Файл: Авторское право (Общая характеристика авторского права России и его источников ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно ст. 1304 ГК (п. 1) объектами смежных прав являются: 1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств; 2) фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение; 3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией; 4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов; 5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений[31].

По сравнению с ранее действовавшим законодательством (Закон об авторском праве) перечень объектов смежных прав дополнен указанием на права на содержание баз данных, а также на права на произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений (ст. 1338 ГК). Соответственно расширился и круг субъектов этих прав. В частности, к их числу относятся исполнители, изготовители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания, изготовители баз данных, а также публикаторы. авторский право интеллектуальный собственность

Отсюда можно сделать вывод о том, что все субъективные авторские права в силу самой их природы являются исключительными. Иными словами, признак исключительности имманентен любому субъективному авторскому праву и выражает одну из главных присущих им черт, а именно принадлежность данного права только его обладателю и никому другому. Создатели произведений обладают единым авторским правом, которое, подобно праву собственности, является сложным по составу и состоит из отдельных авторских правомочий.

В большинстве научных и учебных работ авторские права традиционно подразделяются на личные неимущественные и имущественные. Четвертая часть ГК РФ не только признает такое деление, но и указывает на то, какие из авторских прав носят личный неимущественный характер, а какие имеют имущественное содержание. К личным неимущественным правам относятся: право авторства, право на имя, право на обнародование произведения, включающее право на его отзыв, а также право на защиту репутации автора. Имущественными правами автора являются его права на использование произведения в любой форме и любым способом, которые включают право на воспроизведение, право на распространение, право на импорт, право на публичный показ, право на публичное исполнение, право на передачу в эфир, право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю, право на перевод и право на переработку.


Только сам обладатель авторского права на произведение может решать вопрос о реализации своих авторских правомочий. Обладатель авторских прав может использовать произведение по своему собственному усмотрению, но с учетом юридически признанных прав и интересов других лиц, а также может запрещать другим использовать произведение без его согласия.

Смежные права тесно связаны с авторскими правами. Многие объекты смежных прав делают объекты авторского права доступными для восприятия третьими лицами, что обуславливает определение объема смежных прав с учетом объема авторских прав во избежание возможных коллизий прав.

К смежным правам относятся: право на исполнение, право на фонограмму, право организаций эфирного и кабельного вещания, право изготовителя базы данных, право публикатора на произведение науки, литературы и искусства. Основное содержание смежных прав сводится к тому, что использование третьими лицами фонограмм, радио и телепрограмм, а также творческих результатов исполнителей требует согласия либо артиста, 26 осуществляющего исполнение, либо организаций, сделавших звукозапись, либо радио и телеорганизаций. Целью смежных прав является охрана юридических интересов конкретных физических и юридических лиц, которые способствуют созданию произведений, доступных для широкой публики.

Однако развитие науки и технологии приводит к тому, что правообладатель лишается возможности обеспечить свой монополизм, ибо не может проконтролировать использование своих прав; с другой стороны, в ряде случаев пользователи (как правило, в силу специфики своей деятельности) лишены возможности в индивидуальном порядке заключать прямые договоры с правообладателями, равно как и последним тоже в этих случаях затруднительно заключать договоры с пользователями.

Таким образом, приводя российское законодательство в соответствие с международными стандартами охраны интеллектуальной собственности, российский законодатель нашел решение, альтернативное государственному регулированию данной сферы отношений, - создание обществ по управлению правами на коллективной основе. Данные организации действуют в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями и должны получить государственную аккредитацию. В связи с этим возникает много вопросов и все они остаются открытыми, так как введя норму о государственной аккредитации организаций по управлению правами на коллективной основе, законодатель до конца не продумал сферу действия таких организаций, их права и обязанности, способы осуществления своих полномочий и многое другое.


Помимо признания за субъектами определенных гражданских прав, закон обеспечивает их и правовой охраной. Субъекты авторского и смежного права сами выбирают в какой форме и каким способом защитить свои права. Закон предусматривает защиту личных неимущественных прав и исключительных прав. Защита личных неимущественных прав осуществляется путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его 27 нарушения, компенсации морального вреда, публикации решения суда о допущенном нарушении. Защита исключительных прав осуществляется, в частности, путем предъявления требования: о признании права; о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; о возмещении убытков; об изъятии материального носителя; о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя.

Проведенный анализ указывает на то, что имеют место определенные пробелы правового регулирования авторских и смежных прав. Судебная практика по защите прав интеллектуальной собственности еще недостаточно сформирована. Остается много открытых вопросов в сфере применения новых норм ГК РФ, которые возможно со временем будут скорректированы практикой их применения, а возможно и потребуют внесения каких-то изменений и в сам Кодекс. Так, решение проблемы в связи с использованием произведения как общественного достояния предполагается ввести в норму, регулирующую данный вопрос. Законодательно уточнить сферу действия и принцип работы организаций по управлению правами на коллективной основе. Проанализированная судебная практика показывает, что необходимо ввести дополнительные нормы по защите авторских и смежных прав и дополнительные штрафные санкции за их нарушение, так как это является одним из самых актуальных вопросов сегодняшнего дня.

Содержащиеся в данном параграфе положения, выводы и рекомендации направлены на совершенствование гражданского законодательства в сфере авторских и смежных прав и повышение его эффективности.

Таким образом, авторское право - один из самых экстраординарных и динамичных институтов права, требующий постоянного совершенствования, а также определяющий будущие направления развития творческой мысли всего человечества. От степени правовой защиты зависит, насколько продуктивно будут проводиться научные исследования и открытия, насколько развитым духовно будет наше общество и насколько высок будет уровень умственного развития народов России, а в рамках современной мировой интеграции - все человечество. Ведь не стоит забывать, что человека от животного отличают, прежде всего, умение мыслить, а также стремление к сознательной творческой деятельности.


Глава 2. Источники авторского права России

2.1 Новеллы правового регулирования авторских и смежных прав

Совокупность источников современного авторского права России образует сложную, иерархически организованную систему нормативных актов, международных договоров и других источников, главное место среди которых занимает Конституция РФ, провозглашающая свободу творчества (ч. 2 ст. 26). Кроме того, нормы Конституции РФ (п. «о» ст. 71) также определяют, что правовое регулирование интеллектуальной собственности находится в ведении Российской Федерации. Следовательно, акты субъектов РФ и органов местного самоуправления не могут содержать нормы об интеллектуальной собственности, в том числе об авторском праве и смежных правах[32].

Поскольку авторское право традиционно относится к институтам гражданского права, его правовые основы закрепляются в главном нормативном акте гражданского права - Гражданском кодексе. Часть четвертая ГК РФ, вступившая в силу с 1 января 2008 года, подробно регламентирует отношения в сфере интеллектуальной собственности, в том числе и авторском праве. В частности, как уже отмечалось выше, авторские права отнесены к объектам гражданских прав и вошли в состав понятия «интеллектуальная собственность».

Принятие новой части ГК РФ предполагает систематизацию и замену всех ныне действующих законов об интеллектуальной собственности (Закон об авторском праве, Патентный закон, Закон о товарных знаках и пр.[33]). Таким образом, по сравнению с ранее действовавшими нормативными правовыми актами законодатель стремится к приданию единообразия в правовом регулировании объектов интеллектуальной собственности.

[32] Поленова С.Н. Законодательное регулирование авторских прав как объектов бухгалтерского учета интеллектуальной собственности // Бухгалтер и закон. 2007. N 8.

[33] Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», Патентный закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. N 3517-1, Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (утратили силу).


Впервые к существовавшему перечню объектов интеллектуальной собственности причисляют коммерческие обозначения и ноу-хау. Нововведения предусматривают и государственную аккредитацию коллективных управляющих правами, и охрану исключительных прав изготовителей баз данных. Правительством РФ утверждено Положение о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами[34].

Основные законодательные нововведения в сфере авторских и смежных прав, закрепленные в части четвертой ГК РФ, как представляется, могут быть условно объединены в следующие группы: 1) изменение правового регулирования договорных отношений в сфере авторского права; 2) существенная модификация положений о коллективном управлении авторскими и смежными правами; 3) совершенствование правовой охраны ряда новых видов объектов авторских прав и введение правовой охраны новых объектов смежных прав; 4) усиление ответственности за нарушения авторских и смежных прав; 5) введение ряда новых положений, соблюдение которых на практике может оказаться весьма проблематичным[35].

Глава 70 ГК РФ посвящена правовому регулированию авторского права. Согласно статье 1257 ГК РФ автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное. Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Таким образом, в Кодексе дается несколько иное понятие соавторства. Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. В случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения. Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное. Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое.