Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 3
Введение
Каждый человек в течение жизни принимает большое количество решений, которые сказываются, прежде всего, на нём самом и немногих связанных с ним людей.
Принятие решений – составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.
Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.
Решение есть некоторый процесс, складывающийся из ряда отдельных актов и процедур. Его волевой фактор является одним из моментов, направляющих процесс выработки и принятия решения. В зависимости от волевого фактора решение может быть различным, следовательно, оно неоднозначно. Назначение волевого фактора в том и состоит, чтобы выбрать один вариант.
В организациях процесс принятия решения играет более существенную роль, чем в частной жизни индивида. Здесь ставки гораздо выше. Решения, принимаемые в организации, во-первых, влияют на жизнь не только работников организации, но и многих других людей. Если организация достаточно влиятельная, её решения могут изменять не только среду, в которой эта организация действует, но и даже ход истории человечества. Во-вторых, решения, принимаемые в организациях, отличаются значительной сложностью, так как при этом необходимо учитывать огромное количество разнообразных факторов: будущее состояние рынка, конкурентоспособность продукции или услуг, объёмы капиталовложений и т.д.
Кроме того, эффективность деятельности предприятий зависит от качества управленческих решений. Это определяет важность овладения каждым ответственным работником аппарата управления, а тем более руководителями, теоретическими знаниями и навыками разработки управленческих решений. Определяющее место в составе причин неэффективных решений занимает незнание либо несоблюдение технологии их разработки и организации выполнения.
Эффективность каждого управленческого решения в значительной мере зависит от выполнения и соотношения указанных функций, как в ходе его подготовки, так и на этапе внедрения. С учётом всего этого управленческое решение становится реальным инструментом достижения поставленных целей, поэтому выбранная тема курсовой работы является чрезвычайно актуальной.
Целью данной работы является проанализировать процессы принятия управленческих решений на примере ОАО «Оренбургстройпроект».
В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
- Раскрыть содержание и сущность управленческих решений.
- Рассмотреть характерные особенности управленческих решений
- Выявить особенности принятия управленческих решений.
Предметом исследования данной курсовой работы является анализ предприятия и основные аспекты модели реализации и принятия решений в организации.
Объектом исследования является предприятие ОАО «Оренбургстройпроект».
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Глава 1 Теоретический аспект организации разработки принятия управленческих решений. Организация и критерии принятия управленческих решений
1.1 Организации процесса разработки и реализации управленческих решений
Для осуществления качественных управленческих решений на основе целеполагания и последовательности их реализации, необходимо иметь достаточно надежную методику для осуществления процесса организации основных работ по подготовке и реализации конкретных управленческих решений. [1]
Однако, необходимо учитывать что максимальная эффективность принимаемых руководством организации управленческих решений может напрямую зависеть от определенного множества различных факторов, при этом становится важным моментом установить общую процедуру, которая может быть пригодна для всех основных случаев принятия и последующей реализации данных решений.
Чтобы принятие управленческих решений не становилось глобальной проблемой для деятельности организации, необходимо разделять их на определенные этапы.
Для этого становится существенным выделение основных аспектов технологической части осуществления комплекса содержательной работы при формировании и принятии данных решений. Также существенно рассматривать процесс организации подготовки управленческого решения через сбор необходимой и достаточной информации, ее дальнейшей систематизации и адаптации к деятельности конкретной организации.
Организация технологической составляющей работ при принятии управленческого решения наглядно представлена в виде конкретной технологической схемы и определенных моделей. Данные модели содержат конкретные практические рекомендации, при этом имеется некий субъективный подход конкретного лица, которые принимает управленческое решение, что оказывает существенное влияние на принятие данного решения в окончательном варианте.
Вторая часть осуществляемого процесса принятия управленческого решения является такой же субъективной и зависит от содержания поствленной проблемы и наличия определенных характеристик управленческих решений. Также важное место занимают и определенные условия принятия управленческого решения.
Основные рекомендации при принятии управленческих решений ноят следующий характер: [2]
1. На общую эффективность всего спектра принимаемых решений наибольшее влияние может оказать имеющаяся информационная база, которая используется при осуществляемом анализе существующей проблемы и принятии управленческого решения.
2. Не менее важным элементом существующей проблемы является доведение конкретных управленческих решений до непосредственных исполнителей. Основные рекомендации по решению указанной части имеющейся проблемы могут быть сформулированы в следующем виде:
а) нельзя допускать определенные искажения содержания решения при его доведении до конкретного исполнителя (на различных уровнях управления реализацией этого управленческого решения);
б) необходимо всецело обеспечивать общие координированные действия всех основных исполнителей на достижение целей принятого управленческого решения.
3. После доведения принятого управленческого решения до конкретных исполнителей основной успех его реализации во многом может зависеть от более правильного выбора исполнителей.
4. Для максимально эффективного исполнения всеми исполнителями должны при этом быть созданы определенные благоприятные условия.
5. Для обеспечения достижения планируемого результата при реализации конкретного управленческого решения достаточно серьезную роль играют осуществление процесса контроля и обратной связи, в том числе непосредственная установленная процедура внесения всех необходимых и достаточных изменений в принятое решение и подведение получаемых итогов.
В управленческой деятельности современных предприятий возможно выделить четыре класса наиболее существенных проблем.
К ним относятся.
1. Стандартные проблемы. Данные проблемы требуют основного применения имеющихся инструкций, которые установлены руководителем определенных правил для своего управленческого решения. При этом примером может являться осуществление приема или увольнения сотрудников, ротация, этапы найма на работу, отбора персонала.
2. Хорошо структурированные проблемы. Данный разновидности имеющихся проблем при принятии основных управленческих решений имеют определенные количественные характеристики и основные значимые показатели. К их решению достаточно применять различные экономико-математические методы. Пример может являться осуществление расчета максимальной эффективности работы персонала в небольшой по численности организации в зависимости от имеющихся конкретных показателей деятельности персонала и организации.
3. Слабо структурированные проблемы. К данному типу проблем необходимо отнести имеющиеся основные проблемы, которые могут иметь не только количественные, но и определенные качественные характеристики. Для решения подобного рода проблем чаще всего используется так называемый «системный подход». Например, возможно осуществление прогнозирвания рынка труда или исследования процессов миграции населения в конкретном регионе.
4. Неструктурированные проблемы. Решение данного комплекса проблем может быть возможно на основе анализа полученных экспертных оценок, определенных суждений профессионалов, так как эти имеющихся проблемы обычно имеют своим предметом малоизученные (неизученные) процессы. Например, к ним можно отнести инвестиционную деятельность в регионе с еще неопределенной или неустойчивой экономической ситуацией или использование инноваций с ситуациях, когда предприятие существует на рынке маленький промежуток времени.
Классификация основных видом принимаемых управленческих решений может быть необходима для определения наиболее общих и конкретно – специфических подходов к их последующей разработке, осуществлению процессов реализации и последующей оценке принимаемых решений, более глубокого и всестороннего анализа принимаемых управленческих решений, для последующего раскрытия роли решения в процессе управления деятельностью организации, выявления основных типовых решений и типовых шаблонных элементов решений с целью выработки единой методологии разработки и реализации решений. Все это позволяет повысить общее качество, эффективность и преемственность управленческих решений при условиях их четкой реализации.
Таблица 1 - Сравнительная характеристика решений, принимаемых в современных организациях[3]
Признак принимаемого управленческого решения |
Тип принимаемого управленческого решения |
||
---|---|---|---|
Оперативное решение |
Тактическое решение |
Стратегическое решение |
|
Сфера действия управленческого решения |
Низовые звенья, участки, рабочие места |
Подразделения или подсистемы управляемого объекта |
Управляемый объект в целом (предприятие, организация) |
Степень сложности решаемой проблемы при принятии управленческого решения |
Невысокая (несколько факторов, которые учитываются сравнительно легко) |
умеренная |
Повышенная (большое количество переменных критериев, ограничений) |
Степень структурированности проблемы при принятии управленческого решения |
Проблемы хорошо изучены, четко структурированы логически осмыслены |
Умеренно структурирована, известно, что надо делать на каждом этапе, может меняться последовательность этапов и их содержание |
Неструктурированная, уникальная проблема (каждая проблема при этом новая, не похожа на другие) |
Горизонт решения проблемы при принятии управленческого решения |
Дни, недели, декада, месяц |
Недели, месяцы, год |
Годы, десятки лет, срок жизни поколения |
Периодичность управленческого решения |
В реальном масштабе времени |
регулярная |
Нерегулярная проблема |
Характер результатов принимаемого управленческого решения |
Запрограммированный |
Желаемый результат |
Ожидаемый результат |
Уровень руководства, принимающего конкретные управленческие решения |
Низший уровень |
Все уровни |
Высший уровень и другие в случае необходимости |
Входная информация при разработке управленческого решения |
Календарные планы, графики, заявки, заказ- наряды, сводки |
Планы, сводки, отчеты, прочие управленческие документы |
Научно-техническая и экономическая информация, плановые и отчетные сводные документы |
Обработка информации при принятии управленческого решения |
Информационно-вычислительные операции, составление отчетов, сводок, диспетчирование |
Информационно-вычислительные операции, оптимизация, вариантное планирование, моделирование |
Анализ, сопоставление и экспертная оценка информации, моделирование |
Доля интеллектуальной деятельности при принятии управленческого решения |
незначительная |
умеренная |
высокая |
Выходная информация |
Отчеты, сводки, графики, оперативные решения |
Планы, сводки, отчеты, текущие решения |
Цели, директивы, экономическая, социальная и организационная политика, перспективные планы, программы развития |
Источники информации при принятии управленческого решения |
Преимущественно внутренние |
Внутренние и внешние |
Внешние |
Предметная власть |
Точно определенная, узкая |
Функциональная |
Очень широкая, расплывчатая, многофункциональная, междисциплинарная |
Направленность информации при принятии управленческого решения |
Прошлая, текущая |
Недалекое будущее |
Будущая |
Частота использования информации при принятии управленческого решения |
Высокая |
Средняя |
Низкая |