ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2019
Просмотров: 142
Скачиваний: 1
Тема2: Организация как объект управления.
План
1. Понятие и теоретические основы организации. Признаки организации. Внутренние переменные и внешняя среда
2. Параметры организации как объекта управления
3. Критерии классификации организации
1. Признаки организации. Внутренние переменные и внешняя среда
Организация представляет собой обособленное объединение людей для взаимодействия в достижении определенных целей и задач. Это открытая система, состоящая из множества взаимосвязанных частей, объединенных в единое целое. Центральное и основное место в организации занимает человек, владеющий, использующий и распоряжающийся техникой, технологией и финансами, принадлежащими данной организации.
Общие черты организации:
- цели, отражающими их предназначение и те виды продукции и услуг, которые они производят для удовлетворения потребностей общества;
- персонал или работники, обладающими квалификацией, знаниями и умениями, необходимыми для достижения поставленных целей;
- разделение труда, осуществляемым в соответствии с профессионально-квалификационными характеристиками каждого работника и обеспечивающим рациональную структуризацию работ и задач;
- коммуникации, то есть различными видами связей, необходимых в процессе выполнения совместной работы;
- уровни полномочий и ответственности, устанавливающими масштабы власти для разных должностей в организации.
Кроме того, организацию характеризуют определенная организационная культура и возможность, в необходимых пределах, осуществлять саморегулирование своей деятельности.
От целей организации зависит ее структура.
Структура организации это внутренняя переменная, показывающая взаимодействие уровней управления и функциональных областей организации (подразделений, занятых маркетингом, производством, финансами, НИОКР и т.д.). В зависимости от конкретных условий и обстановки, материальных, финансовых и кадровых возможностей руководство организации перестраивает ее для более эффективного достижения целей и решения конкретных задач. Это связано с пересмотром уже сложившейся системы специализированного разделения труда.
Различаются две ступени специализированного разделения труда: горизонтальное и вертикальное, за исключением самых мелких, где один - два сотрудника совмещают работу во всех функциональных областях.
Взаимодействие организации с внешней средой. Успешная деятельность организации в достижении поставленных целей и задач во многом зависит от внешнего окружения. Внешняя среда может воздействовать или прямо и непосредственно, или скрыто, косвенным образом. Среда прямого воздействия включает: государственные организации, регулирующие хозяйственную деятельность (налоговая инспекция, таможенная служба, правоохранительные органы, государственное страхование и др.); потребителей, соответствующий спрос на рынке; конкурентов с их стремлением завоевать потребителя при помощи лучшего качества, сервиса или более приемлемой цены; поставщиков сырья, материалов, энергии, полуфабрикатов, комплектующих изделий и др. Менеджеру в своей работе необходимо все знать и учитывать. Среда косвенного воздействия включает факторы, которые влияют на предприятие не прямо и немедленно, а опосредованно, через сложную систему экономической конъюктуры, достижения НТП, социально-политические и культурные изменения, микрохозяйственные связи, отношения и др.
2. Параметры организации как объекта управления.
Любая организация как объект управления, вне зависимости от ее конкретного назначения, может быть описана с помощью ряда параметров. Самое общее представление об организации как объекте управления можно получить, имея информацию о ее назначении, правовой основе, месте нахождения, ресурсах, истории создания и развития, имидже в деловых кругах и у потребителей. Эти параметры прямо или косвенно отражают черты и организацию управления компанией, используемые ею методы менеджмента и систему взаимоотношений как внутри, так и с другими организациями деловой среды (табл. 1). Таблица 1 - Описание организации как объекта управления
Параметр описания |
Характеристика |
Название, местонахождение |
Официальное наименование, адресные данные |
Назначение |
Цели и виды продукции и услуг |
Отраслевая принадлежность |
При многопрофильности выделяется главная отрасль |
Правовая форма и вид собственности |
В соответствии с Гражданским кодексом и законами |
Историческая справка |
Основные этапы развития, определившие современное состояние организации |
Структура |
Состав ее подсистем (производственных и управляющих) |
Структура управления |
Тип, вид, сложность, управляемость |
Ресурсы |
Основные виды, размеры |
Культура |
Ценности, разделяемые членами организации. |
Ключевые факторы внешней среды |
Факторы прямого и косвенного воздействия, особое внимание - организациям-конкурентам |
Руководство |
Разделение власти и ответственности, стиль |
Значение параметров для характеристики организации.
Назначение организации. Эта характеристика необходима для определения места и роли организации в общем экономическом пространстве. Ее значение оценивается по таким признакам, как виды производимой продукции или услуг, приоритетные направления удовлетворения общественных потребностей и т.д.
Местонахождение организации является важной характеристикой, которая отражает географию размещения ее подразделении и филиалов, а также предопределяет характер территориальных связей с другими организациями. Отраслевая принадлежность. В составе экономики выделяют три сектора, каждый из которых входит несколько отраслей, однородных по своему месту в технологическом цикле:
1) отрасли первичного цикла, занимающиеся добычей сырья, включают организации и предприятия сельского хозяйства, лесного хозяйства, рыбного хозяйства, угольной промышленности и т.д.;
2) отрасли вторичного цикла, в состав которых входят организации и предприятия обрабатывающей промышленности, например машиностроения, металлообработки, автомобилестроения и т.д.;
3) отрасли третичного цикла, предприятия и организации которого оказывают услуги, необходимые для нормальной жизнедеятельности отраслей первых двух секторов. Это: банки, страховые компаний, образовательные учреждения, туристические агентства, розничная торговля и др.
Правовая основа и форма собственности организации являются важными показателями, характеризующими установленные законом условия ее существования.
Историческая справка позволяет восстановить эволюцию и этапы развития организации, уточнить стадию ее жизненного цикла, заглянуть в прошлые успехи и провалы, выявить динамику и, главное, оценить предпринятые ранее шаги для достижения того состояния, в котором организация находится сейчас. История поможет восстановить необходимые традиции, заострить внимание на общих ценностях, избежать повторения ошибок.
3. Критерии классификации организаций.
В практике менеджмента существуют разные подходы к выделению критериев, на основании которых можно группировать организации:
1. По отнесению организаций к формальным и неформальным.
На основании критерия формализации выделяются:
- формальные организации, имеющие четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи; в эту группу входят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы - являются юридическими лицами, имеют в собственности, хозяйственном владении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом.
- неформальные организации, работающие без четко определенных целей, правил и структур; сюда относят все институты семьи, дружбы, неформальных отношений между людьми.
2. По формам собственности.
По критерию формы собственности организации могут быть:
- частными,
- государственными,
- муниципальными,
- иными.
3. По отношению к прибыли
По отношению к прибыли организации подразделяются на:
- коммерческие, преследующие извлечение прибыли в качестве, основной цели своей деятельности;
- некоммерческие, которые не стремятся извлекать или распределять полученную прибыль между участниками, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, когда это служит, достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям.
4. По организационно-правовым формам.
По организационно-правовым формам организации объединяются в группы в соответствии с гражданским законодательством страны, устанавливающим формы, в которых могут функционировать коммерческие и некоммерческие организации.
5. По размерам организаций.
По размером или масштабам своей деятельности организации относятся к крупным, средним или малым. Такое деление чаще всего осуществляют на основании таких легко доступных для анализа параметров, как численность занятых, объем продаж (оборот), размер уставного капитала, участие в капитале предприятия иных фирм и организаций и т.п. Но в связи с тем, что ни один из них не дает достаточно веских оснований для решения вопроса о реальных масштабах организации и ее отнесения к той или иной группе, на практике применяют комбинацию критериев .
Например, по методологии, используемой Европейским союзом в начале 2005 г., были предложены следующие параметры отнесения предприятий к малым и средним (табл. 2) .
Таблица 2 - Критерии группировки предприятий
Класс предприятия |
Численность занятых, чел. |
Годовой оборот, млн.евро |
Баланс, млн.евро |
Малое |
менее 50 |
менее 4 |
менее 2 |
Среднее |
50-250 |
менее 16 |
менее 8 7 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Организации - первичные ячейки общественного устройства, играющие ключевую роль во всех сферах жизнедеятельности, и, в первую очередь, в экономической и социальной. Организация представляет собой обособленное объединение людей для взаимодействия в достижении определенных целей и задач. Это открытая система, состоящая из множества взаимосвязанных частей, объединенных в единое целое. Организации, их признаки, законы развития, виды и структуры дают нам необходимые представления о сложном процессе взаимосвязи и взаимообусловленности процессов общественного и внутрипроизводственного разделения труда, результатом которых и являются наилучшие способы работы людей.
Многочисленные параметры, которые используются для описания организаций как объектов управления, предопределяют их большое разнообразие и вызывают необходимость группировки однородных предприятий. Для этого в теории и практике менеджмента используются различные критерии, то есть признаки, на основании которых производится классификация. Существуют разные подходы к выделению критериев, на основании которых можно группировать организации. Чаще всего в теоретических работах для этого предлагается использовать критерии: формализации, форм собственности, отношения к прибыли, организационно-правовой формы, размеров, отнесения к секторам экономики.