ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2019
Просмотров: 176
Скачиваний: 3
РУССКИЙ ТЕАТР. ПЕРВЫЕ ШАГИ. Драматическое искусство, считал А. С. Пушкин, родилось на площади - для народного увеселения. Истоки театра уходят в народное творчество, и прежде всего в обряды. Прощаясь с надоевшей зимой, люди сжигали её чучело, встречали весну, задабривали языческих богов. Обряды были своеобразной игрой представлением. Эту игровую стихию подхватили и развили пер вые профессиональные артисты на Руси - скоморохи. Они появились в X-XI вв. "Весёлые люди", как их называли, выступали везде.
Сцена им не требовалась. Актёры играли без написанного текста, потешая городской и деревенский люд. Церковь считала, что эти потешники навлекают на народ "казни Божий", их действа задуманы самим бесом и по тому те, кто даёт такие представления, подлежат строгому наказанию. На Руси, глядя на игру скоморохов, никто об особенностях актёрского искусства не рассуждал, хотя, конечно, это были самые настоящие актёры - недаром само слово "скоморох", вероятно, происходит и от славянского "скомати" - "шуметь", и от греческого "скомарх" - "мастер смехотворства". Некоторые исследователи считают, что в его основе -слово "шкура", так как скоморохи рядились в шкуры животных и из кожи делали маски. Первые упоминания о скоморохах есть в старинных сказаниях и летописях. В одной из былин рассказывается, как богатырь Добрыня приходит на свадьбу к Алёше Поповичу в скоморошьем костюме. Скоморохи путешествовали между городами, развлекая народ смешными представлениями, плясками, песнями. Тексты выступлений не сохранились, и вряд ли их кто то записывал. Вероятно, скоморохи импровизировали, а если тексты и существовали, то они передавались из уст в уста. Гражданские власти (а власти церковные особенно) боролись со скоморохами, но долго не решались запретить их совсем. В середине XVI в. был проведён Стоглавый собор (его решения изложены в ста главах), который обсуждал многие вопросы церковной жизни. В их числе был и вопрос о скоморохах на свадебном торжестве. Собор принял компромиссное решение - запретил скоморохам петь и плясать перед свадебным поездом, но разрешил делать это на самой свадьбе.
Скоморохи участвовали и в поминальном обряде, но Собор указал всем "священникам, по градам и селам, чтобы православных христиан...учили, в которые времена родители свои поминают, и они бы нищих покоили, и милостыню бы по силе подавали, и кормили и поили...", а скоморошьи представления за прощали бы. Специальным указом 1б48 г. царь Алексей Михайлович (1645-1б7б гг.) выступления скоморохов запретил. Особой формой театра была на родная драма. Представления напоминали коллективную игру, в которую каждый участник вносил что-то своё. Постепенно складывались постоянные сюжеты и тексты, которые дошли до наших дней в записях, сделанных в XIX в. К наиболее известным относятся народные драмы "Царь Максимилиан", "Лодка", "Комедия о барине".Ещё одной формой театральных действ был церковный театр, представления которого проходили по церковным праздникам. Рождественской инсценировкой являлось "Пещное действо". Его сюжет взят из Библии: три отрока отказались поклоняться идолам ассирийского царя Навуходоносора; их бросили в печь, но ангел, посланный Богом, спас от роков от гибели. История русского профессионального театра насчитывает более трёх веков. До XVII в. (если говорить точно - до 17 октября 1б72 г.) в России не было театра в тех формах, которые привычны для сегодняшнего зрителя. Именно 17 октября в селе Преображенском, в одном из летних царских дворцов, был сыгран первый спектакль в истории русского театра.
Можно сказать, что Алексей Михайлович, отец Петра I (1672- 1725 гг.), кое в чём предвосхитил своего сына реформатора. В середине XVII в. началось бурное развитие образования и культуры. Развивались светская музыка и живопись, была из дана первая грамматика Мелетия Смотрицкого, открывались разнообразные школы и училища, а в 1б87 г. была открыта Эллиногреческая академия (с 1775 г. стала называться Славяно греко латинской). Возник у царя интерес и к театральному искусству. Своих специалистов ещё не было, и Алексей Михайлович поручил подыскать их за границей, но поиски оказались безуспешными. Человека, способного написать пьесу и поставить спектакль в Москве, нашли в Немецкой слободе, где жили работавшие в России иностранцы. Алексей Михайлович запретил искусство скоморохов, и он же учредил театр. Вряд ли, создавая театр, царь исходил из глубоких культурных побуждений, просто он знал от послов, что при каждом европейском дворе есть театры, и не хотел отставать.
Есть основания считать, что окончательное решение Алексея Михайловича создать театр возникло 30 мая 1б72 г., во время пира в честь рождения его сына Петра. Указ "учините комедию" датирован 4 июня того же года. Непосредственным исполнителем царской воли стал начальник Посольского приказа (сейчас он бы назывался министром иностранных дел) Артамон Сергеевич Матвеев (1625-1682). Он и нашёл в Немецкой слободе Иоганна Готфрида Грегори (1631 - 1675), пастора мест ной лютеранской церкви. За дело взялись серьёзно: одновременно писалась пьеса и строилось здание театра. Указ о создании театра обязывал "учинити комедию, а на комедии действовали из Библии книгу Есфирь... и для того действа устроить комедийную хоромину". Первая пьеса русского театра называлась "Артаксерксово действо", по имени царя, о котором рассказывает библейская легенда. Действие начинается со сцены пира, устроенного персидским царём Артаксерксом.
Он решает показать гостям красавицу жену Астинь, но та не хочет выйти к пирующим. В Библии её отказ мотивирован непомерной гордостью красавицы, в пьесе же Астинь рассуждает о том, что женщина равна мужчине. Астинь изгоняют и находят царю новую жену - Есфирь. По совету воспитателя - Мардохея она скрывает от Артаксеркса своё иудейское происхождение. Мардохей спасает жизнь царя, раскрыв заговор, но вызывает злобу и зависть со стороны царского воеводы князя Амана, который хочет погубить весь еврейский народ. Рискуя жизнью, Есфирь спасает свой народ. Премьеру сыграли 17 октября 1672 г. в "комедийной хоромине" в селе Преображенском. Царь остался очень доволен "потехой" и щедро наградил её автора. Учёные долго обсуждали вопрос о том, на каком языке играли спектакль. Царь не знал немецкого языка, однако пьесу писал немец и игра ли её в первые годы существования театра жители Немецкой слободы. В результате долгих изысканий выяснилось, что они русский язык знали. Ученики школы Грегори играли пьесу перед царём на русском языке. Театральные представления становились при дворе регулярными. Кремле тоже соорудили сцену и кроме "Артаксерксова действа" игра ли пьесы "Иудифь", "Темир Аксако во действо", "Малая прохладная (развлекательная) комедия об Иосифе", "Жалобная комедия об Адаме и Еве". При таком репертуаре нельзя было опираться только на актёров из Немецкой слободы.
Пришлось набрать русских людей и направить их на учёбу к Грегори. Конечно, круг зрителей придворного театра был не очень широки театральное искусство не оказывало на жизнь общества почти ни какого воздействия, но тем не менее культурное значение первого театра нельзя недооценивать. Его опыт утвердил саму идею театра, которая многим казалась греховной, зало жил основы драматургии, подготовил первое поколение профессиональных актёров. На развитие театрального искусства повлиял и школьный театр -представления играли в духовных и светских школах. Пьесы школьных театров опирались на библейские сюжеты, но наряду с героями Библии в них действовали и аллегорические персонажи. Школьный театр дал русскому искусству двух выдающихся драматургов - Димитрия Ростовского (Даниил Саввич Туптало, 1651 - 1709) и Симеона Полоцкого (Самуил Емельянович Петровский Ситнианович, 1629-1680).После смерти Алексея Михайловича спектакли в царских палатах прекратились, ибо новый царь - Фёдор Алексеевич не любил подобного рода зрелищ. Но идея театра не умерла. Начался долгий процесс развития русской сцены.
|