Файл: Формирование налогового учета в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основная и немаловажная функция Налогового Кодекса, является перечень налогов разного уровня, который является исчерпывающим, т.е. введен запрет на введение налога, не предусмотренного Кодексом. Это качественно изменит условия хозяйствования для предприятий, повысит их уверенность в устойчивости налоговой систему, а также ограничит возможности региональных и местных органов власти по изобретению новых налогов.

Налоговый кодекс состоит их двух частей. Первая - «Общие положения (общая часть)» введена в действие с 1 января 1999 г. В ней определяются правовые основы, основные элементы налоговых отношений и правила налогообложения. Эта часть Налогового кодекса близка закону «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Вторая часть включает федеральные, региональные и местные налоги. Она представляет собой законодательную базу налогообложения по федеральным налогам и принципы налогообложения по региональным и местным налогам.

Таким образом, за годы реформирования бухгалтерского и налогового учета в России создана нормативно-правовая база, в целом отвечающая соответствующим требованиям рыночной экономики.

Вместе с тем имеются и негативные явления. В частности, наметился разрыв в регулировании бухгалтерского учета и налогообложения, следствием чего стало появление особого механизма налогообложения - главы 25 НК РФ. Вопреки международному опыту и отечественной практике, данные налогового учета не базируются на показателях бухгалтерского учета, полностью игнорируется системный подход к отражению фактов хозяйственной деятельности и калькуляционной принцип исчисления затрат.

    1. Основные этапы возникновения налогового учета.

Постоянная перестройка и движение экономики в России в соответствии с принципами рыночного хозяйствования неизбежно вызывает постоянную реструктуризацию всей финансовой системы, взаимоотношений между государством и налогоплательщиками.

Постоянная реформа направленности современной системы налогообложения в Российской Федерации способствовало возникновению налогового учета как системы обобщения информации для определения налоговой базы в целях исчисления налогов.

Постоянно развивающиеся концепции организации финансовых потоков между организациями и бюджетной системой требуют стабильных и неизменных принципов формирования учетных данных отчетности. Поэтому их основа - правила получения, обработки и предоставления деловой информации её пользователям должна действовать постоянно.


В этой связи особую значимость приобретает проблема адекватного сочетания принципов и порядка сосуществования системы бухгалтерского и налогового учетов. Приоритетной становится необходимость идентификации элементов системы ведения учета и составления отчетности для целей налогообложения, планирования и прогнозирования деятельности организации.

Можно выделить несколько этапов формирования налогового учета в России. В различных источниках авторы выделяют разное количество этапов становления налогового учета. Мы опишем основные этапы.

Первый этап с 1992 по 1995 гг.  С 1 января 1992 г. была введена в действие новая налоговая система России.

           С этого времени в российском законодательстве появляются первые элементы налогового учета. Согласно п.5 ст.2 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» впервые  было предусмотрено, что для предприятий, осуществляющих прямой обмен или реализацию продукции, работ, услуг по ценам ниже себестоимости, под выручкой для целей налогообложения понимается сумма сделки, которая определяется исходя из рыночных цен реализации аналогичной продукции. Таким образом, начиная с 1992 г. выручка  в отдельных случаях стала определяться не по цене фактической реализации, а по «фиктивной» рыночной цене. В результате возникло первое отличие налогового и бухгалтерского учета

         В этот период для целей бухгалтерской отчетности и для целей налогообложения стали использоваться специализированные показатели, например, «Балансовая прибыль или убыток» по строке 090 отчета о финансовых результатах ( форма №2) и «Валовая прибыль» по строке 1 «Расчета налога от фактической прибыли»

  Второй  этап с 1995 по 2002 гг. Данный этап характеризуется   принятием Правительством РФ Постановления от 01.07.1995 г. № 661 «О внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продук­ции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли».

В соответствии с вышеуказанным Постановлением было установлено, что все затраты организации, связанные с производством продукции (выпол­нением работ, оказанием услуг), в полном объеме формируют фактическую производственную себестоимость продукции (работ, услуг).Однако для целей налогообложения произведенные предприятиями  затраты корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов[4].


Согласно данным изменениям, предприятие обязано  было вести два вида учета затрат на производство и реализацию продукции. Первый  – это учет фактических затрат пред­приятия по производству и реализации продукции. Второй – это учет затрат по производству и реализации продукции для целей налогообложения. На основании расходов, которые указаны в  Положении о составе затрат, по данным первичного учета фор­мируется полная (фактическая) себе­стоимость продукции. Причем состав расходов не подлежит коррек­тировке. Вторая себестоимость определена как налоговая себесто­имость. Особенность затрат для целей налогообложения состоит в том, что все фактические расходы предприятия корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов.

К расходам, корректировка которых должна осуществляться для целей налогообложения, стали относиться:  компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей; затраты на командировки; представительские расходы; оплата за обучение по договорам с учебными учрежде­ниями по подготовке, повышению квалификации и переподго­товке кадров; расходы на рекламу; начисленные  банку проценты за полученные кредиты и т. д.

      Следующим шагом в направлении дальнейшего разделения бухгалтерского  и налогового учета  стало  издание приказа Минфина № 115  (19 октября 1995 г.) «О годовой бухгалтерской отчетности организаций за 1995 год», с принятием которого произошло окончательное  выделение налогового учета  в самостоятельную систему финансовых отношений.

Согласно  п. 3.1 данного нормативного документа все предприятия, начиная с отчетности 1995 г., обязаны исчислять выручку по  моменту перехода права собственности на отгруженную продукцию к покупателю.  Это означает, что момент отгрузки продукции покупателю для целей финансового учета является моментом определения выручки от реализации продукции[5].

Для организаций, избравших для налогообложения метод расчета прибыли по факту оплаты отгруженной продукции, выручка в бухгалтерском учете неизбежно не совпадает с выручкой от реализации для целей налогообложения. В этих организациях, для того чтобы определить налогооблагаемую прибыль, данные бухгалтерского учета приходится корректировать как по сумме выручки от реализации, так и по сумме себестоимости реализованной продукции (работ, услуг).

К 1997 г. корректировок стало столько, что возникла необходимость в принятии специальной формы, где бы они отражались. Так появилась Справка о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 «Расчета (налоговой декларации) от фактической прибыли». В 1998 г. введено в действие ПБУ 6/97 «Учет основных средств», разрешившее начислять амортизацию по основным средствам 4 способами. Для целей налогообложения прибыли по-прежнему можно было использовать только один способ –  линейный, поэтому с 1998 г. появилась еще одна корректировка.  В 1999 г. Минфин выпустил два Положения, которые внесли наибольший вклад в «раздвоение» учетов: с 1 января 2000 г. вступили в действие Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 и «Расходы организации» ПБУ 10/99 , утвержденные Приказами Минфина России от 06.05.1999 №№ 32н и 33н соответственно.


Названные Положения изменили в бухгалтерском учете порядок отражения доходов и расходов, увеличив тем самым количество различий  между бухгалтерским и налоговым учетом.

До 1 января 2000 г. себестоимость и в бухгалтерском учете и для целей налогообложения определялась в соответствии с одним и тем же документом — Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 № 552.

Начиная с 1 января 2000 г., в бухгалтерском учете в себестоимость включаются все расходы, понесенные организацией по обычным видам деятельности. А для целей налогообложения продолжает действовать старый порядок, в соответствии с которым в себестоимость включаются только те затраты, которые предусмотрены Положением о составе затрат.

Следовательно, себестоимость реализованной продукции, сформированная в бухгалтерском учете, подлежит корректировке на виды затрат, не предусмотренные в Положении о составе затрат. Одновременно часть этих расходов учитывается для целей налогообложения в пределах установленных норм.

В соответствии с пунктом 12 статьи 167 части второй Налогового кодекса учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации. Эта норма соответствует содержанию пункта 9 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 09.12.98 № 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98».

Третий  этап  с 2002 г. по настоящее время.

В 2002 г. введена в действие  глава 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций», которая  на законодательном уровне закрепила такое понятие как «налоговый учет».

 1 января 2003 г. вступило  в действие Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02 , утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.02  № 114 н ).  Данное Положение установило  правила формирования в бухгалтерском учете и отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль и отражению в учете различий между прибылью, рассчитанной в бухгалтерском учете, и налогооблагаемой прибылью,  сформированной по правилам гл. 25 НК РФ. Применение данного Положения  позволило в бухгалтерском учете  отразить прибыль, принимаемую для целей налогообложения. Дальнейшие изменения налогового законодательства (Федеральный закон № 58-ФЗ от 06.06.05 и  Федеральный закон №119-ФЗ от 22.07.05) направлены на сближение бухгалтерского и налогового учета.


Впервые определение налогового учета дано в ст.313 НК РФ в отношении налога на прибыль. Однако налоговый учет в соответствии с требованиями налогового законодательства (ст.167,ст.210,ст.237, ст.346.24 НК РФ и др.) должен быть организован и в отношении  других  налогов.

2 Классификация и система, задачи и цели налогового учета.

2.1 Классификация и система налогового учета.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому[6]. Налоговый учет ведется по каждому налогу отдельно. Так как порядок исчисления различных налогов существенно разнится, то система налогового учета по каждому конкретному налогу имеет свои практические особенности. Однако общая модель системы налогового учета, которую мы возьмем за основу, с теми или иными допущениями применима к любому из существующих налогов России.

Порядок ведения налогового учета по конкретному налогу устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Все изменения порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляются налогоплательщиком в случае изменения законодательства или применяемых методов учета. При этом решения о любых изменениях должны отражаться в учетной политике для целей налогообложения и применяться с начала нового налогового периода.

Налоговый учет в идеале имеет трехуровневую систему:

I уровень – уровень первичных документов;

II уровень – уровень налоговых регистров;

III уровень – налоговая декларация по конкретному налогу. 

Первый уровень налогового учета по налогу представляет собой совокупность первичных документов, на основании которых исчисляется налоговая база по налогу и налог. Первичными документами подтверждаются произведенные организацией операции. В связи с этим организация устанавливает перечень первичных документов по каждому налогу, их формы, правила оформления, а также ответственных лиц за правильность оформления, документооборота и их сохранность.