ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2019

Просмотров: 350

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

14. БЕРНАРД ШОУ.

Ирландец Бернард ШОУ(1856-1950). Участвовал в создании социальной драмы. Работал художником, музыкантом, театральным критиком. Долгожитель! Был социолистом. Руководитель фабианского общества (эволюцион. Путь развития, естественный). Считал, что капитализм надо заменить социализмом. «Дома вдовца»-1892г. – буря возмущения буржуазной публики. Его ничего не смущало, любил залазить на трибуну и что-то рассказывать – крепкие очень нервы Ведет борьбу за превращение английского театра в трибуну социальных новостей. Говорят, что Шекспир устарел, «Кукольный дом» интереснее!( Генрик Ибсен. Кукольный дом – частный поверенный Крогстад. Трое маленьких детей четы Хельмер. Анна-Мария, их нянька. Служанка в доме Хельмера. Посыльный. Действие происходит в квартире Хельмера)

Бернард Шоу отвергает романтику, за РЕАЛИЗМ!

Задача драмы- возбуждать мысль зрителей! Драма должна строиться: экспозиция, конфликт, дискуссия.

Б.Шоу причисляет себя к школе Ибсона. Дискуссия вместо развязки, чтобы зритель не забывал, что он в театре. Излюбленный прием – парадокс!» Парадокс ситуации. Пьеса складывается из столкновения персонажей с различными идеалами. Он тонкий ценитель и знаток музыки, вносил элементы музык. Композиции. 1. (1892- 1900) Плачевная судьба пьес! «Дома вдовца» выдержала 2 показа! «Профессия миссис Уорррен»

1898 – 3 пьесы, собрал в один том «Неприятных пьес»!!!

След. «ПРИЯТНЫЕ», но он не менее непримерим.

«КАНДИДА» - прием любовного треугольника.

1901г- «3 пьесы для пуритан»- обращается к той части публики, которая не посещает театр.

Мысль: «Только в трудный час испытаний человек познает своё назначение!»

Как у Уильяма Шекспира «Антоний и Клеопатра» у Бернарда Шоу «Цезарь и Клеопатра» - против того, чтобы сексуальное безумство делали темой пьесы. Б. Шоу сделал Цезаря гуманным. В пьесе усматривали осуждение британского милитаризма (Милитари́зм— государственная идеология, направленная на оправдание политики постоянного наращивания военной мощи государства и, одновременно с этим, допустимости использования военной силы при решении международных и внутренних конфликтов). Создавая "Обращение капитана Брасбаунда", Шоу все еще вел борьбу за то, чтобы его пьесы вошли в репертуар профессиональных театров. Поэтому он пытался найти выдающихся исполнителей, которые завоевали бы публику для его драматургии.

"Обращение капитана Брасбаунда" ТЕМА: Законность и порядок.

2. Новый период творчества Шоу, в котором он создал свои наиболее социально значимые произведения, приходится на начало XX в. В этот период он пишет пьесы «Человек и сверхчеловек» (1901—1903). (1901-1914?) –Комедия с философией, написанная в 1901 - 1903 гг., комедия "Человек и сверхчеловек" не сразу попала на сцену. Философские проблемы жизни в целом. Пьеса- история о Дон Жуане! Любовь превращена в особого рода занятие. Природа требует продолжения рода. А это все запутали романтикой. Женщина завоевывает мужчину, последнему остается мнимость завоевателя. Можно жертвовать жизнью только за идею.


«Пигмалион»-1913г. Создал «Галатею», статую. Для Патрик Кэмбел, но она не сразк согласилась и пьесу перевели и поставили в Вене.

Шоу раздражало, что публика приняла только внешнюю фабулу.

2. –пора зрелого мастерства, созданы подлинные шедевры!

3-Следующий этап творчества Шоу приходится на 1917—1923 гг. В этот промежуток времени он создает гротескный фарс «Аннаянска, большевистская императрица» (1918) — отклик на Октябрьскую революцию 1917 в России, пьесу «Дом, где разбиваются сердца» (1913—1919, написана под влиянием А. П. Чехова), «метабиологическую» драму из пяти не связанных единством фабулы частей «Назад к Мафусаилу» (1918—1920), единственную свою трагедию «Святая Иоанна» (1923) о судьбе Жанны д'Арк.

(1918-1928) «Дом, где разбиваются сердца» - образцы «Плоды просвещения» Толстого, «Дядя Ваня», «Чайка». Ощущал близость войны, катастрофу. (дом построен как корабль –верхушка Англии. Нет сердечной близости.)

4- был в России.

После нескольких лет перерыва он возвращается к драматургической деятельности и создает политические экстравагантные небольшие шутливые пьесы эксцентрические комедии «Тележка с яблоками» (1929), «Плохо, но правда» (1931), «На мели» (1933), «Простачок с Нежданных островов» (1934), «Женева» (1938), «Миллионерша» (1936), историческую пьесу «В золотые дни доброго короля Карла».

«Дома вдовца», «Пигмалион», «Дом где разбиваются сердца», «Цезарь и Клеопатра» —пьесы Бернарда Шоу.. "будем как Бернард Шоу и миссис Патрик Кэмбел (великая актриса Патрик Кембел )- писать друг другу письма!") Элизы Дулитл, героини из пьесы «Пигмалион» Бернарда Шоу, которую обучали языку «высшего класса людей». Комедия была создана в 1912 г.; Бернард Шоу написал роль Элизы Дулитл специально для мисс Патрик Кэмпбел, своей любовницы, в разгар их бурного романа! Пьеса впервые прошла в Вене и Берлине. Играла она ее на различных сценах. Успех имела в тех ролях, где могла раскрыть женское обаяние!



СОДЕРЖАНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ .3

2. НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ .3

3. ПЬЕСЫ НЕПРИЯТНЫЕ И ПРИЯТНЫЕ .4

4. ПЬЕСЫ ДЛЯ ПУРИТАН 7

5. ПЬЕСЫ НАЧАЛА ХХ ВЕКА 10

6. ПЬЕСЫ 20-Х ГОДОВ 12

7. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ТВОРЧЕСТВА 13

8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14

9. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 14

1. ВВЕДЕНИЕ

Творчество Бернара Шоу – выдающегося английского драматурга, одного из основателей реалистической драмы ХХ в., талантливого сатирика, юмориста, остроумнейшего парадоксалиста - пользуется заслуженной известностью и до сих пор вызывает всеобщий интерес. Бернар Шоу вывел английскую драму конца XIX в. из тупика, созданного «коммерческими театрами» и развлекательными или сентиментальными пьесами, он открыл перед ней широкий путь социальной и проблемной драматургии. Еще до начала первой мировой войны английская буржуазная интеллигенция перестала идеализировать свой мир и его духовные ценности и утратила тот оптимизм, с которым она некогда выступала в XIX веке. Уже первое десятилетие ХХ века ознаменовано появлением в Англии ряда драматургов, стремившихся говорить правду о социальной жизни страны, о бесправии рабочего класса, о неравенстве женщин, о ненормальных семейных отношениях. Все они, так или иначе связаны с Бернаром Шоу, вдохновлены его примером.


2. НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ

Бернард Шоу родился в Ирландии в 1856 году. Огромную, разветвленную семью Шоу в Дублине все знали. Среди них было много священников и торговцев, был один баронет. Отец писателя Джордж Карр Шоу неумело занимался хлебной торговлей и сильно пил. Мать Шоу, Люсинда Элизабет Герли, выйдя замуж, приобрела, по словам сына, троих детей, бедность и пьяницу-мужа. Воспитанием детей миссис Шоу совершенно не занималась. Дети питались на кухне спитым чаем и недожаренным картофелем. В этих условиях детство Шоу не могло быть счастливым. В 1869 году родители Шоу поместили мальчика в Дублинскую центральную образцовую мужскую школу, в которой учились дети мелкой буржуазии – ремесленников и лавочников. После этого Шоу переменил за 4 года 4 школы, оставившие у него самые тяжелые впечатления. В своих воспоминаниях он так рассказывает о школьных годах: « В школе я не выучил ничего и забыл многое…». В 1871 году пятнадцатилетний Шоу покинул школу и начал работать клерком. Бедность не позволила ему получить дальнейшее образование. Пять лет Шоу проработал клерком в земельной конторе. Он ненавидел свою службу – он любил только искусство и мечтал посвятить ему свою жизнь, хотя еще и не знал наверное, будет ли это живопись, литература или музыка. Этот период своей жизни Шоу вспоминал с отвращением. Он чувствовал себя очень одиноким, вопиющие социальные контрасты большого города бросались в глаза и заставляли его страдать. В 1876 году Шоу покинул Дублин. Он выехал в Лондон, чтобы проститься с умирающей от чахотки сестрой Агнес, но больше уже не вернулся на родину. Молодой эмигрант, ставший знаменитым английским писателем, не видел потом своей родины 30 лет. В конце 70-х годов Шоу окончательно избрал нелегкую дорогу писателя. Он зарабатывал гроши в телефонной компании, плохо питался и вынужден был принимать материальную помощь от своей матери; в это время он писал роман за романом и безуспешно посылал их в издательства. Шоу работал над своими романами упорно и планомерно, а затем предлагал свои произведения всем существующим английским издательствам. Он впоследствии вспоминал, что ему отказали 60 издательств. Роман «Необщительный социалист» был напечатан в небольшом журнале «Ту-дей» в 1884 году. Потом последовало несколько других публикаций. Однако публикация романов, которой он так долго добивался, не принесла Шоу никакой материальной помощи. Романы не принесли Шоу громкой славы – они прошли почти незамеченными, хотя, несомненно, и обладали рядом достоинств.

В 80-е годы перед Шоу окончательно открылась дорога публициста. В 1885 году он стал литературным рецензентом «Пэлл Мэлл газет», а в конце 80-х годов – музыкальным критиком в газете «Стар». Блестящие, оригинальные по мысли и парадоксальные по форме статьи привлекали всеобщее внимание.


3. ПЬЕСЫ НЕПРИЯТНЫЕ И ПРИЯТНЫЕ

В 1885 году Шоу делает наброски своей первой пьесы « Дома вдовца», которая увидела свет рампы лишь в 1892 году. Пьеса была задумана под влиянием Вагнера и должна была повторять в современных условиях сюжет «Золотого Рейна». Но в процессе работы замысел был оставлен. Жизнь властно вторглась в надуманную схему, сломала искусственный сюжет, заменила модернизированных вагнеровских героев живыми людьми – буржуазными дельцами и их приживальщиками. Так на смену тщательно задуманным и тщательно написанным, но незрелым юношеским романам пришла, наконец, эта первая драма, отмеченная печатью творческой зрелости. Недаром ее первая постановка на сцене «Независимого театра» в декабре 1892 года прошла в бурной, накаленной обстановке, всегда знаменующей рождение прогрессивной драмы. «В «Домах вдовца» я показал, что респектабельность буржуазии и утонченность младших сыновей знати питается нищетой трущоб, как муха питается гнилью», - пишет Шоу в предисловии.

Молодой ученый, аристократ Трэнч, влюбляется в капризную, надменную Бланш, дочь владельца трущоб богача Сарториуса. Он с отвращением убеждается, что состояние его будущего тестя составлено из жалких грошей бедняков, населяющих непригодные для жилья трущобы. Но «Дома вдовца» - пьеса без положительного героя. Тренч, который по первоначальному замыслу должен был стать антагонистом Саториуса, не становится им. Он сначала питает некоторую иллюзию самостоятельности и даже наивно предлагает Бланш существование на его собственные «честные» доходы. Но вскоре он убеждается, что это «честные» доходы имеют тот же самый источник: трущобы Саториуса построены на земле тетки Тренча, и его земельная рента вытягивается из тех же самых бедняков, обитателей трущоб. «Похоже, что мы все тут - одна шайка!» - восклицает Тренч. Он быстро капитулирует, женится на Бланш и заключает с Саториусом выгодную сделку.

Может быть, наиболее интересный и оригинальный образ пьесы – Бланш Саториус; недаром громы и молнии реакционной критики обрушились на Шоу именно из-за нее. Это полная противоположность традиционной кроткой и нежной героине. Бланш – натура эгоистическая, способная приходить в дикую ярость, склонная одновременно и к примитивной страсти, и к холодной расчетливости, но в конце концов готовая пожертвовать любой страстью ради денег и комфорта. Чувственность и грубость, характерные для Бланш, вызывали ужас современников. О Шоу родилась легенда как о женоненавистнике.

Первая попытка создания положительного героя была сделана Шоу в «Профессии г-жи Уоррен» (1894) в образе Виви Уорен. В этой пьесе ощущается возросшее мастерство, конфликт в ней приобретает глубокий, трагический характер.

Молодая девушка Виви, только что окончившая колледж, делает страшное открытие: она узнает, что ее мать – содержательница публичных домов. Удар за ударом обрушивается на Виви. Она убеждается, что мать ни за что не бросит своего позорного занятия, хотя уже скопила громадное состояние; узнает, что старый компаньон матери, капиталист и баронет Крофтс, нагло претендует на брак с Виви; что сын пастора Фрэнк, которого она любит, является, возможно, ее братом. И, что самое страшное, перед Виви открывается мир гнусных буржуазных отношений, в котором наиболее грязные профессии пользуются особенным успехом. Виви находит в себе силы отвергнуть грязные деньги матери и заняться честным самостоятельным трудом. В пьесе сказалось отвращение Шоу к мелодраматическим эффектам и трагическим развязкам. Концовка пьесы кажется даже довольно обыденной: молодая девушка, порвавшая с матерью и своей средой, одиноко сидит в конторе над расчетными книгами.


«Профессия г-жи Уоррен» подверглась гонениям буржуазной критики, прессы и цензуры. В Англии долго запрещали ее постановку. Возмущение буржуазии «непристойной, безнравственной пьесой» объяснялось вовсе не ее безнравственностью, а ее социальной остротой. Шоу сумел показать, что основой всевозможных уродств и преступлений в буржуазном мире является капиталистическая экономика. Именно она делает наиболее выгодными самые отвратительные профессии.

«Дома вдовца», «Профессию г-жи Уоррен» и третью пьесу «Волокита» (1893) Шоу объединил в цикл, который он назвал «Неприятными пьесами». Это были годы, когда Шоу искал отклика на обуревавшую его ненависть к капитализму всюду – в «Капитале» Маркса, в пьесах Ибсена, в операх Вагнера, в стихах Блэйка и Шелли. Не удивительно, что «Неприятные пьесы», написанные в таком настроении и с такими мыслями, отличаются беспощадным реализмом и навсегда останутся одной из вершин английской драматургии.

Следующий цикл Шоу – «Приятные пьесы». В него вошли «Война и человек» (1894), «Кандида» (1895), «Избранник судьбы» (1895) и «Никогда вы не можете сказать» (1895). Название «Приятные пьесы» исполнено скрытой иронии, так как и в этом цикле мы встречаемся с достаточно резкой критикой буржуазной морали, буржуазных идеалов. В пьесах этого цикла впервые отчетливо проступает антимилитаристская тенденция Шоу, стремление разоблачить мнимую героику захватнических войн.

Пьесе «Война и человек» Шоу был обязан своим сценическим успехом и всеобщим признанием. Она была поставлена в 1894 году на сцене «Независимого театра». Успех был сенсационный. Среди зрителей присутствовал американский актер и режиссер Мэнсфилд; вернувшись в Америку, он немедленно поставил пьесу Шоу в Нью-Йорке, где она так же прошла с огромным успехом. В Англии общий энтузиазм, вызванный пьесой, скоро охладел: буржуазия поняла, наконец, антивоенную направленность пьесы и в страхе отступила. Но пьеса «Война и человек» шла уже на многих европейских сценах. В Австрии Оскар Штраус превратил ее в оперетту «Галантный солдат», которая затем появилась на английской сцене под названием « Шоколадный солдатик».

В этой пьесе Шоу замыслил противопоставить «идеалиста» и «реалиста», показать торжество делового человека над романтиком. Подлинный героем грез мечтательной героини (а заодно и богатой наследницы) Райны Петковой оказывается не пылкий офицер Саранов с его шумным геройством, а спокойный, насмешливый Блюнчли, швейцарский солдат на сербской службе. Свою пьесу Шоу начинает удачной, увлекательной сценой, впервые обнаруживая у себя присущее ему чувство экспозиции, - преследуемый болгарскими солдатами сербский офицер прячется в комнате болгарки Райны. Сцены, когда Райна чувствует жалость к незнакомцу и спасает его от преследователей, написаны с большой драматической силой. Шоу заставляет читателя полюбить своего героя двумя приемами: воззвав к человечности, показав страдания живого человека и бессмысленность войны, но так же и романизируя своего героя и его судьбу. Огромное достоинство пьесы – ее блестящее техническое мастерство, обилие комедийных ситуаций и неожиданных поворотов действия. Важной стороной пьесы стала ее антивоенная направленность. В этот период в Английской литературе особенно активизировались агрессивно- империалистические тенденции. Пропагандисты британского империализма стремились создать реакционно-романтический культ захватнической войны. Против этой пропаганды и выступает Шоу. Сцены войны, скупо намеченные в пьесе, даны так, что перед читателем или зрителем встают картины нечеловеческой жестокости и заставляют почувствовать отвращение к войне.