ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2019

Просмотров: 295

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9


  1. (42) Театр Николая Васильевича Гоголя.



Детство, юность, первые театральные опыты. Создание «Ревизора», «Женитьба», новая развязка «Ревизора». Значение драм. развития наследия Гоголя. Лучшие постановки его пьес на отечественной сцене. Эфрос «Женитьба» (как он поставил). Станиславский, Мейерхольд(11 дверей), Сатира -этапная, но не лучшая + свое (Малый). А. Эфрос на Маолй Бронной с Волковым – христоматично. сАЙТ: Периодизация творчества Н.В.Гоголя.

Романтический период Личность Н. В. Гоголя. Романтический период творчества Гоголя.Национальное и историческое в «Вечерах на хуторе близ Диканьки».Жанровая многоплановость произведения. Элементы народной фантастики. Создание национального колорита. Синтез элементов романтизма и реализма в сборнике. Образы героев. Юмористическое начало в «Вечерах…».Связь композиции сборника Гоголя «Миргород» с идейно-художественным замыслом автора. Жанровая природа повести «Тарас Бульба». Героическая романтика и традиции народного героического эпоса. Принцип антитезы в образной структуре произведения. Обра6зы Тараса, Остапа, Андрея. «Старосветские помещики». Тема столкновения потенциальных возможностей человека с условиями его бытия. Тема измельчания характеров в «Повести о том, как поссорились Иван Иванович С Иваном Никифоровичем».Тема 14. Идейно/художественные особенности сборника Н.В.Гоголя «Петербургские повести» Эстетика «натуральной школы». «Петербургские повести» Гоголя.

История создания. Состав цикла. Социальный характер и колорит об раза Петербурга. Мотив безумия. Фантастическое и реалистическое в цикле. Проблематика цикла. Контраст между мечтой и действительностью в «Невском проспекте». Проблема божественного и демонического искусства в «Портрете». Тема «маленького человека» в повестях «Нос» и «Шинель».Тема 15. Идейно/художественное своеобразие поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Замысел и история создания «Мертвых душ». Жанровая структура. Взаимодействие романного и поэмного пластов. Роль лирических отступлений. Типические характеры в романе. Принципы построения образов. Идейно композиционная роль образа Чичикова. Образ народа. Символический образ Руси-тройки. Художественные средства и приемы (гипербола, ирония, выделение преобладающей черты характера, роль диалога). Работа Гоголя над вторым томом «Мертвых душ». Творческий кризис писателя. Эстетические взгляды Гоголя.

САЙт: 19 век. Н.В Гоголь (1809–1852) и театр

Театральная юность Н.В.Гоголя. Н.В.Гоголь как актер, режиссер

и чтец. Ранние драматургические опыты – «Владимир третьей степени». Гоголь и Пушкин. Создание «Женитьбы» и «Ревизора» ГОГОЛЯ. Первые

постановки пьес Н.В.Гоголя в Петербурге и Москве. Новая развязка

«Ревизора». Н.В.Гоголь как продолжатель линии русской сатиричесD

кой комедии.


Театральная судьба гоголевской драматургии.

Значение драматургического наследия Н.В.Гоголя.

   Женитьба  (КРАТКО)
     Надворный советник Подколесин, лежа на диване с трубкою и размышляя, что не мешало бы все же жениться, призывает слугу Степана, коего расспрашивает как о том, не заходила ли сваха, так и о посещении им портного, о качестве пущенного на фрак сукна и не спрашивал ли портной, для чего барину фрак такого тонкого сукна и не хочет ли, дескать, барин жениться. Перейдя затем к ваксе и обсудив ее столь же детально, Подколесин сокрушается, что женитьба такая хлопотливая вещь. Появляется сваха Фекла Ивановна и рассказывает о невесте Агафье Тихоновне, купеческой дочери, ее внешности («как рафинад!»), ее нежелании выходить за купца, а только за дворянина («такой великатес»). Удовлетворенный Подколесин велит свахе прийти послезавтра («я полежу, а ты расскажешь»), она упрекает его в лености и говорит, что скоро он уж будет негоден для женитьбы. Вбегает друг его Кочкарев, бранит Феклу за то, что та его женила, но, поняв, что и Подколесин думает жениться, принимает в этом самое живое участие. Выспросив у свахи, где живет невеста, он выпроваживает Феклу, собираясь женить Подколесина сам. Он живописует не уверенному еще другу прелести семейной жизни и уж было убеждает его, но Подколесин вновь задумывается о странности того, что «все был неженатый, а теперь вдруг женатый». Кочкарев объясняет, что сейчас Подколесин просто бревно и никакого значения не имеет, а то будут вокруг него «этакие маленькие канальчонки», и все на него похожи. УЖ совсем собравшись ехать, Подколесин говорит, что лучше завтра. С бранью Кочкарев его увозит. 
     Агафья Тихоновна с теткою, Ариной Пантелеймоновной, гадает на картах, та поминает покойного батюшку Агафьи, его величие и солидность, и тем пытается склонить внимание племянницы к торговцу «по суконной линии» Алексею Дмитриевичу Старикову. Но Агафья упрямится: он и купец, и борода у него растет, и дворянин завсегда лучше. Приходит Фекла, сетует на хлопотность своего дела: все дома исходила, по канцеляриям истаскалась, зато женихов сыскала человек шесть. Она описывает женихов, но недовольная тетка вздорит с Феклою о том, кто лучше — купец или дворянин. В двери звонят. В страшном смятении все разбегаются, Дуняша бежит открывать. Вошедший Иван Павлович Яичница, экзекутор, перечитывает роспись приданого и сличает с тем, что в доступности. Появляется Никанор Иванович Анучкин, субтильный и «великатный», ищущий в невесте знания французского языка. Взаимно скрывая истинную причину своего появления, оба жениха ожидают дальше. Приходит Балтазар Балтазарович Жевакин, отставной лейтенант морской службы, с порога поминает Сицилию, чем и образует общий разговор. Анучкин интересуется образованием сицилианок и потрясен заявлением Жева-кина, что все поголовно, включая и мужиков, говорят на французском языке. Яичница любопытствует комплекцией тамошних мужиков и их привычками. Рассуждения о странностях некоторых фамилий прерывается появлением Кочкарева и Подколесина. Кочка-рев, желающий немедля оценить невесту, припадает к замочной скважине, вызывая ужас Феклы. 
     Невеста в сопровождении тетки выходит, женихи представляются, Кочкарев рекомендуется родственником несколько туманного свойства, а Подколесина выставляет едва ли не управляющим департаментом. Появляется и Стариков. Общий разговор о погоде, сбитый прямым вопросом Яичницы о том, в какой службе желала бы видеть Агафья Тихоновна мужа, прерывается смущенным бегством невесты. Женихи, полагая прийти вечером «на чашку чая» и обсуждая, не велик ли у невесты нос, расходятся. Подколесин, решив уж, что и нос великоват, и по-французски вряд ли она знает, говорит приятелю, что невеста ему не нравится. Кочкарев без труда убеждает его в несравненных достоинствах невесты и, взяв слово, что Подколесин не отступится, берется остальных женихов спровадить. 
     Агафья Тихоновна не может решить, которого из женихов ей выбрать («Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича,..»), ь хочет кинуть жребий. Появляется Кочкарев, убеждая взять Подколесина, и решительно только его, потому что он чудо человек, а остальные все дрянь. Объяснив, как отказать женихам (сказав, что не расположена еще замуж, или уж просто: пошли вон, дураки), Кочкарев убегает за Подколесиным. Приходит Яичница, требуя прямого ответа: да или нет. Жевакин и Анучкин являются следом. Растерянная Агафья Тихоновна выпаливает «пошли вон» и, устрашенная видом Яичницы («Ух, прибьет!..»), убегает. Входит Кочкарев, оставивший Подколесина в прихожей поправить стремешку, объясняет опешившим женихам, что невеста дура, приданого за ней почти нет и по-французски она ни бельмеса. Женихи распекают Феклу и уходят, оставив Жевакина, не раздумавшего жениться. Кочкарев отсылает и его, посулив свое участие и несомненную удачу в сватовстве. Смущенной же невесте Кочкарев аттестует Жевакина дураком и пьяницей. Жевакин подслушивал и изумлен странным поведением своего заступника. Агафья Тихоновна не желает с ним говорить, множа его недоумения: семнадцатая невеста отказывает, а почему? 
     Кочкарев приводит Подколесина и принуждает его, оставшись с невестою наедине, открыть ей сердце. Беседа о приятностях катания в лодке, желательности хорошего лета и близости екатеринингофского гуляния оканчивается ничем: Подколесин откланивается. Однако он возвращен Кочкаревым, уже заказавшим ужин, сговорившимся о поездке в церковь через час и умоляющим приятеля жениться, не откладывая. Но Подколесин уходит. Наградив приятеля множеством нелестных прозвищ, Кочкарев поспешает его вернуть. Агафья Тихоновна в размышлении, что и двадцати семи лет не провела в девках, ожидает жениха. Водворенный в комнату пинком Подколесин не может приступиться к делу, и наконец сам Кочкарев просит за него руки Агафьи Тихоновны. Все устраивается, и невеста спешит одеться. Подколесин, уж довольный и благодарный, остается один, поскольку Кочкарев отлучается взглянуть, готов ли стол (шляпу Подколесина, впрочем, он благоразумно прибирает), и размышляет, что он был до сих пор и понимал ли значение жизни... 
    у Подколесина, впрочем, он благоразумно прибирает), и размышляет, что он был до сих пор и понимал ли значение жизни. Он удивлен, что множество людей живет в такой слепоте, и, доведись ему быть государем, он повелел бы всем жениться. Мысль о непоправимости того, что сейчас произойдет, несколько смущает, а затем и страшит его не на шутку. Он решается бежать, пусть бы и через окно, коли нельзя в дверь, пусть и без шляпы, раз ее нет, — выскакивает в окно и уезжает на извозчике. 
     Агафья Тихоновна, Фекла, Арина Пантелеймоновна и Кочкарев, появляясь один за другим, в недоумении, кое разрешается призванной Дуняшкой, видевшей весь пассаж. Арина Пантелеймоновна осыпает бранью Кочкарева («Да вы после этого подлец, коли вы честный человек!»), он убегает за женихом, но Фекла почитает дело пропащим: «коли жених да шмыгнул в окно — уж тут, просто мое почтение!»


РЕВИЗОР (кратко)

Жанр определен автором как комедия в пяти действиях. К пьесе прилагаются “Замечания для господ актеров”. 
    ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: 
    Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий. 
    Анна Андреевна, жена его. 
    Марья Антоновна, дочь его. 
    Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ. 
    Жена его. 
    Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья. 
    Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений. 
    Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер. 
    Петр Иванович Д о б ч и н с к и й 
    Петр Иванович Бобчинскии - городские помещики. 
    Иван Александрович Хлестаков , чиновник из Петербурга. 
    Осип, слуга его. 
    Христиан Иванович Гибнер, уездный лекарь. 
    Федор Андреевич Люлюков 
    Иван Лазаревич Растаковский 
    Степан Иванович Коробкин - отставные чиновники, почетные лица в городе. 
    Степан Ильич Уховертов, частный пристав. 
    Свистунов 
    Пуговицын -полицейские. 
    Держиморда 
    Абдулин, купец. 
    Февронья Петровна Пошлепкина, слесарша. 
    Жена унтер-офицера. 
    Мишка, слуга городничего. 
    Слуга трактирный. 
    Гости и гостьи, купцы, мещане, просители. 
    ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ 
    Комната в доме городничего 
    ЯВЛЕНИЕ I 
    Городничий сообщает вызванным им чиновникам “пренеприятное известие”: в город едет ревизор, и еще с секретным предписанием. Чиновники теряются в догадках, уж не подослан ли чиновник узнать, нет где измены накануне войны. Городничий встревожен, но не до такой же степени: “Эк куда хватили! В уездном городе измена! Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь”. Сам городничий кое-какие распоряжения сделал и всем советует сделать так, “чтоб все было прилично”. В больнице колпаки чтоб были чистые, и “больные не походили бы на кузнецов, как обыкновенно они ходят по-домашнему... и над каждой кроватью надписать по-латыни или на другом каком языке... всякую болезнь... Нехорошо, чтоб у вас больные такой крепкий табак курили... Да и лучше, если б их было меньше...”. Судье городничий советует убрать гусей из приемной, где они обретаются, да и лучше не сушить над бумагами охотничий арапник... Потом... от заседателя больно крепкий дух идет, может, луку поесть... Что же до грешков, то судья оправдывается, что берет всего лишь борзыми щенками. Городничий недоволен, что судья не ходит в церковь. Тот оправдывается, что об идеях про сотворение мира дошел своим умом, на что городничий говорит: “Ну, в ином случае много ума хуже, чем бы его совсем на было”. Теперь об учебном заведении. Преподаватели корчат рожи ученикам, уж больно горячи. “Да, таков уж неизъяснимый закон судеб: умный человек — или пьяница, или рожу такую состроит, что хоть святых выноси”, — говорит городничий. ЯВЛЕНИЕ II Появившийся почтмейстер боится, не означает ли приезд ревизора скорую войну с турками, “это все француз гадит”. Городничий, отведя почтмейстера в сторонку, просит его вскрывать и прочитывать все письма (“не было ли на меня какого доноса”). Почтмейстеру это не впервой — он вообще очень любопытен. ЯВЛЕНИЕ III Вбегают Бобчинский и Добчинский. Пришедши несколько в себя после бега, суматошно, перебивая друг друга и путаясь, они объявляют, что ревизор — не кто иной, как Иван Александрович Хлестаков, якобы едущий из Петербурга в Саратовскую губернию, но вот уже вторую неделю живущий в трактире в долг. Городничий, начав расспрашивать о подробностях, все больше ругается: ведь именно в последние две недели была высечена унтер-офицерская жена, арестантам не выдавали провизии и т. д. и т. п. Городничий решает наведаться в трактир, “не терпят ли проезжающие неприятностей”. Остальные чиновники спешно разбегаются по своим ведомствам. За городничим увязываются Добчинский и Бобчинский. ЯВЛЕНИЕ IV Городничий требует шпагу и новую шляпу. Бобчинский в дрожках не помещается, решает побежать вслед “петушком, петушком”. Городничий приказывает чисто вымести всю улицу до трактира. ЯВЛЕНИЕ V Городничий ругает появившегося наконец частного пристава, у которого весь персонал разбежался по своим делам или пьян. Городничий наскоро занимается камуфляжем старого моста: на мосту пусть стоит высокий квартальный Пуговицын; сломать старый забор у сапожника и поставить вешку, вроде как идет планировка... Господи, а со всем этим мусором что делать? “Что это за скверный город! только где-нибудь поставь какой-нибудь памятник или просто забор — черт их знает откудова и нанесут всякой дряни!” Вспоминает о полуголых солдатах — приказывает не выпускать их на улицу. ЯВЛЕНИЕ VI Вбегают жена и дочь городничего. Они сгорают от любопытства, полковник ли приезжий ревизор, да черные ли у него глаза... Посылают служанку все разузнать. 
     
    ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ 
    Маленькая комната в гостинице. 
    Постель, стол, чемодан, пустая бутылка, сапоги 
    ЯВЛЕНИЕ I 
    Слуга Осип, лежа на барской постели, жалуется на голод. Они с хозяином уже второй месяц как из Питера. Тот все деньги профинтил, в карты проиграл, все выбирал самое лучшее... Осипу в Петербурге нравится, особенно когда баринов отец денег пришлет. А теперь вот в долг не дают. 
    ЯВЛЕНИЕ II 
    Появляется Хлестаков. Решительно-просительным тоном посылает Осипа сказать в буфете, чтоб дали пообедать. Осип предлагает привести сюда самого хозяина. 
    ЯВЛЕНИЕ III 
    Хлестаков, оставшись один, сетует на бывшие проигрыши, жалуется на голод. 
    ЯВЛЕНИЕ IV 
    С Осипом приходит трактирный слуга. Спрашивает, что барину угодно. Хозяин сказал, что кормить больше не будет, пока на заплатят за прежнее. 
    ЯВЛЕНИЕ V 
    Хлестаков мечтает, как он в петербургской одежде приедет домой на карете, а Осип чтоб был сзади в ливрее. “Тьфу! даже тошнит, так есть хочется”. 
    ЯВЛЕНИЕ VI 
    Трактирный слуга, с тарелками и салфетками, сообщает, что хозяин дает в последний раз. Еды мало. Хлестаков недоволен, но съедает все. Осип со слугой уносят посуду. 
    ЯВЛЕНИЕ VII 
    Входит Осип и сообщает, что Хлестакова хочет видеть городничий. Хлестаков решил, что на него нажаловались и теперь поволокут в тюрьму. Бледнеет и съеживается. 
    ЯВЛЕНИЕ VIII 
    Добчинский прячется за дверью. Городничий входит: “Желаю здравствовать!” После чего объясняет, что старается заботиться о проезжающих. Хлестаков одновременно оправдывается, обещает заплатить, жалуется на трактирщика. Бобчинский выглядывает из-за дверей. Городничий от потока жалоб робеет и предлагает Хлестакову переехать на другую квартиру. Хлестаков отказывается: он уверен, что это значит — в тюрьму. Кричит. Городничий пугается. Хлестакова заносит. Он угрожает пойти прямо к министру! “Помилуйте, не губите! Жена, дети маленькие... — Городничий в страхе кается во взяточничестве. — Что же до унтер-офицерской жены, которую я будто бы высек, то это клевета...” Хлестаков сам с собой быстро соображает, к чему бы это зашел разговор о вдове... Нет, его не. посмеют высечь! Он заплатит, но пока денег у него нет. Потому и сидит здесь, что нет ни копейки! Городничий решает, что это хитрый способ выманить у него денег. Он их и предлагает. “Моя обязанность помогать проезжающим”, — добавляет он. Хлестаков берет двести рублей (городничий на самом деле подсунул четыреста). Что ж, коли ревизор решил быть инкогнито, то и городничий ведет себя соответственно. Они ведут милую, все более спокойную беседу. За каждым словом Хлестакова городничий усматривает какой-нибудь намек и мотает на ус. Наконец городничий приглашает Хлестакова гостем в свой дом. 
    ЯВЛЕНИЕ IX 
    Препирательство со слугой по поводу счета, пока не вмешивается городничий: слуга подождет. 
    ЯВЛЕНИЕ X 
    Городничий приглашает Хлестакова осмотреть учреждения города, причем от осмотра тюрьмы Хлестаков наотрез отказывается, а тем временем Добчинский несет одну записку Землянике в богоугодное заведение, а другую — к жене городничего. 
     
    ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ 
    Комната в доме городничего 
    ЯВЛЕНИЕ I 
    Жена и дочь городничего ждут у окна новостей. Наконец в конце улицы показывается Добчинский. 
    ЯВЛЕНИЕ II 
    Добчинский отдает записку, оправдывается за медлительность. А что ревизор настоящий, то “я это первый открыл вместе с Петром Ивановичем”. Сбивчиво рассказывает о событиях. Анна Андреевна делает хозяйственные распоряжения, велит приготовить комнату для гостя. 
    ЯВЛЕНИЕ III 
    Дочь и мать обсуждают, какие туалеты надеть к приезду гостя. Явно просматривается соперничество между ними. 
    ЯВЛЕНИЕ IV 
    Осип вместе со слугой городничего Мишкой тащит вещи Хлестакова и узнает от него, что барин-то его — генерал. Просит чего-нибудь поесть. 
    ЯВЛЕНИЕ V 
    После обильного завтрака из больницы выходят Хлестаков и городничий в окружении чиновников. Хлестаков очень доволен всем. Вроде там было мало больных... Выздоровели, что ли, все? На что ему отвечают, что осталось человек десять, не больше. “Все как мухи выздоравливают”, — хвастается Земляника. Хлестаков интересуется, нет ли в городе каких развлечений, где можно было бы, например, поиграть в карты? Городничий всячески отнекивается, но по жестам его подчиненных ясно, что в карты он играет. 
    ЯВЛЕНИЕ VI 
    Городничий представляет Хлестакову жену и дочь. Тот, любезничая с Анной Андреевной, старается повысить себе цену: “Вы, может, думаете, что я только переписываю; нет начальник отделения со мной на дружеской ноге”. Его хотели коллежским асессором сделать, да, думает он, зачем? Приглашает всех садиться. “Я не люблю церемонии”. Он сам даже старается всегда проскользнуть незаметно, да не получается. Его один раз за главнокомандующего приняли. С Пушкиным на дружеской ноге. Да и сам сочиняет и в журналы помещает. У него много сочинений: “Женитьба Фигаро”, “Норма”... “Юрий Милославский”, например, его сочинение, робкое возражение Марьи Антоновны, что автор — Загоскин, пресекается маменькой. У Хлестакова первый дом в Петербурге. Он дает балы и приемы, так на стол подают, к примеру, арбуз в семьсот рублей. А в вист с ним играют министр иностранных дел, французский посланник, английский и немецкий посланники. Ему даже на пакетах пишут “Ваше превосходительство”. Раз даже управлял департаментом. И тридцать пять тысяч курьеров с просьбами! “Меня завтра же произведут сейчас в фельд-марш...” — Это были последние слова, вышедшие из уст Хлестакова, перед тем как его с почтением укладывают спать. 
    ЯВЛЕНИЕ VII 
    Оставшиеся чиновники в восхищении. Бобчннский предполагает, уж не генерал ли гость, а по мнению Добчинского, он, может быть, генералиссимус. Оба они уходят, а оставшийся Земляника говорит Луке Лукичу, что ему что-то страшно, отчего — сам не знает. 
    ЯВЛЕНИЕ VIII 
    Мать и дочь обсуждают, каков, на их взгляд, мужчина Хлестаков. Соперничество. Каждая уверена, что именно на нее он смотрел по-особенному. 
    ЯВЛЕНИЕ IX 
    Городничий в страхе и переживаниях. Жена же, напротив, уверена в силе своего женского обаяния. 
    ЯВЛЕНИЕ X 
    Городничий, жена и дочь кидаются к вышедшему из комнаты Осипу с расспросами о барине — городничий о своем, женщины — о своем. Городничий щедро одаряет Осипа, Анна Андреевна обещает тоже, коли зайдет. По словам Осипа, “у барина бывают и графы... чин обыкновенно какой... порядок любит... больше всего любит, чтобы его приняли хорошо”. 
    ЯВЛЕНИЕ XI 
    Городничий выставляет на крыльце квартальных — Держиморду и Сви-стунова, чтобы не пропускали к ревизору просителей. 
    ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ 
    Та же комната в доме городничего 
    ЯВЛЕНИЕ I 
    В полном параде и мундирах, осторожно, почти на цыпочках появляются судья Ляпкин-Тяпкин, Земляника, почтмейстер, Лука Лукич, Добчинский и Бобчинский. Ляпкин-Тядкин строит всех по-военному. Решает, что следует представляться и давать взятки поодиночке. Все знают, что давать надо, но робеют. Почтмейстер, например, предлагает сказать, что вот, мол, пришли по почте неизвестно чьи деньги... Предлагают первому начать Луке Лукичу как просветителю юношества. Тот сопротивляется всеми силами. В это время слышны шаги в комнате Хлестакова. Все толпятся у выхода, тиская друг друга, выходят. 
    ЯВЛЕНИЕ II 
    Выходит заспанный Хлестаков. Ему здесь понравилось. А дочка городничего очень недурна, да и матушка такая, что еще можно бы... 
    ЯВЛЕНИЕ III 
    Ляпкин-Тяпкин входит первым и представляется по всей форме. По приглашению Хлестакова садится, что-то отвечает на его вопросы, а мысль только об одном: “А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне”. Нечаянно теряет деньги на пол. Застывшего от страха выручает сам Хлестаков — он запросто просит эти деньги взаймы. Тот вздыхает с облегчением и удаляется. 
    ЯВЛЕНИЕ IV 
    Входит, вытянувшись, почтмейстер Шпекин. С готовностью дает Хлестакову денег. 
    ЯВЛЕНИЕ V 
    В дверь вталкивают Луку Лукича. Он четко представляется, садится, пробует закурить предложенную ему сигарку, без успеха, также не имеет успеха в разговоре о дамах. Хлестаков, видя, что толку не добиться, просит взаймы триста рублей. Лука Лукич улетает как на крыльях. 
    ЯВЛЕНИЕ VI 
    Земляника посмелее прочих. Принимается снабжать начальство доносами на сослуживцев и раскланивается, собираясь уйти. Ан нет, так он не уйдет. Хлестаков спрашивает Землянику, нет ли у него денег взаймы. Естественно, есть.. 
    ЯВЛЕНИЕ VII 
    Бобчинский и Добчинский входят вместе и четко представляются. Хлестаков без всяких церемоний требует тысячу рублей. Но в наличии только шестьдесят пять. Пусть так, Хлестаков согласен. Добчинский просит об узаконении его сына, а у Бобчинского просьба еще проще: “Как поедете в Петербург, скажите всем там вельможам разным: сенаторам и адмиралам, что вот, ваше сиятельство или превосходительство, живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский”. С тем оба и уходят. 
    ЯВЛЕНИЕ VIII 
    Хлестаков понимает, что его приняли по ошибке за государственного чиновника. Решает написать письмо своему приятелю Тряпичкину, большому острослову. Местные чиновники Хлестакову нравятся: они дали ему больше тысячи рублей! 
    ЯВЛЕНИЕ IX 
    Осип советует Хлестакову убраться из городка не сегодня, так завтра: даже он понял, что Хлестакова за кого-то другого приняли. Да и батюшка будет гневаться. Хлестаков решает сначала отправить почтой письмо приятелю. Осип требует лучшую тройку. За дверью слышны голоса — квартальный сдерживает толпу купцов-просителей. Хлестаков требует их впустить. 
    ЯВЛЕНИЕ X 
    Купцы, принесшие подношения, жалуются на городничего, который их обирает. Хлестаков от товаров отказывается — деньги берет, не брезгует и серебряным подносиком. Говорит, что постарается. Купцы уходят. Слышатся женские голоса. 
    ЯВЛЕНИЕ XI 
    Входят с просьбой унтер-офицерская жена — ее незаконно высекли — и слесарша, мужа которой незаконно, без очереди, забрили в солдаты, а очередникам удалось откупиться.- Унтер-офицерская жена требует, чтобы ей уплатили штраф. Хлестаков обещает все, все, все. 
    ЯВЛЕНИЕ XII 
    Хлестаков заигрывает с Марьей Антоновной, которая тоже не прочь. Та, правда, побаивается, что залетный гость просто смеется над ней. Тот убеждает ее в обратном. Хлестаков целует девицу в плечико, та изображает возмущение, а Хлестаков — раскаяние и любовь. Падает на колени. 
    ЯВЛЕНИЕ XIII 
    Это видит входящая Анна Андреевна. Прогоняет дочь. Хлестаков снова рщается на колени: “Сударыня, вы видите, я сгораю от любви”. Вовсю воло-ится за маменькой. Ну и что, что замужем. “Руки вашей, руки прошу!” 
    ЯВЛЕНИЕ XIV 
    Вбегает Марья Антоновна. Вскрикивает от удивления. Маман делает внушение дочери. Хлестаков хватает за руку Марью Антоновну: “Анна йндреевна, не противьтесь нашему благополучию, благословите постоянную рюбовь!” Маман в изумлении. Снова ругает дочь. 
    ЯВЛЕНИЕ XV 
    Вбежавший, запыхавшись, городничий умоляет Хлестакова “не погубить его”. Купцы, унтер-офицерша — все лгуны. Тут Анна Андреевна сообщает о том, что Иван Александрович просит руки их дочери. Городничий не смеет верить своему счастью. Довольные родители благословляют молодых. Городничий подпрыгивает от радости. 
    ЯВЛЕНИЕ XVI 
    Осип сообщает, что лошади готовы. Хлестаков едет — но только на один день — к богатому дяде. А завтра назад. Городничий предлагает еще денег на дорогу, Хлестаков берет. Прощается со всеми очень приветливо. 
    ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ 
    Та же комната в доме городничего 
    ЯВЛЕНИЕ I 
    Городничий и Анна Андреевна в мечтаниях о подвалившем счастье. Городничий собирается крепко прижать всех, кто на него жаловался, приказывает оповещать всех о его удаче. Они, конечно же, переедут в Петербург, а городничий станет генералом. 
    ЯВЛЕНИЕ II 
    Толпясь, входят купцы. Городничий ругает их, припоминая множество мошенничеств, те каются, кланяются в ноги: “Не погуби!” 
    ЯВЛЕНИЕ III-VI 
    Городничий принимает поздравления подчиненных. Постепенно собирается все местное общество. 
    ЯВЛЕНИЕ VII 
    Последними появляются с поздравлениями частный пристав и квартальные. Городничий просит всех садиться. Семейство рассказывает историю сватовства. Чиновники просят хозяев не забыть их своими милостями, когда они переедут в Петербург. Чувствуется, что все им завидуют. Городничий не скрывает своего желания стать генералом. Анна Андреевна мечтает о высшем обществе и не хочет, чтобы муж ее покровительствовал “всякой мелюзге”. Слова ее не остаются неуслышанными. Гости оскорблены. 
    ЯВЛЕНИЕ VIII 
    Появляется запыхавшийся почтмейстер с распечатанным письмом в руке. Это письмо Хлестакова Тряпичкину. Оказывается, Хлестаков никакой не ревизор. Шпекин читает отрывки из письма: “Городничий — глуп, как сивый мерин...” Земляника выхватывает письмо, читает: “Почтмейстер, подлец, пьет горькую...” Далее читает Коробкин: “Земляника — совершенная свинья в ермолке”, и так обо всех и каждом. Догнать Хлестакова невозможно — ему дали лучших лошадей. Среди поднявшегося гвалта городничий говорит сам с собой: как это могло случиться, чтобы провели его, мошенника из мошенников... “Вот подлинно, если Бог хочет наказать, так отнимет прежде разум. Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было!” Все накидываются на Добчинского и Бобчинского, пустивших слух о ревизоре-инкогнито. 
    ЯВЛЕНИЕ ПОСЛЕДНЕЕ 
    Входит жандарм и объявляет, что прибывший из Петербурга чиновник требует городничего к себе. Слова эти как гром среди ясного неба. Все окаменевают.




ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ Родился 20 марта 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика. Детские годы прошли в имении родителей Васильевке, рядом с селом Диканька, краем легенд, поверий, исторических преданий. В воспитании будущего писателя определенную роль сыграл отец, Василий Афанасьевич, страстный поклонник искусства, любитель театра, автор стихов и остроумных комедий.

После домашнего образования Гоголь провел два года в Полтавском уездном училище, затем поступил в Нежинскую гимназию высших наук, созданную по типу Царскосельского лицея для детей провинциального дворянства. Здесь учится играть на скрипке, занимается живописью, участвует в спектаклях, исполняя комические роли. Думая о своем будущем, останавливается на юстиции, мечтая "пресекать неправосудие".

После окончания Нежинской гимназии в июне 1828 в декабре отправляется в Петербург с надеждой начать широкую деятельность. Службу получить не удалось, первые литературные пробы оказались неудачными. Разочаровавшись, летом 1829 уезжает за границу, но скоро возвращается. В ноябре 1829 получает место мелкого чиновника. Серая чиновничья жизнь скрашивалась занятиями живописью в вечерних классах Академии художеств. Кроме того, властно влекла к себе литература.

В 1830 в журнале "Отечественные записки" появилась первая повесть Гоголя "Басаврюк", впоследствии переработанная в повесть "Вечер накануне Ивана Купала". В декабре в альманахе Дельвига "Северные цветы" печатается глава из исторического романа "Гетьман". Гоголь сближается с Дельвигом, Жуковским, Пушкиным, дружба с которым имела большое значение для развития общественных взглядов и литературного таланта молодого Гоголя. Пушкин ввел его в свой круг, где бывали Крылов, Вяземский, Одоевский, художник Брюллов, дал ему сюжеты для "Ревизора" и "Мертвых душ". "Когда я творил, - свидетельствовал Гоголь, - я видел перед собой только Пушкина... Мне дорого было его вечное и непреложное слово".

Литературную известность Гоголю принесли "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831 - 32), повести "Сорочинская ярмарка", "Майская ночь" и др. В 1833 пришел к решению посвятить себя научной и педагогической работе и в 1834 был назначен адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете. Изучение трудов по истории Украины легло в основу замысла "Тараса Бульбы". В 1835 оставил университет и целиком отдался литературному творчеству. В том же году выходят сборники повестей "Миргород", куда вошли "Старосветские помещики", "Тарас Бульба", "Вий" и др., и "Арабески" (на темы петербургской жизни). Повесть "Шинель" была самым значительным произведением петербургского цикла, в черновом варианте прочитана Пушкину в 1836, а закончена в 1842. Работая над повестями, Гоголь пробовал свои силы и в драматургии. Театр представлялся ему великой силой, имеющей исключительное значение в общественном воспитании. В 1835 был написан "Ревизор" и уже в 1836 поставлен в Москве с участием Щепкина.

Вскоре после постановки "Ревизора", затравленный реакционной печатью и "светской чернью". Гоголь уехал за границу, поселившись сначала в Швейцарии, затем в Париже, продолжал работу над "Мертвыми душами", начатую в России. Известие о гибели Пушкина было для него страшным ударом. В марте 1837 поселился в Риме. Во время приезда в Россию в 1839 - 40 читал друзьям главы из первого тома "Мертвых душ", который был завершен в Риме в 1840 - 41.

Вернувшись в Россию в октябре 1841, Гоголь при содействии Белинского и др. добился напечатания первого тома (1842). Белинский назвал поэму "творением, глубоким по мысли, социальным, общественным и историческим".

Работа над вторым томом "Мертвых душ" совпала с глубоким духовным кризисом писателя и прежде всего отразила его сомнения в действенности художественной литературы, что поставило Гоголя на грань отречения от его прежних созданий.

В 1847 издал "Выбранные места из переписки с друзьями", которую Белинский подверг уничтожающей критике в письме к Гоголю, осудив его религиозно-мистические идеи как реакционные.

В апреле 1848 после путешествия в Иерусалим, ко Гробу Господню, окончательно возвращается в Россию. Живя в Петербурге, Одессе, Москве, он продолжал работу над вторым томом "Мертвых душ". Им все сильнее овладевали религиозно-мистические настроения, состояние здоровья ухудшалось. В 1852 начались встречи Гоголя с протоиереем Матвеем Константиновским, фанатиком и мистиком.

11 февраля 1852, находясь в тяжелом душевном состоянии, писатель сжег рукопись второго тома поэмы. 21 февраля утром Гоголь умер в своей последней квартире на Никитском бульваре.

Гоголь был погребен в Донском монастыре. После революции останки Гоголя были перенесены на Новодевичье кладбище.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000


КАК ЯВЛЕНИЕ “ОБЩЕРУССКОЙ” КУЛЬТУРЫ

(Тезисы доклада)

Художественные особенности произведений Н.В. Гоголя и его социально-философские и религиозно-нравственные идеи не могут быть адекватно осмыслены без правильного учета национального контекста его творчества. Распространенный в гоголеведении стереотип о положении раннего творчества Гоголя на пограничье русской и украинской культур и об исключительной принадлежности к русской культуре позднего творчества существенно искажает характер национальной самоидентификации писателя и культурный фон его эпохи. Да и традиционно сложившееся в науке и в общественном сознании деление восточнославянских культур на русскую, украинскую и белорусскую не совсем однозначно отображает исторические реалии, поскольку не выделяет в отдельную номинацию т.н. “общерусскую” культуру и не различает понятия “русский” и “великорусский”. Такое деление произведено без учета культурной динамики и разделения любой национальной культуры на несколько субкультур, имеющих различное происхождение и архитектонику.

В докладе рассматриваются концепции “общерусской” культуры в отечественной общественной и научной мысли (славянофилы, М.П. Драгоманов, Д.Н. Овсянико-Куликовский, министр внутренних дел Валуев, другие представители официальной царской идеологии, В.В. Розанов, Н.С. Трубецкой, Г.П. Федотов). Делается вывод об отсутствии единства в понимании “общерусской” культуры и об отсутствии ее интегральной концепции.

Подчеркивается необходимость различения “высокой” и “низкой” культур как имеющих принципиально различную архитектонику (цивилизационную и народно-традиционную соответственно).

Уточняется употребление этнонимов русский, великорусский, малорусский, белорусский, южнорусский, югозападнорусский и топонимов Русь, Русь-Украина, Московская Русь, Россия, Великороссия, Малороссия, Украина, Белоруссия в современной практике и в XVII—XIX веках, в том числе у Гоголя.

Процесс формирования современных восточнославянских культур рассматривается в тесной связи с процессом формирования Российской государственности: объединение великорусских, большей части украинских и белорусских земель именно вокруг Москвы и Московского государства во второй половине XVII—XVIII веках предопределило характер всего дальнейшего развития “высокой” культуры.

Объединение в пределах одного государства носителей высоких культур различного типа (украинско-белорусской барочной и великорусской позднесредневековой культуры) потребовало от власти унификации этих культурных систем по единому образцу и создание единой для просвещенного сословия церковной и светской (“гражданской”) культуры. Новая универсальная имперская культура по аналогии с византийской и античной римской должна иметь наднациональный характер, должна идентифицироваться не с этносом (народом), а с государством. Основой этой новой культуры во второй половине XVII века и становится украинская (“украинско-белорусская”, “югозападнорусская”) культура. Преимущество, отданное ей официальной властью перед высокой великорусской культурой, объясняется во-первых, относительно большим уровнем развитости; во-вторых, украинская православная до 1686 года входила в юрисдикцию Константинопольского патриарха: через Украину Московское царство как бы символически связывалось с исторической Византией; в-третьих, введение в культурную и отчасти в политическую элиту выходцев из Украины и Белоруссии способствовало политической стабильности государства.