Файл: Роль и значение прямого налогообложения в условиях рыночной экономики.pdf
Добавлен: 15.05.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Роль и значение прямого налогообложения в условиях рыночной экономики
1.1. Экономическая сущность прямых налогов
1.2. Прямые налоги в налоговой системе России
Глава 2. Анализ системы прямого налогообложения в Российской Федерации
2.1. Роль прямых налогов в формировании бюджетов различных уровней
С 2014 г. налоговая база для исчисления налога на имущество организаций по некоторым объектам недвижимости определяется не как среднегодовая стоимость по данным бухучета, а как кадастровая стоимость (п. 2 ст. 375 НК РФ[20]). Для целей налогообложения учитывается кадастровая стоимость объекта, внесенная в государственный кадастр недвижимости (письмо ФНС России от 25.09.2014 № БС-4-11/19568). В статье 378.2 НК РФ установлен перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Среди них — административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; здания, предназначенные или фактически используемые для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания; недвижимость иностранных компаний, не имеющих в РФ постоянных представительств, с 2015 г. — жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве основных средств.
При этом особенности исчисления налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, устанавливаются законом соответствующего субъекта РФ. В регионе утверждаются результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Помимо этого, в субъекте РФ устанавливается конкретный Перечень объектов «коммерческой» недвижимости в отношении административно- деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, а также нежилых помещений, для которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пп. 1 п. 7 ст. 378.2 НК РФ[21]).
В случае если кадастровая стоимость объекта недвижимости изменилась
при исправлении технической ошибки, допущенной Росреестром, измененная кадастровая стоимость в целях исчисления налога на имущество организаций применяется начиная с периода, в котором была совершена указанная ошибка (абз. 2 п. 15 ст. 378.2 НК РФ). Если комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суд примет решение о ее изменении, то новая величина учитывается при расчете налога на имущество организаций, начиная с периода, в котором было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения оспариваемой стоимости в госкадастр недвижимости (абз. 3 п. 15 ст. 378.2 Н К РФ).
Таблица 1
Изменения, внесенные согласно новому п. 15 ст. 378.2 НК РФ[22]
Основание |
Учет при определении налоговой |
Исправление технической ошибки в |
Учитывается, начиная с налогового |
Изменение кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» |
Учитывается начиная с налогового |
Остальные случаи |
Не учитывается при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах |
На территории города Москвы ставка налога на имущество организаций, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, а также особенности определения налоговой базы установлены Законом г.Москвы от 05.11.2003г. № 64 «О налоге на имущество организаций».
Налоговая база как кадастровая стоимость определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов)
общей площадью свыше 3 000 кв.м. и помещений в них (кроме находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если эти здания (строения - сооружения) расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение;
— офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
— торговых объектов;
— объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2 000 кв.м. и помещений в них, фактически используемых для делового, административного или коммерческого назначения, а также для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
3) расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, площадью свыше 3 000 кв.м., принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (норма действует с 2015 г.);
4) недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, а также недвижимости иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства.
Налоговая база как кадастровая стоимость имущества, определяется в отношении следующих видов недвижимости:
1) торговых центров (комплексов) общей площадью от 1 000 кв.м. и помещений в них, включенных в перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;
2) объектов недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, а также в отношении недвижимости иностранных организаций, не относящейся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства.
Выводы
Прямые налоги: налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций (НПО), имущественные налоги как физических, так и юридических лиц, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), водный налог, транспортный налог и земельный налог.
Соотношение между прямыми и косвенными налогами в российской налоговой системе не улучшается, по – прежнему преобладает в налоговых доходах бюджетов доля косвенных налогов, причем эта доля имеет тенденцию к увеличению.
Российская система налогообложения в части соотношения косвенного и прямого налогообложения замышлялась исходя из положения, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, а прямые налоги должны играть роль экономического регулятора. Тенденция постепенного ограничения доли косвенных налогов отвечает целям антикризисной политики и экономического развития страны. Однако при этом следует иметь в виду следующее: уменьшая долю косвенных налогов, необходимо сохранить общую сумму налогов, собираемых в бюджете. А это становится возможным только при увеличении доли прямых налогов, что, в свою очередь, невозможно без роста прямых налогов, что, в свою очередь, невозможно без роста производства, без увеличения налоговой базы по прямым налогам (налог на прибыль, НДФЛ и др.).
Глава 2. Анализ системы прямого налогообложения в Российской Федерации
2.1. Роль прямых налогов в формировании бюджетов различных уровней
Проведем анализ поступления косвенных налогов в бюджеты различных уровней.
В настоящее время Бюджетным кодексом РФ предусмотрено следующее распределение налогов по бюджетам бюджетной системы РФ (табл. 2)[23].
Таблица 2
Налоговые доходы ФБ и бюджетов субъектов РФ
Показатели |
РФ |
Субъект РФ |
1 |
2 |
3 |
Налог на прибыль |
2% (с 2018 г. - 3%) |
18% (с 2018 г. - 17%) |
НДС |
100% |
|
Акциз на спирт этиловый из пищевого сырья |
50% |
50% |
Акциз на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого |
100% |
|
Акциз на спиртосодержащую продукцию |
50% |
50% |
Акциз на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9%, за исключением пива, вин, шампанских |
50% |
50% |
Акциз на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9%, включающую пиво, вина, шампанские |
100% |
|
Акциз на табачную продукцию |
100% |
|
Акциз на автомобили легковые и мотоциклы |
100% |
|
Акциз по товарам, ввозимым в РФ |
100% |
|
Акциз на автомобильный бензин, моторные масла, производимые в РФ |
2017 г.- 38,3%; 2018 г. – 42,9%; 2019 г.- 41,9%; 2020 г.- 41,8% |
2017 г. – 61,7%; 2018 г. - 57,1%; 2019 г.- 58,1%; 2020 г. - 58,2% |
Акциз на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9% включительно |
100% |
|
НДФЛ |
с 01.01.2014 г - |
|
НДПИ в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) |
100% |
|
НДПИ в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) |
с 01.01.2010- |
с 01.01.2010- |
НДПИ (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) |
40% |
60% |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
3 |
НДПИ общераспространенных полезных ископаемых |
100% |
|
НДПИ в виде природных алмазов |
100% |
|
Сбор за пользование объектами животного мира |
100% |
|
Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) |
20% |
80% |
Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) |
20% |
80% |
Водный налог |
100% |
|
Налог на имущество организаций |
100% |
|
Налог на игорный бизнес |
100% |
|
Транспортный налог |
100% |
|
Налог, взимаемый в связи с применением УСН |
100% |
|
Минимальный налог при УСН |
100% |
Местные налоги (налог на имущество физических лиц, земельный налог) и специальные налоговые режимы в виде ЕНВД, ЕСХН зачисляются по нормативу 100% в бюджеты в зависимости от того, каким органом власти (городских поселений, муниципальных районов) они введены.
Далее рассмотрим формирование доходов бюджетов разных уровней (табл. 3–6)[24].
Таблица 3
Доходы бюджета г. Чебоксары за 2010–2017 гг., тыс. руб.
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Всего доходов |
4 732 392.6 |
5 667 129.8 |
5 397 162.5 |
6 823 145.9 |
Налоговые доходы |
2 173 995.0 |
2 360 145.6 |
2 593 650.7 |
2 753 725.4 |
Доля налогов в доходах, % |
45.9 |
41.6 |
48.0 |
40.4 |
Из налогов прямые налоги |
2 173 995.0 |
2 360 145.6 |
2 593 650.7 |
2 753 725.4 |
В том числе |
1 320 285.0 |
1 465 914.0 |
1 650 621.5 |
1 784 620.9 |
налог на совокупный доход |
294 487.7 |
352 708.7 |
390 050.4 |
359 597.8 |
налог на имущество физических лиц |
60 907.8 |
13 496.0 |
58 650.3 |
68 209.6 |
земельный налог |
339 864.5 |
365 896.8 |
442 547.4 |
485 733.6 |
НДПИ |
5 040.6 |
5 710.3 |
9 296.4 |
8 131.0 |
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
сбор за пользование объектами животного мира |
146.0 |
160.1 |
95.0 |
77.5 |
госпошлина |
152 809.0 |
156 121.6 |
42 329.2 |
47 352.7 |
задолженность |
454.4 |
138.1 |
60.5 |
2.3 |
Доля в общей сумме налогов, %: |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
Косвенных |
0 |
0 |
0 |
0 |
Доля местных налогов в налоговых доходах бюджета, % |
18.4 |
16.1 |
19,3 |
20.1 |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
|
Всего доходов |
8 575 266 |
8 408 308.9 |
9 772 810.0 |
10 093 245.2 |
Налоговые доходы |
2 322 006.0 |
2 330 997.6 |
2 526 671.1 |
2 831 345.2 |
Доля в доходах налоговых доходов, % |
27.1 |
27.7 |
25.8 |
28.1 |
Из налогов прямые налоги |
2 314 837.7 |
2 322 311.6 |
2 513 005.1 |
2 821 702.5 |
В том числе |
1 309 477.5 |
1 461 525.1 |
1 530 754.9 |
1 756 979.2 |
налог на совокупный доход |
382 613.2 |
401 383.6 |
404 074.3 |
391 771.0 |
налог на имущество физических лиц |
76 156.0 |
79 494.4 |
98 400.1 |
110 133.7 |
акцизы |
7 168.3 |
8 686.0 |
13 666.0 |
9 642.7 |
транспортный налог |
26 991.2 |
32 064.6 |
36 047.9 |
40 232.2 |
земельный налог |
451 348.0 |
261 237.4 |
333 100.3 |
406 013.4 |
НДПИ |
9 063.2 |
7005.0 |
5 545.8 |
5 799.4 |
сбор за пользование объектами животного мира |
156.3 |
176.5 |
207.8 |
244.2 |
госпошлина |
59 018.3 |
79 424.2 |
104 872.7 |
110 529.2 |
задолженность |
14.0 |
0.8 |
1.3 |
0.2 |
Доля в общей сумме налогов, %: |
||||
прямых |
99.7 |
99.6 |
99.5 |
100.0 |
косвенных |
0.3 |
0.4 |
0.5 |
0 |
Доля местных налогов в налоговых доходах бюджета, % |
22.7 |
14.6 |
17.7 |
18.2 |