Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты системы права
1.2 Место комплексных отраслей права в системе российского права
Глава 2 Современные аспекты развития системы права РФ
2.1 Соотношение системы законодательства и системы права
2.2 Проблема соотношения системы права и правовой системы
Система права формируется и функционирует на основе общих объективных закономерностей. Если право в своих нормах неадекватно отображает потребности общественной жизни, то оно становится тормозом общественного прогресса.
Во-вторых, право, как система состоит из «набора» отраслей, а те, в свою очередь, подотраслей, институтов и взаимоувязанных и логично расположенных юридических норм которые и создают ее (систему права) в определенный период.
Ее содержание отображается в единстве, взаимосогласованности и общей целенаправленности правовых норм, которые действуют в государстве. Рядом с этим, система права, характеризуется разделением права на относительно самостоятельные части. Любой структурный элемент, который вытаскивается из системы права, лишается системных функций, а следовательно, и социальной значимости.
В-третьих, неотъемлемым качеством отдельных элементов системы права (отраслей, подотраслей, институтов, юридических норм) является их относительность, которая оказывается в том, что они могут рассматриваться как элементы другой, более широкой системы - системы высшего порядка. Элементы же начальной системы, в свою очередь, могут восприниматься как элементы системы низшего порядка.
В-четвертых, система права, как разновидность динамических систем, находится в постоянном развитии и усовершенствовании, что свидетельствует о ее подвижности. Это обусловлено объективными потребностями экономической, политической, социальной и других сфер жизни общества и государства.
И последнее, будучи нормативным ядром конкретного общества, система права как специфический социальный регулятор, тесно связана с социальным управлением и рядом с другими регулятивными системами (нравственности, обычаев, традиций) исполняет важную роль самостоятельного регулятивного средства в сфере общественных отношений управленческого характера.
Ее содержание заключается в том, что материально-правовые нормы определяют юридический статус субъектов социального управления, а процессуальные нормы - обусловливают порядок социального (государственного, общественного и др.) управления обществом.
При этом следует отметить, что совершенный процедурный и процессуальный порядок функционирования управленческих систем является одним из их определяющих свойств. То есть эффективность системы права, ее отраслей, институтов и норм зависит не только от содержания установленных государством правил поведения, но и от четкой регламентации процесса реализации этих правил.
1.2 Место комплексных отраслей права в системе российского права
Система права - это исторически сложившиеся, обусловленная характером общественных отношений внутреннее строение права, выражающиеся в единстве и согласованности правовых норм и их распределение по отраслям, подотраслям и институтам.
Исходя из этого определения, мы можем выделить основные элементы системы права.
Норма права представляет собой первичный исходный элемент системы права.
Правовой институт есть группа норм права, которая регулирует конкретный вид общественных отношений.
В свою очередь институты подразделяются на: отраслевые и межотраслевые. Например, институт дарения в гражданском праве или институт избирательного права в конституционном праве относятся к отраслевым, а к межотраслевым можно отнести институт прав человека, который относится к конституционному праву, или институт договора - к трудовому, гражданскому праву и так далее.
Самым крупным образованием системы права является отрасль права. Она выступает в роли регулятора общественных отношений, в отличие от правового института, который регламентирует вид общественных отношений.
Отрасль характеризуется обособленностью, автономностью функционирования и иерархичностью своей структуры. В составе отрасли права можно выделить материальные и процессуальные нормы, отдельные институты и другое.
Чтобы отделить одну отрасль права от другой существуют определенные критерии, в роли которых выступают предмет и метод правового регулирования.
Предмет указывает на то, какие общественные отношения регулирует данная отрасль, а метод какими способами, приемами и средствами регламентируется данные правовые отношения.
В юридической литературе выделяют базовые, специальные и комплексные отрасли прав.
К базовым относят такие отрасли как: конституционное, уголовное, административное, гражданское, а так же процессуальные отрасли - гражданское процессуальное, уголовное процессуальное право и т.д.
К специальным обычно относят такие отрасли, которые приспособлены к особым сферам жизни общества - земельное, финансовое, трудовое право и другие.
Комплексными отраслями считаются отрасли, которые соединяют различные институты специальных и профилирующих отраслей, например экологическое, земельное, предпринимательское право.
Так, например, экологическое право представляет собой совокупность норм, которые регулируют общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Это относительно молодая ветвь, которая призвана защищать природные ресурсы, оно устанавливает нормативы, в целях рационального использования и охраны природных ресурсов, таких как леса, атмосферный воздух, недра и т.п. Основные положения содержаться в Конституции РФ, Водном Кодексе РФ и в основном Федеральном Законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и других нормативных правовых актах.
Земельное право является отраслью права, которая регулирует общественные отношения, объектом которых является земля, как объект хозяйствования и как природный ресурс. Основным источником является Земельный Кодекс РФ.
Предпринимательское право, так же является отраслью права и призвано обеспечивать порядок в ведении самостоятельной деятельности физических и юридических лиц, которая направлена на получение прибыли от ряда выполненных работ и связанна с имущественной ответственностью предпринимателей.
Если рассматривать финансовое право, то можно сказать о том, что оно вычленяет в качестве подотраслей бюджетное, налоговое и банковское право.
Большое внимание в своей статье мы бы хотели обратить на муниципальное право, которое так же является комплексной отраслью в системе Российского права.
Термин «муниципалитет» принято относить к республиканской эпохе истории Древнего Рима: так назывались города, которые пользовались правами самоуправления. В настоящее время этот термин означает избираемое городское и сельское самоуправление, но есть исключение, например в США муниципальным именуется только городское самоуправление.
В Российской Федерации термин «муниципальный» применятся для характеристики и городского и сельского населения. Впервые в законодательстве Российской Федерации термин «муниципальное право» появился в ст.7 основного Федерального закона от 06.10.2003 года №131- ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[8].
Так же стоит отметить то, что термин «муниципальное право» в Россиийской Федерации принято понимать в двух значениях. Первое, так называется отрасль российского права, которая призвана регулировать общественные отношения, возникающие в процессе осуществления местного самоуправления, и второе, так именуется научная дисциплина, которая предусматривает совокупность научных теорий и знаний, обобщающий данную область общественных отношений, а так же практику реализации норм муниципального права. Кроме того в юридических вузах учебным планом предусматривается учебная дисциплина - муниципальное право. Все эти понятия тесно взаимосвязаны друг с другом, однако каждое имеет свою специфику, свой предмет.
Особенность муниципального права как комплексной отрасли права заключается в следующем. Во-первых, муниципальное право - это право местного самоуправления. Во- вторых, как известно, отрасли права различаются по предмету и методу правового регулирования. Таким образом, предметом муниципального права являются муниципальные правоотношения - это общественные отношения, которые возникают при реализации субъектами муниципального права своих прав и обязанностей в процессе осуществления местного самоуправления. Особенностью предмета правового регулирования муниципального права, является его комплексный характер, который проявляется в том, что многие общественные отношения, возникающие на местном уровне, так же регулируются нормами других отраслей права, а именно: гражданского, конституционного, административного, финансового, земельного. В этом особенность муниципально - правовых норм, так как они одновременно являются нормами основных отраслей права, и нормами муниципального права.
В последнее время наблюдается отсутствие в общей теории права критериев, которые бы могли разграничить отраслевые и комплексные совокупности юридических норм и правил сочетания и согласованности правовых отраслей. Отрасли права находятся в сложных системных взаимоотношениях, они зависимы друг от друга.
Для нашей темы большое значение имеют разработки юридической природы комплексных образований. В.К. Райхер придерживался такой идеи, что комплексные отрасли права не должны иметь особое место в система права, в отличии от основных, им должно отделяться лишь условное место, чтобы обеспечить систематизацию общепринятых норм и правил. Также против деления отраслей на основные и комплексные выступили С.В. Поленина и О.А. Красавчиков.
С.С.Алексеев, говорил, что признание комплексных отраслей необходимо, подтверждая это тем, что структура права не может быть достаточно полной и точно раскрытой, если не видеть ее органического единства с внешней нормой права, использование которой как категории комплексной отрасли позволяет увидеть механизм взаимодействия на систему права субъективного фактора развития законодательства. Идея основных и комплексных отраслей также была поддержана О.С. Иоффе и М.Д. Шаргородским.
Наиболее предметно теория основных и комплексных отраслей права рассматривалась в трудах Ю.К. Толстого, который утверждал, что между основными и комплексными отраслями права существуют некие различия.
1.Основная отрасль обладает предметным единством, комплексная - нет.
2.В состав основных отраслей не могут входить нормы других отраслей права, в отличие от комплексных, которые состоят из норм иных отраслей права.
3.Комплексная отрасль использует ряд метод правового регулирования, в то время как основная отрасль имеет свой специфический метод регулирования.
По нашему мнению, комплексные отрасли должны иметь свое место в системе российского права. Так же комплексные правовые институты, должны быть адекватно отражены с точки зрения научного обоснования.
Мы поддерживаем мнения правоведов, которые делят отрасли на основные и комплексные, так как «комплексность» позволяет выделить концептуальные положения о включении комплексных отраслей права в систему права. Также стоит отметить, что если ранее отрасли права отличались друг от друга предметом и методом правового регулирования, то здесь мы получаем возможность для формирования других критериев выделения отраслей права.
Нельзя не сказать о том, что высказываются точки зрения о необходимости расширения категории «отрасль права» и включение в нее комплексных отраслей права наряду с подотраслями права. Такие концептуальные позиции правоведов стали востребованными на сегодняшний день.
Поэтому, для того чтобы правовое регулирование общественных отношений осуществлялось в полном объеме, необходимо расширение границ их традиционного понимания. Чтобы этого достичь, нужно отойти от классической формы правового регулирования - предмет-метод. На сегодняшний день, при рассмотрении данной проблемы, появилась необходимость проработки вопроса о правовом регулировании, а именно - выделение в нем комплексного предмета и метода.
Современная система Российского права представляет собой сложное явление. Происходят многочисленные изменения в системе права, а именно это сказывается на отраслях права.
Все это позволяет сделать вывод о том, что выделение комплексных отраслей в системе Российского права и их дальнейшее изучение необходимо, так как они охватывают несколько областей жизнедеятельности общества, т.е. имеют несколько связанных между собой предметов регулирования.