ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2019
Просмотров: 423
Скачиваний: 2
называлась новой моралью, это единство со временем называлось
строительством Иркутской ГЭС в середине двадцатого века.
В художественном построении «Иркутской истории» видное место занимает
хор. Это обстоятельство вызвало целую дискуссию, участники которой
высказывали полярно противоположные взгляды.
Роль хора весьма многообразна. В одних случаях хор поясняет зрителю
обстановку, в других, раздвигая рамки времени, излагает предысторию героев.
В третьих — он вступает с ними в беседу. В четвертых — он произносит вслух
скрытые мысли героев. А в сцене с Сердюком в хоре звучит голос давней
возлюбленной Сердюка — фронтовой санитарки. Девичий голос этот рассказывает
зрителю о печальном заблуждении героя: Сердюк полагал, что любимая изменила
ему. На самом деле она была убита.
В любом из этих применений хор обогащает выразительность пьесы.
Непривычный для современного зрителя, он уже по этой причине обостряет его
интерес к происходящему на сцене, придает свежесть его восприятию.
Хор существует в драматургии ни много ни мало три тысячелетия. Вероятно,
никто не будет оспаривать, что за это время он доказал свою оправданность
как средство сценической выразительности.
Хор сопровождает людей и дела этой пьесы, Хор, уже давно ставший
неотъемлемой частью арбузовских произведений. Разные были мнения высказаны
о Хоре в «Иркутской истории». Считался он и не нужным, и искусственным, и
ничего не меняющим в ходе сюжета, и претенциозным. Думается, дело состояло
в том, что ни один из театров, включая и Театр имени Вахтангова, давшего
этой пьесе путевку в огромную сценическую жизнь, не сумел разглядеть в ее
Хоре своеобразный замысел драматурга. Хор появлялся на различных
сценических площадках либо в абстрактных концертных костюмах,
подчеркивающих его остраненность, либо в будничных комбинезонах,
подчеркивающих, что Хор—это как раз не абстракция, не символика, но обычное
окружение героев, их друзья по работе. Но если внимательно вглядеться в
реплики Хора, открывающие пьесу, когда Первый юноша, Второй юноша и Девушка
заговорят о силе изменяющей человека любви—можно распознать и нечто другое.
Сразу же за этими репликами, сказанными юношами и Девушкой, в сюжет вступят
Валя, Сергей, Виктор. Их выход не обозначен, они не появляются и не уходят,
а как бы преобразуются из Хора, будучи за секунду назад юношами и Девушкой
вообще, — они обретают конкретные имена и конкретные судьбы. Хор это
олицетворенные души Вали, Сергея и Виктора, их олицетворенный внутренний
мир, лучшее в них, чего они еще не знают о себе сами. То, что Валя, Сергей
и Виктор говорят обычно, буднично и просто, их двойники в Хоре повторяют
патетически, эмоционально, в высоком лирическом регистре. Люди не могут
сами говорить о себе словами торжественными, звучными, громкими. Это было
бы и неправдиво и неестественно. Но люди, преображенные в Хор, как бы
отделившиеся от земной своей оболочки, могут говорить о себе, друг о друге
словами яркими, праздничными. От Сергея, реально действующего в драме, мы
бы никогда не услышали того, что говорит в ней Второй юноша: «А разве не
может случиться, что сила моей любви переменит тебя неузнаваемо, и ты
станешь такой прекрасной, что даже я сам не узнаю тебя?» Но от этих слов,
не сказанных Сергеем в сюжете, особый новый свет падает на его характер,
собранный, строгий, не склонный к чувствительным излияниям. Соединив в
своем сознании Сергея реального и Сергея из Хора, выговаривающего то; что
неслышно звучит в душе арбузовского героя, мы познакомимся с человеком
более содержательным, более многогранным, чем если бы судили по одному лишь
конкретному тексту бригадира экскаваторщиков. Хор в «Иркутской истории» —
это не комментарии и не аккомпанемент, не абстрактные символы и не обычные
рабочие парни и девушки. Хор из «Иркутской истории»—это лирические
отступления пьесы, ее патетический план, ее поэтический подтекст. Таким
образом, в «Иркутской истории»—одной из ключевых драм Арбузова—соединяются
вместе многие роды искусств — язык кинематографа, патетика поэзии,
условность театра, эпичность литературы, правда документа, правда большой
иркутской стройки середины двадцатого века.
...Заканчивались пятидесятые годы. Наступали новые—шестидесятые. Рубежом
между ними в творчестве Арбузова была «Иркутская история» — пьеса, близкая
и годам прошлым и времени наступающему.