Файл: Русский язык и культура речи.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.12.2019

Просмотров: 1126

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

К.А. Магомедов___________

"___" _____________ 201__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык и культура речи

Направления подготовки

035700 Лингвистика, 222 000 Инноватика, 080200 Менеджмент, 081100 Государственное и муниципальное управление, 072500 Дизайн, 230700 Прикладная информатика, 031600 Реклама и связи с общественностью, 030300 Психология, 080100 Экономика, 010400 Прикладная математика и информатика

Кафедра-разработчик рабочей программы

русского языка и литературы

Семестры изучения

Семестр

Трудоемкость, ч

Лекции, ч

Практические занятия, ч

Самостоятельная работа студента, ч

Форма промежуточного контроля (экзамен/зачет)

1

1

108

22

22

64

Зачет


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлениям подготовки: 035700 Лингвистика, 222 000 Инноватика, 080200 Менеджмент, 081100 Государственное и муниципальное управление, 072500 Дизайн, 230700 Прикладная информатика, 031600 Реклама и связи с общественностью, 030300 Психология, 080100 Экономика, 010400 Прикладная математика и информатика


Программу составил: ___________________ Козлова Р.М., к.ф.н., профессор.


Программа одобрена на заседании кафедры русского языка и литературы.

Заведующий кафедрой: _________________ Козлова Р.М., к.ф.н., профессор.


Программа согласована с выпускающими кафедрами и факультетами.


Декан факультета иностранных языков: _____________ Фархатова И.Ф., к.ф.н., профессор.


Москва

2011 г.


Организационно-методические указания


Разделы рабочей программы

  1. Цели освоения дисциплины.

  2. Место дисциплины в структуре основных образовательных программ высшего профессионального образования (ООП ВПО).

  3. Структура и содержание дисциплины.

  4. Формы контроля освоения дисциплины.

  5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

  6. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Приложения к рабочей программе дисциплины

  1. Бально-рейтинговая система оценки знаний.

  2. Планы практических занятий.

  3. Вопросы к зачету.

  4. Образец стилистического анализа текста.


1. Цели освоения дисциплины

В результате изучения курса «Русский язык и культура речи» студент должен:

знать:

систему разнообразных выразительных возможностей языка;

нормы русского литературного языка;

типологию речевых ошибок;

особенности функциональных стилей языка;

уметь:

логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

пользоваться выразительными возможностями языка;

владеть:

культурой устной и письменной речи;

способностью к письменной и устной деловой (профессиональной) коммуникации на русском языке.

Перечисленные результаты обучения являются основой для формирования следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и требованиями к результатам освоения ООП):

1) общекультурных:

способности логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6 080200 Менеджмент, ОК-9 081100 Государственное и муниципальное управление; ОК-4 222 000 Инноватика, ОК-2 230700 Прикладная информатика, ОК-1 010400 Прикладная математика и информатика, ОК-2 072500 Дизайн, ОК-2 031600 Реклама и связи с общественностью);

– культуры устной и письменной речи (ОК-7 035700 Лингвистика);

способности осуществлять письменную и устную деловую (профессиональную) коммуникацию на русском языке (ОК-13 222 000 Инноватика; ОК-10 010400 Прикладная математика и информатика);

способности осуществлять деловое общение: в публичных выступлениях, переговорах, совещаниях, деловой переписке, электронных коммуникациях (ОК-19 080200 Менеджмент, ОК-9 081100 Государственное и муниципальное управление);

2) профессиональных:

– способности свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства в целях выделения релевантной информации; построить любое монологическое высказывание в устной и письменной форме в зависимости от адресата, цели, темы и ситуации общения (ПК-5 035700 Лингвистика);

способности использовать этикетные формулы в устной и письменной коммуникации (приветствие, прощание, поздравление, извинение, просьба) (ПК-8 035700 Лингвистика);

– владения основными особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения (ПК-6 035700 Лингвистика);

Компетенции ИГУМО и ИТ:

пользоваться выразительными возможностями языка;


знать словари русского языка и уметь ими пользоваться.


2. Место дисциплины в структуре основных образовательных программ высшего профессионального образования

Дисциплина «Русский язык и культура речи» относится к циклу гуманитарных дисциплин (вариативной части).

Содержание дисциплины служит основой для освоения всех дисциплин.

Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются знания, полученные в школе в процессе изучения дисциплины «Русский язык».


3. Структура и содержание дисциплины


Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 семестр, 3 зачетные единицы, 108 (44+64) часов.


раздела (дидактической единицы)

Наименование

раздела (дидактической единицы) дисциплины

Виды учебной нагрузки и их трудоемкость, ч

Лекции

Практические занятия

СРС

Всего часов

1

Литературный язык как высшая форма национального языка. Понятие о культуре речи

4

14

26

44

2

Функциональная стилистика

10

4

18

32

3

Деловой русский язык

4

2

8

14

4

Риторика

4

2

12

18


ИТОГО:

22

22

64

108


Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа студента

часы

тема

часы

тема

содержание

часы

Раздел 1. Литературный язык как высшая форма национального языка. Понятие о культуре речи

2

Тема 1. Понятие о литературном языке и культуре речи

2

Практическое занятие № 1. Литературный язык и культура речи

Подготовка к практическому занятию № 1

2

2

Тема 2. Языковая норма. Виды языковых норм

12

Практическое занятие № 2.

Языковая норма. Виды норм.

Практическое занятие № 3. Лексические и фразеологические нормы современного русского литературного языка.

Практическое занятие № 4.

Морфологические нормы.

Практическое занятие № 5.

Синтаксические нормы.

Практическое занятие № 6.

Принципы русской орфографии. Орфографические нормы.

Практическое занятие № 7.

Русская пунктуация. Пунктуационные нормы

Подготовка к практическим занятиям № 2–7. Подобрать из устной речи и письменных текстов примеры с речевыми ошибками разных типов

24

Раздел 2. Функциональная стилистика

2

Тема 3. Функциональные стили современного литературного языка






2

Тема 4. Научный стиль

2

Практическое занятие № 8. Функциональные стили речи. Научный стиль

Подготовка к практическому занятию № 8. Подготовить анализ текста научного стиля по предложенному образцу

4

2

Тема 5. Официально-деловой стиль

2

Практическое занятие № 9. Официально-деловой стиль

Подготовка к практическому занятию № 9. Подготовить анализ текста официально-делового стиля по предложенному образцу

4

2

Тема 6. Публицистический стиль



Подготовить анализ текста публицистического стиля по предложенному образцу

4

1

Тема 7. Литературно-художественный стиль



Подготовить анализ текста художественного стиля по предложенному образцу

4

1

Тема 8. Разговорно-бытовой стиль



Подготовить анализ текста разговорно-бытового стиля по предложенному образцу

2

Раздел 3. Деловой русский язык


2

Тема 9. Официально-деловая устная и письменная речь




4

2

Тема 10. Деловое общение. Деловой этикет

2

Практическое занятие № 10.

Деловое общение. Культура деловой речи

Подготовка к практическому занятию № 10

4


Раздел 4. Риторика



2

Тема 11. Особенности устной публичной речи. Подготовка речи

2

Практическое занятие № 11. Особенности устной публичной речи. Подготовка публичной речи

Подготовка к практическому занятию № 11. Подготовить выступление с презентацией по выбранной теме

12

2

Тема 12. Оратор и аудитория








ИТОГО: 22 ч. лекций, 22 ч. семинарских занятий, 64 ч. самостоятельной работы



4. Формы контроля освоения дисциплины


Текущая аттестация студентов производится в дискретные временные интервалы лектором и преподавателем, ведущим практические занятия по дисциплине, в следующих формах:

  • контрольные работы по речевым нормам;

  • диктант по орфографии и пунктуации;

  • выступления с презентациями на темы «Функциональная стилистика», «Публичная речь. Оратор и аудитория».

Отдельно оцениваются личностные качества студента (аккуратность, исполнительность, инициативность), работа у доски, своевременная сдача письменных домашних заданий.

Рубежная аттестация студентов производится по окончании раздела (ДЕ) в следующих формах:

  • диагностический (входной) контроль с использованием системы интернет-тренажеров (www.i-exam.ru) на 1-й неделе семестра;

  • интернет-теститрование с использованием интернет-тренажеров (www.i-exam.ru) на 6-й, 11-й и 16-й неделях семестра.

Промежуточный контроль по результатам семестра проходит в форме письменного и устного зачета (включает выполнение итоговой контрольной работы по всем темам и беседу по результатам выполнения письменной работы) или в форме тестирования.


5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


Основная литература:

  1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 1997.

  2. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум. М., 1998.

  3. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. М.: Высшая школа, 1988.

  4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1998.

  5. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М.: Айрис-Пресс, 1999.

  6. Русский язык и культура речи / Под ред. проф. В.И. Максимова. М., 2002.

  7. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: Конспект лекций. М., 2005.

  8. Солганик Г.Я. Стилистика современного русского языка и культура речи. М., 2002.


Дополнительная литература:

  1. Лучник Б.С. Основы стилистики и редактирования. Ростов-на-Дону, 1997.

  2. Практический курс современного русского языка: Сборник упражнений / Под ред. П.А. Лекант. М.: Высшая школа, 2003. 335 с.

  3. Солганик Г.Я. Стилистика. М., 1982.

  4. Солганик Г.Я. Стилистика текста. М., 2000.

  5. Хазанова А.С., Цвайг Л.В. Русский язык: Практическое руководство / 2-е изд, испр. и доп. М.: Изд-во РОУ, 1996. 340с.


Материалы электронной библиотеки ИГУМО (лекционные материалы Козловой Р.М., презентации).


5. Материально-техническое обеспечение дисциплины


  1. Лекционные занятия:

    1. комплект электронных презентаций/слайдов;

    2. аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук).

  2. Практические занятия: презентационная техника (проектор, экран, компьютер/ноутбук).


ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1

Бально-рейтинговая система оценки знаний студентов за семестр

Виды работ

Общее количество баллов

1.

Посещение занятий (20 з. × 1б.)

22

2.

Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию (2б. за занятие)

22

3.

Подготовка выступлений, презентаций и других наглядных материалов по теме занятия (в идеале каждый студент должен подготовить один наглядный материал)

5б. за 1 презент.

4.

За выполнение заданий на занятии (11 × 1)

11

5

За стилистический анализ текста (всего 5 × 3)

15

6.

Итоговая зачетная работа или тестирование

20

7.

Бонусы за неординарную творческую работу

5


Итого:

100