Файл: Формирование налогового учета в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Налоговый учет − это система обобщения информации для определения налогооблагаемой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным в Налоговом кодексе[1]. Налоговый учет ведется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет.

Организация и сбор налогов в России имеет многовековую историю. Эффективность налогообложения во многом зависит от характера государственного управления национальной налоговой системой - налогового администрирования - совокупности государственных структур исполнительной ветви власти, созданных или соответствующим образом специализированных для обеспечения налоговой безопасности государства и поддержания правопорядка в налоговой сфере путем защиты механизма налогообложения. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.

В современном обществе как и ранее, налоги - основной источник доходов государства.

Масштабные и постоянные преобразования в налоговой сфере связаны с выводом экономики из кризиса. Назрело время для создания единого инструмента для регулирования рыночных отношений, о налогах и сборах, выстроить налоговую систему.

Актуальность темы работы. Одним из важных этапов для урегулирования отношений в сфере налогообложения стало принятие Государственной Думой РФ главы 25 Налогового Кодекса РФ.

До введения в действие главы 25 предприятия использовали показатели, необходимые для исчисления налога на прибыль, путем формирования данных бухгалтерского  учета и после определенных корректировок вносились непосредственно в налоговые декларации. Согласно требованиям главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по итогам каждого отчетного (налогового) периода должна определяться на основании данных налогового учета. Таким образом, официально закреплено понятие "налоговый учет"[2].


Что же представляет собой налоговый учет, является ли он само­стоятельным видом учета со своими целями, задачами и принципами, какова его взаимосвязь с бухгалтерским учетом. На все эти вопросы до сих пор нет однозначных ответов.

Следует отметить, что к настоящему времени существует ряд противоречий и накладок между требованиями документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, разработанных Министерством финансов Российской Федерации, и положениями налогового законодательства. Различаются не только принципы группировки доходов и расходов организации, их признания в бухгалтерском учете и учете для целей налогообложения,  но  и  правила  квалификации  и классификации амортизируемого имущества, способы оценки материально-производственных запасов, основных средств, незавершенного производства, готовой продукции, способы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, порядок  распределения расходов и определения той их доли, которая относится к расходам текущего периода. В связи с этим необходима разработка как методологических, так и организационных основ, обеспечивающих  возможность   наиболее   рационально,   с наименьшими временными и  финансовыми затратами  вести налоговый учет.  В  силу перечисленных   аспектов   представленную   тему   исследования можно охарактеризовать как актуальную.

Степень разработанности проблемы. Основные вопросы налогового учета в России освещены в работах Гладышева Ю.П., Сидельникова Л.Б., Куликовой Л.И., Крутякова Т.Л., Ларионова А.Д., Рабиновича  А.Л., Медведева  М.Ю.,  Касьянова  Г.Ю.   и  других отечественных авторов.

Предметом курсовой работы является    изучение налогового учета

Объектом исследования являются основные модели налогового учета,  его система и классификация

Цель   работы. Исследовать основные этапы становления и развития налогового учета в РФ

      

  1. Формирование налогового учета в России

1.1 Понятие налогового учета. История возникновения.

В России бухгалтерский учет и налоговый учет возникал постепенно. В дореволюционной России бухгалтерский учет изначально развивался в целом по канонам немецкой бухгалтерии. Понятия как налоговый учет в то время еще не было определено.


С распадом СССР и выделением России как нового самостоятельного государства в ее экономической   политике   произошли  масштабные  изменения.  Переход от командно-административной системы управления к рыночным отношениям не мог не сказаться и на системе бухгалтерского учета. Произошел переход к принятой во всем мире системе Международных стандартов.

История налогообложения берет начало с момента возникновения государства как самостоятельного объекта. В самом начале налоги -характеризовались нерегулярностью и взимались только при необходимости пополнения казны. По сравнению с Европой (V-IV вв. до Р.Х.), на территории Руси налоговая система возникла гораздо позднее. Первые попытки ее создания относят к концу IX в., когда началось всеобщее объединение Руси. В это время основным источником доходов государства была дань, которая являлась прямым налогом. Кроме того, вводится косвенное налогообложение в форме различного вида пошлин, а затем, чуть позднее, примерно в ХII-ХIII вв. - сбор за право торговли, оброк и поземельный налог. В XVI-XVII вв. вводятся акцизы на соль, которые были отменены после «соляных бунтов», и налог на имущество.

Последующее развитие налоговой системы можно охарактеризовать следующими основными этапами.

Создание наиболее простой и эффективной финансовой и налоговой системы относится к эпохе Петра I (1672-1725), в период основного развития промышленности, горного дела, добычи полезных ископаемых. По новому развивается торговая деятельность, чему способствует развитие транспортной сферы. Была произведена реорганизация армии, создается Российский флот. Все это требует значительных денежных средств. Доходы государства пополняются военными налогами, подушной податью, вводится промысловый налог, совершенствуется таможенная политика, главным образом, через таможенные пошлины.

Дальнейшее развитие система налогообложения  получила  в   период правления Екатерины II. Существенно изменилось налогообложение купечества, были отменены промысловые налоги и подушная подать  и  введен гильдейский сбор.   Изменениям  подверглась  и  финансовая система. Происходит упорядочение системы управления финансами: создаются губернские Казенные палаты - для управления финансовыми делами в губерниях и экспедиция о государственных доходах, которая занималась учетом и контролем за доходами и расходами государства, а также взысканием штрафных санкций.

Дореволюционная Россия характеризуется достаточно современной системой налогообложения, отвечающей требованиям своего времени.


Система включала как прямые, так и косвенные налоги. Прямые налоги включали: подушную подать (основной прямой налог), промысловый налог, (основной и дополнительный), поземельный, налог на недвижимую стоимость, квартирный налог, налог с городской недвижимости и налог на денежный капитал.

В число косвенных налогов входили: питейный налог (акциз на алкогольные напитки), приносивший самый крупный доход государственной казне, акцизы на табак, соль, спички, керосин и ряд других товаров, а также специальные государственные сборы, взимаемые с пассажиров за проезд или провоз багажа любым видом транспорта. Кроме того, вводятся паспортные сборы, пошлины с имущества переходящего по наследству или при дарении[3].

Наряду с государственными, появляются и местные земские налоги и сборы, которые устанавливались земскими учреждениями. К ним относятся сборы с земли, фабрик, заводов, торговых и ремесленных заведений и др.

С 1917 г. начинается советский период формирования системы налогообложения. Становление Советской России характеризуется глубоким кризисом всей финансовой и налоговой системы, вызванный первой мировой, гражданской войной, иностранной интервенцией. Существенный доход государства  составляла  эмиссия  денег.   Однако   их  недостаток  компенсировался введением натуральных налогов: сначала продовольственного налога (продналога), затем продразверстки.

Некоторое оживление и стабилизация финансовой системы наступило в 20-х годах после провозглашения НЭПа. В этот период развития российской экономики были введены элементы рыночного хозяйства (снят запрет на торговлю, местный кустарный промысел, появляются иностранные концессии, проводятся мероприятия по укреплению рубля). Из прямых налогов периода НЭПа взимались сельскохозяйственный, промысловый, походно-поимущественный, гербовый сбор, наследственные пошлины, налог на сверхприбыль и др., а из косвенных - акцизы и таможенное обложение.

Основной хребет налоговой системы Советского государства сформировалась к 1930-1932 гг., когда в соответствии с постановлением ЦИК и СНП СССР была проведена налоговая реформа.

Основная цель реформы состояла в упрощении системы налогообложения и упорядочении взимания налогов. В результате существенно сократилось количество налогов. Так из 60 видов платежей предприятий (всего было около 90 видов налогов и сборов) осталось только два: для государственных предприятий - налог с оборота и отчисления от прибыли, а для кооперативных - налог с оборота и подоходный налог.


В военный и послевоенный периоды продолжается совершенствование налоговой системы. Вводятся дифференцированные прогрессивные ставки по подоходному налогу, определяются льготные категории плательщиков. Кроме того, вводится налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР и определен необлагаемый минимум. Взимаются местные налоги: земельный налог, налог с владельцев строений, транспортных средств.

Дальнейшее совершенствование системы хозяйствования в СССР, переход к рыночным отношениям привели к необходимости коренной перестройки финансово-бюджетных отношений государства с хозяйствующими субъектами,   разработки,   становления   и   совершенствования   налоговой системы, отвечающей мировым требованиям.

Налоговая система России, введенная с 1992 г., представляет собой пакет законов и законодательных актов, который разрабатывался с учетом мирового опыта налогообложения, а также особенностей переходного пе­риода России к рыночным отношениям. Однако этот пакет имел не только серьезные недостатки и просчеты, но и постоянно подвергался и подвер­гается корректировкам, что образует массу противоречий во взаимоотношениях между субъектами налогообложения и государством. Все это привело к необходимости создания и введения в действие нового законодательного акта для регулирования сферы налогообложения.

Таким нормативно –правовым актом и стал Налоговый Кодекс РФ. Первая часть Налогового кодекса введена в действие 1 января 1999 г. С введением Налогового кодекса, который является законодательным до­кументом, осуществлен системный и комплексный пересмотр всей системы налогообложения и, после принятия его в целом, должен стать единым документом, регулирующим все налоговые вопросы, начиная со взаимо­отношений налоговых органов и налогоплательщиков и кончая порядком расчетов и уплаты налогов.

Однако Налоговый кодекс предполагает не кардинальное изменение действующей налоговой системы, а ее эволюционное преобразование путем устранения выявленных недостатков. В Налоговом кодексе сохраняются основные налоги, которые взимаются в России и зарубежных странах и к которым уже привыкли российские налогоплательщики.

В Налоговом кодексе устанавливается четкая кодификация налогов, узаконена жесткая процедура их введения, отмены, утверждения ставок, предоставления льгот и преференций.

Налоговый кодекс принят для единой и согласованной налоговой системы, исключает возможность издания и принятия огромного количества нормативных документов и подзаконных актов, позволяет отрегулировать практически все проблемы, возникающие между налогоплательщиком и налоговыми органами.