Файл: Авторское право (Общая характеристика авторского права России и его источников ).pdf
Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика авторского права России и его источников
1.1 История становления авторского права в России
1.2 Понятие и правовая природа авторских и смежных прав
Глава 2. Источники авторского права России
2.1 Новеллы правового регулирования авторских и смежных прав
Проприетарная концепция авторского и патентного права соединила неотчуждаемое личное неимущественное право человека на результаты его творческой деятельности с происходящим от него правом на получение достойного вознаграждения за использование созданного результата.
Противники подобного подхода к пониманию интеллектуальной собственности указывают, что нельзя отождествлять правовой режим материальных вещей и нематериальных объектов, каковыми являются авторские произведения и различные технические решения; что в отличие от права собственности, имеющего бессрочный характер и экстерриториальное действие, права авторов, изобретателей изначально ограничены во времени и в пространстве; что объекты авторского (патентного) права и объекты права собственности имеют различные средства правовой охраны; что право на творческий результат (в отличие от вещи) неразрывно связано с личностью его создателя; что такие понятия вещного права, как «владение» и «пользование» не могут быть применены к нематериальным объектам и т.п.[20] Таким образом, сформировалась господствующая в настоящее время теория исключительных авторских прав.
Исходным в данной концепции является положение о необходимости разграничения единого субъективного права интеллектуальной собственности на два вида субъективных прав, в определенной степени существующих независимо друг от друга. Это – личные неимущественные права, неотделимые и неотчуждаемые от автора, и имущественные права, отделимые от личности автора и тем самым обладающие свойством передаваемости другим лицам и возможностью выступления в качестве самостоятельного объекта торгового оборота. По своему происхождению и природе имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности, получившие название исключительных прав, основаны на законе, устанавливаемом государством. Таким образом, они не связаны с естественными правами человека.
Концепция исключительных прав заняла доминирующие позиции в XIX в. во всех развитых странах мира. Современное понимание исключительного характера авторских прав состоит в том, что они, будучи исключительными абсолютными правами, обеспечивают их обладателю легальную монополию на совершение различных действий (по использованию результатов их творчества и распоряжения ими) с одновременным запрещением всем другим лицам совершать указанные действия[21]. Известный автор А.П. Сергеев определил исключительность, как «признание того, что только сам обладатель авторского права (т.е. автор или его правопреемник) может решать вопрос об осуществлении авторских правомочий, особенно правомочий, связанных с использованием произведения»[22]. Фактически речь идет о своеобразной монополии на произведение, где воля правообладателя, а не охранная функция права, имеет решающее значение. Э.П. Гаврилов определяет исключительность, как использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации третьими лицами только с согласия правообладателя[23].
Е.В. Халипова отмечает принципиальное отличие в направлении развития законодательства об авторских правах стран общей системы права и континентального права. Система общего права рассматривает авторские права как форму собственности, которая может быть создана индивидуальным или коллективным автором. Исключительные права в этом случае направлены на удовлетворение экономических потребностей. Для континентального права характерно признание за авторскими правами помимо экономического потенциала, также и выражение личности создателя произведения, нематериальный аспект. Для этих стран с кодифицированным гражданским законодательством свойственно деление авторских прав на личные и имущественные[24].
Что касается российской правовой науки, то в настоящее время позиция сторонников проприетарной теории не находит поддержки ни в доктрине гражданского права, ни в законодательстве, формулирующих правовую охрану объектов авторского и патентного права через категорию исключительных, а не вещных прав, в связи с чем в построении конструкции «материальной интеллектуальной собственности», как представляется, нет особой практической необходимости. Вместе с тем, теория проприетарной собственности оказала большое влияние на формирование современной доктрины авторского права. Даже само название подотрасли гражданского права - «интеллектуальная собственность», куда входит и авторское право, отсылает нас к проприетарной теории. Конечно, данный термин сейчас уже имеет другое значение. Под ним понимается совокупность прав на результаты творческой деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации.
В конце XIX - начале XX в. начал развиваться процесс сближения указанных концепций субъективных прав на результаты интеллектуальной деятельности путем объединения понятий права интеллектуальной собственности и исключительных прав. Объединенное понятие рассматриваемых прав стало именоваться интеллектуальной собственностью. Под этим названием оно употребляется в Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г., Стокгольмской конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, от 14 июля 1967 г. и национальном законодательстве многих стран мира, включая ст. 44 КонституцииРФ, ст. 128 и 138 ГК РФ в редакции, действовавшей до 1.01.2008 г.
Так, согласно п. viii ст. 2 Стокгольмской конвенции "интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к: литературным, художественным и научным произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио-, телевизионным передачам; изобретениям во всех сферах человеческой деятельности, научным открытиям; промышленным образцам; товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции; а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной собственности в производственной, научной, литературной и художественной деятельности».
Аналогичным образом необходимо толковать и норму ч. 1 ст. 44 Конституции РФ, закрепляющую охрану интеллектуальной собственности. Понятие интеллектуальной собственности включает в себя как личные неимущественные права, неотделимые от автора, так и имущественные права на использование результата интеллектуальной деятельности.
Термин «интеллектуальная собственность» широко используется в законодательстве многих стран и международном праве в силу в большей степени исторических традиций и, безусловно, не предполагает распространения на результаты интеллектуальной деятельности правового режима права собственности. Являясь собирательным понятием, интеллектуальная собственность охватывает, прежде всего, «литературную и художественную собственность», охраняемую авторским правом, и «промышленную собственность», включающую патентное право и законодательство об охране средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг). Двумя приведенными составляющими институт интеллектуальной собственности, безусловно, не исчерпывается, поскольку охватывает также охрану топологий интегральных микросхем, научных открытий, «ноу-хау», селекционных достижений и ряда других объектов[25].
В научной литературе авторское право рассматривается в объективном и субъективном смыслах. Под авторским правом в объективном смысле понимается совокупность норм, регламентирующих общественные отношения в области создания и использования произведений науки, литературы и искусства. В субъективном смысле авторское право охватывает имущественные и личные неимущественные права авторов произведений (иных правообладателей)[26]. В последнем случае названные права именуются также «авторскими правами».
В соответствии со ст. 1255 части четвертой ГК РФ авторскими правами являются интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства. К ним относятся: исключительное право на произведение; право авторства; право автора на имя; право на неприкосновенность произведения; право на обнародование произведения. В случаях, предусмотренных действующим законодательством, автору могут принадлежать и другие права, в том числе на вознаграждение за использование служебного произведения, на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства. Так, ст. 1298 ГК предусматривает исключительное право автора на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному либо муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд. Исключения составляют случаи, когда государственным или муниципальным контрактом предусмотрено, что это право принадлежит РФ, субъекту Федерации или муниципальному образованию, от имени которых выступает заказчик, либо совместно исполнителю и РФ (субъекту Федерации, муниципальному образованию).
Вновь принятое законодательство более детально регламентирует права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации). В отношении данных объектов признаются интеллектуальные права, которые включают:
- исключительное право, являющееся имущественным правом;
- личные неимущественные права в случаях, предусмотренных ГК РФ;
- иные права (право следования, право доступа и другие).
Согласно ст. 1226 ГК РФ под интеллектуальными правами понимаются исключительные права, являющиеся имущественными правами, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и др.). Суть исключительного (имущественного права) по новому законодательству состоит, прежде всего, в том, что гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации.
Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. При этом отсутствие запрета не считается разрешением. Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением предусмотренных законом случаев. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, если оно осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (кроме исключительного права на фирменное наименование) может принадлежать одному лицу или нескольким лицам совместно.
Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (кроме исключительного права на фирменное наименование) может принадлежать одному лицу или нескольким лицам совместно.
Хочется специально подчеркнуть, что основу приведенного выше понятия интеллектуальных прав составляют имущественные права. Из 30 статей главы 69 ГК РФ на долю личных неимущественных прав приходится всего две статьи: ст. 1228 (об авторе результата интеллектуальной деятельности) и ст. 1251 (о защите личных неимущественных прав, которая в отличие от ст. 1252 изложена в предельно ограниченном варианте своего содержания, который включает упоминание некоторых способов защиты оспариваемых и нарушенных прав авторов, а также отсылочные нормы права, относящиеся к периферийным положениям закона о правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации). В главе 69 ГК РФ не содержится ни общего понятия личных неимущественных прав авторов (создателей) духовных ценностей, ни других основных положений, касающихся юридической природы, видов и механизма осуществления данных прав[27].
По нашему мнению, в понятии права, регулирующего отношения по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, на первом месте должны находиться личные неимущественные права авторов (создателей), трудом которых создается соответствующий результат деятельности. Соответственно, и по времени возникновения личные неимущественные права авторов предшествуют появлению имущественных прав. К тому же в авторском праве необходимость в осуществлении автором имущественного права после обнародования произведения может отсутствовать. Поэтому, на наш взгляд, неимущественные права авторов оказались «обделены» вниманием законодателя, что представляется неверным с концептуальных позиций.
В части 4 ГК РФ глава 71 посвящена правам, смежным с авторскими (смежным правам). Смежные права (neighboring rights, droit voisins) - разновидность интеллектуальных прав, включающих исключительные права и личные неимущественные права (ст. 1226 ГК). Эти права близки к авторскому праву (отсюда и название) и производны от него, однако полностью не совпадают с ним. Возникают они в результате проявления определенных творческих усилий, однако элемент творчества в данном случае является недостаточным для того, чтобы говорить о наличии авторского права[28].
Смежные права неразрывно связаны с авторскими правами, однако первые могут существовать независимо от последних. Так, автор исполняемого произведения может быть неизвестен либо произведение может вообще не охраняться авторским правом (например, срок охраны может истечь, исполняться будет произведение фольклора и т.д.). Вместе с тем смежные права существуют по общему правилу только тогда, когда есть произведение, которое можно исполнить, записать на фонограмму, включить в передачу организации эфирного и кабельного вещания и т.д. Необходимость правовой охраны смежных прав обусловлена в первую очередь развитием технических возможностей воспроизведения и распространения произведений науки, литературы, искусства, позволяющих коммерчески эксплуатировать исполнение произведений, фонограммы музыкальных записей и т.д. [29]
Однако если ранее в литературе подчеркивалась производность смежных от авторских прав как их самая важная черта[30], то нельзя не обратить внимания на то, что в ст. 1225 ГК четыре из пяти объектов смежных прав (базы данных, исполнения, фонограммы, сообщения в эфир или по кабелю радио- или телепередач) указаны в перечне охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, который в том числе включает произведения науки, литературы и искусства. Указание на смежные права наряду с произведениями, охраняемыми авторским правом, подчеркивает независимость первых от последних. В указанный перечень не вошли объекты, на которые распространяются права публикатора (§ 6 гл. 71 ГК). Это обусловлено тем, что объектами прав публикатора являются произведения науки, литературы, искусства, однако права публикатора не являются авторскими. Именно они в наибольшей степени подходят под название «смежные».