Файл: Индивидуальное предпринимательство(Предприниматель без образования юридического лица).pdf
Добавлен: 15.05.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты индивидуального предпринимательства в РФ
1.2. Правовые основы индивидуального предпринимательства
1.2. Предприниматель без образования юридического лица.
2. Практические аспекты индивидуального предпринимательства в РФ
2.1. Регистрация и ликвидация ИП
2.3. Предпринимательская деятельность
3. Индивидуальное предпринимательство в туристской деятельности
3.1. Предпринимательство в туристской деятельности
Однако не менее важными являются плюсы и минусы данной формы предпринимательства.
В странах с рыночной экономикой индивидуальные предприниматели составляют подавляющую долю среди всех форм организации турбизнеса, хотя их доля в обороте не столь значима. Единоличное предпринимательство — самая простая форма турбизнеса. Тем не менее распространенность ее обусловлена не только простотой организации и оформления, но и рядом имеющихся у нее преимуществ: сильной мотивацией, оперативностью и гибкостью [17, с. 78]. Являясь единоличным собственником, индивидуальный предприниматель присваивает весь полученный доход, что уже само по! себе является мощным стимулом для инициативной туристской; деятельности. Кроме того, непосредственная причастность к управленческой деятельности не только приносит личное удовлетворение, но и способствует укреплению положения в обществе. Все это создает мощные стимулы для предпринимательских начинаний. Индивидуальные предприниматели в системе в наибольшей степени приближены к рыночному спросу на услуги. Непосредственно работая с потребителями (туристами) и поставщиками, они способны быстро реагировать на самые незначительные колебания конъюнктуры в туристском секторе экономики. Осуществляя производство в незначительных масштабах, они могут быстро переориентировать его на выпуск более конкурентоспособных услуг[14, с. 116].
По современным оценкам туризм в современной ситуации может стать локомотивом российской экономики, той отраслью, которая без огромных инвестиций может дать ощутимый экономический эффект на территории всей страны.
3.2. Выбор формы организации для регистрации турфирмы
Вопрос, какая именно какая форма организации предприятия наиболее подходит для работы в такой специфической области, как туризм, — ИП или ООО обязательно встает перед каждым владельцем турагентства, а также теми, кто только собирается открыть свое дело в туризме.
Пожалуй, первое из значительных преимуществ индивидуального предпринимателя перед ООО состоит в том, что оформить турфирму как ИП очень легко: для этого потребуется минимум документов и времени, кроме того, зарегистрировать ИП экономически выгоднее. «ИП открывается быстрее, чем ООО, да и регистрационный взнос невысокий.
Еще один плюс в работе индивидуального предпринимателя это более простая форма налогообложения и ведения бухгалтерской отчетности. В отличие от юридического лица, в случае организации ИП всю необходимую документацию может подготовить своими силами даже сам руководитель турфирмы [9, с. 78].
Действительно, налоговая отчетность у индивидуального предпринимателя проще, равно как и налоговое бремя по определенным видам предпринимательской деятельности. Однако это не дает преимущество в туристском бизнесе, где основной источник дохода турагента — сумма комиссионного вознаграждения. От ее размера происходит исчисление и уплата налога.
У общества с ограниченной ответственностью и у предпринимателя выбор системы налогообложения невелик: либо основная система налогообложения, предполагающая исчисление и уплату НДС, либо применение упрощенной системы налогообложения (УСН). В случае применения УСН предполагает следующие ставки: 6% — если налогом облагается только доход, и до 15% в случае, когда налог взимается с разницы между доходом и расходом. К тому же, индивидуальный предприниматель имеет право распоряжаться выручкой здесь и сейчас[13, с. 25].
Этот способ ведения бизнеса подходит в большей степени не очень крупной туристической компании и только на первых порах ее развития.
ИП обладает преимуществами перед ООО, достаточно существенными именно для только что открытой небольшой компании: помимо низких налоговых ставок и более простой бухгалтерии, у физического лица уровень административной ответственности заметно ниже. Допустим, при несоблюдении кассовой дисциплины индивидуальный предприниматель будет оштрафован на сумму от 4 до 5 тысяч рублей, для юридического лица размер штрафа будет составлять от 40 до 50 тысяч рублей, кроме того, будет оштрафован и руководитель компании[8, с. 74].
Несмотря на перечисленные преимущества ИП, такая форма организации бизнеса по многим причинам может быть неприемлемой именно для туристической сферы: недостатков у нее также немало.
Одним — и самым весомым — аргументом против организации турфирмы в виде ИП наши эксперты называют степень ответственности индивидуального предпринимателя перед партнерами и клиентами. Так, ИП отвечает по своим кредитным обязательствам собственным имуществом: то есть в случае, если частный предприниматель не сможет погасить задолженность, он обязан будет расплачиваться с кредиторами своим имуществом. А ведь известно, насколько в экономическом плане рискованна работа в туризме: с одной стороны, по договору с туроператором в большинстве случаев ответственность несет именно турфирма, с другой стороны, туристов защищает закон о правах потребителей — в итоге турагентство может оказаться «крайним» и понести существенные убытки.
Кроме того, организация фирмы в форме ИП исключает возможность соучредительства, так как бизнес в этом случае принадлежит только одному человеку. ООО, где может быть несколько соучредителей, каждый их которых имеет свою долю в бизнесе, это позволяет более эффективно управлять бизнесом. [12, с. 90].
К тому же форма ИП ассоциируется у клиентов и партнеров с маленькой неопытной организацией, и зачастую они опасаются работать с такими фирмами. «Скорее всего, это связано с менталитетом: людям кажется, что ИП — это мелкий бизнес. Хотя на самом деле немало крупных фирм и даже сетей, оформленных на индивидуального предпринимателя, к тому же, ответственность ИП гораздо выше.
Большинство зарегистрированных в России турфирм — это именно общества с ограниченной ответственностью[12, с. 98].
В основном при открытии турфирмы предпочтение отдают ООО, и связано это именно с тем, что такая форма организация бизнеса менее рискованна: в случае банкротства выплаты по долгам компании не превышают размера ее уставного капитала, который минимум составляет 10 тысяч рублей.
«Расстаться» с ООО, его документальной оболочкой гораздо легче, нежели предпринимателю — человеку с паспортом, пропиской и имуществом. Действительно, сфера туризма изначально предполагает существенные риски для бизнесмена, именно поэтому турфирма, оформленная как юридическое лицо, застрахована больше: в крайнем случае она рискует только своим уставным капиталом и не более.
Другой вопрос, что этим обстоятельством зачастую пользуются недобросовестные туристические фирмы: обмануть партнеров и клиентов ООО могут достаточно просто, при этом не нарушая закона.
Другим плюсом в противоположность индивидуальному предпринимательству у ООО является тот факт, что учредителей фирмы может быть несколько.
В случае если нужновести бизнес с партнерами, оформление юридического лица — единственно возможный выход. Преимущество ООО, в возможности расширения фирмы, а именно регистрации нескольких юридических лиц на одного учредителя. То есть, к примеру, филиалы турагентства могут быть оформлены как отдельные юридические лица, но учредитель у них будет один [12, с. 198].
Также в противовес ИП уровень доверия клиентов и партнеров к ООО часто гораздо выше, несмотря на то что, как сказано выше, ответственности у юридического лица по закону меньше.
Впрочем, и у ООО существует ряд нюансов, на которые следует обратить особое внимание, когда вы делаете выбор организацинно-правовой формы своей турфирмы.
Первое препятствие появляется уже в самом начале: чтобы зарегистрировать общество с ограниченной ответственностью, потребуется предоставить больше документов, для подготовки которых многие предпочитают обращаться в специализированные организации. К тому же рассмотрение этих документов занимает немало времени [13, с. 89].
Также следует понимать и то, что турфирме, зарегистрированной как общество с ограниченной ответственностью, для ведения отчетности, скорее всего, потребуется бухгалтер, либо на постоянной основе, либо как вариант — специалист, работающий на аутсорсинге. Бухгалтерская отчетность у юридического лица намного сложнее, и поэтому самостоятельно руководитель вряд ли справится: возникнет необходимость обратиться к услугам профессионала.
Еще один нюанс, который следует учесть в самом начале, — это невозможность распоряжаться прибылью сразу же. В туризме нередки ситуации, когда деньги нужны немедленно, и в таких случаях в ООО могут возникнуть сложности, так как доступ к полученным средствам его участники получают только лишь после распределения прибыли, которое происходит максимум раз в квартал[13, с. 48].
Таким образом, в сфере туризма действительно достаточно много нюансов, которые требуют внимания при выборе формы организации бизнеса, — мы в свою очередь рассказали об основных из них. Так или иначе, каждый бизнесмен самостоятельно принимает решение в зависимости от его первоначальных целей и планов. Главное на этом этапе — взвесить все за и против.
3.3. Туристическая фирма как основной фактор индивидуального предпринимательства
Туристическая фирма являясь известным многопрофильным туроператором, предоставляет широкий выбор туристического продукта по различным направлениям и обеспечивает высокий уровень качества туристических услуг и обслуживания потребителей.
Коммерческие риски индивидуального предпринимательства в туристской деятельности характеризуются возможностью возникновения неустойчивого спроса на турпродукты, появлением альтернативных продуктов, снижением цен конкурентов, а также платежеспособности потребителей, роста налогов, а также возможным отказом от оплаты тура потребителем. Коммерческие риски могут привести к снижению спроса на турпродукт, падению продаж и, как следствие, уменьшению прибыли[9, с. 78].
Туристская фирма может совмещать организационную подготовку, продажу (в том числе и розничную) и исполнение услуг. В этом случае фирма выполняет одновременно несколько видов предпринимательской деятельности.
Консультационная предпринимательская деятельность широко используется в данной фирме. Чем сложнее состав и выше качество туристских услуг, тем большее число специалистов-консультантов вовлечено в процесс создания и реализации туристских услуг. Так, клубный отдых (таймшер) использует следующих участников: промоутеров (разработчиков проектов), специалистов по продажам, управляющих курортами, специалистов по обмену места клубного отдыха.
Туристическая фирма занимается созданием банка идей. Созданные идеи могут быть частью или полностью отражаться в основном или дополнительном профиле изготовления услуг или посредничества. Создание таких идей – накопительное явление. Они могут иметь текущий и перспективный характер. Туристическая фирма рассматривает каждую идею и принимает решение – стоит лм приступать к ее реализации [16, с. 7].
Таким образом, у каждого предпринимателя есть своя собственная технология, обеспечивающая выбор единственного варианта из имеющихся, по которому он ведёт процесс принятия решения. Но есть и общие этапы выполнения:
- первая экспертная оценка идеи самим предпринимателем реальности практического воплощения;
-сбор информации о ситуации на рынке для оценки идеи с практических позиций;
-проведение предпринимательских расчетов с целью выявления: объектов спроса и предложения на туристском рынке на услуги (товар), предполагаемые к производству;
-вторая экспертная оценка осуществляется привлеченными специалистами и имеет цель установить совместимость идеи с возможностями предпринимателя;
-принятие решения предпринимателем продолжить работу над идеей или же ее отбросить и перейти к осмыслению другой предпринимательской идеи.
Реализация принятой идеи тоже имеет несколько этапов:
- бизнес-планирование, сущность которого состоит в детальном изложении с точными расчетами реализации проекта.
- привлечение заемных денежных средств и партнеров (участников);
- государственная регистрация собственной фирмы (предприятия), если она создается впервые;
- управление функционирующей фирмой и партнерскими связями[14, с. 79].
Если результат реализации предпринимательской идеи достигнут – то её реализация может считаться успешной. Предпринимательский успех изначально связан с идеей самоутверждения или с желанием внести что-то своё в ход событий. В свою очередь, коммерческий успех идёт наряду с
предпринимательским успехом, но именно в предпринимательской деятельности не выступает как цель, достижение которой не предполагает дальнейших устремлений и новых задач. Здесь успех предпринимательства налегает на культуру предпринимательства как на систему реальных представлений о ценностях, что гарантирует престижность и приводит к поднятию эффективности производства туристических услуг и доходов. [16, с. 7].