ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.12.2019
Просмотров: 1144
Скачиваний: 6
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
К.А. Магомедов___________
"___" _____________ 201__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык и культура речи
Направления подготовки |
035700 Лингвистика, 222 000 Инноватика, 080200 Менеджмент, 081100 Государственное и муниципальное управление, 072500 Дизайн, 230700 Прикладная информатика, 031600 Реклама и связи с общественностью, 030300 Психология, 080100 Экономика, 010400 Прикладная математика и информатика |
|||||||
Кафедра-разработчик рабочей программы |
русского языка и литературы |
|||||||
Семестры изучения |
Семестр |
Трудоемкость, ч |
Лекции, ч |
Практические занятия, ч |
Самостоятельная работа студента, ч |
Форма промежуточного контроля (экзамен/зачет) |
||
1 |
1 |
108 |
22 |
22 |
64 |
Зачет |
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлениям подготовки: 035700 Лингвистика, 222 000 Инноватика, 080200 Менеджмент, 081100 Государственное и муниципальное управление, 072500 Дизайн, 230700 Прикладная информатика, 031600 Реклама и связи с общественностью, 030300 Психология, 080100 Экономика, 010400 Прикладная математика и информатика
Программу составил: ___________________ Козлова Р.М., к.ф.н., профессор.
Программа одобрена на заседании кафедры русского языка и литературы.
Заведующий кафедрой: _________________ Козлова Р.М., к.ф.н., профессор.
Программа согласована с выпускающими кафедрами и факультетами.
Декан факультета иностранных языков: _____________ Фархатова И.Ф., к.ф.н., профессор.
Москва
2011 г.
Организационно-методические указания
Разделы рабочей программы
-
Цели освоения дисциплины.
-
Место дисциплины в структуре основных образовательных программ высшего профессионального образования (ООП ВПО).
-
Структура и содержание дисциплины.
-
Формы контроля освоения дисциплины.
-
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
-
Материально-техническое обеспечение дисциплины.
Приложения к рабочей программе дисциплины
-
Бально-рейтинговая система оценки знаний.
-
Планы практических занятий.
-
Вопросы к зачету.
-
Образец стилистического анализа текста.
1. Цели освоения дисциплины
В результате изучения курса «Русский язык и культура речи» студент должен:
знать:
– систему разнообразных выразительных возможностей языка;
– нормы русского литературного языка;
– типологию речевых ошибок;
– особенности функциональных стилей языка;
уметь:
– логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;
– пользоваться выразительными возможностями языка;
владеть:
– культурой устной и письменной речи;
– способностью к письменной и устной деловой (профессиональной) коммуникации на русском языке.
Перечисленные результаты обучения являются основой для формирования следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и требованиями к результатам освоения ООП):
1) общекультурных:
– способности логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6 080200 Менеджмент, ОК-9 081100 Государственное и муниципальное управление; ОК-4 222 000 Инноватика, ОК-2 230700 Прикладная информатика, ОК-1 010400 Прикладная математика и информатика, ОК-2 072500 Дизайн, ОК-2 031600 Реклама и связи с общественностью);
– культуры устной и письменной речи (ОК-7 035700 Лингвистика);
– способности осуществлять письменную и устную деловую (профессиональную) коммуникацию на русском языке (ОК-13 222 000 Инноватика; ОК-10 010400 Прикладная математика и информатика);
– способности осуществлять деловое общение: в публичных выступлениях, переговорах, совещаниях, деловой переписке, электронных коммуникациях (ОК-19 080200 Менеджмент, ОК-9 081100 Государственное и муниципальное управление);
2) профессиональных:
– способности свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства в целях выделения релевантной информации; построить любое монологическое высказывание в устной и письменной форме в зависимости от адресата, цели, темы и ситуации общения (ПК-5 035700 Лингвистика);
– способности использовать этикетные формулы в устной и письменной коммуникации (приветствие, прощание, поздравление, извинение, просьба) (ПК-8 035700 Лингвистика);
– владения основными особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения (ПК-6 035700 Лингвистика);
Компетенции ИГУМО и ИТ:
– пользоваться выразительными возможностями языка;
– знать словари русского языка и уметь ими пользоваться.
2. Место дисциплины в структуре основных образовательных программ высшего профессионального образования
Дисциплина «Русский язык и культура речи» относится к циклу гуманитарных дисциплин (вариативной части).
Содержание дисциплины служит основой для освоения всех дисциплин.
Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются знания, полученные в школе в процессе изучения дисциплины «Русский язык».
3. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 семестр, 3 зачетные единицы, 108 (44+64) часов.
№ раздела (дидактической единицы) |
Наименование раздела (дидактической единицы) дисциплины |
Виды учебной нагрузки и их трудоемкость, ч |
|||
Лекции |
Практические занятия |
СРС |
Всего часов |
||
1 |
Литературный язык как высшая форма национального языка. Понятие о культуре речи |
4 |
14 |
26 |
44 |
2 |
Функциональная стилистика |
10 |
4 |
18 |
32 |
Деловой русский язык |
4 |
2 |
8 |
14 |
|
4 |
Риторика |
4 |
2 |
12 |
18 |
|
ИТОГО: |
22 |
22 |
64 |
108 |
Лекции |
Практические занятия |
Самостоятельная работа студента |
||||
часы |
тема |
часы |
тема |
содержание |
часы |
|
Раздел 1. Литературный язык как высшая форма национального языка. Понятие о культуре речи |
||||||
2 |
Тема 1. Понятие о литературном языке и культуре речи |
2 |
Практическое занятие № 1. Литературный язык и культура речи |
Подготовка к практическому занятию № 1 |
2 |
|
2 |
Тема 2. Языковая норма. Виды языковых норм |
12 |
Практическое занятие № 2. Языковая норма. Виды норм. Практическое занятие № 3. Лексические и фразеологические нормы современного русского литературного языка. Практическое занятие № 4. Морфологические нормы. Практическое занятие № 5. Синтаксические нормы. Практическое занятие № 6. Принципы русской орфографии. Орфографические нормы. Практическое занятие № 7. Русская пунктуация. Пунктуационные нормы |
Подготовка к практическим занятиям № 2–7. Подобрать из устной речи и письменных текстов примеры с речевыми ошибками разных типов |
24 |
|
Раздел 2. Функциональная стилистика |
||||||
2 |
Тема 3. Функциональные стили современного литературного языка |
|
|
|
|
|
2 |
Тема 4. Научный стиль |
2 |
Практическое занятие № 8. Функциональные стили речи. Научный стиль |
Подготовка к практическому занятию № 8. Подготовить анализ текста научного стиля по предложенному образцу |
4 |
|
2 |
Тема 5. Официально-деловой стиль |
2 |
Практическое занятие № 9. Официально-деловой стиль |
Подготовка к практическому занятию № 9. Подготовить анализ текста официально-делового стиля по предложенному образцу |
4 |
|
2 |
Тема 6. Публицистический стиль |
|
|
Подготовить анализ текста публицистического стиля по предложенному образцу |
4 |
|
1 |
Тема 7. Литературно-художественный стиль |
|
|
Подготовить анализ текста художественного стиля по предложенному образцу |
4 |
|
1 |
Тема 8. Разговорно-бытовой стиль |
|
|
Подготовить анализ текста разговорно-бытового стиля по предложенному образцу |
2 |
|
Раздел 3. Деловой русский язык |
||||||
2 |
Тема 9. Официально-деловая устная и письменная речь |
|
|
|
4 |
|
2 |
Тема 10. Деловое общение. Деловой этикет |
2 |
Практическое занятие № 10. Деловое общение. Культура деловой речи |
Подготовка к практическому занятию № 10 |
4 |
|
|
Раздел 4. Риторика |
|
||||
2 |
Тема 11. Особенности устной публичной речи. Подготовка речи |
2 |
Практическое занятие № 11. Особенности устной публичной речи. Подготовка публичной речи |
Подготовка к практическому занятию № 11. Подготовить выступление с презентацией по выбранной теме |
12 |
|
2 |
Тема 12. Оратор и аудитория |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
ИТОГО: 22 ч. лекций, 22 ч. семинарских занятий, 64 ч. самостоятельной работы |
|
4. Формы контроля освоения дисциплины
Текущая аттестация студентов производится в дискретные временные интервалы лектором и преподавателем, ведущим практические занятия по дисциплине, в следующих формах:
-
контрольные работы по речевым нормам;
-
диктант по орфографии и пунктуации;
-
выступления с презентациями на темы «Функциональная стилистика», «Публичная речь. Оратор и аудитория».
Отдельно оцениваются личностные качества студента (аккуратность, исполнительность, инициативность), работа у доски, своевременная сдача письменных домашних заданий.
Рубежная аттестация студентов производится по окончании раздела (ДЕ) в следующих формах:
-
диагностический (входной) контроль с использованием системы интернет-тренажеров (www.i-exam.ru) на 1-й неделе семестра;
-
интернет-теститрование с использованием интернет-тренажеров (www.i-exam.ru) на 6-й, 11-й и 16-й неделях семестра.
Промежуточный контроль по результатам семестра проходит в форме письменного и устного зачета (включает выполнение итоговой контрольной работы по всем темам и беседу по результатам выполнения письменной работы) или в форме тестирования.
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература:
-
Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 1997.
-
Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум. М., 1998.
-
Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. М.: Высшая школа, 1988.
-
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1998.
-
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М.: Айрис-Пресс, 1999.
-
Русский язык и культура речи / Под ред. проф. В.И. Максимова. М., 2002.
-
Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: Конспект лекций. М., 2005.
-
Солганик Г.Я. Стилистика современного русского языка и культура речи. М., 2002.
Дополнительная литература:
-
Лучник Б.С. Основы стилистики и редактирования. Ростов-на-Дону, 1997.
-
Практический курс современного русского языка: Сборник упражнений / Под ред. П.А. Лекант. М.: Высшая школа, 2003. 335 с.
-
Солганик Г.Я. Стилистика. М., 1982.
-
Солганик Г.Я. Стилистика текста. М., 2000.
-
Хазанова А.С., Цвайг Л.В. Русский язык: Практическое руководство / 2-е изд, испр. и доп. М.: Изд-во РОУ, 1996. 340с.
Материалы электронной библиотеки ИГУМО (лекционные материалы Козловой Р.М., презентации).
5. Материально-техническое обеспечение дисциплины
-
Лекционные занятия:
-
комплект электронных презентаций/слайдов;
-
аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук).
-
-
Практические занятия: презентационная техника (проектор, экран, компьютер/ноутбук).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Бально-рейтинговая система оценки знаний студентов за семестр
№ |
Виды работ |
Общее количество баллов |
1. |
Посещение занятий (20 з. × 1б.) |
22 |
2. |
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию (2б. за занятие) |
22 |
3. |
Подготовка выступлений, презентаций и других наглядных материалов по теме занятия (в идеале каждый студент должен подготовить один наглядный материал) |
5б. за 1 презент. |
4. |
За выполнение заданий на занятии (11 × 1) |
11 |
5 |
За стилистический анализ текста (всего 5 × 3) |
15 |
6. |
Итоговая зачетная работа или тестирование |
20 |
7. |
Бонусы за неординарную творческую работу |
5 |
|
Итого: |
100 |