Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 3
В. П. Шиенко трактует оперативно-розыскной тактику как «совокупность приемов и способов решения отдельных задач оперативно-розыскной деятельности в условиях противоборства с преступниками, основанные на научных, правовых и морально-психологических основах» [33].
По С. И. Давыдовым, оперативно-розыскная тактика как раздел теории оперативно-розыскной деятельности - это система научных положений и разработанных на их основе специальных приемов и методов, применяемых в конкретных ситуациях для эффективного решения оперативно-розыскных задач [24].
В контексте нашего исследования необходимо обратить внимание на определение, сформулированное К. М. Лобзовим: оперативно-розыскная тактика – это применения в ОРД совокупности методов, способов и приемов, содержание которых обусловлено возможностями привлеченных к этой деятельности ^ оперативных подразделений (и связанных с ними внешних помощников), специальных и правоохранительных органов, других объектов и особенностями внешней среды [34].
Особым образом хотелось бы акцентировать на лаконичном и одновременно точному определении В. А. Лукашова, по которому оперативно-розыскная тактика изучает закономерности преступной деятельности, особенности характера преступников, тактико-технические возможности оперативно-розыскных средств и методов, информационные, организационные, материально-технические и другие факторы оперативной обстановки [35].
Авторы пособия «Оперативно-розыскная тактика и особенности легализации информации, полученной в ходе досудебного следствия» считают оперативно-розыскной тактику системой научных положений и разрабатываемых на их основе рекомендаций относительно комплекса действий, операций, осуществляемых субъектами оперативно-розыскной деятельности, в которых учтены особенности криминальной ситуации, складывающейся основаны на требованиях действующего законодательства и морально-этических нормах оперативного работника и направлены на решение задач, определите них на определенном этапе [36].
Коллектив авторов учебника «Теория оперативно-розыскной деятельности» (2010) пришел к общему выводу, что оперативно-розыскная тактика - это категория ОРД, которая отражает мышление оперативника, содержащий оценку ситуации (уголовного события или угрозы ее наступления), сил, качеств и поведения противоборствующей стороны, собственных возможностей и определяет образ действий, линию поведения, выбранные для предупреждения, раскрытия преступлений и розыска преступников [37].
Учитывая указанное, оперативно-розыскная тактика по своему содержанию предусматривает:
- мышление оперативника, содержащий оценку оперативно-тактической ситуации (уголовного события или угрозы ее наступления), сил, качеств и поведения противоборствующей стороны, собственных сил, средств и других возможностей;
- мышление, определяет способ действия, линию поведения, выбирает непосредственно работник или по его заданию (поручению) агенты или другие лица для достижения конкретных целей ОРД [2].
Анализ приведенных трактовок оперативно-розыскной тактики свидетельствует об отсутствии единой позиции ученых относительно принадлежности оперативно розыскной тактики в оперативно-розыскной деятельности. В частности, ее определяют как самостоятельную отрасль оперативно-розыскной деятельности; систему научных положений; самостоятельную составляющую оперативно-розыскной деятельности; систему интеллектуальных мыслительных операций; раздел теории оперативно розыскной деятельности; категорию оперативно-розыскной деятельности и тому подобное.
Интересной в этом контексте представляется мнение А. Н. Бандурки [38], что тактику, как и организации оперативно-розыскной деятельности, необходимо считать одним из направлений оперативно-розыскной деятельности.
Детальный анализ приведенных понятий позволил сделать вывод о единодушие ученых о том, что оперативно-розыскная тактика имеет теоретическое и практическое значение, формируется как на основании теоретических положений, так и достижений практической деятельности.
В конце концов, практически все исследователи солидарны в том, что оперативно-розыскной тактику следует рассматривать с позиций:
1. научных положений, сформированных на основе нормативно-правовых актов и научных исследований. Эта составляющая оперативно-розыскной тактики дает возможность работнику оперативного подразделения осуществлять оперативно розыскную деятельность законно соответствии с действующим законодательством, а знания, приобретенные по научным исследованиям, способствуют его интеллектуальному развитию, непосредственно влияет на рациональность принятия оперативно-тактических решений по использованию сил , средств, методов при реализации форм оперативно-розыскной деятельности и тому подобное.
2. Практического опыта работников оперативных подразделений. Обобщение опыта работников оперативных подразделений является основополагающим звеном оперативно-розыскной тактики, поскольку автоматически выделяет наиболее эффективные действия (мероприятия, тактические приемы) предотвращение преступности и аннулирует недейственные в конкретной оперативно-розыскной ситуации.
3. методического обеспечения тактическими рекомендациями, определяющие алгоритм действий оперативного работника в конкретной оперативно-розыскной ситуации. Тактические рекомендации обычно содержат соответствующий алгоритм действий оперативного работника: анализ ситуаций, при которых использование определенной программы является наиболее целесообразным; учет сил и средств, необходимых для ее успешной реализации, и прогнозирование возможных негативных последствий [36]. Как справедливо отмечают ученые [39], опираясь на уже произведенные алгоритмы действий, даже не слишком опытные работники оперативных подразделений с незначительным стажем работы более успешно (эффективно) решать задачи оперативно-розыскной деятельности. Вместе с тем следует заметить, что алгоритм действий имеет только ориентировочный характер и не способен предусмотреть все вариантов развития оперативно-розыскной ситуации.
Значение оперативно-розыскной тактики по противодействию преступности оценивают по достигнутым окончательным результатам. Так, в эффективности применяемых мер незаурядную роль играют уместны, взвешенные действия оперативных работников. Таким образом, оперативно-розыскная тактика способна обеспечить эффективное решение задач оперативно-розыскной деятельности только при комплексном сочетание этих составляющих.
На основании анализа научного наследия ученых установлено, что оперативно розыскной тактику в теории оперативно-розыскной деятельности можно условно разделить на общую и специальную. Как отмечают М. В. Тищенко и Г. А. Душейко, общая тактика содержит научные положения и рекомендации общего характера, а специальная - относительно решения конкретных оперативно-тактических задач [40].
В свою очередь Г. М. Бирюков в открытой лекции «Сущность и понятие оперативно-розыскной тактики» (2012 г.) [27] обратил внимание, что общая тактика разрабатывает приемы и способы обеспечения форм оперативно розыскной деятельности, предотвращению и пресечению преступлений, розыска преступников, поиска и фиксации оперативно-розыскной информации, осуществления оперативной разработки.
2.2 Взаимопроникновение криминалистики и теории оперативно-розыскной деятельности
Учитывая укрепление позиций организованной преступности, обусловлено повышением уровня ее профессионализма, технической оснащенности, расширением сети коррумпированных связей, первостепенное значение приобретает качественное обновление положений общей и специальной оперативно-розыскной тактики. Например, опрос работников оперативных подразделений свидетельствует о том, что безусловно актуальным является обеспечение практических работников оперативных подразделений тактическими рекомендациями по предотвращению, своевременного выявления и пресечения преступлений, связанных с: торговлей людьми - 78%; нелегальной миграцией - 74%; киберпреступностью - 73,2%; этнической преступностью - 69%; экстремизмом - 67,3%; терроризмом - 64,7%; другими видами уголовных правонарушений, является следствием организованной преступности - 68%. Особое значение приобретают пути совершенствования правового регулирования противодействия противоправной деятельности лиц, отнесенных к категории «воров в законе», что отметил 89% опрошенных.
Проанализировав основные научные подходы к определению криминалистической и оперативно-розыскной тактики, можно убедиться, что особое значение в контексте нашего исследования приобретают вопросы разграничения (соотношение) тактики негласных следственных (розыскных) действий и тактики оперативно-розыскных мероприятий.
По убеждению М. В. Даньшина, эта норма стимулировала взаимопроникновение криминалистики и теории оперативно-розыскной деятельности [42]. Так исследователи [29, с. 7] сталкиваются с сугубо практическими вопросами о том, положениями которой науки должны руководствоваться оперативные работники при выполнении поручений следователя, прокурора на проведение негласных следственных (розыскных) действий. Этот вопрос является дискуссионным и требует скорейшего решения. Попробуем разобраться в нем более подробно.
Несмотря на отдельные общие признаки тактики проведения негласных следственных (розыскных) действий и оперативно-розыскных мероприятий, следует помнить, что тактику следственных действий традиционно рассматривают в рамках криминалистики, зато оперативно-розыскные мероприятия является предметом изучения теории оперативно-розыскной деятельности.
Более того, отдельные исследователи отмечают [47, с. 140], что оперативно - розыскные мероприятия и негласные следственные (розыскные) действия существенно различаются между собой целями и задачами; фактическими и юридическими основаниями проведения; правовым статусом субъектов их осуществления и, соответственно, характером правоотношений, возникающих при их осуществлении; сферами осуществления; по процессуальному значению полученных результатов; объектом, формами и методами ведомственного контроля и прокурорского надзора за их осуществлением, чем обусловлена их обособленность [47].
А. А. Коваль справедливо считает негласные следственные (розыскные) действия новой правовой категорией, наделенной собственными признаками, что, несмотря на однородную с оперативно-розыскными мероприятиями природу, не является к ним идентичной [46, с. 106]. Соответственно и тактика проведения негласных следственных (розыскных) действий имеет определенные особенности, отличные от тактики оперативно-розыскных мероприятий.
Указанную тезис подтверждают результаты опроса работников Национальной полиции, проведенного Ю. А. Гресь, по которым 42,8% респондентов отметили необходимость разработки алгоритмов проведения всех без исключения негласных следственных (розыскных) действий [48, с. 153]. Следовательно, этот вопрос требует скорейшего решения со стороны ученых.
По мнению В. Д. Берназ, преодолеть эту проблему возможно путем помещения в раздел криминалистической тактики соответствующих подразделений, в которых будет раскрыто содержание и сущность проведения негласных следственных (розыскных) действий и организации взаимодействия следователя с сотрудниками оперативных подразделений, уполномоченными на проведение ЧС(Р)Д и другими должностными лицами, населением и СМИ, как это и предусмотрено новым УПК РФ [49, с. 12].
В свою очередь М. В. Даньшин отмечает, что в этом контексте вполне логичным представляется осуществление отдельной правовой регламентации криминалистической деятельности с целью объединения всех ее вопросов в неделимое целое и отграничения от других видов деятельности, связанных с противодействием преступности.
Также мы согласны с позицией Ю. А. Гресь относительно того, что важное значение приобретает разработка в пределах криминалистической тактики положений по организации и тактики проведения негласных следственных розыскных действий в части сведений, составляющих государственную тайну [48, с. 153]. В то же время считаем, что тактика негласных следственных (розыскных) действий хотя и является по своему смыслу индивидуальной, однако преобладающим образом должно основываться на положениях оперативно-розыскной деятельности, а не криминалистики, по крайней мере учитывая тот факт, что теоретические и практические положения оперативно - розыскной тактики отработаны годами.
Несмотря на вышесказанное, ускоренные темпы интеллектуализации представителей современной организованной преступности, наличие в их пользовании передовых технологий, инновационных методов, высокотехнологичного оснащения, а также надлежащая материальная основа обеспечивают практически беспрепятственное достижение результатов преступной деятельности, тем самым формируя антипод правоохранительной деятельности - преступную тактику.