционный суд счел обоснованным определение стоимости паевого взноса в размере действительной (рыночной) стоимости недвижимого имущества, переданного истцом при вступлении в члены кооператива в качестве паевого взноса[22].

2.2. Компетенция общего собрания членов производственного кооператива

Создание и полномочия общего собрания производственного кооператива определяются общими положениями ГК о корпорациях и специальными законами о кооперативах. В частности, установлен круг вопросов, по которым решения уполномочено принимать только общее собрание членов кооператива.

По общему правилу вопросы, отнесенные ГК и другими законами к исключительной компетенции высшего органа корпорации, не могут быть переданы им для решения другим органам корпорации. В то же время в соответствии с п. 3 ст. 20 Закона о сельхозкооперации уставом кооператива перечень вопросов, которые отнесены к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива или по которым решения должны приниматься квалифицированным большинством не менее 2/3 голосов, может быть расширен и может быть предусмотрен более высокий кворум для принятия решений по этим вопросам.

Такое правило не противоречит п. 2 ст. 65.3 ГК, согласно которому законом или учредительным документом корпорации допускается расширить исключительную компетенцию ее высшего органа за счет включения иных вопросов. Общее собрание правомочно решать любые вопросы кооперативной жизни, в том числе вправе исключить любого члена кооператива, который не участвует в его деятельности в течение одного года. Верным остается утверждение, что в отличие от хозяйственных товариществ и в противовес акционерным обществам, где собрание акционеров по существу не является органом управления, «общее собрание членов производственного кооператива является высшим органом управления кооператива, правомочным принять решение как по вопросам, относящимся к его исключительной компетенции, так и по иным вопросам, касающимся деятельности кооператива»[23].


В качестве новеллы ГК в ст. 65.3 определена исключительная компетенция общего собрания участников корпорации. При наличии достаточно большого числа оговорок и ссылок на специальное законодательство все эти вопросы так или иначе повторяют полномочия общих собраний кооперативов, не внося ничего нового. Напротив, в специальных законах определяется более широкий круг вопросов, составляющих компетенцию высшего органа управления производственного кооператива.

К вопросам компетенции производственного кооператива как корпорации относятся следующие:

1) определение приоритетных направлений деятельности корпорации, принципов образования и использования ее имущества. Закон о производственных кооперативах говорит об определении основных направлений деятельности кооператива (п. 1 ст. 15 Закона). В Законе о сельхозкооперации такой вопрос в компетенции производственного кооператива не указывался;

2) утверждение и изменение устава производственного кооператива;

3) определение порядка приема в состав участников кооператива и исключения из числа его участников;

4) образование других органов кооператива и досрочное прекращение их полномочий (выборы председателя, членов правления кооператива и членов наблюдательного совета кооператива, включая заслушивание отчетов об их деятельности и прекращение их полномочий (подп. 2 п. 2 ст. 20 Закона о сельхозкооперации); создание исполнительной дирекции (подп. 13 п. 2 ст. 20 указанного Закона);

5) утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности производственного кооператива, а также заключения ревизионной комиссии (ст. 15 Закона о производственных кооперативах);

6) принятие решений о создании кооперативом других юридических лиц, об участии кооператива в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств, а также о вступлении кооператива в союзы и ассоциации (ст. 15 Закона о производственных кооперативах);

7) принятие решений о реорганизации и ликвидации кооператива, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

8) избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора кооператива.

В специальном законодательстве также назван вопрос о распределении прибыли и убытков производственного или сельскохозяйственного производственного кооператива. Названный вопрос включался в компетенцию общего собрания кооператива и в ст. 110 предыдущей редакции ГК. В тексте Закона о производственных кооперативах также упоминаются полномочия общего собрания членов кооператива принимать решения по следующим вопросам: