Файл: Основы лицензирование отдельных видов деятельности в России.pdf
Добавлен: 15.05.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основы лицензирование отдельных видов деятельности в России
1.1. Назначение лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
1.2. Принципы лицензирования предпринимательской деятельности
Глава 2. Основные положения закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»
2.1. Характеристика основных положений закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»
Во-первых, это принцип возмездности, так как за выдачу лицензии или ее переоформление устанавливается определенная плата[24].
Также, достаточно важным аспектом лицензирования признается непередаваемость права на занятие определенным видом деятельности, предоставленного лицензией, нарушение данного принципа имеет место при передаче лицензии другому субъекту в целях осуществления им лицензируемой деятельности от своего имени[25].
В качестве еще одного принципа лицензирования следует указать публичный характер, который выражается в том, что специальные разрешения могут быть выдан лишь специально уполномоченными органами в порядке осуществления функций по регулированию экономической деятельности[26].
Следует также затронуть вопрос о пробелах в законодательстве о
лицензировании, что касается, прежде всего, вопроса об ответственности за
нарушения лицензионных требований. Так, в настоящее время нет четкого и
всестороннего механизма юридической ответственности за неисполнение
норм лицензионного законодательства[27].
В последнее время произошли некоторые изменения в процедуре
лицензирования, которые в основном положительно повлияли на
регулирование предпринимательской деятельности. Среди данных изменений можно выделить: сокращение лицензируемых видов деятельности, принятие соответствующих административных регламентов, внедрение электронных технологий в деятельность лицензирующих органов, но все же и сейчас требуется продолжение работы в данном направлении, с
целью увеличения эффективности лицензирования предпринимательской
деятельности[28].
Выводы
Осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности требует наличия специального разрешения (лицензии), выданного соответствующим лицензирующим органом, которое дает право лицу осуществлять определенный вид деятельности при соблюдении установленных правил и требований. Процедура лицензирования - это совокупность мероприятий, направленных на предоставление, возобновлений или прекращение действия лицензии, аннулирование разрешения; совокупность мер, связанных с контролем лицензирующих органов за соблюдением требований лицензионного соглашения, а также ведение реестров лицензий.
Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется с целью
предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни и здоровью
граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность
нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Главной целью лицензирования является гарантия непричинения, предупреждения, а также пресечение ущерба, который может быть вызван осуществлением отдельных видов деятельности.
Глава 2. Основные положения закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»
2.1. Характеристика основных положений закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»
В 2011 г. принят новый Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» [29]. Большинство положений Закона вступило в силу в ноябре 2011 г.
Среди главных изменений — сокращение перечня лицензируемых видов деятельности (примерно в 2 раза), объединение нескольких видов деятельности, для которых раньше требовалось получение отдельных лицензий, в один. В области промышленной безопасности лицензируемыми остались:
1. эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов;
2. эксплуатация химически опасных производственных объектов;
3. деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности[30].
Законом определены цели и задачи лицензирования. Целью является предотвращение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью
граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных
видов деятельности[31].
Определено понятие места осуществления лицензируемого вида деятельности. Под ним понимается объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные[32].
Из ранее существовавших полномочий Правительство Российской Федерации в области лицензирования сохранило следующие:
1. определение федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности;
2. утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности[33].
Также у Правительства Российской Федерации появились новые полномочия в области лицензирования:
1. принятие нормативных правовых актов по вопросам лицензирования;
2. утверждение порядка предоставления документов по вопросам лицензирования в форме электронных документов, подписанных электронной
подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг;
3. утверждение показателей мониторинга эффективности лицензирования, порядка проведения такого мониторинга, порядка подготовки и представления ежегодных докладов о лицензировании.
Взамен формы документа, подтверждающего наличие лицензии, Правительство Российской Федерации теперь утверждает типовую форму лицензии. Это обусловлено заменой самого понятия «документ, подтверждающий наличие лицензии» понятием «лицензия».
К полномочиям лицензирующих органов добавились:
1. проведение мониторинга эффективности лицензирования, подготовка и представление ежегодных докладов о лицензировании;
2. утверждение форм заявлений о предоставлении лицензий, переоформлении лицензий, а также форм уведомлений, предписаний об устранении выявленных нарушении лицензионных требовании, выписок из реестров лицензий и других, используемых в процессе лицензирования документов;
3. предоставление заинтересованным лицам информации по вопросам лицензирования, включая размещение этой информации в информационно-
телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах лицензирующих органов с указанием адресов электронной почты, по которым пользователями этой информацией могут быть направлены запросы и получена запрашиваемая информация[34].
Осуществление полномочий Российской Федерации в области лицензирования отдельных видов деятельности может быть передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Установлена бессрочность действия лицензии. Деятельность, на которую предоставлена лицензия, может осуществляться на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии[35]. Днем принятия решения является день одновременно
осуществляемых внесения записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий, присвоения лицензии регистрационного номера и регистрации приказа (распоряжения) руководителя, заместителя руководителя лицензирующего органа о предоставлении лицензии. В случае принятия решения о предоставлении лицензии она оформляется одновременно с приказом (распоряжением). Лицензии оформляются на защищенных от подделок бланках строгой отчетности по утвержденной Правительством Российской Федерации типовой форме[36].
Внесены изменения в порядок представления соискателем лицензии заявления и прилагаемых к нему документов, а также в порядок принятия решения о предоставлении лицензии[37]. В заявлении кроме информации, предусмотренной ранее, должен быть указан адрес местонахождения органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица (индивидуального предпринимателя), номер телефона и адрес электронной почты юридического лица (индивидуального предпринимателя), выполняемые работы (оказываемые услуги), составляющие лицензируемый вид деятельности. К заявлению помимо прочих документов должна быть приложена их опись. Если заявление оформлено с нарушением требований или документы представлены не в полном объеме, лицензирующий орган должен в течение трех рабочих дней со дня их приема уведомить лицензиата о необходимости устранения нарушения в 30-дневный срок. В противном случае заявление подлежит возврату. Срок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении исчисляется со дня поступления надлежащим образом оформленного заявления и в полном объеме прилагаемых к нему документов[38].
Все сроки в Законе указаны в рабочих днях. В частности, срок для проверки сведений, содержащихся в заявлении и документах, и принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении составляет 45 рабочих дней.
Изменен порядок переоформления лицензии. Лицензию необходимо переоформить, если изменился перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
При изменении наименования или адреса местонахождения юридического лица (Ф.И.О., места жительства и реквизитов документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя) в заявлении необходимо указать новые сведения о лицензиате и данные документа, подтверждающего факт внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) или в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). При этом лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности до переоформления лицензии[39].
Кроме заявления о переоформлении лицензии в лицензирующий орган необходимо представить оригинал действующей лицензии и документ об
уплате госпошлины[40].
Ранее требовалось подать заявление о переоформлении не позднее чем через 15 дней со дня внесения изменений в ЕГРЮЛ (ЕГРИП). Теперь такое
ограничение (в рабочих днях) установлено только для случаев реорганизации юридического лица в форме преобразования.
Установлено, какие сведения должны быть указаны в заявлении о переоформлении лицензии, если лицензиат намерен осуществлять лицензируемую деятельность по адресу, не указанному в лицензии, прекратить деятельность по одному или нескольким адресам, внести изменения в указанный в лицензии перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Срок рассмотрения заявления, проверки достоверности содержащихся в нем сведений и принятия решения о переоформлении или отказе в переоформлении лицензии не может превышать 10 рабочих дней. При изменении адреса места осуществления лицензируемой деятельности или перечня составляющих ее работ (услуг) срок не может превышать 30 рабочих дней. Отсчет идет со дня поступления надлежащим образом оформленного заявления и в полном объеме прилагаемых к нему документов. Если заявление оформлено неправильно или представлены не все документы, лицензиату предоставляется 30 дней для устранения нарушений[41].
К отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального
контроля»[42]. Документарные и внеплановые выездные проверки соискателя лицензии или лицензиата, представившего заявление о переоформлении
лицензии, проводятся теперь без согласования с органом прокуратуры. Согласовывать проведение внеплановой проверки с прокуратурой требуется
только в случае поступления в лицензирующий орган обращений, заявлений, информации о фактах грубых нарушений лицензионных требований. При
этом предварительное уведомление лицензиату не направляется.
Проверки проводятся по истечении одного года со дня принятия решения о предоставлении или переоформлении лицензии. В дальнейшем проверки должны проходить в обычном режиме – раз в 3 года.
Установлено, что именно является предметом проверок и основанием для проведения внеплановой выездной проверки[43].
Законом определен порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и ее аннулирования, порядок формирования государственного информационного ресурса, а также реестра лицензий, предоставления информации по вопросам лицензирования.
С 1 июля 2012 г. ряд лицензионных процедур переведен в электронную форму. Это касается информирования по вопросам лицензирования,
представления заявлений и документов и их приема лицензирующим органом, направления лицензии, ее дубликата или копии, уведомления об отказе в предоставлении (переоформлении) лицензии, формирования лицензионного дела, ведения реестра лицензий, получения лицензирующим органом информации при осуществлении контроля[44].