Файл: Формирование налогового учета в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Второй уровень образовывается на основании первого, который включает налоговые регистры по накоплению информации на основании первичных документов. Формы регистров не устанавливаются государством, но их создание закреплено законом. Регистры помогают систематизировать экономические и финансовые операции организации, что облегчает расчет налоговой базы и контроль за деятельностью организации.

Третий уровень завершает налоговый учет организации за период. На данном этапе на основании налоговых регистров рассчитывается налоговая база при помощи заполнения налоговой декларации по конкретному налогу. Налоговая декларация представляется в налоговую инспекцию для осуществления налогового контроля и подтверждения уплаты суммы налога в бюджет. Также в налоговую инспекцию могут быть представлены первичные документы, отдельные расчеты, справки по какому-либо налогу.

В зарубежных странах различают две модели сосуществования бухгалтерского и налогового учета.

Первая модель, «Континентальная», представляет собой положение, при котором бухгалтерский и налоговый учет фактически совпадают и первый выполняет все фискально-учетные задачи.

К континентальной (европейской) системе относятся, в частности, учетные системы Германии, Швеции, Бельгии, Испании, Италии и др. К этой модели можно отнести соотношение бухгалтерского и налогового учета в России до 1995 г.

Вторая модель называется «Англосаксонской». К ней относятся в основном США, Англия, Австрия, Канада и др. Данная система предполагает существование и ведение параллельно как бухгалтерского, так и налогового учета.

С середины 1995 г. существующие отечественные учетные системы при своем взаимодействии стали относиться к англосаксонской модели. Однако налоговый учет не подменяет и не исключает ведение бухгалтерского учета, а наряду с собственными методами использует последний для исчисления налогов и сборов.

По степени участия бухгалтерского учета в системе налогового учета можно выделить три вида:

  1. Смешанный налоговый учет. Показатели налогового учета формируются на основе данных бухгалтерского учета, но с использованием определенных методов для целей налогообложения. При данном методе налогового учета налогоплательщик первоначально использует показатели своего бухгалтерского учета, а после этого производит корректировку полученных показателей по специальной методике, предусмотренной налоговым законодательством.
  2. Бухгалтерский налоговый учет. Показатели налогового учета формируются исключительно на данных бухгалтерского учета. По количеству исчисляемых налогов данный вид налогового учета является определяющим, поскольку традиционно отечественная система налогообложения была ориентирована на показатели бухгалтерского учета, что свидетельствует об универсальности последнего.

3.  Абсолютный налоговый учет. Показатели налогового учета формируются без участия бухгалтерского учета. Случаи, когда налоговые платежи рассчитываются без участия показателей бухгалтерского учета, тоже достаточно распространены. Так, без участия бухгалтерских показателей исчисляются таможенные пошлины, государственная пошлина[7].

 С одной стороны, появление налогового учета - это негативный факт проявления реформирования налогообложения, поскольку теперь на предприятиях необходимо вводить новые подразделения, штатные единицы, вести новые регистры налогового учета. Причем зачастую ведение налогового учета будет дублировать бухгалтерский учет. Выделим основные негативные аспекты налогового учета:

1)       усложнение введения на предприятиях международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности;

2)       практические трудности переходного периода, в течение которого «недобросовестные налогоплательщики» смогут использовать бреши в налоговом законодательстве для ухода от уплаты налогов;

3)       сложности самостоятельной разработки методологии собственных систем налогового учета на конкретных предприятиях;

4)       необходимость введения в штат предприятий новых подразделений, должностей, увеличение трудоемкости работы бухгалтеров.

2.2 Задачи и цели налогового учета.

Как у любого механизма взаимодействия государства и участников рыночных отношений есть основные задачи. Задачами налогового учета являются:

1) формирование необходимой информации о порядке предоставления данных о величине объектов налогообложения;

2) обоснование и основания применения льгот и вычетов;

3) формирование информации об определении размера налоговой базы отчетного (налогового) периода;

4) обеспечение раздельного учета при применении различных ставок налога или различного порядка обложения;

5) обеспечение своевременной, достоверной и полной информацией внутренних и внешних пользователей, контроль за правильностью исчисления и перечисления налогов в бюджет[8].

Предметом налогового учета является финансово-хозяйственная деятельность пред­приятия, в результате чего у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению и уплате налога. Причем ведение налогового учета может быть возложено как непосредственно на налогоплательщика, так и на лиц, кото­рые, согласно налоговому законодательству, обязаны осуществ­лять исчисление налога.


Основными принципами налогового учета являются следующие моменты:

1) предприятие рассматривается как обособленный объект налогового учета. Имущество и обязательства данного предприятия учитываются отдельно от имущества и обязательств владельцев и других предприятий;

2) использование метода начисления и разграничения деловой активности между смежными отчетными периодами. Доходы и расходы признаются и отражаются в те периоды, когда имел место факт совершения сделки;

3) предприятие функционирует в настоящее время и в ближайшей перспективе. У него отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);

4) имущество и обязательства имеют стоимостную оценку. Оценка должна производиться с возможной точностью и осторожностью[9].

Суть системы налогового учета состоит в следующем:

1. Заполнение первичных учетных документов (включая бухгалтерские справки);

2. Составление и ведение аналитических регистров;

3. Налоговые расчеты (расчет налоговой базы, суммы налога);

4. Учет и уплата налогов, учет и перечисление штрафных санкций.

Основные цели налогового учета конкретизированы в ст.313 НК РФ:

            — формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;

— обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налогов.

Содержание данных налогового учета ( в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной, которая охраняется законом. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в  данных налогового учета,  обязаны хранить налоговую тайну (ст.313 НК РФ).

Заключение

Налоговый учет - понятие новое для российской экономики. Более того, до вступления в силу главы 25 Налогового кодекса РФ это словосочетание употреблялось, как обязанность  предприятия встать на учет в налоговом органе по месту своего нахождения,  а также по месту расположения обособленных подразделений; недвижимого имущества или транспортных средств (ст. 83 НК РФ)[10].


В    настоящее  время    глава   25    регламентирует   совершенно    обособленную систему налогового учета, которая, исходя из формулировок посвященных ему статей, только и может дать предприятию полный объем   информации,     необходимой     для     правильного     и     соответствующего действующему законодательству исчисления налогов.

После внесения в главу 25 Федеральным законом от 29 мая 2002 г. № 57-ФЗ изменений и дополнений, ситуация более благоприятной в вопросе о праве налогоплательщиков пользоваться для этих целей бухгалтерскими регистрами.

На основании Главы 25 НК РФ «налоговым учетом» можно назвать систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом. Но как и бывает данное определение довольно широкое, что о нем почти ничего нельзя сказать, а тем более почерпнуть из него некую полезную информацию, применимую в процессе организации налогового учета на практике. И как полагается ввиду такой проблемы необходимо дать множество официальных разъяснений к этому определению.

 Из указанного понятия неясно, о каких первичных документах идет речь. Однако имеется Методические рекомендации к главе 25, в которых исполнительный орган ссылается на статью 9 Федерального закона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», устанавливающую, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Методические рекомендации, являясь подзаконным актом и имеющие существенно меньшую силу по сравнению с Налоговым кодексом, тем не менее, содержат попытку сформулировать какие-нибудь объяснения, характеризующие основные черты системы налогового учета.

Налоговый кодекс РФ более чем жестко устанавливает порядок введения внутреннего документа, регламентирующего правила ведения налогового учета.    Прежде  чем,    как  предписывает НК РФ, утвердить ее содержание соответствующим приказом руководителя,   предприятие   должно   сформировать свою локальную налоговую систему, которая будет им применяться в течение весьма продолжительного времени.

В то же время в НК РФ совершенно точно отсутствует указание на необходимость представления в налоговые органы копии приказа о налоговой учетной политике. Однако почти все налоговые инспекции потребовали от организаций при сдаче годового баланса за 2001 год представить приказы об учетной политике для бухгалтерских и налоговых целей. Поскольку в марте мало кто успел разобраться в хитросплетениях главы 25, то о качестве большинства из этих приказов лучше умолчать. В то же время в связи с внесением изменений в часть вторую НК РФ создалась ситуация, когда налогоплательщики получили возможность исправить все или хотя бы большую часть недочетов своих полуфабрикатных творений. Однако при этом снова возникает странная ситуация: обязанность ставить налоговые органы в известность о новых принципах налоговой учетной политики у предприятия отсутствует. В то же время не хочется забывать о том, что в папке фирмы в налоговой инспекции вместо приказа лежит нечто невразумительное, но предоставляющее возможность инспекторам при необходимости сослаться на неудачные формулировки. Многие эксперты  рекомендуют создать новый приказ и держать его у себя, хотя такой вариант  хорош только для смелых и уверенных в себе[11].


В представленной работе мы ознакомились с понятием налогового у чета, этапами его становления, целями и задачами.

Налоги как очень мощное орудие могут сыграть свою роль в стабилизации экономики и финансов только в случае целенаправленного и дозированного использования. Но для создания такой политики необходимо определить место налогов в механизме стабилизации. В настоящее время в России идет этап становления механизма налогового регулирования посредством реформирования налоговой системы.

Действующая налоговая система в ее основных–экономическом и правовом аспектах подвергается постоянной и обоснованной критике. Её фискальный характер постоянно усиливается за счет расширения налоговой базы и ставок по отдельным налогам, введение новых налогов и сборов, ужесточение финансовых санкций и условий налогообложения.

Так как рыночные отношения и по настоящий момент нестабильны, законодатели предлагают новые налоговые реформы, и на основании этого можно сделать вывод и на сегодняшний день актуальность и необходимость изучения налогового учета очевидна.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНИХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой 19 июля 2000 года.: по состоянию на 01.07.2017 г. – М.: Норма, 2017. – 496 с.
  2. Закон «О налоговых органах в РФ»: Принят Государственной Думой 21 марта 1991.: по состоянию на 03.07.2014 г. // Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 23. С. 1226.
  3. Приказ Министерства Финансов РФ №115 от1995 г. «О годовой бухгалтерской отчетности организаций за 1995 год// Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 23. С. 1236.
  4. Бодрова Т.В. Налоговый учет и отчетность / Т.В. Бодрова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. 480 с.
  5. Бодрова Т.В. Налоговый учет и формирование учетной политики для целей налогообложения / Т.В. Бодрова, Ю. В. Силантьев. - М.: Дашков и Ко, 2006. - 260 с.
  6. Захарьин В. Р. Налоговый учет / В. Р. Захарин. — М.: ГроссМедиа, 2006, 233 с.
  7.  Касьянова Г.Ю.  Упрощенная система налогообложения: практическое применение с учетом последних изменений / под ред. Г.Ю. Касьяновой (14-е изд., перераб. и доп.). – М.: АБАК, 2011. – 232 с.
  8. Лешина Е.А.  Налоговый учет: учебное пособие / Е. А. Лешина, М. А. Суркова, Н. А. Богданова. — Ульяновск: УлГТУ, 2009. — 143 с.
  9. Медведев М.Ю. Учетная политика – 2012 / М.Ю. Медведев. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2012. – 256 с.
  10. Майбуров И.А. Теория и история налогообложения: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Налоги и налогообложение» / И.А. Майбуров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 495 с.
  11. Нестеров Г.Г. Налоговый учет: учебник / Г.Г. Нестеров, А.В. Терзиди; 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Рид Групп, 2011.- 304 с.
  12. Нестеренко Н.А. Налоговый учет / Н.А. Нестеренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 412 с.
  13. Пешкова Т. В. Развитие налогового учета в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 489-491.
  14. Палий В.Ф. О государственном суверенитете в области регулирования бухгалтерского учета // Бухгалтерский учет, 2006. - N 1. - 49 с.
  15.  Налоги и налогообложение: учебное пособие / В.Ф.Тарасова, Т.В.Савченкова, Л.Н. Семыкина. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: КНОРУС, 2005. – 288 с.
  16. Тумасян Р.З. Бухгалтерский и налоговый учет расходов организации / Р.З. Тумасян. - М.: ООО «Нитар Альянс», 2005. – 116 с.
  17. Худолеев В.В. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие / В.В. Худолеев – М.:ФОРУМ; ИНФРА-М, 2004. – 256 с.