ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.12.2019
Просмотров: 1143
Скачиваний: 6
Задания:
1. Напишите заявление, доверенность. Данные служебные документы оформите по всем правилам.
2. Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже. С полученными словосочетаниями составьте предложения. 1. Согласно (распоряжение, приказ, решение, постановление, желание, указание). 2. Благодаря (выступление, успех, знание, предупреждение). 3. Вопреки (просьба, предположение, уговор, усилие).
Практическое занятие № 10. Деловое общение. Культура деловой речи
Вопросы:
-
Риторика делового совещания.
-
Специфика делового телефонного разговора.
-
Служебно-деловое общение: деловые переговоры, интервью, презентация.
-
Деловой этикет. Этикетные формулы.
Методика: ситуативно-ролевая игра.
-
Проведите контактоустанавливающую беседу с потенциальным партнером в ходе презентации интересующей вас продукции.
-
Проведите переговоры с представителями местной администрации о расширении сети бытовых услуг населению при наличии конкурентов.
-
Проведите телефонный разговор для выяснения наличия вакантных мест. В ходе разговора уточните условия труда и должностной оклад. Используйте выражения речевого этикета.
-
Проведите различные типы телефонного разговора: 1) в зависимости от целевой установки: а) наведение справок; б) различные заказы; в) вызовы кого-либо, договор о встрече; г) передача информации (сообщений, приглашений, просьб и т.д.); д) поздравления; поддержание контактов (звонки этикетного характера); 2) в зависимости от отношений абонентов и ситуации: а) официальные (деловые) – между незнакомыми и малознакомыми людьми; б) неофициальные (частные); в) нейтральные – между знакомыми, но равными по положению и возрасту; г) дружеские – между близкими людьми.
При выполнении задания обратите внимание на развитие темы телефонного разговора: 1) затруднения в разговоре; 2) поддержание разговора; 3) развитие темы; 4) проявление внимания к чужой речи; 5) проверка внимания собеседника; 6) конец разговора.
Практическое занятие № 11. Публицистический стиль (стиль массовой коммуникации). Особенности устной публичной речи
Вопросы:
-
Публицистический стиль (стиль массовой коммуникации): жанровая дифференциация и отбор языковых средств.
-
Основные признаки публицистического стиля.
-
Книжно-письменная и публичная литературная устно-разговорная формы текстов стиля массовой коммуникации.
-
Особенности устной публичной речи.
-
Основные этапы подготовки публичной речи.
Особенности предварительного этапа работы над выступлением. Источниковая база публичного выступления. Система сбора и хранения разнообразной информации. Работа с фактами, тезисами и «конструирование». Введение вспомогательного и иллюстрированного материала, примеров, ссылок, сравнений.
-
Разработка темы выступления. Работа над речевой формой выступления.
-
Текст и специфика работы над текстом.
-
Организация труда и состояние рабочего места. Рациональное использование времени.
-
Наиболее распространенные недостатки в публичных выступлениях и пути их устранения.
Приложение 3
Вопросы к зачету
-
Что такое «язык»? Язык и речь. Функции языка.
-
Содержание и соотношение понятий «язык», «литературный язык», «современный литературный язык».
-
Основные понятия культуры речи. Правильность, понятность, выразительность речи в разных сферах языкового существования. Вопрос о сложности. Вопрос о красоте языка.
-
Понятие языковой нормы, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.
-
Виды языковых норм. Признаки нормы. Историческая изменчивость и вариативность нормы. Кодификация литературной нормы.
-
Основные современные нормативные словари.
-
Система и структура языка. Знаковый характер языка. Уровни языка. Языковые единицы разных уровней.
-
Орфоэпические нормы. Акцентологические нормы. Интонация.
-
Лексические нормы современного русского литературного языка. Виды лексических ошибок. Лексическая избыточность и недостаточность.
-
Фразеология. Особенности употребления фразеологизмов. Экспрессивный характер идиом. Устранение ошибок, связанных с неверным использованием устойчивых сочетаний слов.
-
Словообразовательные нормы русского языка. Типичные ошибки, связанные с неправильным словообразованием.
-
Морфологические нормы литературного языка. Основные виды ошибок. Синтаксические нормы в употреблении предложений разных типов: простых, осложненных, сложных.
-
Принципы русской орфографии. Правила русской орфографии.
-
Основные правила русской пунктуации.
-
Функциональные стили современного русского литературного языка. Параметры функционального стиля. Лингвистические и экстралингвистические факторы.
-
Особенности научного стиля. Речевые жанры научного стиля. Типичные ошибки в произведениях научного стиля.
-
Сфера функционирования и жанровое разнообразие официально-делового стиля.
-
Требования к языку и стилю документов. Правила оформления документов. Типичные ошибки в языке деловых бумаг.
-
Речевой этикет в делопроизводстве.
-
Служебно-деловое общение: деловые переговоры, интервью, презентация. Деловой этикет.
-
Публицистический стиль: жанровая дифференциация и отбор языковых средств.
-
Особенности устной публичной речи. Подготовка речи. Словесное оформление публичного выступления.
-
Вопрос о существовании особого стиля художественной литературы. Эстетическая функция речи как основополагающий признак языка художественной литературы.
-
Богатства русского языка в системе художественного текста. Понятие тропа. Основные тропы русского языка. Экспрессивный синтаксис (фигуры речи).
-
Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка.
-
Жанры разговорной речи. Культура разговорной речи.
Приложение 4
Образец стилистического анализа текста
Текст.
(1) В связи с вопросом о предмете стилистики выдвигается вопрос об особом стилистическом уровне. (2) При этом обычно говорят об уровне разнообразных стилистических приемов. (3) Однако стилистические приемы создаются и употребляются в речи, в тексте в процессе функционирования. (4) Назначение их самое разное в зависимости от коммуникативных задач. (5) Они могут твориться заново, строиться по известным моделям и, наконец, использоваться в готовом виде. (6) В структурном отношении они могут быть лексико-семантическими, словообразовательными, фразеологическими, грамматическими (в том числе синтаксическими), а также собственно текстовыми сущностями (выходящими за предел предложения), например композиционными. (7) Это говорит о том, что особого языкового уровня (в общепринятом речеведческом смысле) они не образуют, так как составляют неравновеликие и качественно разнородные, то есть принадлежащие к разным языковым ярусам, единицы и явления. (8) (В языке нет уровня, состоящего из каких-то особых, самостоятельных стилистических единиц или приемов.) (9) Правда, все эти средства объединяются единой функцией в речи – направленностью на эффективность высказывания. (10) Таким образом, и стилистика приемов «прорезает» разные уровни языковой системы, а потому и не составляет особого уровня языка. (11) Кроме того, эта стилистика приемов представляет собой аспект употребления языка, узус, то есть опять-таки «особый угол зрения», и, соответственно, относится к функционированию языка.
АНАЛИЗ ТЕКСТА
1. ТЕМА |
Стилистика (раздел языкознания) |
2. СФЕРА ОБЩЕНИЯ или ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ |
Наука |
3. ЦЕЛЬ ОБЩЕНИЯ |
Высказать мнение по вопросу о стилистическом уровне текста (сравните с целью текстов научного стиля: доказать истинность выдвинутой гипотезы об объективной картине окружающего мира, в данном случае – о языке как объективном явлении) |
4. ФУНКЦИЯ ОБЩЕНИЯ |
Информативная (информировать о строении языковой системы в стилистическом аспекте), воздействующая на логику читателя (слушателя) при доказательстве правоты выдвинутой точки зрения |
5. СИТУАЦИЯ ОБЩЕНИЯ |
1 – много (соответствует книжному стилю) |
6. ФОРМА РЕЧИ |
Письменная монологическая (соответствует книжному стилю) |
7. ТИП РЕЧИ |
Рассуждение: контртезис (2); тезис (10); аргументы: первый аргумент (3), (4), (5); второй аргумент (6), (7); третий аргумент (11) |
8. ПОДСТИЛЬ |
Собственно научный, так как выдвигается гипотеза, приводятся доказательства |
9. ЖАНР |
Научная статья (фрагмент): научная статья – так как представлен спорный в научном плане вопрос (1), (2), (3), дана одна из точек зрения на выявленную проблему – об особом стилистическом уровне (10), приводятся доказательства (4) – (11); фрагмент – так как незначительный объем текста. Примечание: после предложения (2) – контртезиса – предполагается скрытый тезис (об этом говорит употребление союза «однако»); далее идут доказательства; собственно тезис открыто проявляется в предложении (10) |
10. ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ |
Точность. В тексте названа конкретная тема научного исследования – стилистический уровень; используется однозначная лексика (см. термины), нет образных средств, допускающих иное толкование. Логичность. Текст построен в виде доказательства научной точки зрения (см. тип речи; «скрепы» частей текста: однако, таким образом, то есть). Отвлеченность. Тема текста – «стилистический уровень языка». Понятие «стилистический уровень», как и понятие «язык», означает не конкретное, а отвлеченное явление. Обобщенность. В тексте дается представление о функционировании языка вообще, а не об отдельном конкретном высказывании. Экспрессия. Отсутствует в тексте, нет воздействия на чувства, нет экспрессивно-оценочной лексики, экспрессивного синтаксиса. Образность. В тексте отсутствует, нет образных средств различных уровней, воздействующих на воображение читателей. Вывод: цель, функции, экстралингвистические факторы указывают на принадлежность к научному стилю, собственно научному подстилю |
11. ЯЗЫКОВЫЕ ПРИЗНАКИ ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ МОРФОЛОГИЯ СИНТАКСИС |
Примечание: отсутствуют слова-символы – графические метафоры, так как в данной научной теме они неуместны; использовано образное выражение «стилистика прорезает разные уровни языковой системы». С помощью этой метафоры (скрытого сравнения) автор доступно и понятно передает свое представление о функционировании стилистических приемов в системе языка. Использование лишь единичного образного средства является важным фактором для определения стиля (см. экстралингвистические факторы – безопасность).
ВЫВОД: ярко представлены стилистически окрашенные (научный стиль) языковые средства всех уровней языка. |
«Русский язык и культура речи». Программа учебной дисциплины для студентов направлений «Лингвистика», «Инноватика», «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Дизайн», «Прикладная информатика», «Реклама и связи с общественностью», «Психология», «Экономика», «Прикладная математика и информатика».
Составитель Р.М. Козлова. – М.: РИПО ИГУМО и ИТ, 2011. – 31 с.