ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2019

Просмотров: 352

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Кандида» (1895) – более сложная и противоречивая пьеса. Создавая ее Шоу меньше всего заботился о технических приемах или сценическом успехе. Многим она показалась не сценичной, многих поставила в тупик, приводила в недоумение. И вместе с тем это, пожалуй, самая задушевная пьеса Шоу. В пьесе разоблачено лицемерие внутреннего уклада буржуазной английской семьи. Двум мужчинам – идеалистам противопоставлена женщина реалистка, носительница материнского начала, Кандида. Ее материнская сущность проявляется в отношении к окружающему миру, ко всем людям. Ее любовь к мужу, пастору Мореллу, давно уже приобрела материнский оттенок. Для нее это образцовый христианин и великолепный оратор ни в коей мере не является авторитетом. И так же по матерински относится Кандида и к юному поэту Марчбэнксу. Она готова слушать часами его стихи об ангелах и мадоннах, которые интересуют ее не больше, чем проповеди мужа, она стремится окружить теплом и уютом бездомного скитальца. Ее жалость к нему далека от любовного влечения. К миссии и проповедям мужа Кандида относится предельно иронически. Презрение к буржуазной аудитории достопочтенного Морелла перерастает у нее в презрение к бессилию христианства. Пастор Морелл выступает, упиваясь собственным красноречием и не добиваясь никаких практических результатов. Трудно представить себе более слабого и никчемного человека, воображающего себя пророком и другом бедняков. Шоу явно отдает симпатии «идеалисту» другого рода, поэту Марчбэнксу. Он противопоставляет этого юношу, бродягу и мечтателя пастору Мореллу. Бунтующая гордая юность противопоставлена мещанскому благополучию и прописной морали. Недаром именно Марчбэнкс сумел разглядеть с первого взгляда фальшь семейного быта Мореллов. Он надеется, что Кандида уйдет с ним от мужа. В этом сказывается романтическая наивность Марчбэнкса. Кандида давно понимает подлинную сущность своего мужа, но она – жена и мать, а поэтому сознательно сохраняет семейные иллюзии.

4. ПЬЕСЫ ДЛЯ ПУРИТАН

В 1897 году была написана пьеса «Ученик дьявола», в 1898 году – «Цезарь и Клеопатра», в 1899 году – «Обращение капитана Брассбаунда». В 1900 году все три пьесы вышли отдельным сборником, озаглавленным «Пьесы для пуритан». В предисловии Шоу обьясняет смысл общего заглавия и обрушивается на современную ему драматургию, насыщенную эротикой. Возмущение Шоу и его критика направлены против декадентской драматургии, которая прикрывалась проблемностью и психологизмом, а на самом деле сосредотачивала внимание публики на вопросах пола. Шоу подчеркивает, что он не ханжа и не боится изображения чувств. Но он против сведения всех действий героев к одним любовным побуждениям и мотивам. Шоу обращается к героическим пуританским традициям времен Кромвеля, Мильтона и Беньяна. Себя он причисляет к пуританам, готовым бороться за святость искусства (под пуританами он имеет здесь ввиду людей передовых, нравственных и идейных). «Я пуританин во взгляде на искусство» - пишет Шоу. Его борьба с эротическим характером литературы была не случайна. Дикие извращения и убийства в буржуазном быту, сведение всех жизненных вопросов к проблемам «любви и смерти» в декадентской живописи и литературе, разнузданная эротика, пропитавшая искусство, - все это было признаком разложения и распада, сопутствующих росту империализма. И передовые писатели считали своим долгом бороться с этой мутной волной.


В сборнике «Пьесы для пуритан» шоу предлагает вниманию читателей драмы, герои которых не руководствуются сексуальными мотивами. Благородная самоотверженность Ричарда Даджена и природная доброта леди Сесили становятся источником их великодушия и бесстрашия. Политические соображения доминируют и у Цезаря, и у совсем еще юной Клеопатры над другими побуждениями и чувствами. Таким образом, раскрытие всей многогранности человеческих чувств – одна из сильных сторон «Пьес для пуритан». Воззвав к героическому пуританству времен Мильтона и Беньяна, Шоу в то же время заклеймил в своих пьесах пуританство торгашеское, мещанское, убивающее всякую радость жизни.

Драма «Ученик дьявола» - одна из лучших и наиболее сценичных драм Шоу. В ней сочувственно изображена борьба североамериканских колоний за независимость. Эта пьеса насыщена прямым, резким действием, бурными переходами от спокойствия к ужасу и несчастью, трагическим пафосом.

В угрюмом доме американской пуританки миссис Даджен вырос гордый бунтарь, полный любви к людям и ненависти к угнетателям, - Ричард Даджен. Это один из парадоксов живой действительности, которые всегда так привлекали Шоу. В лице миссис Даджен и ее старшего сына противопоставлены затхлое, торгашеское, ханжеское пуританство и «пуританство» героическое, революционное. В пьесе несколько парадоксально освещена и тема призвания - подлинное призвание обнаруживается в решающие моменты жизни. Основной вклад и «поучение» пьесы (во всех «Пьесах для пуритан» имеется своеобразное «поучение») мы встречаем в конце, в словах другого героя, пастора Андерсона: «Только в грозный час испытания человек познает свое истинное назначение…». И хотя Шоу говорит о внезапном раскрытии «призвания», он с первых же сцен отмечает в ремарках и диалогах черты обоих героев, позволяющие предугадать их призвание. Ричард Даджен – аскет и фанатик. Он живет один, окруженный ореолом тайны и ужаса в глазах пуритан. Он тщательно скрывает свое главное чувство – мучительную жалость к детям, плачущим женщинам, страдающим людям, но эта жалость часто прорывается в его действиях и словах. Это человек, рожденный для одиночества и самопожертвования. Пастор Андерсон любит уют и мирное веселье, он женился по любви на хорошенькой женщине и вызвал этим благочестивое негодование своих прихожан. Он втайне купил порох и пистолеты, когда до него дошли слухи о восстании. Речь его остается при всех обстоятельствах спокойной и веской, а в минуту волнения в ней прорывается чисто солдатская резкость: он посылает к черту свой сан и очень иронически реагирует на намерение своей жены молиться. Именно умеренный и осторожный пастор, еще вчера говоривший прописные истины и мирно распивавший чай со своей женой Джудит, а не пылкий Даджен, становится организатором восстания. Он оказывается тем положительным героем – «реалистом», которого предлагает своим читателям Шоу.


Часть своего предисловия к «Пьесам для пуритан», посвященную «Цезарю и Клеопатре», шоу озаглавил: «Лучше, чем Шекспир?». В нем он обрушивается на трагедию Шекспира «Антоний и Клеопатра». Раздражение Шоу направлено в этой статье не столько против Шекспира, сколько против декадентской литературы и искусства, насыщенных эротикой и пессимизмом. Конкретная полемика с трагедией «Антоний и Клеопатра» почти отсутствует в пьесе Шоу. Значительней и глубже полемика с другой трагедией Шекспира «Юлий Цезарь». Именно Цезарь, а не Клеопатра является новой попыткой создания положительного героя – «реалиста». В своей драме устами бога Ра Шоу прямо осуждает кровавую политику империализма, политику захватнических войн. Выступая перед английской аудиторией бог Ра напоминает англичанам, что 20 веков назад в Египте стояла римская армия, как ныне там стоит британская армия. Ра грозит захватчикам гибелью и расплатой. Вся пьеса направлена против войн и насилия. Цезарь воспринимает войну как отвратительную неизбежность, он возмущен вероломным убийством Потина и говорит Клеопатре: «Ты развязала убийство! И убийство будет порождать убийство… пока боги не устанут от крови и не создадут породу людей, которые, наконец, научатся понимать!». В пьесе Шоу Цезарь относится к Клеопатре почти отечески. Его любовь к ней носит характер платонического восхищения, пока не переходит в презрение, вызванное ее коварством. Цезарь и Клеопатра противопоставлены в пьесе как носители различных методов управления. Цезарь – гуманист и осторожный политик. Клеопатра деспотична, полна вероломства, мстительна и недальновидна.

В драме «Обращение капитана Брассбаунда» Шоу пытается доказать, что с кровавым и грязным миром империализма можно успешно бороться не прибегая к активному сопротивлению, только силой доброго примера и глубокой человечности. Для главной героини – леди Сесили, как и для Кандиды, характерно материнское отношение к окружающим; только в экзотических условиях Африки с ним соединяется полное бесстрашие. Леди Сесили равнодушна к опасности и не верит в нее. Она начинает добродушно болтать с пиратами, разбойниками, арабскими фанатиками – и моментально устанавливает с ними наилучшие отношения. В то же время леди Сесили – «реалистка», по терминологии Шоу. Эта наивная «святая» женщина прекрасно разбирается во всех эгоистических побуждениях и экономических расчетах людей. Попытка Шоу разрешить противоречия современности, создав образ благородной и смелой чудачки, покоряющей всех своей добротой, носит утопический характер. В реальных условиях колониальной борьбы и империалистического варварства ее попытки «всех примирить, все сгладить» были бы обречены на провал. Этой «африканской утопией» был завершен цикл «Пьес для пуритан», пронизанных отвращением к насилию и войне.


5. ПЬЕСЫ НАЧАЛА ХХ ВЕКА

В 1903 году Шоу создал комедию «Человек и сверхчеловек». Героиней он сделал буржуазную барышню, занятую ловлей жениха, и показал ее действия как служение жизненной силе, инстинкту продолжения рода. Так «женственная женщина» типа Бланш или Клеопатры превратилась теперь в своеобразное орудие прогресса. Главным героем пьесы, попадающим в сети энергичной соблазнительницы, становится молодой социалист Джон Теннер. В его истории Шоу хотел дать новый, парадоксальный вариант истории Дон Жуана. Шоу решил отнять Дон Жуана у обывателей и пошляков, превратить его из служителя любви в борца за справедливость, а заодно из соблазнителя в жертву. Шоу не изменил в этой пьесе своему великолепному остроумию. Он создал целый фейерверк парадоксов. Каждый из них – маленькое открытие: «Остерегайтесь тех, чей бог на небе!»; «Жизнь равняет людей. Смерть выдвигает лучших.»; «Если относиться к прислуге как к человеку, то не следует ее держать.»; «Семейный очаг – тюрьма для девушки и рабочий дом для женщины.».

Пьеса «Пигмалион» была написана в 1912-1913 годах. В этой пьесе Шоу использовал миф о Пигмалионе, перенеся его в обстановку современного Лондона. Парадоксалист не мог оставить миф неприкосновенным. Если ожившая Галатея была воплощенной покорностью и любовью, то Галатея Шоу поднимает бунт против своего создателя: если Пигмалион и Галатея античности вступили в брак, то герои Шоу ни в коем случае не должны вступать в брак. Непосредственная задача Шоу, как он всячески старался подчеркнуть в предисловии, - пропаганда лингвистики, и в первую очередь фонетики. Но это только одна из сторон интересной, многогранной пьесы. Это в то же время пьеса большого социального, демократического звучания – пьеса о природном равенстве людей и их классовом неравенстве, о талантливости людей из народа. Это и психологическая драма о любви, которая по ряду причин почти превращается в ненависть. И наконец, это пьеса гуманистическая, показывающая, как бережно и осторожно нужно подходить к живому человеку, как страшен и недопустим холодный эксперимент над человеком. Обаяние и незаурядность Элизы Дулиттл мы чувствуем уже в первых действиях, когда она еще говорит на нелепом уличном жаргоне. Только произношение отличает уличную цветочницу от герцогини, но Элиза не собирается становиться герцогиней. Это Хигинс в своем научном энтузиазме кричит, что за полгода превратит Элизу в герцогиню. Эксперимент не проходит безнаказанно: Галатея восстает против своего создателя со всей силой оскорбленной и негодующей души. Шоу сумел в своей пьесе осветить вопрос о социальном неравенстве людей. Образованная Элиза остается такой же нищей, какой она была, когда торговала цветами. Прибавилось только трагическое сознание своей нищеты и безграничного неравенства между людьми.


С 1913 по 1917 годы Шоу работал над большой и серьезной пьесой, которую даже не надеялся увидеть на сцене, так как наступил, казалось, конец «высокой драмы» и театры превратились в своего рода кабаре для солдат. «Дом, где разбиваются сердца» - самая печальная из пьес Шоу: в ней отразились все его раздумья и разочарования тех трудных лет. Это горькое, трагическое признание кризиса английской буржуазной цивилизации, острейшая насмешка над ложью и бесчеловечностью капиталистических отношений. Одно из самых значительных произведений Шоу, эта пьеса не теряет своего значения и при сопоставлении с тем лучшим, что было создано им в последующие годы, и знаменует начало нового этапа в творческом развитии драматурга.

Действие драмы происходит во время первой мировой войны. События развиваются в доме, принадлежащем бывшему шкиперу Шотоверу и построенном наподобие старинного корабля. В основе сюжета – история несостоявшейся женитьбы дельца Менгена на Элли, дочери изобретателя-неудачника, «прирожденного борца за свободу». Дом Шотовера не настоящий корабль, и все в этом доме оборачивается ненастоящим: ненастоящим оказывается и любовь. Капиталисты притворяются сумасшедшими, благородные и самоотверженные люди скрывают свое благородство, взломщики оказываются ненастоящими ворами, романтики – весьма практичными и приземленными людьми. Сердца в ненастоящем доме тоже разбиваются не по нестоящему. Читающий пьесу не удивляется, когда один из ее героев заявляет: «Англия это или дом сумасшедших?», В пьесе парадоксально все с начала и до конца. Парадоксальны мысли, которые высказывают ее персонажи в диалогах. Пьеса пронизана символикой, которая помогает глубже понять смысл, вложенный автором в образы. Новая манера Шоу, основы которой были заложены в «Доме, где разбиваются сердца», не ослабила его реалистических обобщений. Напротив, писатель явно искал все более эффективных путей выражения своих мыслей, которые становились на этом новом этапе не менее, а, может быть, более сложными и противоречивыми, чем в довоенный период его литературной деятельности.

6. ПЬЕСЫ 20-Х ГОДОВ

В начале 20-х годов Шоу пережил затяжную полосу разнообразных исканий, которые ощутимы в его пенталогии «Назад к Мафусаилу» (1921). Пенталогия обнаруживает ошибочное направление философских поисков автора, декларировавшего идеалистическую теорию «творческой эволюции». Шоу критикует современное общество, образы его в этой части пенталогии остроумны и реалистичны, но выход из того кризиса, который им отмечен в пьесе 1919 года, он искал на путях идеализма. Развернув обширную панораму истории человечества от Адама до ХХ века и дальше – до людей будущего, Шоу объявил, что спасение человечества – в продлении долголетия людей, которое будет возможно благодаря усилию человеческой воли.