Файл: Государственные пособия гражданам, имеющим детей (Понятие и виды государственных пособий, предоставляемых гражданам на детей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ

1.1Понятие и виды государственных пособий, предоставляемых гражданам на детей

Глава 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПОСОБИЙ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ

2.1. Пособие по беременности и родам

2.2Единовременное пособие при рождении ребенка и при передаче ребенка на воспитание в семью

2.3. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком

2.4. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности

2.5 Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

2.6 Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

ГЛАВА 3 ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ПОСОБИЙ

Глава 4 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ В РФ

4.1 Проблемы и недостатки демографической политики РФ

4.2 Пути решения проблем реализации дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющих детей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Положение многих российских семей, имеющих детей, в современных условиях можно охарактеризовать как кризисное. Сегодня многодетные семьи, одинокие матери, семьи с детьми-инвалидами, студенческие семьи, как правило, находятся на самой низкой ступени по размеру реальных доходов, принадлежат к беднейшим слоям общества. Для абсолютного большинства семей с детьми основным источником доходов остается заработная плата. Между тем за 90-е годы ее реальная покупательная способность снизилась почти в 2 раза, обесценились фактически до нуля денежные сбережения семей. Значительный вес в доходах многодетных семей (а во многих - и основную) занимают детские пособия. Во многом уровень жизни малообеспеченных семей с детьми не претерпевает положительных качественных изменений именно потому, что такие пособия индексируются в меньшей степени, чем пенсии и стипендии, и от одной индексации до другой сокращаются в реальном выражении. Так, размер ежемесячного пособия на ребенка, которое сегодня получают более 70% детей, составляет всего 3,3% от стоимости прожиточного минимума ребенка. Поэтому ничего нет удивительного в том, что именно дети представляют самую многочисленную группу в общей численности малоимущего населения; кроме того, именно в этой возрастной группе наблюдается самый высокий уровень бедности (доля населения со среднедушевыми доходами ниже величины прожиточного минимума) - 17,4%, против 13,3% для молодежи в возрасте 16-30 лет, 13,7% - для населения 31-59 лет и 9,2% для лиц старше трудоспособного возраста. О низком уровне жизни семей, имеющих детей, свидетельствуют также официальные данные балансов доходов и расходов домашних хозяйств. Примечательной в этом плане является структура потребительских расходов домохозяйств с детьми, в которой доля расходов на питание занимает от трети до почти половины всех расходов, свидетельствуя о невысоком уровне жизни таких семей, причем данный показатель растет с увеличением числа детей. Для многодетных семей также характерен заметно более низкий уровень потребления непродовольственных товаров, в особенности товаров длительного пользования. Так по данным результатов опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) среди 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России в 2013 г.: "низкий уровень жизни, высокие цены и маленькие детские пособия остаются основными проблемами материнства и детства, во многом препятствующими росту рождаемости в России". Среди ответом, каковы основные проблемы материнства и детства в современной России, наиболее часто встречались низкий уровень жизни и высокие цены. Такого мнения, по данным социологов, придерживаются 20% опрошенных. Еще 19% респондентов назвали маленькие детские пособия. 17% россиян, свидетельствуют исследователи, жалуются на недостаточное число детских воспитательных учреждений, 13% - на плохое медицинское обслуживание. 8% считают значительной проблемой жилье, по 7% - платную медицину, образование, дорогие детские сады, лечение, детское питание. Реже россияне указывают безработицу и недостаток внимания со стороны государства (по 4%), проблему беспризорности (3%). Замыкают перечень проблем материнства и детства алкоголизм (1%) и бюрократия (0,4%). Между тем 27% затруднились ответить на поставленный вопрос. Довольно единодушны россияне во мнении относительно того, какие конкретные меры должно предпринять государство для поддержки матерей. В общей сложности 45% указывают на необходимость роста материального благополучия российских семей. Так, 22% респондентов просят увеличить размер детских пособий, 12% - обеспечить "материальную поддержку матерей", 11% требуют в принципе повысить благосостояние населения, уровень заработной платы в стране. Далее в перечне необходимых мер следуют увеличение числа детских воспитательных учреждений (8%), обеспечение доступным жильем (7%), гарантия трудоустройства матерей (5%). По 4% россиян указывают на необходимость бесплатного образования и медицины, повышение качества медицинского обслуживания, наличие бесплатных, доступных детских садов, кружков и т.д. 3% считают важным существование льгот для семей с детьми, 2% - бесплатного детского питания. Реже указывают такие меры, как помощь матерям-одиночкам, улучшение обслуживания матерей в родильных домах, изменение отношения к матерям (по 1%). Несмотря на констатируемые трудности, большинство россиян - 40% - все же считают, что за последние два-три года положение матерей в России улучшилось. В то же время 35% не заметили изменений в их положении. И только 13% отмечают его ухудшение. 12% затруднились ответить. Таким образом, с учетом выявленных проблем в современной демографической ситуации в стране необходимо разработать эффективные направления государственной семейно-демографической политики в целях стабилизации численности населения.


4.2 Пути решения проблем реализации дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющих детей

Для решения проблем реализации дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющих детей в России необходимо разработать ряд рекомендаций по совершенствованию системы социальной защиты семьи: . Основным направлением в борьбе с безнадзорностью и беспризорностью должна стать профилактика семейного неблагополучия, предупреждение самого факта отсутствия попечения, надзора и должного содержания со стороны родителей или законных представителей. К несовершеннолетним, в отношении которых организуется система ранней профилактики беспризорности с оказанием социально-психиатрической помощи, относятся дети, оставшиеся без попечения родителей. К безнадзорным детям, в отношении которых должна проводиться активная профилактическая работа, следует также отнести следующие категории: дети, родители которых признаны недееспособными; дети с проявлением педагогической запущенности; дети, у которых не сформированы необходимые социальные навыки; дети с признаками телесных истязаний; признаками острого или хронического дистресса; - дети с задержками и искажениями психического, личностного развития; - дети из неполных, многодетных и неблагополучных семей. Ранняя профилактика безнадзорности несовершеннолетних должна включать: подростков, лишившихся родительского попечения, из экстремальной ситуации; -долгосрочные меры, направленные на оздоровление угрожающей здоровью и психофизическому благополучию ребенка обстановки; -долгосрочные реабилитационные и коррекционные мероприятия, направленные на восстановление соматического и психического здоровья пострадавших детей, оставшихся без попечения родителей. Ранняя профилактика безнадзорности в связи с этим должна быть комплексной и кроме мер социальной и правовой защиты включать меры психологической, социально-психиатрической помощи и реабилитации. На сегодняшний день такая комплексная профилактическая деятельность в рамках действующего законодательства разрабатывается. Она организуется и осуществляется в первую очередь органами опеки и попечительства, а остальные службы по оказанию психологической, медицинской, специализированной социально-психиатрической помощи используются как вспомогательные, рабочие службы, находящиеся под контролем органов опеки. Актуальными остаются и вопросы совершенствования ряда нормативных и законодательных актов по профилактике детской безнадзорности и беспризорности и прежде всего Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Требует решения вопрос правового обеспечения организации и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Следовательно, можно констатировать, что ситуация с решением проблем беспризорности и безнадзорности далека от завершения. Для того чтобы справиться с этой сложной проблемой, необходимо, чтобы каждый из нас не оставался равнодушным при виде безнадзорного ребенка, помогал вернуть его в школу, оказывал содействие неблагополучной соседской семье в решении ее проблем, активно вмешивался, если видел, что ребенку плохо. Личностные структуры безнадзорных детей и подростков поражены лишь частично: у них еще долго сохраняется возможность расширять и углублять позитивные стороны своей личности, менять свои убеждения. Здесь важно не опоздать воспрепятствовать окончательной деградации, не упустить момент, пока асоциальная сторона жизни дезадаптанта целиком и полностью не превратилась бы в суть его образа жизни и мыслей, не стала бы отвечать его искаженным индивидуальным потребностям. Своевременная помощь со стороны взрослых может стать залогом преодоления тенденций личностной деструктивности и обеспечения действенного решения проблем беспризорности и безнадзорности. .Современная политика в отношении семьи и детей должна ориентироваться в первую очередь на создание условий для реализации семьями свойственных им функций. Все более значимым становится ее социокультурная направленность на сохранение и повышение ценности духовно-нравственного и воспитательного потенциала семьи в интересах устойчивого развития общества и безопасного существования человека. В духовно прочной семье, способной вырастить биологически и нравственно здорового ребенка, заинтересовано любое общество. Физическое, социальное, нравственное здоровье подрастающего поколения - это и здоровье нации в целом. Именно в семье формируются основы личности гражданина, его ценностные установки и ориентации, содержание которых отвечает потребностям социально справедливого, правового и экономически эффективного общества. Учитывая то, что семья как социальный институт выступает посредником между человеком, обществом, государством и другими социальными институтами, воздействует на характер их взаимоотношений и течение общественных процессов, необходимо выделить в различных областях общественной жизни "семейный аспект", составляющий специфическое содержание семейной политики. С этой целью на федеральном и региональном уровнях необходимы разработка и введение в действие механизмов, обеспечивающих развитие социально-экономического, воспитательного и духовно-нравственного потенциала семей. Это позволит улучшить социальные характеристики российского общества, будет способствовать его стабилизации, последовательному продвижению по пути к правовому государству и гражданскому обществу в России. . Для совершенствования семейного законодательства Российской Федерации, устранения возникших в законодательстве пробелов и устранения противоречий между нормами семейного законодательства и иными нормами, регулирующими семейные отношения напрямую или косвенно, пересекающихся с нормами семейного законодательства требуется серьезная модернизация семейного законодательства. Семейный кодекс регулирует только внутрисемейные отношения; требуется разработка второй части кодекса, в которой будут оформлены отношения между семьей и государством, семьей и государственными институтами, семьей и системами здравоохранения, образования и др. Необходимо также создать концепцию семейной политики, системы государственных документов и формирования органов власти по работе с семьями. При этом нужно отчетливо разграничивать две основные цели: -защищать от жесткого воздействия рынка социально уязвимые слои населения, которым не обойтись без социальной поддержки государства; -способствовать средствами социальной политики экономической активизации различных слоев населения, развитию их способности адаптироваться к рынку; реализовать те преимущества, которые формируются новыми социально-экономическими условиями и выражаются в возможности увеличения трудового вклада и дохода. . Для повышения уровня материального положения семей необходимо провести изменения приоритетов прежде всего в макроэкономической политике в сторону поддержки реального сектора, стимулирования научно-технического прогресса, образования всех уровней. Следует привести в равновесие такие индикаторы экономической безопасности, как: - наращивание долгосрочного среднегодового прироста реального ВВП на душу населения (3-4 %); - обеспечение полной занятости и поддержание естественной безработицы на уровне 4-5 % и не выше 15 %; создание системы гарантированности стабильного уровня и динамики цен; сбалансированность равенства минимальной заработной платы и реального прожиточного минимума; выравнивание черты бедности и структуры минимального потребительского бюджета. Таким образом, необходимо решение следующих актуальных задач в области семейной политики: - поддержка самообеспечения, а не иждивенчества семьи. Семья не должна зависеть от государства. Для этого нужно создать условия, в которых семья с работоспособными родителями имела бы от своей экономической деятельности доход, достаточный для нормального развития детей (это предполагает совершенствование оплаты труда, занятости и подготовки кадров, налогообложения, кредитования и т.п.); - поддержка семей с детьми, оказавшихся в особо трудных условиях (многодетные, неполные семьи, семьи беженцев, безработных, семьи с инвалидами и т.п.); совершенствование системы семейных пособий, а также минимальных (бесплатных) социальных гарантий для детей в сфере образования, здравоохранения, культуры, оздоровительного отдыха, развитие социального страхования и частичной компенсации расходов в сфере платных услуг; содействие семье в реализации воспитательных функций (льготные режимы занятости для родителей, сохранение и развитие системы дошкольного воспитания, не подменяющей семью, а помогающей ей воспитывать детей, педагогическое просвещение родителей и т.п.; - сохранение семейной среды и воссоздание ее для детей, лишившихся родительского попечения (профилактика распада семьи, работа с семьями групп риска, профилактика отказа от родившихся детей, правовая и экономическая поддержка опеки и усыновления и т.п.). Главным критерием развития государства должен быть уровень жизни и защищенность семьи, материнства и детства. Выполнение этой программы - забота не только Президента и Правительства, но и каждого гражданина страны. Лишь при объединении всех социально-политических сил можно достичь поэтапного выполнения вышеуказанных целей семейной политики.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы. социальные пособия - это выплаты, производимые гражданам в установленных законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной поддержки. Исходя из этого получаем следующее определение государственных пособий гражданам, имеющим детей. Государственные пособия, гражданам, имеющим детей - единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением, воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Денежные выплаты, предоставляемые в связи с материнством, отцовством и детством, можно разделить по их целевой направленности на два основных видах, а именно: направленные на оказание помощи гражданам в воспитании и содержании детей либо на возмещение лицу заработка, которого он лишился в силу осуществления этих обязанностей. Также государственные пособия для семей с детьми обладают определенными принципами. Социальные пособия выплачиваются из средств страховых внебюджетных фондов и государственного бюджета (федерального и регионального). Правовые основы регулирования вопросов, связанных с обеспечением пособиями граждан, имеющим детей, на сегодняшний день закреплены в двух Федеральных законах: «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». В соответствии с Законом о детских пособиях в Российской Федерации установлены следующие виды государственных пособий гражданам, имеющим детей: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; ежемесячное пособие на ребенка; единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью; единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Порядок назначения и выплаты указанных государственных пособий установлен Минздравсоцразвития РФ. Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.


Для решения проблем реализации дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющих детей в России необходимо разработать ряд рекомендаций по совершенствованию системы социальной защиты семьи:

Основным направлением в борьбе с безнадзорностью и беспризорностью должна стать профилактика семейного неблагополучия, предупреждение самого факта отсутствия попечения, надзора и должного содержания со стороны родителей или законных представителей; обеспечение необходимых условий для повышения качеств жизни семей (увеличение пособий на детей, контроль за ценами на товары первой необходимости, усиление контроля за медицинскими учреждениями).

Современная политика в отношении семьи и детей должна ориентироваться в первую очередь на создание условий для реализации семьями свойственных им функций. Все более значимым становится ее социокультурная направленность на сохранение и повышение ценности духовно-нравственного и воспитательного потенциала семьи; обеспечение прав детей на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие (развитие детских клубов, спортивных секций, кружков, проведение организации экскурсий в другие города).

Для совершенствования семейного законодательства Российской Федерации, устранения возникших в законодательстве пробелов и устранения противоречий между нормами семейного законодательства и иными нормами, регулирующими семейные отношения напрямую или косвенно, пересекающихся с нормами семейного законодательства требуется серьезная модернизация семейного законодательства.

Для повышения уровня материального положения семей необходимо провести изменения приоритетов прежде всего в макроэкономической политике в сторону поддержки реального сектора, стимулирования научно-технического прогресса, образования всех уровней. В целях улучшения положения детей хотелось бы внести предложения следующего порядка: - обеспечение дополнительных гарантий в социальной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; расширение государственной поддержки и развития новых форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения (попечительские семьи, фостерные (приемные) семьи). Данные предложения и рекомендации помогут решить многие проблемы незащищенных слоев населения, положение которых плачевно.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА