ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2019
Просмотров: 422
Скачиваний: 2
Арбузов: биография, анализ творчества, пьеса Иркутская история
Арбузов Алексей николаевич–русский советский драматург. Он родился 26
мая 1908 года. Закончил театральную школу в Москве. Литературной
деятельностью начал заниматься в 1923 году. Первая пьеса Арбузова—«Класс»
(1930г). В 1935 написал комедию «Шестеро любимых» и пьесу «Дальняя дорога»
в которой отчетливо обозначились основные мотивы творчества Арбузова:
пристальное внимание к формированию духовного облика советского молодого
человека, тонкий лиризм, склонность к интимным формам драмы, и длительной,
охватывающей обычно несколько лет, протяженности действия. Эти особенности,
позволяющие драматургу последить становление характера героя, особенно
последовательно выражены в одной из лучших его пьес «Таня»(1939г), которая
принесла Арбузову широкое признание, была поставлена почти во все театры
страны. В 1939 году Арбузов организовал Московскую театральную студию,
которая во время Великой Отечественной войны стала фронтовым театром. После
окончания войны студия закрылась. В 1947 году Арбузов написал легкую
комедийную шутку «Встреча с юностью», в 1948 году инсценировал роман
Тургенева «Накануне». К лучшим и наиболее характерным произведениям
Арбузова пьеса «Годы странствий»(1954г). В 1959 году создал драму
«Иркутская история», в 60 году трагикомедию «Двенадцатый час». Пьесы
Арбузова широко ставятся в разных странах.
Определяющие черты того или иного эстетического течения находят в
творчестве каждого писателя особое выражение, обусловленное особенностями
его таланта и художественной индивидуальности. Будучи до конца верным
лирико-романтяческому направлению, А. Арбузов выступает как художник,
обладающий своей темой, своим почерком, своим неповторимым обликом.
Главная тема Арбузова — тема молодежи. Он по святил ей свою первую драму
«Город на заре». И эта же тема стоит в центре одной из его последних пьес —
«Мой бедный Марат». Средний возраст арбузовских героев 20—25 лет. Партийная
принадлежность — ВЛКСМ. И если в его пьесах фигурируют люди
некомсомольского возраста, то лишь в той мере, в какой это диктуется
законами самой жизни.
Тема арбузовских пьес тесно связана с их романтическим стилем. Герои
Арбузова — это люди, в которых романтика юности, ее мечтательность, ее
порывы, ее ищущий дух сочетаются с той романтикой, какая свойственна
созиданию новых, еще незнакомых человечеству форм жизни.
Арбузов стремится смотреть на все окружающее глазами своих молодых
героев. И это ему удается. Даже самые простые вещи таинственны и прекрасны
потому, что ты впервые увидел их своими юными глазами, и потому, что за
ними таятся неизведанные и сияющие просторы жизни. Чего, казалось бы, проще
на взгляд взрослого человека: по московской улице вечером идет трамвай. Но
нет! Факт этот многозначителен и чудесен. «Москва. Июльская ночь встала над
окраиной. Уже било двенадцать. По улицам, сквозь парки, огороды, речки,
мосты мчится ночной трамвай. Остановка. Из вагона вышла девушка. . .» Или
уже совсем несложно: лето, Сокольнический район. Но и это кажется простым
только для тех, кто не понимает тайного смысла, скрытого в подобном
словосочетании, ибо: «Сокольникам июль самый любимый месяц».
Стремясь наполнить свои пьесы романтикой свежих и юных чувств, Арбузов
наполняет их и романтическим ветром летящего времени. Почти все пьесы
Арбузова построены в общем одинаково. Между отдельными актами проходит
очень длительное время. Арбузов показывает своих героев совсем молодыми,
потом скрывает их на несколько лет, ознаменованных огромными историческими
событиями (громадные сдвиги в ходе социалистического строительства, начало
Великой Отечественной войны, ее победоносное завершение), и затем вновь
выводит их на сцену — изменившихся, выросших, много переживших,
закалившихся в вихре суровых событий.
Арбузов смотрит на своих персонажей сквозь призму времени, и это хорошо,
потому что ''он доказывает их в потоке жизни. Но художественные средства,
пря помощи которых Арбузов создает образ одного из своих любимых героев —
«времени», далеко не равноценны.
С драматической точки зрения большинство пьес Арбузова — хроники,
обладающие свойственной этой форме историчностью и вместе с тем страдающие,
как мы увидим, всеми характерными для нее недостатками.
Жизнь молодых арбузовских героев овеяна и романтикой странствий. И это
верно отражает биографические черты поколения первооткрывателей и
первосозидателей.
Художественные особенности арбузовских пьес, их романтический колорит,
их хроникальное построение не случайны и определены главной проблемой,
занимающей Арбузова как писателя.
Проблема эта — воспитание и рост молодежи в условиях коммунистического
строительства. Арбузов хочет раскрыть душу молодого человека нашей эпохи,
показать, как формируют его сознание новый труд и новый быт, изобразить
взаимоотношения, складывающиеся в среде молодежи, — товарищество, вражду,
любовь, соперничество, рассказать о ее жизненных стремлениях и духовных
интересах.
В этой связи Арбузова особенно занимает один вопрос. Это — сущность
подлинной и ложной романтики. Все основные герои Арбузова находятся в плену
ложной романтики. И конфликты, переживаемые ими, обусловлены преодолением
этой мнимой, иллюзорной романтики и достижением романтики подлинной. Ложная
романтика — это романтика призрачная, отвлеченная, книжная. Она рождена
юной незрелостью героев или недостатками их мировоззрения. Романтика
подлинная — это романтика самой советской жизни, наполняющего ее созидания
и напряженной творческой борьбы.
Нельзя не признать, что внимание Арбузова к проблеме ложной романтики
объективно несколько преувеличено. Если перечитать подряд его пьесы, может
возникнуть впечатление, что отвлеченно-романтическое мироотношение не
только необыкновенно широко распространено среди нашей молодежи, но и
является главным и даже единственным источником духовных недостатков,
свойственных ее представителям. На деле эти источники гораздо более
многообразны. Однако мы не можем отказать писателю в праве разрешать в
своих произведениях именно те проблемы и изображать именно те стороны
действительности, которые его наиболее .интересуют. Важно при этом
подчеркнуть, что Арбузов почти всегда рассматривает псевдоромантические
увлечения своих героев не обособленно, а отчетливо раскрывая связь между
ложноромантическим мировоззрением и мировоззрением индивидуалистическим.
Абстрактно-романтические взгляды героев Арбузова препятствуют их
творческой, созидательной деятельности, уводят в сторону от реальной
действительности, замыкают в кругу неверных представлений, болезненно
отражаются на судьбе близких героям людей. Постижение романтики подлинной,
земной укрепляет связи человека с жизнью советского общества, делает его
сильнее.
Таким образом, психологические и художественные проблемы, занимающие
Арбузова, хотя и разрешаются несколько односторонне, обладают серьезным
социальным содержанием.
Общественная значимость арбузовских пьес увеличивается и благодаря
социальной типичности изображенных в них героев.
Арбузов пишет о самых простых, рядовых людях. Его любимый герой —
рабочий паренек или девушка из рабочей семьи. Он показывает их нам в тесной
комнатке по соседству с заводом, в молодежном общежитии Метростроя или
нового заполярного города. С другими мы знакомимся, когда они, оставив
мартеновскую печь или пневматический молоток, переселились в студенческую
аудиторию или уже стали молодыми врачами, инженерами, конструкторами. Жизнь
их радостна, но отнюдь не легка. «Жить на свете очень хорошо, но очень
трудно»,—говорит один из персонажей Арбузова. Родина дала арбузовским
героям высокое наслаждение творчества, открыла перед ними свои необъятные
богатства. Они ее любимые, но отнюдь не балованные дети. Позади у
арбузовского героя скромное детство на рабочей окраине, бессонные ночи у
станка или над вузовским учебником, леденящие ветры промышленной
новостройки в тундре, палящая жара среднеазиатской магистрали, разрывы
вражеских фугасок, фашистский танк на расстоянии метра...
Внутренняя жизнь молодого арбузовского героя не менее сложна и
напряженна, чем его трудовая деятельность. Герой Арбузова 'искатель и
мечтатель. Жизненный путь его зигзагообразен. Герой этот упрям, и,
проникшись ложным убеждением, он преследует свою обманчивую цель,
настойчиво, закрыв глаза на все другие цели, скользя, спотыкаясь.
Убедившись в ошибочности избранного пути, он с такой же страстью бросается
на другой и, долго блуждая и заблуждаясь, находит наконец верную дорогу.
Герой Арбузова — сильная личность. Но силы его бродят, и он мучительно
ищет для них применения, берясь за множество дел и не завершая ни одного.
Он чистый, честный и в то же время непокладистый, угловатый, самолюбивый,
ершистый человек, трудный для людей и еще больше для себя.
Арбузов всегда показывает своего героя в движении, в росте, в
развитии... Достоинство его героев и его пьес в том, что жизнь, наполняющая
их, как и подлинная жизнь, сложна и насыщена противоречиями. Правда,
Арбузов иногда пытается вместить в пределы драмы так много разнообразных
конфликтов, что они не умещаются в них и, не раскрываясь до конца, дробят
образы и сюжет, превращают (что сочетается и с другими причинами)
романтическую драму в неглубокую мелодраму. Но лучшие пьесы Арбузова
сообщают зрителю ощущение жизненности и художественной достоверности.
Как и у всех живых людей, особенно людей духовно растущих, у
арбузовского героя есть и достоинства и недостатки. Но поскольку Арбузов
ставит своей целью создать типический образ советского молодого человека и
в лучших пьесах это ему удается, человеческая, моральная основа его героя
положительная. Достоинства героя помогают ему преодолевать слабости,
недостатки и благодаря этому возникают в особенно ' ярком свете.
Ведущий герой Арбузова — положительный герой. Но его психологические и
художественные особенности, метод и форма его обрисовки, «соотношение» в
его образе позитивных и негативных черт соответствуют, и не могут не
соответствовать, сущности художественного мировоззрения драматурга, его
человеческому, писательскому интересу именно к такому, а не к другому
разряду людей и жизненных явлений, его индивидуальной эстетической манере
изображать эти явления и этих людей.
В образе положительного героя Арбузова отражены и сильные и слабые
стороны таланта писателя. Арбузов умеет не только поставить острую,
содержательную проблему и создать правдивые образы и ситуации,
художественно раскрывающие эту проблему. Он обладает способностью глубоко,
точно и тонко показывать те чувства, которые рождает в душах людей реальное
жизненное разрешение этой проблемы. У Арбузова главный источник движения —
человеческие характеры. Развитие сюжета определяется у него прежде всего
духовным ростом героев, сменой, развитием их мыслей, чувств, отношений. Но
при этом события и взаимосвязи людей с событиями Арбузов изображает
наименее убедительно. Тут он сразу теряет почву под ногами. События часто
возникают у него как лавина непредвиденных происшествий и давят героев, и
тогда правда уходит из его пьес.
Может быть, 'сознавая это, Арбузов и строит почти все свои произведения
как хроники. Ведь хроника позволяет оставлять за сценой важнейшие события,
а в самой пьесе показывать только результаты их воздействия на людей. Но
метод этот, давая ряд преимуществ, очень несовершенен. И им объясняются
многие несовершенства арбузовских пьес. Хроника прерывает как развитие
сюжета, так и развитие характера. Изменения обстановки сценического
действия и многие внутренние перемены, происходящие в героях, протекают за
кулисами. Зритель вынужден лишь строить догадки по поводу того, что
произошло в душе героев в течение двух-трех условных лет, истекших за время
антракта.
В 1959 году вышла «Иркутская история». Если можно говорить о большом,
серьезном событии—театральном, гражданском, общественном, психологическом,
— именно оно произошло вместе с выходом этой пьесы. Арбузов, о котором
стали почтительно забывать, «проснулся», как принято писать в театральных
рецензиях «ведущим драматургом». Это негласное первое место обычно занимает
кто-либо из наиболее репертуарных, нравственно-авторитетных писателей. И
нет здесь ничего зазорного. Если чемпионов знает спорт, если звезд знает
кино, если лидеров знает политика, отчего бы и литературе не знать
властителей дум. Как справился Арбузов с «шапкой» и «бармами», полученными
при негласном этом избрании, мы еще попробуем рассказать. А пока — в
советской литературе, советском театре появилась «Иркутская история».
Поначалу пьесу сразу же захотели вывести из разряда любовных драм: любовная
ее стихия мешает ясному гражданскому звучанию. Появились статьи, где наивно
разделяются сферы чувств и сферы труда, будто бы в жизни не связаны эмоции
и идеи, будто бы любовь не несет в себе никаких элементов общественного
бытия времени. «Многие считают,—говорилось в подобных статьях,—что пьеса
Арбузова о любви... потому-то она и пользуется такой популярностью, потому-
де спектакль на «вечную тему» так долго не сходит со сцены многих
театров... Но спектакль вахтанговцев—это меньше всего спектакль о любви...
это взволнованный и честный рассказ о рабочей семье экипажа большого
шагающего». Таким образом, пьеса Арбузова, посвященная силе преобразующей
любви, вдруг стала рекламироваться как рассказ об экипаже большого