Файл: Роль и значение прямого налогообложения в условиях рыночной экономики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.05.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С 2014 г. налоговая база для исчисления налога на имущество организаций по некоторым объектам недвижимости определяется не как среднегодовая стоимость по данным бухучета, а как кадастровая стоимость (п. 2 ст. 375 НК РФ[20]). Для целей налогообложения учитывается кадастровая стоимость объекта, внесенная в государственный кадастр недвижимости (письмо ФНС России от 25.09.2014 № БС-4-11/19568). В статье 378.2 НК РФ установлен перечень объектов, в отношении кото­рых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Среди них — административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и поме­щения в них; здания, предназначенные или фактически используемые для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания; недвижимость иностранных компаний, не имеющих в РФ постоянных представительств, с 2015 г. — жилые дома и жилые помеще­ния, не учитываемые на балансе в качестве основных средств.

При этом особенности исчисления налоговой базы, исходя из кадастро­вой стоимости объектов недвижимости, устанавливаются законом соот­ветствующего субъекта РФ. В регионе утверждаются результаты определе­ния кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Помимо этого, в субъекте РФ устанавливается конкретный Перечень объектов «коммерческой» недвижимости в отношении административно- деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, а также нежилых помещений, для которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пп. 1 п. 7 ст. 378.2 НК РФ[21]).

В случае если кадастровая стоимость объекта недвижимости изменилась
при исправлении технической ошибки, допущенной Росреестром, измененная кадастровая стоимость в целях исчисления налога на имущество организаций применяется начиная с периода, в котором была совершена указанная ошибка (абз. 2 п. 15 ст. 378.2 НК РФ). Если комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суд примет решение о ее изменении, то новая величина учитывается при расчете налога на имущество организаций, начиная с периода, в котором было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения оспариваемой стоимости в госкадастр недвижимости (абз. 3 п. 15 ст. 378.2 Н К РФ).

Таблица 1

Изменения, внесенные согласно новому п. 15 ст. 378.2 НК РФ[22]

Основание

Учет при определении налоговой
базы

Исправление технической ошибки в
кадастре

Учитывается, начиная с налогового
периода, в котором была допущена
такая техническая ошибка

Изменение кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

Учитывается начиная с налогового
периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания

Остальные случаи

Не учитывается при определении

налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах


На территории города Москвы ставка налога на имущество организаций, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, а также особенности определения налоговой базы установлены Законом г.Москвы от 05.11.2003г. № 64 «О налоге на имущество организаций».

Налоговая база как кадастровая стоимость определяется в отношении:

1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов)
общей площадью свыше 3 000 кв.м. и помещений в них (кроме находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если эти здания (строения - сооружения) расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение;

— офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

— торговых объектов;

— объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2 000 кв.м. и помещений в них, фактически используемых для делового, административного или коммерческого назначения, а также для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

3) расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, площадью свыше 3 000 кв.м., принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (норма действует с 2015 г.);

4) недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, а также недвижимости иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства.

Налоговая база как кадастровая стоимость имущества, определяется в отношении следующих видов недвижимости:

1) торговых центров (комплексов) общей площадью от 1 000 кв.м. и помеще­ний в них, включенных в перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;

2) объектов недвижимости иностранных организаций, не осуществляю­щих деятельность в РФ через постоянные представительства, а также в отношении недвижимости иностранных организаций, не относящейся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представи­тельства.

Выводы

Прямые налоги: налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций (НПО), имущественные налоги как физических, так и юридических лиц, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), водный налог, транспортный налог и земельный налог.


Соотношение между прямыми и косвенными налогами в российской налоговой системе не улучшается, по – прежнему преобладает в налоговых доходах бюджетов доля косвенных налогов, причем эта доля имеет тенденцию к увеличению.

Российская система налогообложения в части соотношения косвенного и прямого налогообложения замышлялась исходя из положения, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, а прямые налоги должны играть роль экономического регулятора. Тенденция постепенного ограничения доли косвенных налогов отвечает целям антикризисной политики и экономического развития страны. Однако при этом следует иметь в виду следующее: уменьшая долю косвенных налогов, необходимо сохранить общую сумму налогов, собираемых в бюджете. А это становится возможным только при увеличении доли прямых налогов, что, в свою очередь, невозможно без роста прямых налогов, что, в свою очередь, невозможно без роста производства, без увеличения налоговой базы по прямым налогам (налог на прибыль, НДФЛ и др.).

Глава 2. Анализ системы прямого налогообложения в Российской Федерации

2.1. Роль прямых налогов в формировании бюджетов различных уровней

Проведем анализ поступления косвенных налогов в бюджеты различных уровней.

В настоящее время Бюджетным кодексом РФ предусмотрено следующее распределение налогов по бюджетам бюджетной системы РФ (табл. 2)[23].

Таблица 2

Налоговые доходы ФБ и бюджетов субъектов РФ

Показатели

РФ

Субъект РФ

1

2

3

Налог на прибыль

2% (с 2018 г. - 3%)

18% (с 2018 г. - 17%)

НДС

100%

Акциз на спирт этиловый из пищевого сырья

50%

50%

Акциз на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого

100%

Акциз на спиртосодержащую продукцию

50%

50%

Акциз на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9%, за исключением пива, вин, шампанских

50%

50%

Акциз на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9%, включающую пиво, вина, шампанские

100%

Акциз на табачную продукцию

100%

Акциз на автомобили легковые и мотоциклы

100%

Акциз по товарам, ввозимым в РФ

100%

Акциз на автомобильный бензин, моторные масла, производимые в РФ

2017 г.- 38,3%;

2018 г. – 42,9%; 2019 г.- 41,9%;

2020 г.- 41,8%

2017 г. – 61,7%;

2018 г. - 57,1%;

2019 г.- 58,1%;

2020 г. - 58,2%

Акциз на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9% включительно

100%

НДФЛ

с 01.01.2014 г -
85%

НДПИ в виде углеводородного сырья (газ горючий природный)

100%

НДПИ в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного)

с 01.01.2010-
100%

с 01.01.2010-
0%

НДПИ (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых)

40%

60%


Продолжение таблицы 2

1

2

3

НДПИ общераспространенных полезных ископаемых

100%

НДПИ в виде природных алмазов

100%

Сбор за пользование объектами животного мира

100%

Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты)

20%

80%

Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам)

20%

80%

Водный налог

100%

Налог на имущество организаций

100%

Налог на игорный бизнес

100%

Транспортный налог

100%

Налог, взимаемый в связи с применением УСН

100%

Минимальный налог при УСН

100%

Местные налоги (налог на имущество физических лиц, земельный налог) и специальные налоговые режимы в виде ЕНВД, ЕСХН зачисляются по нормативу 100% в бюджеты в зависимости от того, каким органом власти (городских поселений, муниципальных районов) они введены.

Далее рассмотрим формирование доходов бюджетов разных уровней (табл. 3–6)[24].

Таблица 3

Доходы бюджета г. Чебоксары за 2010–2017 гг., тыс. руб.

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

1

2

3

4

5

Всего доходов

4 732 392.6

5 667 129.8

5 397 162.5

6 823 145.9

Налоговые доходы

2 173 995.0

2 360 145.6

2 593 650.7

2 753 725.4

Доля налогов в доходах, %

45.9

41.6

48.0

40.4

Из налогов прямые налоги

2 173 995.0

2 360 145.6

2 593 650.7

2 753 725.4

В том числе
НДФЛ

1 320 285.0

1 465 914.0

1 650 621.5

1 784 620.9

налог на совокупный доход

294 487.7

352 708.7

390 050.4

359 597.8

налог на имущество физических лиц

60 907.8

13 496.0

58 650.3

68 209.6

земельный налог

339 864.5

365 896.8

442 547.4

485 733.6

НДПИ

5 040.6

5 710.3

9 296.4

8 131.0


Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

5

сбор за пользование объектами животного мира

146.0

160.1

95.0

77.5

госпошлина

152 809.0

156 121.6

42 329.2

47 352.7

задолженность

454.4

138.1

60.5

2.3

Доля в общей сумме налогов, %:
прямых

100.0

100.0

100.0

100.0

Косвенных

0

0

0

0

Доля местных налогов в налоговых доходах бюджета, %

18.4

16.1

19,3

20.1

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Всего доходов

8 575 266

8 408 308.9

9 772 810.0

10 093 245.2

Налоговые доходы

2 322 006.0

2 330 997.6

2 526 671.1

2 831 345.2

Доля в доходах налоговых доходов, %

27.1

27.7

25.8

28.1

Из налогов прямые налоги

2 314 837.7

2 322 311.6

2 513 005.1

2 821 702.5

В том числе
НДФЛ

1 309 477.5

1 461 525.1

1 530 754.9

1 756 979.2

налог на совокупный доход

382 613.2

401 383.6

404 074.3

391 771.0

налог на имущество физических лиц

76 156.0

79 494.4

98 400.1

110 133.7

акцизы

7 168.3

8 686.0

13 666.0

9 642.7

транспортный налог

26 991.2

32 064.6

36 047.9

40 232.2

земельный налог

451 348.0

261 237.4

333 100.3

406 013.4

НДПИ

9 063.2

7005.0

5 545.8

5 799.4

сбор за пользование объектами животного мира

156.3

176.5

207.8

244.2

госпошлина

59 018.3

79 424.2

104 872.7

110 529.2

задолженность

14.0

0.8

1.3

0.2

Доля в общей сумме налогов, %:

прямых

99.7

99.6

99.5

100.0

косвенных

0.3

0.4

0.5

0

Доля местных налогов в налоговых доходах бюджета, %

22.7

14.6

17.7

18.2