Файл: 1.Античный театр.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2019

Просмотров: 437

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12


  1. :Античный театр: архитектура, драматургия, актер.



Античный театр - сценическое искусство Древней Греции и Древнего Рима в период с 6 века до н.э. по 4 век н.э. В это время возникли первые образцы постоянных театральных сооружений, театральных машин и декорационного оформления спектакля. Происхождение театра, девнеГреческого театра и драмы. Общая характеристика культуры, мифологии и драматургии в древней Греции. Театр, его устройство, спектакль и его эволюция. Греческая трагедия и комедия (ЭСХИЛ,СОФОКЛ,ЕВРИПИД,АРИСТОФАН), архитектура др.греческого театра, организация и стиль спектакля. «ПОЭТИКА»Аристотеля. Эллинистический театр. Менанд. Театр и драма древнего РИМА, происхождение и развитие. Театральные жанры Древнего Рима (КОМЕДИЯ, ТРАГЕДИЯ, ПАНТОМИМА, ЦИРК). Римские драматурги (паллиата: ПЛАВТ, ТЕРЕНЦИЙ, трагедии СЕНЕКИ) Театр классической Греции (V–IV вв.до н.э.). Театр эпохи эллинизма (IV–I вв. до н.э.). Римский театр и драматургия (III в. до н.э. – V в. н. э.).Сочетание природных, политических, социальных факторов, приведшие к расцвету культуры Греции. Особенности греческой культуры, превратившие произведения искусства, в том числе театра, в образцы для последующих поколений, начиная с эпохи Возрождения.==Мифология и зарождение искусства театра из культа бога Диониса. Греческий амфитеатр как художественное выражение жизни «города и мира». Эволюция и назначение его элементов. Взаимодействие актера и хора. Эсхил, как отец древнегреческой трагедии, поэт грекоперсидских войн и наследник Гомера (мифопоэтический тип трагедии). Трагическое у Эсхила. Софокл – создатель трагедии рока. «Очеловечивание» трагедии, введение в нее новых элементов (количество исполнителей, перипетии). Трагическое у Софокла. Творчество Еврипида. Трагедия в период кризиса афинской демократии. Снижение жанра трагедии до уровня бытовой драмы, преобладание в ней психологических и бытовых мотивов. Трагическое у Еврипида. Творчество Аристофана. Публицистичность, политическая на правленность и фольклорно-фантастическая основа его комедий. Тема 2. Общая характеристика периода эллинизма. Позиция искусства по отношению к социуму и отношение социума к действительности. Новоаттическая комедия Менандра – яркого выразителя эллинистического гуманизма. Сведение комедии до уровня бытовой и психологической драмы. «Поэтика» Аристотеля как первоисточник теории драмы и научный итог эволюции древнегреческого театра.Роль театра в культуре Древнего Рима (сатура, ателлана). Влияние греческого театра на римский. Гней Невий – создатель римской исторической трагедии (претекстаты). Плавт и Теренций – представители римской паллиаты (комедии греческого плаща). Народная комедия Плавта. Элитарная комедия Теренция. Рим времен императора Нерона и «трагедия ужаса» Сенеки, как отражение этого времени. Значение античной драматургии и театра для культуры и искусства последующих эпох. Античная драматургия.1.Древнегреческая мифология.2. Происхождение театра и его значение в древней Греции.3. Пьесы Эсхила и их постановки в античном театре. 4. Пьесы Софокла и их постановки в античном театре.5. Пьесы Еврипида и их постановки в античном театре.6. Комедии Аристофана и их постановки в античном театре.7. Комедии Менандра и их постановки в античном театре.Хор и его роль в древнегреческом хороводном театре.9. Устройство театрального здания в древнегреческом театре.10. Стиль древнегреческого спектакля.11. Эллинистический театр и «новоаттическая» комедия.12. Общая характеристика римского театра. Его сравнение с греческим.13. Комедии Плавта и их постановки в римском театре.14. Комедии Теренция и их постановки в римском театре. АНТИЧНАЯ ДРАМАТУРГИЯ:1. Эсхил. «Персы», «Прометей прикованный», «Орестея».2. Софокл. «Царь Эдип», «Антигона».3. Еврипид.: «Медея», «Ипполит».4. Аристофан. «Мир», «Лягушки», «Облака». 5. Менандр. «Брюзга».6. Плавт. «Менехмы», «Клад».7. Теренций. «Братья», «Формион».8. Сенека. «Медея». Фильмы об Античности сняты:1. «Эдип Царь» – реж. П.П. Пазолини.2. «Медея» – реж.П.П.Пазолини.. …….Сюжет и композиция поэм Гомера. 2. Общая характеристика творчества Вергилия. Сюжет и композиция “Энеиды”…. Особенности поэтики трагедий Эсхила (на примере «Орестеи»).2.Литературное новаторство Еврипида (на примере трагедии «Медея»).3.Поэтика комедии Плавта «Хвастливый воин»…… Древнегреческая трагедия.Происхождение традегии. Особенности композиции. Развитие трагедии от Эсхила до Еврипида. Основные темы трагедии и особенности их интерпретации у Эсхила, Софокла и Еврипида. Специфика трагического конфликта.Тема 2. Древнеаттическая комедия.Фольклорные корни аттической комедии. Эволюция комедии от истоков до Аристофана. Особенности построения комедии. Реальность и условность в комедиях Аристофана. Основные комедийные приемы Аристофана.Тема 3. Литература эллинизма. Новоаттическая комедия.Литература эллинизма. Внимание к частным проблемам, ориентированность на «бытовую» жизнь. Эволюция комедии в Афинах. Среднеаттическая комедия. Новоаттическая комедия (Менандр). Характеристика новоаттической комедии. Типовые сюжеты и герои. Основные актерские амплуа.Тема 4. Древнеримская комедия.Греческие образцы римской комедии и проблемы контаминации.Особенности комического в произведениях Плавта. Творчество Теренция……Древнегреческая трагедия.1. Устройство древнегреческого театра и театральных представлений.2. Происхождение древнегреческой трагедии и ее структура.3. Эсхил как «отец трагедии».4. Роль судьбы в трагедии Софокла «Царь Эдип». Особенности поэтической техники Софокла.5. Литературное новаторство Еврипида. Характеристика основных героев трагедии «Медея». Отличие мифа о Медее в трактовке «Еврипида» от традиционной версии.Занятие 2. Особенности древнеримской комедии.1. Основные этапы развития комедии в античном мире.2. Политическая и фольклорная основа комедий Аристофана. Принципы комического в древнеаттической комедии (повторение).3. Отличие новоаттической комедии от комедии древнеатической. Бытовой комизм новоаттической комедии.4. Влияние новоаттической комедии на творчество Плавта и Теренция. 5. Отличие подходов Плавта и Теренция к разработке сюжетов греческих комедий…..ТЕКСТЫ:Эсхил. Орестея. 2. Софокл. Царь Эдип. 3. Еврипид. Медея 4. Аристотель. Поэтика. Риторика.5. Аристофан. Облака. Лягушки.6. Менандр. Брюзга.7. Плавт. Хвастливый воин. Кубышка. 8. Теренций. Свекровь.9. Сенека. Федра. Медея….Происхождение трагедии. Структура древнегреческих трагедий.2. Особенности поэтики трагедий Эсхила (на примере «Орестеи»).3. Роль судьбы в трагедии Софокла «Царь Эдип».4. Литературное новаторство Еврипида (на примере трагедии «Медея»).5. Происхождение и структура древнеаттической комедии.6. Творчество Аристофана. Общая характеристика.7. Природа комического в комедиях Аристофана (на примере комедий «Облака», «Лягушки»).8. Тематика новоаттической комедии (на примере комедии Менандра «Брюзга»).9. Особенности римской литературы. 10. Поэтика комедии Плавта «Хвастливый воин».11. Комедии Теренция. Общая характеристика.12. Особенности драматургии Сенеки (на примере «Федры»)…. Особенности трактовки античного мифа в драме Ж.FП. Сартра «Мухи»… возникновения древнегреческого хороводного театра.Лекции: Античность-понятие Социальная маска- грим, прическа. Что надеть. Чел . себя настраивает. Дома смываем, становимся сами собой. Театр это самый живой вид искусства. Гомер –певец, поэт. Аид похитил любимую дочь Персефону(Деметра-мать Персефоны).Трилогии Аристея. Эсхилл- один из самых 1 актеров, композитор, постановщик своих трагедий. Трагедия Эсхилла «Персы». Орхестра – место для плясок. Хор в 50 человек, без Женщин. Алисистрат. Агамемнут- 1,2 часть. Афина считала что Богиня должна быть безупречной всегда. Ощутить древний язык Эсхилла. Греки пили вино на могилах усопших. Правило 3х актеров сохраняется до конца. Сафокл очеловечивает трагедию. Скен. Эффективный фасад. Играли только в масках . Эккиклемма. Перипетия- отклонение, оттяжка трагедии от прямой линии повествования, вроде все хорошо. Но. Медея из «Золотого Руна». Древнегреческие комедии Знать (Сафокл, Эсхилл, Аристофан, Еврипид). Архитектура древнегреческого театра, поэтика Аристотеля. Основные положения- его труд. Поэтика Аристотеля - основные положения. Эллинистический театр. 1 автор. Театр и драма древнего Рима. Комедии ПЛАВТа. Лекции: «Поэтика», «риторика» Аристотеля. Театр возник в составе религиозного действа, поэтому актеры в античности имели статус младших жрецов!!!! И не платили налоги. Прелпосылки возникновения драмы: Комедия, трагедия, драма сатиров (спутники Диониса). Драма возникает как элемент обряда. М.М. Бахтин. Во время карнавалов можно то, чего в простые дни нельзя (например, обжираться, изображ. Изобилие в будущем году. Дионис заимствован из малой Азии. 7-6 век ДО Н.Э. –культ облагораживания страстей Диониса. Великии и мАлые Дионисии. Тиран Писистрат. Тиран – как захватчик власти самостоятельно. Сделал много хорошего. Диферамбы в честь Диониса. Лирические хоры. Диалог между актером и ХОРОМ. Первым трагическим поэтом был ФЕСПИД, Первая трагедия была поставлена в 534 г до н.э. Он водил весь свой театр в повозке. Сцену заменяла палатка. АРАТОРИЯ- рассказчики не играют роли , а просто поют. Хорифей/Корифей – руководитель хора. Актер уходил и приходил, а хор оставался на месте. Рассказывает о событиях. Актер не пел, а декламировал стихи. Актер придавал динамику. Трагедии писались на реальные события. Фриних. 2й – 494г.- взятие Милета. Написал трагедию «ФИНИКИЯНКИ» Трагос=козел, оде=песня. За трагедией- мифологическая комедия. Хор изображает САТИРОВ, Сатирова драма. Поэт Пратин из Флеурта. Хоры в честь Диониссия, а не Одраста. 6-5 век – традиции укрепляются в Афинах. Трагедия началась, когда начались проблемы. Осмыслять. Пьесы приобретают идеологический характер! Тетралогии – 4 части, шло 8 часов. Праздники Диониса. Антрактов не было. Хор со сцены не уходил. ЭСХИЛЛ- древнейший драматург, чьи пьесы до нас дошли. Написал 90 пьес!!! Сохранилось 7 (525-456гг ) ЭСХИЛЛ (45 лет),СОФОКЛ, (16 лет) ЕВРИПИД(только родился) СВЯЗАНЫ датой 480 г. Было морское сражение. Греки нанесли Персам поражение. Битва при Соломине. Эсхилл участвовал. Софокл приветствовал возвратившихся. Пел в хоре мальчиков, которые пели оды победителям. Еврипид родился в этот день! Эсхилл в состязаниях драматургов сражался с Софоклом. Они конкурировали друг с другом. То один побеждал, то другой. Смерть Эсхилла: орел принял лысый череп Эсхилла за камень и скинул на него черепаху и проломил череп (считается анекдотом)


7 трагедий: трилогия «Орестея» и 4 отдельно. Самая древняя пьеса «ПРОСИТЕЛЬНИЦЫ» (умоляющие)- главные героини – дочери Даная. До нас дошла первая часть. Данаиды бегут из Египта и просят помощь у Царя Аргоса. Они не хотели выходить замуж за сыновей Египта. 1й раз Аргос их не выдал, а потом пришлось отдать. Все Данаиды, кроме одной, убили своих мужей. Они в царстве Аида наполняют бездонную бочку в наказание___. Пьеса начинается с выхода Парода (Хора). Антракта нет. Диалог между 1мактером и хором. Есть 2й актер, но роли его маленькая. Аргос- царь демократический, не решает ничего, не спросив у народа. Данаиды имели отвращение к браку, поэтому и бежали. Гиперместра- та, которая мужа не убила.

Трагедия «ПЕРСЫ»- самостоятельная пьеса, законченная, не трилогия. Начинается выходом хора. Хор старейшин. У них плохое предчувствие. Им посылают дурные сны, обманчивые. При Соломии персы были разбиты – пришла такая весть. Хор вызывает из могилы тень отца КСЕРКСА, царя Дария. Он предвещает поражение Персов. Конос- совместный палач. Следущая часть пьесы. Играли в масках. Мимику не развивали. Все эмоции были написаны на масках. Они сильно жестикулировали и занимались ДЕКЛАМАЦИЕЙ. Эмоции с каждой сценой все нарастают и нарастают. О событиях больше рассказывают (монолог), чем их обсуждают (диалог). Присутствует фантастика, патриотические, гражданские нотки. В «Персах» хор не играет такой яркой роли, как в «просительницах». Нои актеры еще не главные герои. По прежнему отвечали хору. «7 против Фив» - сохранилась только последняя часть. Фиванские циклы мифов. Связано с проклятием Эдипа. 1я часть:Лаи.2я:Эдип. 3я-семеро против Эдипа, затем драма сатиров «Сфинкс». Царь Лаи-родовое проклятие= Ему было суждено убить своего отца и жениться на своей матери. Эдип-сын, Лаи-его отец. Эдип был воспитан чужими. Отца убил на дороге, защищаясь и не зная, что это его отец. Ему предложили жениться на вдове Лаила. Он женился, не зная. Что это его мать. Узнав правду, его мать себя убила, а он выколол себе глаза, что бы этого не видеть. Скитался нищим до смерти.____Софокл изображает богатство и величие, с другой стороны – его слабость и беспомощность – мотив трагической войны. Без вины виноватый. Тема ЭДИПА изображена и в его последней трагедии «Эдип в Колоне». Колон- родной город Софокла. Последняя тема родилась из того, что Софоклу уже было 90 лет! Он судился с сыном. В 1м «Эдипе» мнение Богов было неизвестно, а во втором – Боги признали его невиновным. Дочь сопровождала его всю жизнь. Здесь на редкость дано описание пейзажа. Обычно в трагедиях этого не делали. Это одна из самых лирических трагедий. Идет размышление о старости. ___ «ЭЛЕКТРА» похожа на «ОРИСТЕЮ» ЭСХИЛЛА! Здесь права отцов и матерей уже не решаются. Отцовство крепко укоренилось. АНТИГОНА открыто протестует об убийстве отца. Её угнетают. Она спасла Ореста. Хрисофемида, младшая сестра Электры. Трагическая ирония. Орест Электре дает прах и говорит, что это его прах Она оплакивает, не зная, что он стоит перед ней. «Филатет», «Трахинянки» - еще 2 трагедии.---«Филактет» - из торянского цикла. Филоктета укусила змея, его рана гноилась и его с корабля высадили на острове и дали лук Геракла. Что бы победить Трою нужен этот лук. За луком приехал Одиссей и его сын Пир. Его хотят заьрать хитростью, добровольно Филактет его не отдаст. А силой забрать его нельзя= проклятье. У Пира это получается, но его мучает совесть и он все ему рассказывает. Хочет увезти его домой. Рана у него не прошла. «Тэос-экс-машина» - внезапное решение проблемы. Изначально там вмешивались Боги. Перево- «Бог из машины» Геракл решил, что все уедут в Трою, Троя падает, рана Филактета исцеляется. Поднимается вопрос Софистов- можно ли научить добродетели.___ «ТРАХИНЯНКИ». Про смерть Геракла и Деяниры. Город Трахир- хор изображал жительницу этого города. Геракл из подвигов привез пленницу, Деянира ревнует к Любовнице. С помощью туники в крови кентавра хотела вернуть любовь, но она была отравлена. Он был отравлен, а она покончила с собой. На самом деле он ее не любил. ___ Считалось, что Боги – это благо , а в мифах не всегда. Это создавало трудности Софоклу и Эсхиллу. Софокл говорил, что Боги делают плохо для прогресса. Эсхилл, что дела Богов неисповедимы. Характеры Софокла более мягче, человечнее, более сложные! У Эсхилла болеестатичные и односторонние. Софокл уделял женским характерам много внимания, в отличие от Эсхилла. Патриархальная система у Софокла читается. Перед героинями вырастает препятствие, кульминация. Катастрофа, трагическое разрешение конфликта.___ Хор уже не самый главный!+3й актер. Софокл завершил формирование трагедии как жанра.. «АНТИГОНА» -саый яркий как жанр. Эсхилл – герои – страдающие титаны. Софокл – более реальные люди . Софокл одержал наибольшее количество побед со своими трагедиями .Никогда не проигрывал. (;80-406гг) .Эврипида ценили меньше, чем Софокла. Про него знаем из анекдотов (Еврипид). Говорили, что он бедный, но вряд ли- учился у того кто брал много денег. Был образованным, избирался на госуд. Должности. Еврипид говорил, что в Афинах много ненужных люде: богачи думают о своем богатстве- бедняки завидуют и очень опасны!!! Город держится на ремесленниках и крестьянах. О рабах писал, что они не хуже свободных, если не лучше. По природе люди равны, не равны по законам. Это пошло от софистов, Еврипид поддерживал. Но не был он против рабства, но хотел послабления. Большое внимание уделял семье. Корил греческую семью. У женщин прав не было. До брака супруги друг друга не видели. Женщину могли вернуть если она не понравилась. Женщины всегда сидели взаперти. Возвращается к теме мести женщин своим мужьям. Есть моменты где он плохо пишет о женщинах ,есть, где она наравне с мужчиной, а есть где превосходит. О Богах писал: чаще плохо. Еврипид был третьим по возрасту драматургом, не пользовался популярностью, стал популярен в период эллинизма, считалось, что есть и 19 трагедия, но доказано, что она ошибочно ему приписана. (470-406 до н.э )Главный соперник Софокла, но редко его побеждал. Драматические новшества. Более 20раз участвовал в соревнованиях. В 5ти случаях занимал 1 место (последний раз- посмертно). У него часто рабы по нравственным качествам не уступали обычным людям. Веру Афинян в Олимпийских богов не разделял. Самая главная трагедия «МЕДЕЯ». Трагедия «ИППОЛИТ» - 2 редакции трагедии. Сам миф об Ипполите и Федре распространен. По мифу, Федра- жена Тесея(убил минотавра) влюблена в пасынка Ипполита. Ипполит избегает любви женщин, любовь ему не интересна, он увлечен охотой. Приносит жертвы Артемиде а не Афродите. Федра открывается Ипполиту, но тот ее отвергает тогда Федра оклеветала его перед его отцом. Посейдон (отец Тесея) насылает чудовище (бык-символ). Ипполит на своей колеснице разбивается (кони испугались быка). В 1й редакции она сама открывалась. Развращенная женщина, кончала жизнь самоубийством, публика сочла безнравственной. Во 2й редакции (428г) Федра более благопристойна, несчастная женщина, которая нив чем не виновата. Афродита показана как завистливая женщина. Которую обижают, собирается отомстить. Насылает на Федру приступ страсти. Она мучается от любви, но пытается бороться с ней. Примерно она ровестница Ипполита, молодая. Еврипидом очень красочно развернута картина любовных мучений. Ипполит отказывает. Ей тоже, что бы спастись надо оклеветать пасынка. Тесей проклинает. Ипполит погибает. Плоскость трагедии смещена в область Богов. Все больше удел людей- пассивное страдание. Трагедия «ГЕРАКЛ» - похитил из ада пса Цербера. Завершил своё последнее 12е издание. В его отсутствии тиран Лик хочет казнить его семью. Они уже ждут казни, ты в погребальные одежды. В последний момент появляется ГЕРАКЛ, убивает Лика, спасает семью. Появляется Богиня безумия, которую посылает Гера, ненавидящая Геракла. Он в припадке убивает своих детей, которых спас. Безумный припадок описан с медицинской достоверностью!!! Его друг Тесей уговаривает его этого не делать – воля Богов. Приходит к выводу: человек должен стоически переживать.---О страданиях написана трагедия «ТРОЯНКИ». Судьба Трои после ее взятия. Остаются только женщины которые ожидают решения победителей. Ряд эпизодов: Царицу Гекубу и 1 ее дочь Кассандру берет Агамемном. Полинсену и гроба Ахилла приносят в жертву. У Андромахи отнимают сына и сбрасывают с башни. Гекуба обвиняется во всех бедствиях, Менелай забирает ее, пленных троянок ведут на корабли. .__Трагедия «ЭЛЕКТРА». Посюжету написана как и у Эсхилла, очень отличается по разработке. Эсхил доказал, что Оракул Апполлона был прав. Для Софокла это не тема, а априори - не обсуждается, а Еврипид отвергает – он категорически не прав. Даже Боги признают это. Ряд изменений: Электру мать выдает за простого крестьянина, который только на словах ей муж. Крестьянин был благородный, перед хижиной, под предлогом, что Электра рожает, завлекает ее мать и убивают ее. Любящая мать, которая беспокоится за судьбу дочери. Не столь отвратительна. Появляются братья Деоскуры. Электра и Орест обещают им хорошее будущее каждому. Все больше увлекают сказочные мотивы. Неожиданные повороты сюжетов. «АНДРОМЕДА» (не сохранилась), «ИОН»- о похищении и вновь найденном ребенке. Вырастает при храме- храмовый прислужник. Сын Апполона. Хотела отравить сына. Богиня Афина окончательно разъяснила его имя. Теос-экс-машина. __-КОМЕДИЯ. Шли, исполняли песни фаллического характера, в честь праздника плодородия. Злободневное действие. «Комедия» - термин до конца неизвестный. Песня Комоса (ватага гуляк). Ватага сельских жителей после пирушки шествуют и распевают песни (хулительные) Совместное пение. Синтетический театр (совмещ.)Комод -ударять. Пение (музыка) и декламация. Аристофан в комедии грубоват, но себя таким не считал. Шутки между полов, секс. Жизнь, физиологические процессы. Комедии на злобы дня. Избирал актуальные темы. Актеры не рисковали их играть, боялись гнева сильных мира сего. Клеон в комическом виде, но был сильный политик, никто не хотел играть, Аристофан сам играл. Писательская деятельность продолжалась примерно 40 лет. (427-388гг до н.э.) Написал44 комедии, сохранилось 11. Все переведены на русский. Первые комедии – отношение о Пелопонесской войне и антивоенные. Был против войны в Греции. Их главный враг- Персия. Сочувствует ремесленникам и земледелам. Первая дошедшая комедия - «ВСАДНИКИ», до этого была «ВЗЯТКА», имена в пьесе –говорящие, ДЕМОС-народ, так зовут старика -главного героя. Самые ничтожные на карнавале становились самыми уважаемыми. Из чего состоит комедия. Агон- центральное место комедии. Комический хор состоял из 24 человек (в трагедии 12), иногда разбивались на 2 полухора, устраивали противоборство. Начинается: пролог, давалась ЭКСПОЗИЦИЯ, где герой хочет исправить ситуацию, слишком фантастически. Парод – хор со свалкой выбегает на сцену, всегда пляшет и шумит. Агон- центральная часть комедии. Герой и его противник ступают в перебранку. Каждый отстаивает свою позицию. Парабоса (марш) – не связан с сюжетом, это обращение хора к зрителям, они хвалят своего героя. 2 части. 1я – говорил корифей хора. ХОРОШО ОТ СВОИХ,ПЛОХО О СОПЕРНИКАХ!!! Говорил от имени автора. Хор марширут в это время. Хор проговаривал маленькие стихи на одном дыхании, 2я – оды, эпиграмма. Делились на 2 полухория. Эксед – конец. Афиняне по жребию назначались на должности. Комедии: «Ахарияне», «Мир», «Лизистрата», «ПТИЦЫ». Творчеством АРИСТОФАНА закончилась эпоха расцвета афинского полиса. Виден переход к традиционной средней комедии. Комедия «Плутос» носит бытовой характер. Последняя из известных комедий – «Элосикон» - не было хора «Кокол»- много насилия. Средняя комедия до нас не дошла. Отдельные фрагменты. Было 57 авторов таких комедий. Был ряд бытовых комедий. Имена. Говорящие о профессии, «Характеры» Паросит(прихлебатель), «ОБЛАКА2. Антифан и Алексид – самые известные 607 произведений. Дошли названия и фрагменты. НОВАЯ АНТИЧНАЯ КОМЕДИЯ. Ко времени Македонского. Эпоха эллинизма. Фантастические и политические элементы уходят. Монархи. Критика власти становится небезопасной. Эпоха становится более стабильной. Бытовая комедия. Издевка над гражданами сведена к минимуму. Высмеивается не человек,, а порок как таковой, новая комедия показывает отношения между людьми, всем понятные. Хор отсутствует если есть, то исполняет между актами – всего 5 актов, песни или отдельно от сюжета пьесы. Комедия понималась, как воспроизведение жизни (частного быта) . Трагедия о превратностях героической судьбы. Произведения, не связанные с опасностью обыденной жизни, бытовая драма/реалистическая. Мир семьи и интрига всегда на любовном приключении. В основе- схема волшебной сказки. Герой- влюбленный юноша. Цель- устранить препятствия, мешающие его любви. Показывалась новая версия брака, брак по любви! Шли наперекор, до этого – по расчету, со стороны девушки тут наперекор, сын. Девушка - чаще рабыня без родителей. Волшебства как в сказках не было,сам юноша не мог решить сои проблемы, мог только страдать и переживать. Ему помогали: хитрый раб – пройдоха. Раб выманивает деньги , ДУРИТ ВРАГОВ, финал –Не только торжество любви, но и законный брак. Жениться на рабыне было нельзя, ее надо было освободить, чаще сего опять Теос- экс-машина – счастливая случайность. Мотив покинутого, а потом найденного ребенка. Плавт- представитель (Рим), действует набор масок, устойчивые типажи. Юноша – страдает, любит. Капитан- хвастливый воин. Сводник- жадный, бессердечный старик, Отец- молодящийся старик . жена – упрямая и сварливая. Только старики и молодые. В наперсницах у невесты:Гетера, которая тянет на себя юношу, кормилица. Ученый шарлатан Повар. Богиня случайности-Тихо/Тихе. Кроме Менандра: Филимон и Дефил. Менандр: «БРЮЗГА» («Щит семионец» и «Ненавистным» КАНТАМИНАЦИЯ – собрание сюжета из разных пьес. Римская литература 3в.до. н. э. молодая. Первые римские драматурги, в принципе, греки. ЛИВИЙ АНДРОНИК – первый драматург, умер в 204 г .до н.э. Первая драма датируется 240 дон.э. после окончания войны был праздник, введены драмы греческого образца. ЛИВИЙ – грек, его пьесы ввели, АНДРОНИК был учителем, писали одновременно, первый изучали «ИЛЛИАДУ», а ЛИВИЙ – «ОДИССЕЮ». Перевел на латынь (первый художественный перевод в мире!) с 240г. Работает для римского театра. Пьесы берет из Троянского цикла. Основа трагедий шла отсюда, римская драма была в стихах, актеры декламировали и пели. Состояла римская трагедия из арий и диалогов. Сохранялся греческий сюжет. Актеры одеты в греческие костюмы. Тогата (римская одежда) появилась позднее, ее уже нсили. Древние трагедии сейчас неподходили – слишком злободневныю Дней НЕВИЙ – работал между двумя войнами. Делал издевки на политических деятелей. Его изгнали. Позжеон про такое не писал. Использовал КОНТАМЕНАЦИИ (собрание сюжета из разных пьес!») Писал не только комедии, но и трагедии. Фабула претисктаты (одеты в римскую одежду). Полоса на одежде была у сенаторов, жрецов. Драмы на греческий манер. Римские фигуры так не подходили, как греческие. НЕВИЙ создал эпос о первой КУНИЧЕСКОЙ ВОЙНЕ, начал с Троянской войны. Он создатель Римского Героического Эпоса!! ВАРОН выделил 21 трагедию. Целиком дошли 20- а 1 –частями. Для Плавта характерна Буффонада. Прологи выдержаны то в серьезных, то в веселых тонах. «Псевдол или раб» Балион (имя) – гнусность и низость. Слово стало оскорбительным. Композиция у него свободная. Комедия «Стих» - свободная композиция. Комической интриги нет. Основывается на отдельных моментах. «Хвастливый ВОИН» - КОНТАМЕНАЦИЯ присутствует! Все завязано на любовных слабостях . «Канат» - обработка комедии Дефила Серьезный пролог. «Минехмы» (имя) – близнецы. Переделал Шекспир (комедия ошибок, у него еще была пара слуг - близнецов. В Риме так же как и в Греции, все театральные действа были связаны с играми На государственных играх ставились драматические произведения в обязательном порядке. Римские игры- сентябрь. Плебейские игры- ноябрь. Мегамцейские (в честь культа великой матери) - апрель. Аполлоновы игры- июль. В конце апреля с конца 2 века – игры Флоры. Мимические представления. Уходило около 50 дней. Были и внеочередные /частные игры. Гладиаторские игры, циркачи. Не весь Рим был театралом. Предпочитали зрелищность. Бесплатное посещение. Выбор пьес, найм актеров, оборудование – этим занимался распорядитель игр. Магистрат от своего имени мог дать понравившейся труппе вознаграждение. Театральные сооружения имели временный характер. Зрители стояли. Богатым их рабы приносили кресла. Впервые в 146 г до.н . э. строили на все игры деревянные сооружения. Потом сносили. В 55 г. До.н.э. построили каменное здание Тей Помпей. В 67 г .до н.э. появились места для всадников. Римская эстрада была выше греческой. Соединялась орхестрой – два боковых спуска! Партии актеров делились на тех, кто пел и кто изображал игру. Актеры были только Мужчины! А мимы могли быть и женщины. В Риме были социально низки. В актеры шли бывшие рабы. Трагедии носили название «претикстаты». Актеры были одеты в претикстату. Первый крупный трагик – АКЦИЙ – (170 -90гг до н.э.) обилие риторики. Напоминали состязание ораторов! Старался делать пышные постановки! Изображались кара богов и т.п. Трагедия «Брут», восстание, свержение римской империи и создание республики. Его трагедии долго держались в репертуаре, после его смерти утратили популярность. ---Римская тематика проникает в комедию. Действие на улицах маленьких городков. «КОМЕДИИ тАВЕРНЫ», изменяются типажи и сюжеты. В Италии женщины вели белее свободный образ жизни, про них чаще писали в романах. (женские) Названия говорили сами за себя. Любовь на фоне бытовых отношений. Социальное несходство, родители против, мнимые подозрения. Все завершилось хорошо. АФРАНИЙ пользовался популярностью 2 в до н.э. ТИТений (2в – 1век до н.э ),Атта. ---АТЕЛЛАНА – кОМЕДИЯ ПОСТОЯННЫХ МАСОК, Была популярна, ФАРС. 4 маски. Дурень (макк), старик (Пап), Досен (ученый-шарлатан), обжора (букон). ---Старший СЕНЕКА. Представитель нового течения. Родился за пару лет до начала НАШЕЙ ЭРЫ, Умер в 60-егг.н.Э. (в 65г – вскрыл вены_) Большой любитель декламации. Ораторы учились декламации, выступали натрибунах. Луций Анный СЕНЕКА – новый стиль. :стремление и порывистость. Старый стиль: длинные речи, строгость, размеренность. Это было как в ораторстве, так и в драматургии. Родился за несколько лет до начала нашей эры. Не все сохранилось. Дошли моральныеписьма к Луцилию, поэтические произведения, эпиграммы, 1 сатира, 9 трагедий. Послееврипидовская комедия – в сторону внешнего драматизма, поэтики, риторики. В основном – для чтения. Не сценографичные трагедии. Написаны в декламационном стиле. Пьесы : 1.«МЕДЕЯ»2. «ФЕДРА»3.»ЭДИП»4. «Неистовый ГЕРКУЛЕС» 5. «ТРОЯНКИ», кровавые фигуры – неистовые, страстные. Тиран-страдалец. В мученичестве все – и мужчины и женщины. Женщины мужеподобны( с мужской душой), если Даянира у Софокла- Женственна, то у Сенеки- как Медея. Композиции: не стройны, ряд эпизодов. Отдельные ситуации, сцены высокого пафоса, остальные –для связи. Убийство и самоубийство – о них не только говорят, но они выносятся на сцену. ДОДОИЗМ- примитивное искусство.----Лекции: Эсхилл-отец драматургии. Театр для древних греков был не искусством, а гражданским долгом. Эсхилл появляется когда общество переходит от родовой общины к рабовладельческому строю. Первые актеры – не профессионалы, а доброжелатели. Первая трагедия- «ПРОСИТЕЛЬНИЦА». Эсхилл- актер, постановщик, драматург. Устройство театра- полукругом, как амфитеатр. Он был под открытым небом. Орхестра (КруГ)- место для плясок. Первые трагедии рассчитаны на огромный состав хора- до 50 тысяч человек. В спектаклях женщины не участвоали. На комедии не ходили. Хор- главное действующее лицо. Достоинства драматургии Эсхилла в том, что он показал современность, не мифы. Трагедия Эсхилла «ПЕРСЫ» о персицкой войне, глазами побежденных! Музыкальное сопровождение предпочиталось под звучанием АГЛОСА-флейты, т.к. она звучала в унисон с актерскими голосами. Афина создала флейту. Отдельные районы Афин устраивали состязания в постановках, которые длились 3 дня. АРИСТЕЙ- написал трилогию 1)Агамемнон, 2) Хофорэ (жертва у гроба)3) Эвминиды. Трилогия связана с событиями Трои. Эсхилл говорил: человек не властен над Богом. Софокл очеловечил театр. Перепетия- отклонение от прямого развития действия. АЛКЕСТА-ДРАМА, ЕВРИПИД показывает людей такими, какие они есть. Это главное отличие Софокла от Еврипида! --Парод(ударение на а!) – проходы между сценой и амфитеатром. Становится классическим при софокле. Эпизоды- игра актеров. Стасим- стоячий хор. Правило 3х актеров появляется при Софокле!. Протагонист- 1й главный актер. Детерогонист- 21актер. Тритагонист – 3 актер. 5 в. До н.э. – пик развития. Трагадия. Комедия – коше- деревня, ода-песня. Актеры были не профессионалы, но те, кто сумал выделиться, имена вырезали на камнях, скалах! (Феласкали) Высекались имена драматургов, постановщиков. Дистиша- типа лифт, поднимающий актера. В комедии 24 участника хора! Хор в комедии делится на 2 части! АГОН (спор) – хор должен демонстрировать спор. Одна часть поддерживает одну сторону, другая –другую. ПАРИБАСА- прием, непосредственное обращение к зрителю!!! Четкая симметрия- если звучит песня, то должен быть ответ на эту песню! Эпирема- присказка. Ант- противоположный. Возвышенный пафосный стиль –у драматич. Трагич. Актеров. АКТЕР ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ СИЛЬНЫМ ГОЛОСОМ!!!Костюм жреца –Хитон, в зависимости от цвета определялся социальный статус. В Комедии одевались смешно – откляченный зад – горб! Аристофан в своих спектаклях ВЫСМЕИВАЛ СВОИХ ВРАГОВ! «ВСАДНИКИ» - в этой комедии нет интриги- здесь он высмеивает Софистику и Сократа! Сократ высмеивается в комедии «ОБЛАКА» как безбожник!!!! Т.к. Аристофан был приверженцем старины, а Сократ – наоборот!!! В это время крепнет Македония и совершает поход на Грецию. Эленско-римский период.Фортуна-богиня. Все поняли, что трагедия не нужна, люди становятся материалистами. Театр комедии видоизменяется. МЕНАНД -автор комедии!!!! Главный сюжет комедии- любовь, обязательно интрига. Комедия делится на 5 актов. 12 акты- завязка. 3 акт- кульминация. 4,5- развязка. 3 век до нашей эры! Актеры становятся профессионалами!!!!Появляются школы, обучающие актерскому мастерству!!!! Театр- место где собиралась Греческая нация.Во 2 веке до н.э. Грецию завоевывают. Использовались 4 основные маски: 1. Макк – герой-любовник, любил молодых. 2. Пап – старик с отвислыми губами. 3. Буккон – человеконенавистник. 4. Досен – сноб. АНДРОНИК переводит на латинский язык с греческого, перевод не очень хороший, но первый переводчик. ГНЕЙ НЕВИ- римский драматург! Претекстата – жанр от названия костюма. Паллиата – комедия римлян, распространяюш\щая на греков греческие традиции. Участвуют греки. Самым востребованным в Риме был Цирк!»!! МИМЕСИС –подражание!!! Аристотель –учитель А. Македонского. Он подвел итог греческого наследия. «ПОЭТИКА» - труд Аристотеля. Он начал осознавать красоту как форму вещей. Материалистический подход. У другого красота- это добро!!! Лирика и эпос свойственны драме по мнению Аристотеля. Трагедия Аристотеля= подражание чему-то вечному!!! Показана с помощью речи , но не рассказана Фабула- Содержание!!!трагедии! Главное герои должны быть не идеальны, но не порочны. Хороший человек, совершивший ошибку вызывает сожаление. Главное в трагедии – переход от счастья к несчастью. Катарсис- очищение человека под средством страха и сострадания. Аристотель - первый сформулировал этот термин, но КАТАРСИС был всегда. Еврипида обвиняют, что он разрушил таинство трагедии.______ КРАТКО: ЭПОС. Лирика. Героический эпос(поэмы «Илиада и Одиссея)!!Дидактический (поучительный) эпос. Обрядовые игры=рождение Драмы! Сатировская комедия! Средний жанр. Обрядовые игры богам. Покровителям земледелия (Деметре). Культовая драма. Ряженые (бык, козел)Диффирамбы. Каранавально – сатирическая комедия. ТРАГОС- (козел, ода- песнь козлов). Сатиры-шутники Диониса. Комос- шествие толпы ряженых. Феспид (6 век до н.э.-первый античный поэт! Его нововведения- главное- Феспид выделяет 1го актера(Гиппокрит-ответчик) Диалог- хор-актер. МИМЫ- подражание, воспроизведения, МАСКИ –горе-воин,шарлатан, простак, дурачащий всех. Песни Комоса и Мимы – главные истоки древней античной комедии.Политические по содержанию. Феста-534 г до. Н.э.- первая постановка на празднике Великих Диониссий = год рождения мирового театра! Ателлана из обрядовых сельскохоз. игр. Аристофан – нападки, ВЫСМЕИВАЛ врагов (Сократа как безбожника), -комедии «Пирующие», «Вавилоняне», «Всадники», «Облака», «Мир», «Осы», «Птицы». «Мисистрата», «Лягушки». ---ЭСХИлл «Прометей», «трилогия Орестея» – отец драматургии, актер, постановщик, драматург. Театр- гражданский долг. От родовых общин к рабовладельческому строю. Актеры- не профессионалы. Трагедии «Просительницы», «Персы». Софокл очеловечил театр, при Софокле правило 3х актеров(Протагонист, Девтерагонист и Тритагонист). Комедии -24 участника хора делились на 2 части. Все из зажиточных семей, из знатного рода, с хорошим образованием. Пролог – завязка действия. Парод – песня, вступая на орхестру. Чередование- диалог частей. Заключение трагедии – эксод –песня где хор покидал сцену! Гиперхема- песня хора в кульминационный момент перед катастрофой. Компосы- совместные песни, плачи героев и хора. Монолог героев, трагедия обычно состояла из 3-4 эписодиев, и 3-4 стасимов(строфы и антистрофы). Софокл – победа над самим Эсхиллом. 7 трагедий дошли до нас. «Антигона», «Царь Эдип», «Эдип в Колоне». Аристофан – единственный, чьи произведения не во фрагментах до нас дошли.____АРХИТЕКТУРА театра: полукруг- под открытым небом. Орхестра – круг для плясок. Хор-главное действующее лицо (флейта), на утрамбованной площадке- орхестре ( от глагола «орхомай» - танцую. Вокруг зрители по склону холма-до 17 тысяч человек . Состязания в постановках -3 дня. 3 главные части: орхестра, театрон- места для зрителей от «глагола» -теаомай – «смотрю». Размер театра- 11-30 метров. Схена- по касательной окружности орхестры. Передняя стена скалы – ПРОСКЕНИЙ. Пароскении – боковые строения (места для храма и декораций и др. театрального имущества. Проходы- пароды, техники – по ним зрители сосредотачивались на развитии действия, на судьбе героев, а не внешних эффектах. Хорошая слышимость (сосуды резонирующие –монета)! В ранних трагедиях Эсхилла декорации представляю т собой массив деревьев. Сооружения – алтарь в.., гробница (В «Персах), скала в «Прометее», божества –на машинах, не скрывали веревку, крюки! Расписные декорации :дворцы, сады!---- Древнейшие театр. здания – театр Диониса в Афинах. Охестра- терраса, никаких каменных сидений, стояли. Входит в обиход сценическая живопись, развитие сценических приспособлений. ----------Поэтика «Аристотеля». Катарсис-термин сформулировал Аристотель- А Еврипида он обвиняет, что он разрушил таинство трагедии. Мимесис- форма искусства- подражание, но не копирование формам бытия. Ученик Платона- материалист. Вопросам теории и практики посвятил свой труд«Риторика», «Поэтика» о сущности красоты с добром. Искусство помогает людям познавать жизнь, из форм поэзии выдвинул трагедию. Аристотель – освободить вредные страсти, раз они существуют, опустошить –нельзя загонять их внутрь. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДЕЛИЛ КОМЕДИЮ НА АКТЫ. Историческая эпоха(Птолемей 2й) -МЕНАНДР- АВТОР КОМЕДИИ, комедии делятся на 5 актов.1,2-завязка,3-кульминация,4,5-развязка. Профессиональные актеры- школы мастерства!!! Маски- герой- любовник, старик с отвисшей губой и т.д. Комедии «Льстец», «Привидение», «Клад». Новая комедия-изменение стиля игры. 9 масок мужских, 17-ж ролей, 11 –юноши7-рабов (больше оттенков эмоционального состояния). Актеры- уважение, неприкосновенны. ХОР – отсутствовал уже!! 40 тыс. зрителей- МИМЫ были и Женщины!! Флейта. Пантомима. Менандр –самый известный драматург! «Третейский суд», «Отрезанная коса», «Невидимый» (гетеры, богатый язык, стиль), «Угрюмец» -100 пьес.----РИМ –пантомима-драматиз.танец, театрализованное сюжетное представление с обязательным драматургическим конфликтом. Содержание передается жестами, мимикой, пластикой, и другими средствами театра и цирка с использованием акробатики, клоунады, эксцентрики, конных и балетных групп, феерических эффектов, батальных сцен. Иногда небольшие диалоги, монологи. Искусство народных обрядов известно со времен древ. Греции, Рима, упрочнение рабовладельческого строя пришло из из ярморочных балаганов, народных театров, это игровая форма, от греч. «выражать». Цирк- долины Рима превращаются в Иподромы. «Большой цирк» самый большой. Форма овала- арена от лат. «Круг» длиной более 500 м и шириной 80м. Победителям возницы- деньги и дорогие подарки. Цирковые лошади из лучших пород. Столы с зажаренными быками. В отличие от новейшей пантомимы –Римская сопровождается словами. Движения жестов для иллюстрации. Арии, монологи. Колизей-амфитеатры. Как бы движеие живых картин+выразит. Костюмы, маски. Пилат и Вафил-знаменитые пантомимы. Со 2 века-Женщины в пантомиме. Эротика оттуда.---- ГНЕЙ НЕВИ-РИМСКИЙ ДРАМАТУРГ- его стихи Сатуры, драмы эпические! Поэма «Пуническая война»( описал Пунические войны — войны между Римом и Карфагеном (264 — 146 г. до н. э.) (государством пунийцев) за господство в Западном Средиземноморье в 3–2 вв. до н.э. ... ПАЛЛИАТА_КОМЕДИЯ РИМЛЯН, опирается на греков и греч. Тардиции.Участвуют греки.В Риме цирк самый востребованный, Государсв. Праздники в сентябре в честь Юпитера, Юноны и Минервы, праздник плебеев. Празднество Сатурна! Сельские праздники в сборе урожая Социальная борьба. Хозяин –антерпренер Главные роли, Женщин нет! ВАЖНОЕ СОБЫТИЕ-ПОЯВЛЕНИЕ ПОСТОЯННОГО ТЕАТРА ИЗ КАМНЯ (55 г до н. э.)!!! Существовала форма примитивных зрелищ-Сатура-основа для нее мимические танцы плясунов, диалог, пение, танцы, музыка, драмат. Сценки бытового и комического характеров! РИМ- так же от обрядовых игр –Сатурналии. Драмы у греков- Ливий АНДРОНИК(235г). Тит ПЛАВТ ПРОДОЛЖАТЕЛЬ ДЕЛА НЕВИ, когда Рим стал сильнейшим государством! ПЛАВТ самый блистательный представитель Паллиата. Плавт сочуствовал плебеям, любимый персонаж - хитрый раб помог молодому хозяину в любовных делах. СЕНЕКА-философ.------САЙТ------Театр античности и Средневековья------Весь мир – театр, а люди в нём актёры. Наверное, каждый из нас хотя бы раз слышал или употреблял эту уже довольно избитую цитату.---Впрочем, что правда, то правда. Театр – самый древний вид искусства, и, пытаясь установить истоки его появления, несложно сделать вывод: театр (в той или иной форме и уровне развития) существовал всегда. В то же время многие виды искусства, возникшие благодаря последующему техническому прогрессу, например, кино, обязаны своим развитием именно театру, как искусству актёрской игры перед аудиторией. ----Таким образом, театр – это одновременно и наиболее простой, и наиболее сложный вид искусства. Возникновение театра происходило параллельно во всех древних цивилизациях. И в каждом случае истоками этого искусства являлось проведение религиозных обрядов. Человек таким образом осуществлял своё общение с богами, пытаясь заслужить их благосклонность. ---Европейский театр, разумеется, развился из древнегреческого. Прообразом театра в Элладе стало чествование Дионисия – одного из божеств древнегреческого языческого пантеона. В установленные дни под открытым небом проводился своеобразный фестиваль, где лучшие драматурги соревновались между собой в сочинительском мастерстве. ----Зрительская аудитория была гораздо больше, чем в наши дни – посмотреть представление собиралось до десяти тысяч зрителей. Все роли исполняли только мужчины (кстати, женщины не участвовали в спектаклях ещё достаточно долго). Кроме актёров, на сцене присутствовал и хор, дополнявший и объяснявший действие. ---Средние века принципиально не изменили положение театрального искусства в обществе. Театральное действо реализовывалось в двух формах. Первая из них – площадной театр. Он существовал благодаря деятельности бродячих актёрских трупп (жонглёров, трубадуров), колесящим по городам и собирающим толпы на городских площадях и рынках. ----Незамысловатые спектакли рисовали перед простонародьем весь окружающий мир, высмеивая феодалов, представителей церкви и прочих сильных мира сего, несправедливость и лживость действующих в обществе порядков. ====При этом отношение к данному виду искусства и актёрам, согласно средневековому мировоззрению, было неоднозначным. Подобное занятие считалось греховным и, мягко говоря, не одобрялось церковью, а в социальной иерархии актёры стояли немногим выше воров и бродяг. Пренебрежительное отношение к актёрам как к людям второго сорта сохранится надолго. -===Вторая разновидность средневекового театра – мистерии. Это своеобразное изложение на сцене евангельских сюжетов. Обычно показ мистерии проходил в церкви. Чаще всего мистерии демонстрировались во время Пасхи. ====Таким образом, до самой эпохи Возрождения театр представлял собой некую простонародную забаву, показывавшуюся где угодно.===Времена аристократического театра со стационарным помещением ещё впереди.


ТЕАТР АНТИЧНЫЙ, понятие античного театра включает в себя историю театра античной Греции, театра эпохи эллинизма и театра древнего Рима.

Древнегреческий театр генетически восходит к культовым обрядам глубокой древности (охота, земледелие, проводы зимы, заупокойный плач). При всей примитивности и простоте древних игровых обрядов в них уже можно заметить ростки будущего театрального действия сочетания музыки, танца, песни, слова. Собственно греческий театр произошел от празднеств в честь Диониса, длившихся несколько дней и представлявших собой торжественные процессии, мистерии, а затем состязания драматургов, поэтов, хоров в специально построенном для этих целей здании. Театр играл большую роль в общественной и культурной жизни древнегреческого города. Эти дни объявлялись нерабочими и все население города обязано было прийти на праздник. В эпоху правления Перикла в Афинах малоимущим даже выделялись деньги на посещение театра.

Дионис (Вакх второе название бога) в греческой мифологии земледельческий бог виноградарства и виноделия, сын Зевса и фиванской царевны Симелы, ставший одним из важнейших в пантеоне античных богов, символ умирающей и возрождающейся природы. Диониса отождествляли с египетскими богами Осирисом, Сераписом и Амоном, древнеиранским Митрой, Адонисом, римским Либером, имевших в мифологии аналогичное значение. Дионис принадлежал к типу страдающих богов, поэтому связанные с ним сказания и мифы давали богатый материал для воспроизведения их в живом действии. С 534 до н.э. года включения культа Диониса в государственную религию, празднества (мистерии) Дионисии стали ежегодными. В том же году выступил первый из известных нам драматургов Феспид. В марте с приходом весны в течение трех дней разыгрывались Великие Дионисии, где показывались трагедии и сатировские драмы. В январе Ленеи, когда ставились комедии и в декабре сельские (малые) Дионисии, праздник пробы молодого вина, когда повторялись представления, показанные в марте. На главном празднике Великих Дионисиях в марте, когда природа пробуждалась после зимы, разыгрывалось возвращение Диониса из восточной страны, куда он был послан на воспитание. Отсюда берет начало название западноевропейского карнавала (от лат. carrus navalis т.е. корабельная телега). Спутниками Диониса были сатиры и силены, которых изображали в козлиных шкурах с конскими хвостами. Козел непременный персонаж в мифологии Диониса. Трагедия по-гречески песнь козлов (трагос и оде). Аналогично комедия производится от космос и оде песнь о шествии бражников. В дальнейшем трагедия стала использовать не только сюжеты, связанные с Дионисом, но и сюжеты троянского и фиванского циклов. Хор сатиров заменил хор людей появилась сатировская драма, новый жанр (создатель поэт Пратин, 6-5 вв. до н.э.). Так в древнегреческого театре образовались три жанра: трагедия, комедия, сатировская драма, которая служила заключительной частью трагедии тетралогии.


В Афинах Великие Дионисии начинались торжественным выносом статуи Диониса из посвященного ему храма и шествием праздничной процессии вакханок, сатиров, менад, бассаридов с жезлами, увитыми плющом, в рощу Академа, известную тем, что в ней располагалась школа философа Платона. В ходе процессии участники шествия плясали, распевали дифирамбы и фаллические песни, осуществляя, таким образом, магию оплодотворения земли. Считают, что от дифирамбов произошла древнегреческая трагедия (известна с 6 в. до н.э.), от фаллических песен – комедия (известна с 5 в в. до н.э.). На следующий день процессия направлялась по улице Треножников к зданию театра на склоне холма Акрополя.

Древнегреческий театр располагался, как правило, на территории Акрополя – крепости, верхней укрепленной части города. До нас дошли древнейшие памятники античного театра в Афинах, в Помпеях, в Аммане (Иордания). Самый крупный театр 350–330 вв. до н.э сохранился в Эпидавре на Пелопонессе.

Устройство античного театра было следующим. Театр состоял из трех частей: орхестры с алтарем Диониса посередине, театрона, который располагался в виде спускавшегося к орхестре амфитеатра, и скены. Орхестра – место действия хора, актеров, статистов. Зрительские места назывались театрон (от theasthai – смотреть). Первые ряды у орхестры предназначались для жрецов, должностных лиц государства и почетных граждан.

Скена (в переводе с древнегреческого «палатка») – пристройка, место для бутафории, реквизита и переодевания актеров, примыкала к орхестре с противоположной от театрона стороны. Одна из сторон этой пристройки, обращенная к зрителям, служила декорацией, изображая здание с центральным и двумя боковыми выходами к орхестре (параскениями). То, что происходило за сценой, показывалось с помощью особой машины, которая выдвигалась из здания скены – эккилемы. Изобретение декораций традиция приписывает Софоклу: это были разрисованные доски, выдвигавшиеся из параскениев. Позднее появились проскении, пристройки к сцене на столбах, соединявшиеся с орхестрой деревянным мостиком (в переводе «место, с которого говорят»). Крыши античный театр не имел, все действие происходило под открытым небом, и это сильно затрудняло слышимость голосов. Актерам необходимо было обладать сильным голосом, хотя в некоторых театрах применялись резонирующие урны. В греческом театре была и несложная техника: особые подъемные механизмы обеспечивали появление богов – вершителей судеб – и появление актеров из-под земли по т.н. Хароновой лестнице (Харон – перевозчик в страну мертвых), т.е. из подвала через люк в полу.

Первоначально главным действующим лицом был хор из 12 человек, при Софокле – из 15. В комедии хор состоял из 24 человек и делился на две части – полухории, он выражал точку зрения идеального зрителя. В партиях хора – парабазах – раскрывался смысл спектакля. Постоянное присутствие хора требовало, чтобы действие не выходило за пределы одного дня. Отсюда французские классицисты 17 в. вывели правило единства времени и места. Постепенно функция хора сокращалась за счет увеличения нагрузки актеров. Первоначально актерами были авторы-драматурги, потом стали появляться профессиональные актеры с выработанной техникой, индивидуальной манерой игры. Их называли Мастерами Диониса, и, поскольку организация спектаклей была частью государственного культа, эта профессия была почетной, ей могли заниматься свободные полноправные граждане. Актер на первые роли назывался протагонистом, двое других – девтерагонистом и тритагонистом. Протагонист являлся своего рода антрепренером, именно он приглашал двух других актеров. У Эсхила хор во главе с корифеем играл ведущую роль. Софокл сократил хоровые части и увеличил число актеров с одного до двух, большое значение приобрел диалог. Еврипид ввел третьего актера. Четвертый актер появлялся в исключительных случаях. Все актеры были мужчинами (женщины не имели полноты политических прав), которые меняли несколько раз костюмы и маски. К ним в последствии прибавились статисты – лица без речей. Поскольку героями спектаклей являлись мифологические персонажи, им старались придать огромный рост, что достигалось с помощью котурнов – сапог на высоких подметках, высокой шевелюры, толстых подкладок под одежду. На лица актеры надевали маски, которые могли передать только типическое выражение и производили впечатление полной неподвижности. В разные моменты маски менялись. Например, после ослепления Эдип выходил в новой маске. Все маски были с раскрытыми ртами, чтобы свободно мог звучать голос исполнителя. В комедиях и сатировских драмах костюмы и маски должны были вызвать смех у зрителя, поэтому они отличались нарочитой уродливостью, подчеркнутостью отрицательных черт персонажа. Маски мужских персонажей всегда были темных цветов, женских – белых и светлых. Раздражительность обозначалась багровым цветом маски, хитрость – рыжим, болезненность – желтым и т.д. Функцией масок было донести смысл происходящего до зрителей дальних рядов.


Начиналось представление чествованием почетных граждан, затем приносили жертву Дионису, только потом начиналось собственно театральное действие, о чем возвещали звуки флейт: выходил хор с корифеем-запевалой во главе. По мере развития древнегреческого театра удельный вес актера в спектаклях возрастал, хора – сокращался. Текст пьесы всегда был стихотворным, поэтому античных драматургов называли драматическим поэтами.

Структура античной драмы была такова: начальная часть до вступления хора – пролог, первая песня хора, с которой он входил на орхестру, – парод (проход), дальнейшие диалоги – эписодии (привходящие), заключительная часть драмы – эксод (исход), когда хор удалялся из орхестры. У Эсхила хор играл важную роль и был главным действующим лицом. У Софокла он уже второстепенен, у Еврипида песни хора – вставки между актами. Греческая драма (трагедия) совмещала в себе декламацию, пение, пляску и музыку, напоминая оперные представления. Герои были игрушками в руках Судьбы-Рока, которая в образе богов (принцип античной драмы – deus ex maxina, бог из машины) вмешивалась в действие спектакля. В представлении комедии было полно буффонады, гротеска, карикатуры, оно уносило зрителя в мир фантазии, сказки.

Поскольку театр в Греции вырос из государственного культа почитания покровителя бога земледелия, то само государство принимало участие в организации театральных представлений. Архонты и хореги – должностные лица – организовывали весь театральный процесс: искали авторов, актеров, выплачивали им гонорар, вкладывая в это свои средства. Расцвет античного театра совпал с расцветом демократии, философии, изобразительного искусства, литературы в эпоху Перикла, когда творили Софокл и Еврипид, создатели великих трагедий. На Великих Дионисиях в марте им отводилось главное место. В виде тетралогий трагедии с заключающим их сатировскими драмами распределялись на три дня, после них ставились комедии. Все театральные постановки с 508 до н.э. проводились в виде состязаний – агона. Комиссия во главе с архонтом выбирала победителя, венчала его венком из плюща и увековечивала его имя протоколом на мраморной плите – дидаскалиях. В основе оценок спектаклей – непосредственная реакция зрителей, чьи аплодисменты, свист или крики возмущения сопровождали действие (театральную прессу заменял обмен мнениями на рыночной площади и в цирюльне). Эсхил – отец древнегреческой трагедии, талант которого необычайно высоко ценился, в театральных состязаниях не избежал поражений, и по этой причине был вынужден переселиться из Афин в Сицилию. Софокл, считавшийся баловнем судьбы, одержал 24 полные победы. Меньше всего побед одержал Еврипид. Несмотря на это памятники в театре Диониса в Афинах поставлены всем троим.

Театральные представления как часть государственного культа должны были быть доступны для всех, правда, в век Перикла за право входа в театр уже взималась небольшая плата, но неимущие зрители получали небольшое пособие на просмотр спектакля. Зрители впускались по билетам, на которых обозначались не отдельные места, а клинья, на которые разбивался театр лучеобразными лестницами, в которых граждане размещались по филам (Аттика делилась на 10 фил). Женщинам и детям считалось неприличным присутствовать на представлениях комедий, т.к. в них часто допускались непристойные шутки. Например, у Аристофана содержались многочисленные намеки и пародии на современную литературу, философию и явления общественной жизни.