Файл: Авторское право (Общая характеристика авторского права России и его источников ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 1973 году СССР присоединился к Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве, что повлекло внесение изменений в его внутреннее законодательство. В частности впервые было закреплено право авторства на перевод произведения, срок действия авторского права после смерти автора был увеличен до 25 лет, расширен круг субъектов авторского права. Важным итогом присоединения к Женевской конвенции стало предоставление национального режима защиты авторских прав гражданам государств - участников конвенции. Советский Союз впервые пошел на сближение внутреннего законодательства с международными нормами авторского права.

Существенные изменения в законодательстве об авторском праве произошли лишь в начале 90-х годов прошлого века и были обусловлены политической перестройкой государства. Сближение советского авторского права с международными принципами охраны авторских и смежных прав осуществилось в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик, принятых Верховным Советом СССР 31 мая 1991 года. Указанный нормативный акт содержал в себе специальный раздел IV «Авторское право». В Российской Федерации Основы вступили в силу 3 августа 1992 года в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 14 июля 1992 года «О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы». Несмотря на то, что Основы были приняты лишь спустя два десятилетия после присоединения СССР к Женевской конвенции и сравнительно не долгий срок их действия, они сыграли значительную роль в развитии гражданского законодательства и ознаменовали новый этап в развитии авторского права в России.

Благодаря принятию указанного нормативного акта был расширен перечень объектов авторского права путем включения в него сценографии, дизайна, программ для ЭВМ и баз данных (при этом перечень объектов не являлся исчерпывающим); срок действия авторского права теперь составлял 50 лет после смерти автора; за автором было закреплено право авторства и 10 права автора на использование его произведения в иностранном государстве; презюмирован принцип бессрочной охраны личных прав и т.д. Расширение круга объектов авторского права, в частности за счет включения в него программ для ЭВМ и баз данных, повлекло принятие Закона РФ от 23.09.1992 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных». В законе подтверждены основные принципы авторского права и содержатся нормы, регламентирующие особенности использования данного объекта авторских прав.


Закономерным итогом обновления законодательства в области авторского права стало принятие специального закона, а именно Закона РФ от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»[9] (далее, Закон об авторском праве), после принятия которого, раздел Основ гражданского законодательства, посвященный авторскому праву, перестал применяться. Закон об авторском праве позволил изменить ситуацию в корне, так как был построен с учетом международных достижении в авторском праве.

Закон об авторском праве был принят в эпоху бурных экономических преобразований, связанных с переходом России к рыночной экономике. Это не могло не отразиться на его положениях, которые в целом носят рыночную направленность. Прежде всего, это проявляется в изменившемся подходе законодателя к институту имущественных прав авторов, рассматриваемых в законе в качестве товара, который может свободно отчуждаться и переходить от одного лица к другому. Одновременно в законе сместились акценты по поводу обеспечения дополнительных гарантий авторам, которые раньше были призваны ограждать права создателей творческих произведений. В частности, в соответствии с общими принципами гражданского права нормы типовых авторских договоров стали носить для сторон рекомендательный характер.

Новый, современный этап развития авторского права России связан с его кодификацией. Президент РФ 18 декабря 2006 подписал Федеральный закон № 231-ФЗ, который с 1 января 2008 года ввел в действие новую четвертую часть

Гражданского кодекса «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». В ней урегулированы все вопросы, связанные с обеспечением прав интеллектуальной собственности.

Отныне защитить права на интеллектуальную собственность предпринимателям станет значительно легче. Им больше не придется путаться в регулирующих эту сферу многочисленных законах и нормативных актах, которые разбросаны по различным отраслям права. Четвертая часть гражданского кодекса призвана объединить все действующие в настоящее время законодательные акты, которые регулируют традиционные права на объекты интеллектуальной собственности. Это, к примеру, Патентный закон, а также Законы «Об авторском праве и смежных правах», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и т. д. Разработчики документа особо подчеркивают, что, помимо традиционных, только что принятая четвертая часть ГК РФ будет регулировать сравнительно новые институты интеллектуальной собственности. Среди них право на секреты производства и право на фирменное наименование, которые до сих пор не имели единого законодательного регулирования.


Все вышесказанное говорит о том, что мы проанализировали исторические этапы развития авторского права в России, а так же обозначили, что вступившая в силу IV Часть ГК РФ стала важнейшим этапом на пути к завершению кодификации гражданского законодательства, построенного на основе рыночной экономики и сбалансированном сочетании интересов различных категорий участников частноправовых отношений. Рассматриваются и анализируются основные исторические вехи (значимые события) развития авторского права в Российской Федерации.

1.2 Понятие и правовая природа авторских и смежных прав

Авторское право является самостоятельным институтом гражданского права, предметом которого являются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. К основополагающим принципами авторского права относятся свобода творчества (ст. 44 Конституции РФ); сочетание личных интересов автора с интересами общества; неотчуждаемость личных неимущественных прав автора; свобода авторского договора.

Произведения являются объектами авторского права, первоначальным носителем которых является создатель произведения - автор. Остальные объекты (фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания) охватываются правами, смежными с авторским: правами артистов-исполнителей, производителей фонограмм, вещательных организаций[10]. Важно отметить, что нормы законодательства об авторских правах не регулируют непосредственно процесс создания указанных объектов - творческую деятельность. Как отмечается в литературе, «право на творчество - неотъемлемое право человека, на него не могут быть установлены никакие границы закона. В противном случае закон будет противоречить смыслу права и будет неправовым»[11].

Авторское право, являясь самостоятельным гражданско-правовым институтом, одновременно входит в качестве составного элемента в часть гражданского права, которая именуется «Право интеллектуальной собственности»[12]. Рассмотрим этот аспект подробнее. Статья 128 ГК РФ в числе объектов гражданских прав в качестве самостоятельного объекта выделяет «охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и

[10] См.: Погуляев В.В., Вайпан В.А., Любимов А.П. Комментарий к Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» (постатейный). М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006.


[11] Моргунова Е.А., Рузакова О.А. Авторское право: Комментарий законодательства. Образцы документов. Вопросы и ответы. М.: Изд-во «Право и закон», 2004.

Унификация правового регулирования указанных объектов интеллектуальной собственности является новеллой российского законодательства. Поэтому глава 69 ГК РФ, регламентирующая общие положения в правовом регулировании результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации (интеллектуальной собственности), является новой и заслуживает отдельного рассмотрения.

Самое общее представление о понятии «интеллектуальная собственность» в содержится в ст. 1225 ГК РФ: «Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются: 1) произведения науки, литературы и искусства; 2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); 3) базы данных; 4) исполнения; 5) фонограммы; 6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); 7) изобретения; 8) полезные модели; 9) промышленные образцы; 10) селекционные достижения; 11) топологии интегральных микросхем; 12) секреты производства (ноу-хау); 13) фирменные наименования; 14) товарные знаки и знаки обслуживания; 15) наименования мест происхождения товаров; 16) коммерческие обозначения»[13].

Наиболее полно понятие интеллектуальной собственности определяется в пункте VIII статьи 2 Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 года), где, однако, оно раскрывается путем простого перечисления прав, составляющих интеллектуальную собственность. Основываясь на приведенных нормативных правовых актах, понятие « интеллектуальная собственность » в общем виде можно сформулировать как совокупность закрепленных законом имущественных и личных неимущественных (моральных) прав на результаты интеллектуальной деятельности и другие приравненные к ним объекты в промышленной, литературной, художественной и научной областях.

Понятие «интеллектуальная собственность» практически с момента его появления вызывало неоднозначные оценки как в отечественной юриспруденции, так и в зарубежной юридической науке[14]. Изначально права создателей творческих результатов в той или иной степени приравнивались к праву собственности, а иногда и прямо относились к движимому имуществу. Данный подход основывался во многом на теории естественного права, признающей за творцом произведения или технического решения право собственности на достигнутый творческий результат и получил наименование проприетарного.


Возникновение проприетарного подхода к правовой природе интеллектуальной собственности имеет глубокие исторические корни и, прежде всего, связано с тем, что конструкция исключительного права не была известна римскому праву, в связи с чем римские юристы долгое время пыталась определить исключительное право через право собственности. Наибольшая популярность теории авторского права, как разновидности права собственности относится к XVIII -XIX веку. Она нашла своих приверженцев во всех развитых странах. Например, во Франции данная теория получила развитие во время Великой французской революции и даже была закреплена законодательно. Закон 1793 года, впервые после революции регулировавший права авторов и издателей на литературные произведения, ввел термин «propriete litterdire»[15].

Проприетарная концепция, основанная на теории естественного права, была создана в конце XVIII в. усилиями французских философов-просветителей, в число которых входили такие известные ученые, как Вольтер, Дидро, Гельвеций, Гольбах, Руссо. Согласно данной концепции право собственности на созданный результат творческой деятельности принадлежит автору, а не издателю, промышленнику или торговцу. Право собственности на такой результат действует отдельно от его признания государством. За использование созданного творческим трудом литературного и художественного произведения, технического новшества автор вправе получить полагающееся ему материальное вознаграждение. В XIX в. проприетарная концепция авторского и патентного права получила широкое признание во Франции, США, Англии, Германии, а также других странах мира и нашла свое отражение в законодательстве указанных стран[16].

Рассматриваемая концепция не была чужда российскому законодательству и юридической доктрине. В 1911 г. известный российский правовед профессор Г.Ф. Шершеневич писал, что «наше законодательство, следуя господствующему в прежнее время взгляду, признает все подобные правоотношения (имеются в виду правоотношения, связанные с правом интеллектуальной собственности) не самостоятельными, а стоящими рядом с правом собственности, как два вида, считает их просто особым видом права собственности»[17].

Следует отметить, что подход к авторскому праву с проприетарных позиций можно встретить в юридической литературе и в настоящее время[18]. Некоторые специалисты предлагают рассматривать интеллектуальную собственность как объективно выраженный результат интеллектуальной деятельности. При таком понимании предлагается достаточным считать, что каждый вновь созданный материальный объект, содержащий охраняемый результат интеллектуальной деятельности, признается «принадлежащим» первоначальному правообладателю, а каждый вид использования передаваемого объекта должен быть согласован с ним либо разрешен законом (так называемая конструкция «материальной интеллектуальной собственности»), что, в свою очередь, исключает необходимость введения особой категории «исключительных прав»[19].