Файл: Основы лицензирование отдельных видов деятельности в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.05.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обязательные требования к соискателю лицензии для принятия решения о предоставлении лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов конкретизированы в новой редакции статьи 6 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»[45].

Со дня вступления в силу соответствующего технического регламента прекращается лицензирование производства и обслуживания медицинской техники. Вместо лицензий будет введено обязательное страхование гражданской ответственности в таких сферах, как морские перевозки опасных грузов,
буксировка морским транспортом, погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах. Лицензирование деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, указанной в п. 49 ч. 1 статьи 12 Закона, прекращается со дня вступления в силу федерального закона, предусматривающего установление аккредитации и (или) саморегулирования этого вида деятельности[46].

Со дня вступления в силу Закона прекращается лицензирование видов деятельности, не включенных в новый перечень, и перестают действовать лицензии, предоставленные на эти виды деятельности[47]. Лицензии на указанные в новом перечне виды деятельности, предоставленные до вступления закона в силу, действуют бессрочно. Если изменено наименование вида деятельности, на который ранее была выдана лицензия, или в лицензии не содержится перечень выполняемых (оказываемых) в его составе работ (услуг), лицензию по истечении срока ее действия необходимо переоформить. После чего лицензия действует бессрочно[48].

2.2. Проблемы лицензирования отдельных видов деятельности

Следует согласиться с высказанным Н. В. Субановой[49] мнением, что действующий закон, как и ранее существовавшее законодательство, не решает проблемы оснований признания той или иной деятельности подлежащей лицензированию. Именно эта нерешенная проблема порождает множество вопросов и сложных ситуаций.

Первое, на что необходимо обратить внимание, — это отсутствие единого полного перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию. Проблема в том, что законодатель и не стремится создать такой перечень, провозглашая общую цель сокращения лицензируемых видов деятельности. В ст. 12 закона о лицензировании на момент подготовки данной статьи названы 50 видов деятельности, подлежащих лицензированию. Но при этом необходимо иметь в виду, что п. 2 ст. 1 назвал еще 11 видов деятельности, к которым анализируемый закон не применяется, а п. 4 этой же статьи приводит три вида деятельности, особенности лицензирования которых, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока ее действия и порядка продления такого срока ее действия, приостановления и возобновления действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами. При этом в ст. 12 указано, что введение лицензирования отдельных видов деятельности возможно только путем внесения изменений в
предусмотренный законом перечень. Вряд ли можно считать логически последовательной такую позицию законодателя[50].


Ситуацию усугубляют дополнительные указания закона, что лицензирование отдельных видов деятельности прекращается:

1. со дня вступления в силу федерального закона, предусматривающего замену лицензирования отдельных видов деятельности обязательным страхованием гражданской ответственности;

2. в силу федерального закона, предусматривающего установление аккредитации и (или) саморегулирования этого вида деятельности;

3. со дня вступления в силу технического регламента, устанавливающего обязательные требования[51].

В итоге получается, что в соответствии с действующим законом (точно так же, как и ранее) составить перечень лицензируемых видов деятельности можно только на каждую конкретную дату[52].

И это с учетом того, что законодательство закрепляет общую идею и тенденцию создания одного исключительного перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию. Так, закон устанавливает, что Правительство Российской Федерации предусматривает утверждение исчерпывающих перечней работ (услуг), составляющих конкретные виды деятельности, а также исчерпывающие перечни лицензионных требований и документов, представление которых необходимо для получения лицензии. Таким образом, при сокращении общего количества лицензируемых видов деятельности расширяется возможность выбора хозяйствующим субъектом конкретных работ и услуг, которые он планирует осуществлять при получении лицензии. Соответственно, сокращаются его издержки, связанные с необходимостью получения нескольких лицензий и выполнения всего комплекса лицензионных требований, предъявляемых к виду деятельности в целом[53].

Однако практика показала, что эта общая идея плохо реализуется в российской теории и практике. На наш взгляд, одной из причин такого состояния является теоретическая неразработанность понятия «вид деятельности». Несмотря на то что указанное понятие включено в название закона, оно не находит своего содержательного определения в этом законе. Определение, данное в п. 3 ст. 4, может рассматриваться как образец полного отсутствия содержания и в таком своем изложении недостойно даже критики. Напомним, там сказано, что лицензируемый вид деятельности — это вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии[54].

Для того чтобы приведенные суждения не казались только теоретическими положениями, обратимся к практике реализации требования о лицензировании на одном из актуальных судебных примеров. Речь идет о лицензировании розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции магазинами беспошлинной торговли[55].


ООО «АэроТрейдСервис» (далее — Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными писем Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, к которому Общество обратилось с просьбой дать разъяснение по поводу лицензирования розничной продажи алкоголя. Росалкогольрегулирование, рассмотрев обращение Общества, сообщило о том, что закупка по импорту алкогольной продукции для ее последующей реализации должна осуществляться с соблюдением требований федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ при наличии лицензии, предоставляющей право осуществления деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции[56].

По мнению Общества, закупка алкогольной продукции по импорту для последующей реализации в розничной сети через магазины беспошлинной торговли не подлежит лицензированию для закупки, хранения и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции. Общество считает, что деятельность магазинов беспошлинной торговли регулируется таможенным законодательством Таможенного союза и Российской Федерации, а органом, регулирующим ввоз в Российскую Федерацию алкогольной продукции, является ФТС России. Все арбитражные суды отказали Обществу в удовлетворении его требований. Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из того, что содержащееся в оспариваемом письме разъяснение законодательства соответствует его положениям; письмо от 14 октября 2010 г. носит информационный характер и не содержит положений властно-административного характера[57].

Но вопрос здесь не в характере актов Росалкогольрегулирования, а в том, что в розничной торговле алкоголем в магазинах беспошлинной торговли подлежит лицензированию или, что образует понятие «вид деятельности» применительно к розничной торговле[58].

Выводы

Действие лицензии бессрочно. Деятельность, на которую предоставлена лицензия, может осуществляться на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии. Днем принятия решения является день одновременно осуществляемых внесения записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий, присвоения лицензии регистрационного номера и регистрации приказа (распоряжения) руководителя, заместителя руководителя лицензирующего органа о предоставлении лицензии. В случае принятия решения о предоставлении лицензии она оформляется одновременно с приказом (распоряжением). Лицензии оформляются на защищенных от подделок бланках строгой отчетности по утвержденной Правительством Российской Федерации типовой форме.


В соответствии с общей моделью лицензирования и содержанием деятельности в определенной сфере лицензированию подлежит только такой вид деятельности, которые не охвачен, не перекрывается иными формами контроля. В любом случае нельзя лицензировать часть деятельности или требовать несколько лицензий на осуществление одного и того же вида деятельности.

Заключение

Осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности требует наличия специального разрешения (лицензии), выданного соответствующим лицензирующим органом, которое дает право лицу осуществлять определенный вид деятельности при соблюдении установленных правил и требований. Процедура лицензирования - это совокупность мероприятий, направленных на предоставление, возобновлений или прекращение действия лицензии, аннулирование разрешения; совокупность мер, связанных с контролем лицензирующих органов за соблюдением требований лицензионного соглашения, а также ведение реестров лицензий.

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется с целью
предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни и здоровью
граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность
нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Главной целью лицензирования является гарантия непричинения, предупреждения, а также пресечение ущерба, который может быть вызван осуществлением отдельных видов деятельности.

Действие лицензии бессрочно. Деятельность, на которую предоставлена лицензия, может осуществляться на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии. Днем принятия решения является день одновременно осуществляемых внесения записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий, присвоения лицензии регистрационного номера и регистрации приказа (распоряжения) руководителя, заместителя руководителя лицензирующего органа о предоставлении лицензии. В случае принятия решения о предоставлении лицензии она оформляется одновременно с приказом (распоряжением). Лицензии оформляются на защищенных от подделок бланках строгой отчетности по утвержденной Правительством Российской Федерации типовой форме.

В соответствии с общей моделью лицензирования и содержанием деятельности в определенной сфере лицензированию подлежит только такой вид деятельности, которые не охвачен, не перекрывается иными формами контроля. В любом случае нельзя лицензировать часть деятельности или требовать несколько лицензий на осуществление одного и того же вида деятельности.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с изм. и доп.).
  3. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (с изм. и доп.) «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  4. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изм. и доп.).
  5. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ (с изм. и доп.) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
  6. Определение ВАС РФ от 3 июля 2012 г. № ВАС-8530/12.
  7. Андреева Л. А. Предпринимательская деятельность//Государство Юридические науки, 2013.

Андросова А.А. Патентоведение и лицензирование и их влияние на предпринимательскую деятельность // В сборнике: Закономерности и особенности функционирования экономики РФ как системы взаимодействующих регионов Материалы региональной научной конференции молодых ученых . 2015. С. 17-18.

Данилова И.В. Цели, задачи и критерии лицензирования отдельных видов деятельности в Российской Федерации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 8-1 (34). С. 67-69.

Ершова И.В. Лицензирование экономической деятельности в условиях интеграционных процессов // Предпринимательское право. 2014. № 1. С. 23-30.

  1. Клименко A.B., Жулин А.Б. Анализ механизмов правового регулирования предпринимательской деятельности в России. – М.: Изд. Дом Высшей школы экономики. 2012 г.
  2. Кнутов А.В. Лицензирование отдельных видов экономической деятельности//Вопросы государственного и муниципального управления. №1, 2014 г.

Сергомасова А.В. Лицензирование отдельных видов деятельности // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. № 2. С. 28-30.

  1. Субанова И.В. Разрешительные полномочия органов исполнительной власти в Российской Федерации // Юриспруденция. 2012.
  2. Суслова М.В. Назначение института лицензирования предпринимательской деятельности//Вестник Южно-Уральского государственного университета. №3/2013 г.
  3. Чертухина О.Б., Шишин Г.Г. О лицензировании отдельных видов деятельности в регионе Российской Федерации // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2015. № 5-6. С. 9-15.