Файл: Понятие и источники правового регулирования производственного кооператива.pdf
Добавлен: 15.05.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и источники правового регулирования производственного кооператива
1.1. Понятие производственного кооператива в российском праве
1.2. Законодательство, регулирующее деятельность производственного кооператива
Глава 2. Особенности гражданско-правового регулирования деятельности производственного кооператива
2.1. Имущество производственного кооператива
2.2. Компетенция общего собрания членов производственного кооператива
2.3. Наблюдательный совет производственного кооператива
2.4. Компетенция исполнительных органов производственного кооператива
Этот принцип объединения лиц при кооперации проявляется в правиле: голосует при решении вопросов управления член кооператива, а не внесенный им капитал; каждый член кооператива имеет один голос независимо от размера вклада (пая).
Особенностью кооперативной формы юридического лица также является специфика внутренних отношений между кооперативом и его членами. Члены производственного кооператива по общему правилу связаны и как участники корпорации, и как лица, выполняющие трудовую функцию. Следует обратить внимание, что в деятельности кооператива могут принимать участие и наемные работники. В Законе о сельхозкооперации допускается распределение прибыли по итогам года не только между членами кооператива, но и между наемными работниками кооператива. Средняя за отчетный период численность наемных работников в кооперативе не должна превышать 30% от числа членов кооператива. Предусмотренные ограничения не распространяются на работы, выполняемые по заключенным кооперативом с гражданами договорам подряда и иным договорам, регулируемым гражданским законодательством, а также на сезонные работы (ст. 21 Закона о производственных кооперативах)[10].
Число наемных работников сельскохозяйственного производственного кооператива (за исключением работников, занятых на сезонных работах) не должно превышать число членов этого кооператива (ст. 3 Закона о сельхозкооперации). Отношения, складывающиеся между кооперативом и наемными работниками, регулируются трудовым законодательством. Отношения личного участия членов кооператива в его работе не могут быть определены как трудовые в чистом виде. Трудовое участие члена производственного кооператива в его деятельности должно быть расценено, по логике законодательства о корпорациях, как отдельная обязанность корпоративного характера. Таким образом, регулирование этих отношений будет подпадать под действие трудового законодательства только в части, не противоречащей корпоративному регулированию.
4. Как отмечалось, кооперативы отнесены законодателем к корпоративным организациям, что является, пожалуй, основной новеллой в сфере регулирования их статуса.
Изучение сущности кооперации в России позволило В.А. Лаптеву прийти к справедливому выводу о том, что она «выступила прообразом корпоративной организации предпринимательства»[11].
Согласно ст. 65.1 ГК РФ производственные кооперативы представляют собой юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган, а в связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица. Внутренние корпоративные отношения в производственном кооперативе строятся на основе специфического института корпоративного права - членства (участия)[12].
Таким образом, права членства в кооперативных организациях являются корпоративными правами, их нельзя отделить от члена такой организации, которому они принадлежат, пока он является членом этой организации, и ГК напрямую указывает способы прекращения членства: выход из кооператива, исключение по решению собрания, передача пая члену кооператива либо другому гражданину по решению собрания, смерть члена кооператива, обращение взыскания на пай.
Наибольшей спецификой обладает проявление корпоративных отношений в производственном кооперативе по горизонтали: между самими участниками корпорации. В традиционных корпорациях, например в акционерных обществах, личность акционера не имеет большого значения. Членские связи в производственных кооперативах имеют большее значение и являются юридически значимыми, так как от личных усилий каждого члена кооператива зависит имущественное положение других членов, поэтому требуются соответствующая дисциплина и взаимопомощь. Наиболее ярко корпоративные отношения участников производственного кооператива проявляются при принятии совместных решений по важнейшим вопросам организации и деятельности корпорации, при исключении из кооператива того или иного участника, при реализации преимущественного права на приобретение пая и т.д., когда требуется единогласие в принятии решений.
1.2. Законодательство, регулирующее деятельность производственного кооператива
В статье 3 ФЗ «О производственных кооперативах» законодатель очертил круг нормативных актов, регулирующих организацию и деятельность производственного кооператива.
1) Прежде всего, кооперативы действуют на основе Конституции Российской Федерации 1993 г.[13] (далее - Конституция ФЗ). Обратившись к статье 30 Конституции РФ находим, что каждый имеет право на объединение …. Безусловно, кооперативы, как производственные, так и потребительские представляют собой объединение лиц и капитала. Несмотря на то, что понятия «корпорация» широко используется в научной среде, например, имеется широкий круг источников, который объединен единым понятием «корпоративное право», до сих пор нет единого мнения среди ученых относительно понятия и круга юридических лиц, которые относились бы «корпорациям». Так, этим понятием обозначаются:
- объединения лиц на началах членства (общественные организации);
- объединения, как лиц, так и капиталов (кооперативы);
- объединения только капиталов (хозяйственные общества)[14].
Другая статья Конституции РФ (ст. 34) предусматривает право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Сразу вспомним, что, во-первых, согласно ст. 1 ФЗ «О производственных кооперативах» производственным кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов; во-вторых, в соответствии с абз. 3 п.1. ст.2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Наконец, в-третьих, производственный кооператив является юридическим лицом, т.е. коммерческой организацией.
2) Вторым по значимости правовым актом выступает ГК РФ (часть первая), далее идет по своей юридической силе ФЗ «О производственных кооперативах». Дело в том, что в ст. 3 данного закона закреплено, что кооперативы действуют на основе Конституции РФ, ГК РФ, настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ними иных федеральных законов, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения, отнесенным к их компетенции в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
ГК РФ включает в себя специальную главу четвертую, посвященную юридическим лицам. Надо сказать о том, что ГК РФ содержит всего 6 статей (ст.ст.106.1-106.6), лаконично раскрывающих сущность производственных кооперативов. В них рассматриваются вопросы понятия, имущества, управления, прекращение членства, переход пая, реорганизация и ликвидация производственных кооперативов.
3) Федеральный закон от 08.05.1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» регулирует отношения, возникающие при образовании, деятельности и прекращении деятельности кооперативов, осуществляющих производство, переработку, сбыт промышленной и иной продукции, торговлю, строительство, бытовое и иные виды обслуживания, добычу полезных ископаемых, других природных ресурсов, сбор и переработку вторичного сырья, проведение научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ, а также оказывающих медицинские, правовые, маркетинговые и другие, не запрещенные законом виды услуг (ст.3). В рассматриваемом федеральном законе изложено 9 глав.
Также следует упомянуть Федеральный закон от 08.12.1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»[15]. Дело в том, что в в ч.2 ст. 2 ФЗ «О производственных кооперативах» речь идет сельскохозяйственных производственных кооперативах.
Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что на производственные кооперативы распространяется действие многих других законов и иных правовых нормативных актов. Таких, например, как Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»[16], Федеральный закон от 26 ноября 2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»[17]. На многие кооперативы распространяется действие Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[18].
4) Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения, отнесенным к их компетенции в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Здесь мы неизбежно приходим к вопросу о разграничения полномочий между РФ и ее субъектами в сфере принятия нормативно-правовых актов в различных отраслях российского законодательства (статьи 71 и 72 Конституции РФ). В п. «о» ст.71 Конституции установлено, что гражданское законодательство, наряду с гражданско-процессуальным и арбитражно-процессуальным законодательством, находится в исключительном ведении РФ.
В целом, гражданское законодательство как совокупность правовых норм определяет правовое положение участников гражданского оборота. При этом оно устанавливает исчерпывающий перечень организационно-правовых форм юридических лиц и их основные признаки, регулирует внутренние (корпоративные) отношения между юридическим лицом и его участниками, а также правовые основания прекращения деятельности юридических лиц и его последствия. Эти и многие другие предметы гражданско-правового регулирования призваны гарантировать предусмотренные Конституцией РФ единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, свободу экономической и иной деятельности в сфере гражданского оборота. В связи с тем, что производственный кооператив относится к числу юридических лиц, поэтому регулирование вопросов в области его организации и деятельности должно рассматриваться на федеральном уровне.
Проанализируем соотношение производственного кооператива с иными коммерческим юридическим лицами, в частности, с хозяйственными обществами. Как уже подчеркивалось, производственный кооператив занимает особое место в системе юридических лиц. Особенности производственного кооператива, выделяющие его в отдельную организационно-правовую форму, и отличающие от хозяйственных товариществ и обществ, заключаются в следующем:
1) производственный кооператив объединяет граждан, не являющихся предпринимателями, и участвующими в его деятельности личным трудом.
Хозяйственные товарищества предполагают объединение лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями или коммерческими организациями, несмотря на большое значение личного элемента, обязательное участие в делах товарищества и необходимость ведения предпринимательской деятельности, личное трудовое участие в хозяйственных товариществах не предусмотрено[19].
Хозяйственные общества вообще предполагают возможность участия в делах общества лишь внесением доли в уставной капитал;
2) паевые взносы членов кооператива не влияют ни на количество голосов, ни на размер получаемых ими доходов, поскольку последние зависят от их личного трудового участия, и каждый член кооператива имеет один голос. В хозяйственных товариществах и обществах размер получаемых доходов и количество голосов участников пропорционально связаны с размерами внесенных ими вкладов;
3) законодательством РФ предусмотрен определенный минимум членов производственного кооператива, тогда как в хозяйственных обществах, как правило, определяются максимальные пределы количества участников, либо они вовсе не определяются, а в товариществах, из смысла самого понятия этой организации вытекает, что количество участников не должно быть менее двух.
В то же время, необходимо отметить и определенные сходства кооператива с хозяйственными товариществам и обществами. Так, закон не предусматривает минимального размера складочного капитала, как для производственных кооперативов, так и для хозяйственных товариществ, поскольку предусмотрена возможность субсидиарной ответственности участников данных организаций.
Вместе с тем, для хозяйственных обществ предусмотрен минимальный размер уставного капитала. Структура органов управления производственного кооператива схожа со структурой органов управления хозяйственными обществами.
Таким образом, подводя итог ко всему выше изложенному, производственный кооператив отличают индивидуальные признаки, присущие только этой организационно-правовой форме, но в то же время имеет черты, присущие другим юридическим лицам. Кроме того, выявляется очень много сходных черт с потребительским кооперативом, что делает нецелесообразным существование двух организационно-правовых форм кооператива. Необходимо внести изменения в законодательство, предусмотрев общую организационно-правовую форму «кооператив», и выделить внутри этой формы виды (типы) кооперативов, несмотря на внесенные последние изменения в гражданское законодательство. Ранее в ГК РФ законодателем отдельно §3 главы 4 рассматривались производственные кооперативы. На сегодняшний день законодатель включил общие положения о производственных кооперативах в § 2 «Коммерческие корпоративные организации» главы 4 ГК РФ.