Файл: Перевод газетно-информационных материалов (Газетная публицистика в сфере СМИ).pdf
Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 220
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ГАЗЕТНАЯ ПУБЛИЦИСТИКА В СФЕРЕ СМИ
1.1. Характеристика публицистического функционального стиля
1.2. СМИ в рамках публицистического стиля
1.3. Лингвистические особенности газетных статей
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОДА ГАЗЕТНЫХ СТАТЕЙ
2.1. Лексические особенности перевода газетных статей
2.2. Грамматические и синтаксические особенности перевода газетных статей
ВВЕДЕНИЕ
Особенности перевода газетных статей – очень актуальная тема на сегодняшний день. Актуальность темы работы можно объяснить тем, что, во-первых, современный человек стремится к получению достоверной исчерпывающей информации о происходящих в мире событиях. Причем иногда чтение родной прессы не позволяет разносторонне изучить то или иное явление современной жизни, в связи с чем появляется большой интерес к переводным иностранным СМИ. Во-вторых, лингвистические особенности газетных СМИ достаточно противоречивы: современные газеты отличаются смешением стилей, пластов лексики, ярким выражением журналистской оценочности и эмоциональности. В связи с этим трудности при переводе газетных статей неоспоримы.
Актуальность работы определила ее цель – проанализировать особенности перевода газетных статей.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1. Охарактеризовать публицистический функциональный стиль.
2. Рассмотреть особенности СМИ в рамках публицистического стиля.
3. Обнаружить основные лингвистические особенности газетных статей.
4. Провести анализ лексических и грамматико-синтаксических особенностей перевода газетных статей.
Объект исследования – газетные СМИ.
Предмет исследования – способы перевода газетных статей.
Теоретическую базу работы составили труды О.С. Ахмановой, Е.С. Бархударова, М.П. Брандеса, Е.М. Верещагина, В.В. Виноградова, И.Р. Гальперина, О.Н. Григорьевой, Т.А. Казаковой, Н.И. Клушиной, М.Н. Кожиной, А. Масловой, А. Паршина, В.И. Провоторова, Я.И. Рецкера, А.В. Федорова и других.
В качестве материала исследования использованы газетные статьи из популярных англоязычных газет «The Spectator», «The Financial Times», «The Guardian», «The Washington Post», «The Daily Mash» и их переводов на русский язык.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ГАЗЕТНАЯ ПУБЛИЦИСТИКА В СФЕРЕ СМИ
1.1. Характеристика публицистического функционального стиля
Язык – это «система средств выражения, служащая какой-то определенной цели» [Большой энциклопедический словарь 1998: 390]. В зависимости от цели и средств выражения в любом языке можно выделить ряд стилей, которые являются, по сути, выражением отношения между планом содержания и планом выражения.
Стиль – это «система конкретного использования фонетических, словарных и грамматических возможностей языка, выражающая отношение говорящего или пишущего к содержанию высказывания (от нейтрального до резко оценочного)» [Федоров 1971: 58].
Говоря о стилях языка, ученые имеют в виду функционально-стилистическую теорию языка, основателем которой по праву считается В.В. Виноградов, определивший трихотомию функций языка, состоящей из трех функций:
- функции общения;
- функции сообщения;
- функции воздействия [Виноградов 1963: 5-6].
Этой теории придерживается и О.С. Ахманова, утверждающая, что стили языка являются «стилями, дифференцируемыми в соответствии с основными функциями языка – общения, сообщения и воздействия» [Ахманова 1966: 456].
Таким образом, выделение стилей в языке зависит не столько от внешних лексико-фразеологических и грамматических особенностей языка, сколько от внутренних экспрессивных элементов. Как отмечает В.В. Виноградов, «стили языка соотносительны, и эти соотношения подчинены определенным правилам, ограничивающим и упорядочивающим формы разностильных смешений» [Виноградов 1959: 196].
Исходя из изложенного выше, под стилем языка мы будем понимать в дальнейшей работе «своеобразный характер речи той или иной социальной ее разновидности, соответствующей определенной сфере общественной деятельности и соотносительной с ней форме сознания, создаваемого особенностями функционирования в этой сфере языковых средств и специфической речевой организацией» [Кожина, Дускаева, Салимовский 2008: 91].
В научной литературе можно обнаружить большое разнообразие в плане разделения языка на стили. Например, с точки зрения Е.С. Бархударова, в языке необходимо выделять стиль художественной литературы, официально-научный стиль и публицистический стиль [Бархударов 1975: 108]. В классификации Е.С. Бархударова четко выделяет анализируемый нами публицистический стиль. Однако в классификации В.И. Провоторова данный стиль языка упоминается в виде газетно-публицистического стиля, существующий наряду с официально-деловым, научно-техническим, обиходным и словесно-художественным стилями [Провоторов 2001: 101]. В классификации А. Паршина публицистический стиль языка вовсе не упоминается. С точки зрения этого исследователя, в любом языке следует выделять стиль художественных текстов, научно-технических текстов и документации, общественно-политических текстов, текстов военной тематики, юридических текстов и текстов разговорно-бытового характера [Паршин 2000: 92].
В дальнейшей работе будем придерживаться точки зрения Е.С. Бархударова и относить газетные статьи к публицистическому стилю, основной целью которого является передача значимой общественной информации широкому кругу реципиентов в основных сферах: общественно-экономической, культурной, политической и т.д.
Согласно А.Н. Тепляшиной, публицистический стиль языка выполняет шесть основных функций:
- информативную функцию: информирование о различных событиях и происшествиях;
- функцию отражения действительности: выражение своего собственного мнения;
- директивную функцию: влияние на реципиента;
- фатическую функцию: поддержание коммуникации;
- эстетическую функцию: создание художественного эффекта;
- экспрессивную функцию: выражение эмоций и оценки авторами статьи описываемой ситуации [Тепляшина 2000: 9].
Следует отметить, что совсем недавно считалось, что публицистический стиль функционирует исключительно в рамках политических, общественно-экономических и культурных отношений. Поэтому язык публицистического стиля описывался как «характерный словарь, соотносимый с базовыми темами в СМИ» [Клушина 2003: 480].
Однако сегодня роль публицистики значительно возросла. Этот стиль даже стали отождествлять с газетно-журнальной коммуникацией, или жанром СМИ. Сегодня под публицистическим стилем понимается «относительно устойчивая структурно-содержательная организация текста, обусловленная своеобразным отражением действительности и характером отношения к ней творца» [Кройчик 2000].
Публицистический стиль характеризуется своей многожанровостью, причем до сих пор в научной литературе невозможно обнаружить единой классификации жанров публицистики. К примеру, в зависимости от способа подачи информации в публицистическом стиле выделяются газетные жанры (очерк, репортаж, статья), телевизионные жанры (интервью, диалог, информационное сообщение), ораторские жанры (лозунги, дебаты), коммуникативные жанры (пресс-конференция, саммит), рекламные жанры (очерки, объявления) [Григорьева 2003: 358]. В зависимости от цели публицистического жанра, можно выделить собственно информационные, собственно публицистические, информационно-публицистические, художественно-публицистические, собственно художественные, рекламные, официально-деловые и другие жанры [Конурбаев 2003: 366]. В зависимости от метода обработки информации выделяют оперативно-новостные жанры (заметка), оперативно-исследовательские жанры (интервью, репортаж), исследовательско-новостные жанры (комментарий, рецензия), исследовательские жанры (статья, обозрение), художественно-образные жанры (очерк, эссе) [Кройчик 2003].
Довольно обширны классификации публицистических жанров по их тематике. К примеру, М.Э. Конурбаев выделяет следующие жанры публицистики: аналитическое интервью, беседа, комментарий, рецензия, статья, памфлет, сатирический комментарий, житейская история, журналистское расследование, обозрение, версия, эксперимент, пресс-релиз, эпиграф и т.д. [Конурбаев 2003: 366].
Таким образом, газеты и журналы следует относить к публицистическому стилю языка, первоначально обслуживавшим общественно-политические отношения между государством и народом. Сегодня данный стиль эволюционировал, в связи с чем увеличился ряд его функций до шести основных: информативной, директивной, фатической, эстетической, экспрессивной функций и функции отражения действительности.
Многожанровость публицистического стиля подразумевает большое количество различных ответвлений в данном стиле языка. В научной литературе можно обнаружить публицистические жанры, классифицируемые в зависимости от способа подачи информации, от цели жанра, от метода обработки информации, а также от темы жанра.
1.2. СМИ в рамках публицистического стиля
Как указано выше, публицистический стиль языка, в большинстве случаев, оперирует популярными политическими текстами, которые воздействую на «актуальные общественно-политические процессы оперативным документальным отображением, основанным на их идейно-политическом осмыслении и эмоционально выраженной оценке [Брандес 2004: 194].
Средства массовой информации, к которым следует относить газетные статьи, являются публицистическим жанром, выступающим в функции посредника между политическими деятелями и обществом в виду отсутствия их прямого контакта. СМИ являются средством донесения информации до широкого круга реципиентов. Следовательно, СМИ являются «мощным инструментом влияния на политико-экономические отношения в обществе, средством доведения до политически активной части населения экономических решений, механизмом взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления с бизнес-сообществом» [Виноградова 2010: 14].
Если рассматривать СМИ с точки зрения их технического оснащения, то можно отметить, что данный жанр является «учреждением, созданным для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам» [Пугачев, Соловьев 2000: 183].
Основными каналами коммуникации в газетно-журнальной публицистике, анализируемой в настоящей работе, являются, соответственно, газеты. Газета, с точки зрения М.П. Брандеса, является «оперативным универсальным источником информации о положении дел в различных областях как своей страны, так и других стран» [Брандес 2004: 198]. Поскольку многие исследователи относят газеты к общей газетно-журнальной прессе, необходимо обсудить специфику журнала. Журналы обладают более обобщенной тематикой и не такой оперативностью. Отсюда следует, что специфика газетно-журнальных СМИ довольно неоднородна. С точки зрения В.И. Провоторова, газеты и журналы рассчитаны не только на оперативность социальной информации, но и на создание общественного мнения [Провоторов 2001: 88].
Функции газет частично совпадают с функциями публицистического стиля:
- информационная функция: получение и передача информации с добавлением оценки и комментария;
- образовательная функция: обучение реципиента правильно ориентироваться в информации;
- политико-социальная функция: объяснение государственных решений и событий;
- контрольная функция: авторитет общественного мнения;
- функция артикуляции общественных интересов: возможность читателей выражать свое мнение;
- мобилизационная функция: побуждение к действию;
- инновационная функция: привлечение внимания аудитории;
- оперативная функция: обслуживание партий [Пугачев, Соловьев 2000].
Выше мы отмечали многожанровость публицистического стиля в целом. То же самое можно сказать и о публицистическом жанре СМИ. Постоянное появление новых жанров СМИ связано, с нашей точки зрения, прежде всего, с возросшей потребностью в информации, а также с появлением новых средств передачи информации, таких как радио, телевидение, интернет. Не принимая во внимание большое количество тематических классификаций жанров СМИ, можно привести другие типы классификаций. Например,
- классификация в зависимости от широты распространения СМИ: центральные и региональные СМИ;
- классификация в зависимости от стиля СМИ: серьезные СМИ, бульварные СМИ, желтые СМИ;
- классификация в зависимости от периодичности издания: газеты, ежедневные издания, еженедельники;
- классификация в зависимости от способа подачи информации: печатные СМИ (газеты, журналы, справочники, рекламные щиты), электронные СМИ (телевидение, радио, Интернет СМИ), информационные агентства [Микоян 2003: 443-444].
Основными характеристиками СМИ в общем, с точки зрения В.П. Пугачева, являются: