Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 3
Все показатели имеют тенденцию к увеличению, что говорит о стабильном росте эффективности предприятия. Так же очевидно, что штат сотрудников постоянный, а фонд заработной платы увеличивается в соответствии с инфляцией.
Для решения задач ОАО «Оренбургстройпроект» выполняет следующие функции:
- организация работы с клиентами;
- осуществление работы по привлечению клиентов для организации;
- формирование и своевременное предоставление первичных документов и требуемой отчетности;
- консультирование клиентов;
- разработка предложений по изменению порядка реализации предоставляемых работ и услуг и внедрению новых;
- подготовка предложений по изменению режима работы СУ-451 с целью улучшения качества обслуживания клиентов;
- повышение культуры обслуживания клиентов и квалификации работников;
- своевременное информирование клиентов о новых предоставляемых работах и услугах.
Проанализируем структуру баланса и рассчитаем показатели финансовой устойчивости ОАО «Оренбургстройпроект».
Таблица 5 - Оценка финансовой устойчивости предприятия ОАО «Оренбургстройпроект»
Показатели |
2013 г |
2014 г |
Изменение, % |
1.Краткосрочные обязательства |
5042 |
6189 |
+22 |
2. Текущие активы |
4201 |
5236 |
+24,6 |
2.1.Дебиторская задолженность |
0 |
0 |
0 |
2.2.Краткосрочные финансовые вложения |
0 |
0 |
0 |
2.3. Денежные средства |
1574 |
2604 |
+65,4 |
3.Коэффициент текущей ликвидности |
0,17 |
0,84 |
+394 |
4.Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,31 |
0,42 |
+35 |
5. Коэффициент критической ликвидности |
0,31 |
0,42 |
+35 |
Исходя из данных таблицы 5 очевидно следующее:
-
- Так как норма коэффициента текущей ликвидности – это значение большее единицы, то необходимо принять меры чтобы увеличить даны показатель за счет уменьшения краткосрочных обязательств и увеличения текущих активов.
- Значение коэффициента абсолютной ликвидности должно превышать 0,25, в данном случае на предприятии нормальное соотношение денежных средств и краткосрочных обязательств.
Но в условиях кризиса необходимо менять структуру баланса увеличивая резервы, так как при невыдачи очередного кредита предприятие может попасть в ряд государственных должников и обанкротится. Для обеспечения роста компания должна осуществлять капитальные вложения.
Проанализируем рентабельность предприятия использую коэффициенты рентабельности, сведем их в таблицу 6.
Таблица 6 - Показатели рентабельности ОАО «Оренбургстройпроект»
Показатель |
2013 год |
2014 год |
Изменение, % |
1.Чистая прибыль |
2086 |
3362 |
+61 |
2. Выручка от реализации |
5770 |
6804 |
+17,9 |
3. Себестоимость продукции |
3687 |
3442 |
-6,6 |
4.Среднегодовые остатки собственного капитала |
1584 |
2610 |
+64,8 |
5.Рентабельность собственного капитала |
1,31 |
1,29 |
-1,5 |
6.Рентабильность реализованной продукции |
1,56 |
1,97 |
+26,2 |
7.Рентабильность продаж |
0,56 |
0,97 |
+73 |
Проанализировав данные таблицы 6, сделаем следующие выводы:
- Рентабельность собственного капитала уменьшилась на 1,5 процента, это связано с тем, что динамика роста чистой прибыли меньше, чем динамика роста стоимости собственного капитала.
- Рентабельность реализованной продукции увеличилась на 26,2 процента, что является положительным фактором.
В состав ОАО «Оренбургстройпроект» входят: начальник управления, главный инженер, главный бухгалтер, главный механик, начальник по снабжению, секретарь, прорабы, рабочие, сторожа.
Так же в состав входят следующие отделы: ПТО, отдел кадров, отдел главного механика, отдел снабжения, бухгалтерия, кабинет охраны труда.
Каждый работник имеет свою должностную инструкцию, в которой подробно описываются все его функции.
Рассмотрим динамику и структуру кадров общества.
В пределах каждой категории персонала предприятия можно выделить три уровня деятельности: низший, средний и высший.
Низший уровень занимает персонал, трудовые функции которого строго регламентированы, свобода выбора максимально ограничена нормативными документами. Как правило, это технический персонал и технические исполнители (прорабы, рабочие, мастера). Они обязаны четко исполнять нормы и правила, непременно следовать требованиям должностных инструкций, прилежно усвоить типовые схемы делового поведения. Такой труд не требует проявления индивидуальности, ограничивает творчество и побуждает исполнителя к добросовестности, организованности, собранности и методичности, готовности к регламентированной деятельности. Однако даже в условиях четко организованной иерархически построенной системы жестких организационных технологий всегда есть место инициативе исполнителей.
Средний уровень в ОАО «Оренбургстройпроект» занимают руководители среднего звена, ведущие и главные специалисты организации, прогнозисты и т.д. Их основная роль сводится к координации, контролю за строгим соблюдением установленных процедур, обеспечению достижения показателей бизнес-планов. Для них обязательно профессиональное знание инструктивных документов, а также владение компьютерными технологиями, теоретическая подготовка по основам экономики и права. Вместе с тем многие хозяйственные ситуации вызывают принципиально новые задачи, в решении которых накопленные опыт и владение техникой не всегда помогают.
Высший уровень занимают руководители (директор, начальник) - аналитики, выполняющие функции стратегического анализа и планирования. Они наделены максимальными полномочиями и наибольшей ответственностью. Их деловая активность определяет конкурентоспособность предприятия, а отсутствие специалистов такого уровня рассматривается как фактор риска. Содержание их труда включает: аудит, диагностику и оптимизацию финансовых процессов; оперативную подготовку решений по управлению архивами и обязательствами предприятия, затратами и прибылью, производительностью и эффективностью; выявление тенденций развития финансовых процессов и обеспечение безопасности.
Глава 3 Анализ модели принятия управленческих решений
3.1 Анализ системы принятия решений
Систему управления можно рассматривать как систему принятия решений.
На основании типовых должностных инструкций каждого работника данного предприятия задачи, полномочия и ответственность в ОАО «Оренбургстройпроект» распределены следующим образом.
Президент управляет предприятием, отдает приказы и распоряжения, принимает решение об изменении штатного расписания, является представителем интересов фирмы перед другими физическими и юридическими лицами.
Первый вице-президент координирует работу директоров представительств.
Второй вице-президент управляет отделом реализации и торгово-выставочным салоном, анализирует финансово-экономическое положение предприятия, обосновывает цены на продукцию.
Начальник отдела реализации управляет реализацией. Он определяет необходимость закупок продукции, управляет торговым персоналом. Является лицом, ответственным за отгрузку продукции.
Главный бухгалтер является ответственным лицом за ведение бухучета на предприятии. Разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на соблюдение финансовой дисциплины и рациональное использование ресурсов.
Бухгалтер - кассир выполняет работу по различным участкам бухгалтерского учета, осуществляет прием и контроль первичной документации, осуществляет операции по приему, учету, выдачи и хранению денежных средств и ценных бумаг, оформляет документы и получает в соответствии с установленным порядком денежные средства и ценные бумаги в учреждениях банка.
Директор торгово-выставочного салона руководит всеми видами деятельности салона, в том числе реализацией товара, контролирует соблюдение правил торговли, осуществляет контроль за соблюдением правил внутреннего трудового распорядка, решает все вопросы в пределах предоставленных прав, в том числе по согласованию с Президентом организации.
Менеджер по продажам принимает продукцию, товары, оформляет приемосдаточные документы, распаковывает товары, производит предпродажную подготовку, обслуживает покупателей, производит современный и качественный учет движения товаров, документальное оформление.
Начальник транспортного отдела ответственен за техническое состояние транспортных средств, организовывает отгрузку и доставку товаров. Ему подчиняются два водителя, кладовщик и грузчик.
На данном предприятии стратегические решения принимает президент и вице-президенты.
Наиболее важные решения, принимаемые предприятием являются групповыми, и иногда принимаются вместе с учредителями предприятия на заседаниях, которые проводятся еженедельно, каждый понедельник.
Тактические решения принимаются начальниками структурных подразделений и текущие проблемы решают на местах.
Для принятия решений, например, от которых зависит правильная организация работы предприятия, социальные и трудовые условия работы коллектива, в совещаниях принимают участие начальники среднего звена и их заместители. На таких совещаниях, как правило, руководитель предприятия предлагает высказаться каждому из участников совещания устно, иногда в письменной форме с указанием достоинств и недостатков какой либо рассматриваемой проблемы.
Для выработки решения, выявляются существующие проблемные ситуации, сложившиеся в работе и причины их возникновения. Данную работу выполняют руководители, которых касается существующая проблема и быстрое ее разрешение. Собирается необходимая информация, например, по изучению рынков продавцов и покупателей, будущих конкурентов, спроса и предложения, увеличения или снижения темпов реализации по оптовому или розничному звену, с выделением преимуществ и недостатков по отдельным группам товаров. Собранная информация выносится на обсуждение коллективом, уполномоченным участвовать в принятии решения. Совместно разрабатывается несколько возможных вариантов решения, с указанием ограничений (законодательных, финансовых), в пределах которых необходимо принять решение, указываются преимущества и недостатки, последствия. В последствии принимается то решение, которое принесет больший коммерческий или социальный эффект большинству коллектива предприятия.
Для повышения эффективности управленческих решений начальники всех подразделений предприятия применяют к лицам недобросовестно выполненным порученным им указания административные меры воздействия (снятие премий, надбавок, материальной помощи, выговор, строгий выговор). Работников, качественно выполняющих свои обязанности, премируют и продвигают по служебной лестнице.
Принятые решения оформляются приказом. Руководитель доводит информацию о принятом решении каждому из своих заместителей, которые в свою очередь доводят четкие указания в письменной форме (ставят свою резолюцию на копии приказа) начальникам структурных подразделений о последовательности действий, которые необходимо выполнить в сложившейся ситуации и в конкретные сроки, определяют ресурсы и средства, которые могут использоваться. Начальники структурных подразделений назначают ответственных исполнителей за реализацией данного решения, и контролируют правильность и своевременность выполнения решения.
В ОАО «Оренбургстройпроект» в 2014 принимались следующие виды управленческих решений.
а) По содержанию:
- стратегические решения: определение товарной стратегии, стратегии размещения, решения относительно дальнейшего развития производственного потенциала;
- тактические решения: решения относительно производственной программы на год, три, пять лет (как способа осуществления стратегических направлений), распределение программ по исполнителям, решение по повышению квалификации линейного персонала.
- оперативные решения: расчет календарно-плановых нормативов производственной программы, повышение заработной платы и т.д.
б) По признаку инновационности:
- рутинные решения: в связи с недостаточной квалификацией обслуживающего персонала решение о мерах по дополнительному обучению персонала;
- инновационное решения: просроченный срок оплаты долга кредиторам и временное отсутствие денежных средств на расчетном счете заставляло руководство решить этот вопрос либо путем краткосрочных займов, либо продажей имеющегося на балансе здания. Но в связи с чрезмерно высокими процентами за кредит и неблагоприятной конъюнктурой рынка недвижимости, руководство вместо этих способов решения вопроса, выбрало новый - договорилось с кредиторами о погашении задолженности через 6 месяцев с выплатой процентов меньших по сравнению с банковскими.
в) Экспертно-консультативные решения: назрел вопрос о повышении автоматизированности и оптимизации бухгалтерского и управленческого учета на предприятии, руководство прибегло к помощи консалтинговой фирмы.