Файл: Роль и значение прямого налогообложения в условиях рыночной экономики.pdf
Добавлен: 15.05.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Роль и значение прямого налогообложения в условиях рыночной экономики
1.1. Экономическая сущность прямых налогов
1.2. Прямые налоги в налоговой системе России
Глава 2. Анализ системы прямого налогообложения в Российской Федерации
2.1. Роль прямых налогов в формировании бюджетов различных уровней
Введение
Актуальность. Налоги – необходимая составляющая всей финансовой системы и экономических отношений в целом. Они являются одной из основных доходных статей бюджета любой страны, а значит обеспечивают ее существование и полноценное функционирование всех государственных институтов.
Налоговая система каждого государства формировалась на протяжении долгих лет. По ее структуре, строению, по соотношению в ней различного вида налогов можно многое сказать о состоянии экономики страны в целом. Например, определенные выводы можно сделать, исследуя налоговую систему на преобладание в ней прямого или косвенного налогообложения. Достаточно давно в экономическом сообществе ведутся споры о том, как должны соотносится между собой доли поступлений двух данных видов налогов в государственный бюджет. Мировой экономический опыт свидетельствует о том, что косвенные налоги превалируют над прямыми в развивающихся странах с низким уровнем производственных отношений. Напротив, прямое налогообложение преобладает в развитых странах с высоким уровнем развития экономики, так как объектом данных взиманий являются имущество и доходы граждан. Однако, несмотря на это, полная замена косвенного налогообложения прямым не представляется возможным даже в сильно развитых странах. Кроме того, данный вопрос остается дискуссионным еще и потому, что помимо очевидных факторов вроде дохода граждан, на соотношение прямого и косвенного налогообложения влияют также, например, особенности населения страны, потребности ее граждан, или ее социально-политическое устройство.
Анализ налоговой государства страны помогает сделать определенные выводы о том, как сказывается изменение экономической конъюнктуры на развитие страны в целом. Так, рассмотрение доходной статьи Консолидированного бюджета РФ в разрезе прямого и косвенного налогообложения покажет, как сказывались на состоянии российской экономики такие шоки, как мировой экономический кризис, санкции со стороны Запада, падение цен на нефть и многое другое.
Целью работы является исследование прямого налогообложения в современной налоговой системе и разработка рекомендаций по оптимизации прямого налогообложения в России.
Поставленная цель исследования достигается путем решения следующих взаимосвязанных задач:
- изучить роль и значение прямого налогообложения в условиях рыночной экономики;
- провести анализ прямого налогообложения в России;
- рекомендовать пути развития прямого налогообложения в России.
Предметом исследования является совокупность налоговых отношений, финансово-экономических взаимосвязей и взаимозависимостей, возникающих в процессе прямого налогообложения.
Объектом исследования является прямое налогообложение как один из главных источников налоговых доходов государственного бюджета в Российской Федерации.
Информационной базой исследования послужили данные Федеральной налоговой службы РФ, Федеральной службы государственной статистики, материалы Министерства финансов РФ, сведения из экономических научных изданий, материалы научных конференций по налогам и налогообложению, сведения, опубликованные в периодической печати, Интернет-ресурсы.
Глава 1. Роль и значение прямого налогообложения в условиях рыночной экономики
1.1. Экономическая сущность прямых налогов
Вся совокупность законодательно установленных налогов, сборов, пошлин и других платежей подразделяется (классифицируется) на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам[1].
Для того, чтобы проанализировать налоговые поступления государства на предмет соотношения в них прямых и косвенных налогов, необходимо понять, какие конкретно налоги относятся к каждому из этих двух видов[2].
В теории существует несколько концепций разграничения данного вида налогов, каждая из которых предлагает свой классификационный признак:
1. Переложимость. Прямыми считаются малопереложимые налоги, носителем которых является их плательщик. Косвенные же налоги – переложимые, носитель которых, производитель товара, перекладывает свое налоговое бремя на потребителя-плательщика, в виде надбавки к цене данного товара.
2. Предмет обложения. У прямых налогов это доходы или имущество физического или юридического лица. У косвенных – потребление в процессе товарооборота.
3. Платежеспособность налогоплательщика. Прямые налоги взымаются с текущего дохода лица или его имущества, то есть здесь характеризуется длительная платежеспособность субъекта. Косвенные налоги – это налоги с действия, связанные с временными расходами и характеризующие, соответственно, временную или текущую платежеспособность индивида.
4. «Персональность». Прямыми налогами считаются те, которые напрямую связаны с личностью конкретного налогоплательщика через различные кадастры, реестры. Косвенный налог не связан с конкретным индивидуумом.
Основываясь на данных признаках, мы предлагаем разделить все действующие в РФ налоги следующим образом:
1) Прямые налоги: налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций (НПО), имущественные налоги как физических, так и юридических лиц, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), водный налог, транспортный налог и земельный налог.
2) Косвенные налоги: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и таможенные пошлины[3].
Англосаксонская модель – модель, основанная на прямом налогообложении физических лиц. Доля косвенных налогов в доходах государственного бюджета в таких системах не велика (США, Канада, Великобритания, Австралия).
Евроконтинентальная модель – модель с высокими косвенными налогами и существенным объемами отчислений на социальное страхование (Италия, Франция, Германия, Нидерланды, Бельгия, Австрия).
Латиноамериканская модель – модель, предназначенная для стран с высокой инфляцией и достаточно слабым аппаратом налогообложения. Она целиком опирается на косвенные налоги, так как взимать и контролировать их намного проще (Чили, Перу, Боливия)[4].
Смешанная модель – модель, объединяющая в себе черты предыдущих. Страны в данном случае достаточно часто изменяют структуру доходной статьи своего бюджета, активно изменяют величину налоговой нагрузки, перекладывая ее с одних субъектов на других. Они не отдают предпочтение какому-то определенному виду налогов, чтобы избежать зависимости от него госбюджета, и поэтому не могут быть отнесены к одной из трех базовых моделей.
1.2. Прямые налоги в налоговой системе России
В российской налоговой системе предусмотрены следующие прямые налоги: налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций (НПО), имущественные налоги как физических, так и юридических лиц, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), водный налог, транспортный налог и земельный налог.
В Российской Федерации, согласно главы 23 Налогового кодекса РФ, налог на доходы физических лиц является федеральным налогом и представляет собой обязательные платежи физических лиц, которые устанавливаются высшим органом законодательной власти федеративного государства. Поступления от федеральных налогов зачисляются в федеральный бюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации. Состав федеральных налогов, их налоговая ставка, налоговая база, режим уплаты определяются высшим законодательным органом Федерации[5].
Плательщиками налога на доходы физических лиц признаются согласно ст.207 гл.23 части второй НК РФ физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации[6].
В соответствии с пунктом 2 статьи 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения[7].
Объектом налогообложения являются различные виды доходов, полученные налогоплательщиком. Налоговое законодательство Российской Федерации подразумевает под термином «доход» экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить (ст.41 НК РФ). При этом получение дохода и возникновение объекта налогообложения не всегда сопряжено с действиями физического лица - бездействие также может сопровождаться получением экономической выгоды[8].
В качестве объекта обложения налогом для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, рассматриваются доходы, полученные ими от источников (организаций или физических лиц) в Российской Федерации (ст. 208 НК РФ). Для налоговых резидентов Российской Федерации, помимо вышеперечисленных видов доходов, к облагаемым налогом доходам относятся также аналогичные выплаты от источников за пределами Российской Федерации[9].
Доход, не подлежащие налогообложению НДФЛ определены ст.217 части второй НК РФ[10].
Налоговая база по НДФЛ представляет собой денежное выражение доходов налогоплательщика, а если доходы облагаются по ставке НДФЛ в размере 13%, - то денежное выражение доходов, уменьшенных на налоговые вычеты (п. п. 3, 4 ст. 210 НК РФ). При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные в денежной и натуральной формах, а также в виде материальной выгоды (абз. 1 п. 1 ст. 210 НК РФ).
Удержания из доходов налогоплательщика налоговую базу не уменьшают (абз. 2 п. 1 ст. 210 НК РФ). При этом такие удержания должны производиться по распоряжению налогоплательщика, решению суда или иных органов. В качестве примеров удержаний можно привести: алименты; оплату за кредит; оплату коммунальных услуг; оплату обучения.
Удержания из доходов налогоплательщика налоговую базу не уменьшают (абз. 2 п. 1 ст. 210 НК РФ). При этом такие удержания должны производиться по распоряжению налогоплательщика, решению суда или иных органов. В качестве примеров удержаний можно привести: алименты; оплату за кредит; оплату коммунальных услуг; оплату обучения.
Если ставка НДФЛ одна, то налоговая база общая (п. 2 ст. 210 НК РФ). Это означает, что налоговую базу по доходам, облагаемым по одной ставке (например, по ставке НДФЛ 13%), следует определять суммарно. Если ставки НДФЛ разные, то и налоговые базы разные (п. 2 ст. 210 НК РФ). Это означает, что следует отдельно определять налоговые базы по доходам, которые облагаются НДФЛ по разным ставкам[11].
Налог на прибыль организаций – форма изъятия в бюджет части прибыли организаций или хозяйствующих субъектов, где прибыль определяется в виде разницы между полученными доходами и произведенными расходами, учитываемыми для целей ее налогообложения[12]. Налог на прибыль организаций служит инструментом перераспределения национального дохода и является одним из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов.
Налог на прибыль организаций относится к федеральным налогам. Это означает, что плательщики налога, объект налогообложения, размеры ставок налога, виды льгот и сроки уплаты устанавливаются законодательными актами Российской Федерации[13]. При этом какие-либо изменения налоговых норм могут быть произведены только посредством внесения в установленном порядке уточнений в налоговое законодательство. Как и все федеральные налоги, налог на прибыль организаций относится к общеобязательным. Он подлежит взиманию на всей территории Российской Федерации.
Налоги применяются для регулирования поведения экономических агентов побуждая (снижение налогов) или препятствуя (повышение налогов) в осуществлении конкретной деятельности.
Налоги могут быть определены как государственные доходы, которые собираются на регулярной основе с помощью его права принуждения. Кроме того, налоги можно определить как обязательные, безвозмездные, безотзывные платежи, взимаемые государственными учреждениями для удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах [6, с.84].
Как следует из определения, под налогами необходимо понимать не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог», к примеру, налог на добавленную стоимость, подоходный налог и т.д. Налоговый характер носят также таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например, в пенсионный фонд, и т.д. Все эти платежи в совокупности образуют налоговую систему.
Функция налога — это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории [28, с. 93].
В современных условиях налоги выполняют две основные функции [16, с. 112]:
фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (источник доходов государства);
регулирующая функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность (регулятор экономической системы).
Налог на прибыль организаций – форма изъятия в бюджет части прибыли организаций или хозяйствующих субъектов, где прибыль определяется в виде разницы между полученными доходами и произведенными расходами, учитываемыми для целей ее налогообложения [1]