Файл: Арбузов, драматургия 30-40гг.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2019

Просмотров: 423

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

называлась новой моралью, это единство со временем называлось

строительством Иркутской ГЭС в середине двадцатого века.


В художественном построении «Иркутской истории» видное место занимает

хор. Это обстоятельство вызвало целую дискуссию, участники которой

высказывали полярно противоположные взгляды.


Роль хора весьма многообразна. В одних случаях хор поясняет зрителю

обстановку, в других, раздвигая рамки времени, излагает предысторию героев.

В третьих — он вступает с ними в беседу. В четвертых — он произносит вслух

скрытые мысли героев. А в сцене с Сердюком в хоре звучит голос давней

возлюбленной Сердюка — фронтовой санитарки. Девичий голос этот рассказывает

зрителю о печальном заблуждении героя: Сердюк полагал, что любимая изменила

ему. На самом деле она была убита.


В любом из этих применений хор обогащает выразительность пьесы.

Непривычный для современного зрителя, он уже по этой причине обостряет его

интерес к происходящему на сцене, придает свежесть его восприятию.


Хор существует в драматургии ни много ни мало три тысячелетия. Вероятно,

никто не будет оспаривать, что за это время он доказал свою оправданность

как средство сценической выразительности.


Хор сопровождает людей и дела этой пьесы, Хор, уже давно ставший

неотъемлемой частью арбузовских произведений. Разные были мнения высказаны

о Хоре в «Иркутской истории». Считался он и не нужным, и искусственным, и

ничего не меняющим в ходе сюжета, и претенциозным. Думается, дело состояло

в том, что ни один из театров, включая и Театр имени Вахтангова, давшего

этой пьесе путевку в огромную сценическую жизнь, не сумел разглядеть в ее

Хоре своеобразный замысел драматурга. Хор появлялся на различных

сценических площадках либо в абстрактных концертных костюмах,

подчеркивающих его остраненность, либо в будничных комбинезонах,

подчеркивающих, что Хор—это как раз не абстракция, не символика, но обычное

окружение героев, их друзья по работе. Но если внимательно вглядеться в

реплики Хора, открывающие пьесу, когда Первый юноша, Второй юноша и Девушка

заговорят о силе изменяющей человека любви—можно распознать и нечто другое.

Сразу же за этими репликами, сказанными юношами и Девушкой, в сюжет вступят

Валя, Сергей, Виктор. Их выход не обозначен, они не появляются и не уходят,

а как бы преобразуются из Хора, будучи за секунду назад юношами и Девушкой

вообще, — они обретают конкретные имена и конкретные судьбы. Хор это

олицетворенные души Вали, Сергея и Виктора, их олицетворенный внутренний

мир, лучшее в них, чего они еще не знают о себе сами. То, что Валя, Сергей

и Виктор говорят обычно, буднично и просто, их двойники в Хоре повторяют

патетически, эмоционально, в высоком лирическом регистре. Люди не могут


сами говорить о себе словами торжественными, звучными, громкими. Это было

бы и неправдиво и неестественно. Но люди, преображенные в Хор, как бы

отделившиеся от земной своей оболочки, могут говорить о себе, друг о друге

словами яркими, праздничными. От Сергея, реально действующего в драме, мы

бы никогда не услышали того, что говорит в ней Второй юноша: «А разве не

может случиться, что сила моей любви переменит тебя неузнаваемо, и ты

станешь такой прекрасной, что даже я сам не узнаю тебя?» Но от этих слов,

не сказанных Сергеем в сюжете, особый новый свет падает на его характер,

собранный, строгий, не склонный к чувствительным излияниям. Соединив в

своем сознании Сергея реального и Сергея из Хора, выговаривающего то; что

неслышно звучит в душе арбузовского героя, мы познакомимся с человеком

более содержательным, более многогранным, чем если бы судили по одному лишь

конкретному тексту бригадира экскаваторщиков. Хор в «Иркутской истории» —

это не комментарии и не аккомпанемент, не абстрактные символы и не обычные

рабочие парни и девушки. Хор из «Иркутской истории»—это лирические

отступления пьесы, ее патетический план, ее поэтический подтекст. Таким

образом, в «Иркутской истории»—одной из ключевых драм Арбузова—соединяются

вместе многие роды искусств — язык кинематографа, патетика поэзии,

условность театра, эпичность литературы, правда документа, правда большой

иркутской стройки середины двадцатого века.


...Заканчивались пятидесятые годы. Наступали новые—шестидесятые. Рубежом

между ними в творчестве Арбузова была «Иркутская история» — пьеса, близкая

и годам прошлым и времени наступающему.